Методические указания по изучению дисциплины б. 5 Библиотечно-информационное обслуживание



Скачать 102.91 Kb.
Дата07.06.2016
Размер102.91 Kb.
Методические указания по изучению дисциплины Б3. Б.5 Библиотечно-информационное обслуживание


  1. Цели и задачи дисциплины

Целями освоения дисциплины (модуля) является библиотечно-информационное обслуживание как целостная система обеспечения информационных запросов пользователей. В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

1) Знать библиотечно-информационное обслуживание как целостную систему изучения и обеспечения информационных запросов пользователей

2) Уметь: реализовывать основные направления теории и практики библиотечно-информационного обслуживания.

3) Владеть: методами обобщения теоретической и эмпирической информации в области библиотековедения.
2. Структура курса (содержание разделов дисциплины)
Тема 1. Предмет, задачи и структура курса

Библиотечно-информационное обслуживание (БИО) – учебная и научная дисциплина, его взаимосвязи с родственными и смежными науками и учебными дисциплинами. Цели и задачи курса БИО. БИО в контексте законов Ранганатана. Структура БИО, основное содержание, логика и особенности изучения курса БИО. Информационная база курса.


Тема 2. История изучения читателей в библиотеках России и за рубежом
Потребность общества в изучении читателей. Основные направления в изучении читателей в России в дореволюционный период: цели, задачи, принципы, методы, организация изучения читателей и их просвещения. Изучение читателей в советский период: этапы, особенности, закономерности. Централизованные исследования (Советский читатель; Специалист –библиотека – библиография; Книга и чтение в жизни небольших городов; Книга и чтение в жизни советского села; Советский рабочий – читатель). Региональные исследования.

Современное состояние исследований по чтению и БИО. Проведенные исследования РНБ, РГБ, РГДБ и др. Исследования по БИО, проводимые студентами вузов в рамках дипломных, курсовых работ. Перспективы развития исследовательских проблем БИО в рамках информатизации общества. Социологическая и психологическая службы в библиотеках – основа постоянного изучения БИО. Зарубежные исследования по БИО.


Тема 3. Теоретические проблемы библиотечно-информационного обслуживания
Понятийный аппарат БИО как учебной дисциплины, научной и практической деятельности: общее и различное. Понятие «библиотечно-бибилографическое обслуживание». Функции БИО. Взаимосвязь педагогических, социальных, психологических функций БИО. Принципы БИО: целесообразности, развития, демократизации, комфортности. Характеристика основных концепций БИО. Перемены в концептуальных основах БИО. Теория читательского развития личности. Основные понятия теории читательского развития. Теоретико-методологические основы БИО за рубежом.
Тема 4. Читатель (абонент) библиотеки – центральная категория

библиотечно-информационного обслуживания. Типология читателей библиотеки, их социологическая и психологическая характеристика
Читатель (абонент) библиотеки. Определение понятия «читатель», «абонент», «пользователь». Изучения читателей в стране. Читатель – объект изучения различных наук. Типология читателей как теоретическая проблема. Типология читателей как научное понятие. Цель типологии читателей. Принцип дифференцированного подхода. Попытки типологизации читателей в дореволюционной России, в советское время. Характеристика различных подходов к типологии читателей в современное время. Анализ типологий. Проблема создания универсальных классификаций читателей системно-целостного характера.
Тема 5. Методы изучения читателей
Методология и методика изучения читателей. Исследовательские методы: анализ документов, опрос письменный и устный, наблюдение, эксперимент, контекст-анализ, психолингвистические, математические, методы многомерного анализа. Перспективы развития исследовательских проблем и библиотечного обслуживания в условиях информатизации общества. Требования, предъявляемые к библиотекарю-библиографу – организатору исследовательской работы в библиотеке. Проблема создания мониторинга по читательскому развитию. Создание специальных служб по изучению читательского развития.
Тема 6. Организация и методика библиотечно-информационного обслуживания читателей в библиотеках разных типов

Система БИО в библиотеке. Структура БИО. Принципы БИО (конгруэнтности, полноты и оперативности, дифференцированного подхода, комфортности обслуживания). Классификация организационных форм обслуживания на основе системного подхода и в зависимости от типо-видовой структуры библиотек. Система элементов БИО в библиотеке: читальный зал, абонемент (открытый доступ к фонду); внестационарное обслуживание читателей: библиотечные пункты, передвижные библиотеки. ММБА, МБА: история, современное состояние, перспективы.

Индивидуальное обслуживание: задачи, формы. Групповое и массовое (фронтальное) обслуживание: задачи и формы. Особенности обслуживания читателей в библиотеках разного типа. Принцип соответствия характера информационных потребностей типу библиотек. БИО читателей в специализированных отделах библиотек. Информационное обеспечение отдельными видами научно-технической литературы.

Особенности читательского развития детей, подростков, юношества. Проблемы взаимодействия библиотеки с другими социальными институтами в целях улучшения библиотечной деятельности с подрастающим поколением.

Библиотеки семейного чтения как институциональная форма информационно-психологической, межличностной социализации разновозрастных категорий читателей.

Библиотечная деятельность с людьми, имеющими психофизиологические, физические недостатки. Библиотерапевтическая деятельность библиотек. БИО людей с асоциальным поведением.

БИО досуговой деятельности.

БИО в условиях нетрадиционных форм взаимодействия с социальными институтами.

Технология БИО. Запрос как выражение потребностей читателя. Характеристика запросов.

Библиотечная услуга. Характеристика библиотечных услуг. Ресурсы БИО. Технологические процессы БИО. Модель технологического процесса БИО. Учетно-технологические документы для контроля БИО.

Библиотекарь и читатель в процессе БИО. Этика БИО. Библиотекарь как организатор БИО.

Библиотечная среда и реклама.

Эффективность БИО.
Тема 7. Управление библиотечно-информационным обслуживанием
БИО и функционирование этой проблемы. Управление БИО как понятие, как процесс. Прогнозирование, планирование, организация, координация, анализ, руководство, учет контроль. Система учета и маркетинговые исследования внутри подразделений БИО. Уровни управления БИО. Задачи управления. Основные факторы, влияющие на принятие управленческих решений в области БИО. Изменения (структурные, технологические, кадровые), происходящие в процессе управления.

Структурные изменения в системе обслуживания. Изменения технологических процессов выполнения отдельных услуг. Перемены в библиотечной среде. Понятие «библиотечная среда». Комфортность, технологичность, современность библиотечной среды.


Тема 8. Современные библиотечно-информационные услуги:

характеристики, квалификации, проблемы выбора
Понятие «информационные услуги» и «информационные ресурсы». Основные направления деятельности библиотек в зависимости от потребностей пользователей. Типы и виды потребностей. Характеристика новых групп пользователей библиотеки. Типы и виды библиотечно-информационной продукции и услуг. Модернизация методов обслуживания в новых условиях. Особенности внедрения комплексных форм. Использование инновационных и традиционных информационных услуг и продукции в зависимости от типа и виды библиотек. Информационные технологии на компьютерной основе – средство расширения информационных услуг. Создание информационной инфраструктуры БИО в разных типах библиотек. Управление информационно-психологическими ресурсами.
3. Методические рекомендации по изучению дисциплины
Данная учебная дисциплина осваивается студентами на протяжении 3-х семестров и на лекционные занятия выносятся сложные темы, а на практические занятия – наиболее значимые и комплексные.

За последние годы значительно обогатились знания и информационные ресурсы в области БИО, документальный поток пополнился публикациями дискуссионного характера в связи с критикой теории руководства чтением, пересмотром идеологических основ БИО. В эти годы вышли монографии и учебные пособия В. А. Бородиной, М. Я. Дворкиной, С. А. Езовой, Ю. П. Мелентьевой, И. А. Мейжес и других. В данных работах предлагается авторское осмысление ИБО, интерпретации.



В настоящее время объем публикаций достаточно велик, но они не всегда доступны по причине малотиражности, рассеянности и локальности. Для изучения данной дисциплины следует опираться на учебники и учебные пособия: Бородина, В. А. Библиотечное обслуживание : учебно-методическое пособие / В. А. Бородина. – М. : Либерия, 2004. – 168 с. ; Дворкина, М. Я. Библиотечное обслуживание как система : учеб. пособие / М. Я. Дворкина. – М., 1992. – 162 с. ; Дворкина, М. Я. Библиотечное обслуживание : Новая реальность : лекции / М. Я. Дворкина. – М., 2000. – 46 с. ; Мейжис, И. А. Социально-психологические основы библиотечного обслуживания : учеб. пособие / И. А. Мейжис. – Николаев, 1994. – 192 с.

Примерный перечень вопросов к зачету


  1. БИО в структуре библиотеки как социального института: миссия, функции, цели, принципы.

  2. Содержание и источниковедческая законодательная база БИО.

  3. Законодательная и информационная база БИО в историческом контексте.

  4. Национальная политика в развитии информационной культуры личности и общества в России.

  5. БИО: становление и развитие теоретико-методологических основ.

  6. Чтение как социально-психологический процесс.

  7. Теоретико-методологические основы изучения читателей.

  8. Читатель и чтение в древней Руси.

  9. Изучение читателя в России XIV-XVIII вв.

  10. Читатель и чтение в дореволюционной России (перв. пол. XIХ в.).

  11. Читатель и чтение в России во второй половине XIХ в.

  12. Изучение читателя в первые годы советской власти (20-30-е гг.). Общая характеристика.

  13. Исследование читательских интересов и восприятия литературных произведений А. М. Топоровым.

  14. Изучение чтения и читателя Н. А. Рубакиным.

  15. Централизованные исследования чтения и читателя. Общая характеристика.

  16. Изучение читателя во второй половине ХХ в. Перспективы изучения проблем чтения в условиях информатизации общества.

  17. «Читатель», «абонемент», «пользователь» как понятия.

  18. Читатель как объект изучения различных наук.

  19. Типология читателей как теоретическая проблема, научное понятие.

  20. Типология читателей и пользователей в историческом контексте.

  21. Типологизация читателей в современное время. Характеристика подходов.

  22. Анализ типологий читателей (Б. Г. Умнова, С. А. Трубникова, Л. И. Беляева, Ф Н. Никифорова и др.).

  23. Культура чтения: понятие, структура, содержание.

  24. Читательское развитие в условиях библиотеки.

  25. Информационная культура субъектов БИО: понятие, структура, виды, содержание.

  26. Методика изучения информационных потребностей реальных, потенциальных пользователей библиотеки.

  27. Исследовательские методы, используемые при изучении читателей: анализ документов, опрос, наблюдение, эксперимент.

  28. Исследовательские методы, используемые при изучении читателей: контент-анализ, психолингвистические, математические методы, методы многомерного анализа.

  29. Информационные ресурсы БИО: понятие, содержание, использование.

  30. Требования, предъявляемые библиотекарю-библиографу – организатору исследовательской работы в библиотеке.

  31. Создание специальных служб по изучению читателей, читательского развития.


Примерный перечень вопросов к экзамену


  1. Система БИО в библиотеке.

  2. Структура БИО. Общая характеристика.

  3. БИО в структуре деятельности библиотеки: взаимодействие отделов БИО с другими отделами библиотеки, службами библиотеки.

  4. Библиографические процессы в БИО.

  5. Принципы БИО.

  6. ММБА, МБА: история, организация, состояние, перспективы развития.

  7. БИО в условиях открытого доступа фонда.

  8. Система внестационарного обслуживания читателей: теория, методика, организация.

  9. Стационарное БИО: теория, методика, организация.

  10. Классификация организационных форм БИО. Характеристика подходов.

  11. Информационные продукты и услуги в библиотеке.

  12. Индивидуальное БИО: цели, задачи, содержание, требования.

  13. Массовое обслуживание читателей: теория, методика, организация.

  14. Специализированное БИО: понятие, виды, содержание, особенности, перспективы развития.

  15. Читательское развитие детей в условиях библиотеки. Особенности БИО.

  16. БИО различных категорий читателей в библиотеках разных типов: содержание, методика, организация.

  17. Функциональная неграмотность и библиотека. Самообразовательное чтение в структуре читательского развития.

  18. БИО в разных типах библиотек в профессиональных целях.

  19. БСЧ и семейное чтение в читательском развитии детей, подростков, юношества, взрослых.

  20. БИО в досугово-любительских целях: история, современное состояние, перспективы.

  21. Эстетическое просвещение в условиях библиотек.

  22. БИО инвалидов по зрению.

  23. БИО людей с проблемами слуха.

  24. Традиции и новации в организации и методике БИО.

  25. Технология БИО.

  26. Учетно-технологические документы для контроля БИО.

  27. Конфликты и конфликтные ситуации в процессе БИО: изучение и анализ.

  28. Общение библиотекаря и читателя в системе БИО: теория, методика, организация.

  29. Рекламная деятельность в процессе БИО.

  30. Психология БИО.

  31. Библиотекарь как организатор БИО. Основные требования.

  32. Библиотечный коллектив как организатор инфраструктуры БИО.

  33. Библиотечные кадры и их подготовка для БИО. Профессиограмма библиотекаря отдела обслуживания.

  34. Библиотечные службы психологической поддержки населения в контексте национальной информационной политики и региональных особенностей.

  35. Инновационные модели БИО.

  36. БИО за рубежом.



4. Список рекомендованной литературы
Литература

Основная литература:


  1. О библиотечном деле: Федеральный закон // Библиотековедение. – 1995. –
    № 1. – С. 3-17.

  2. Библиотечное обслуживание: теория и методика: учебник / под ред. А. Я. Айзенберга. – М., 1996. – 200 с.

  3. Бородина, В. А. Библиотечное обслуживание: учебно-методическое пособие / В. А. Бородина. – М.: Либерия, 2004. – 168 с.

  4. Дворкина, М. Я. Библиотечное обслуживание как система: учеб. пособие / М. Я. Дворкина. – М., 1992. – 162 с.


Дополнительная литература:


  1. Азаров, В. А. Обслуживание читателей: техника, профессионального поведения библиотекаря: монография / В. А. Азаров. – Самара, 1998. – 145 с.

  2. Алтухова, Г. Профессиональная этика библиотекаря / Г. Алтухова. – М., 1996. – 90 с.

  3. Дворкина, М. Я. Библиотечное обслуживание: Новая реальность: лекции / М. Я. Дворкина. – М., 2000. – 46 с.

  4. Дворкина, М. Я. Библиотечное обслуживание: теоретический аспект (монография) / М. Я. Дворкина. – М., 1993. – 249 с.

  5. Дворкина, М. Я. Об изменении библиотечного обслуживания и о библиотечной философии / М. Я. Дворкина // Библиотековедение. – 1997. – № 5-6. – С. 20-28.

  6. Мейжис И.А. Социально-психологические основы библиотечного обслуживания: учеб. пособие / И. А. Мейжис. – Николаев, 1994. – 192 с.

  7. Мелентьева, Ю. П. Библиотека и социализации личности: учеб. пособие / Ю. П. Мелентьева. – М., 1993. – 71 с.

  8. Шапошников, А. Е. Библиотечное обслуживание инвалидов: учеб. пособие / А. Е. Шапошников. – М., 1992. – 179 с.


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница