Методические указания по усвоению учебных тем лекционных и практических занятий



Скачать 217.92 Kb.
Дата04.06.2016
Размер217.92 Kb.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ТГПУ)

Кафедра


теории и методики обучения физической культуре и спорту
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ




Мененджмент в физической культуре и спорте

(Наименование дисциплины (модуля)

Специальность 033100.65 Физическая культура

Содержание:



  1. Аннотация.

  2. Рабочая программа

  3. Методические указания по усвоению учебных тем лекционных и практических занятий

  4. Вопросы для самостоятельной работы студентов


АННОТАЦИЯ

Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 033100.65 Физическая культура (от 14.04.2000 г.) устанавливает обязательный минимум содержания дисциплины ОПД.Ф.07. Менеджмент физической культуры и спорта.

Характеристика менеджмента в сфере физической культуры и спорта, его функции и правовые основы. Организация и технология менеджмента в сфере физической культуры и спорта. Организация клубной физкультурно-спортивной работы с населением. Внеклассная работа как вид менеджмента. Подготовка и проведение организационных, самостоятельных и индивидуальных физкультурно-спортивных мероприятий и занятий в зависимости от их целевой направленности. Система подготовки и повышения квалификации специалистов в области физической культуры и спорта.

Цель УМКД – обеспечение выполнения требований ГОС ВПО к подготовке специалиста, повышение эффективности управления учебным процессом и самостоятельной работой студентов по освоению дисциплины «Психология физической культуры и спорта».

Задачи УМКД:


  • Определить содержание, объем и последовательность изучения разделов дисциплины;

  • Установить требования к уровню освоения содержания дисциплины;

  • Обеспечить преемственность в преподавании дисциплин;

  • Определить содержание и объем самостоятельной работы студентов;

  • Установить формы и средства контроля текущих, промежуточных и итоговой аттестации по дисциплине.


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Томский государственный педагогический университет»


(ТГПУ)


«Утверждаю»

Декан ФФК


_____________О.В.Смирнов

«______»_________2008г.



ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ


ДПП.Ф.07.

МЕНЕДЖМЕНТ В ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТЕ



1. Цели и задачи дисциплины.



Предоставить необходимые знания, в области дисциплины студентам института физической культуры, сформировать новаторское социально-экономическое мышление, предприимчивость, умение использовать и самостоятельно разрабатывать нормативно правовые документы управленческого характера.

Сформировать умения эффективно использовать в физкультурно-спортивных организациях механизмы рыночной экономики.

Изучить отечественный и зарубежный опыт организации массовой оздоровительной работы и туризма.

Овладеть знаниями организационной структуры профессиональной деятельности в сфере физической культуры и спорта

Изучить психолого-педагогические основы организации учебно-воспитательной и учебно-тренировочной работы, массовых физкультурных занятий.

Овладеть методами и средствами сбора, обобщения и использования информации о достижениях физической культуры и спорта, приемами агитационно-пропагандистской работы по вовлечению различных групп населения, в первую очередь молодежи, в систематические занятия физической культурой и спорта.


2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Знать отечественный и зарубежный опыт организации массовой оздоровительной работы и туризма.

Знать организационную структуру профессиональной деятельности в сфере физической культуры и спорта.

Знать психолого-педагогические основы организации учебно-воспитательной и учебно-тренировочной работы, массовых физкультурных и учебно-оздоровительных занятий.



Владеть методами и средствами сбора, обобщения и использования информации о достижениях физической культуры и спорта, приемами агитационно-пропагандистской работы по вовлечению различных групп населения, в первую очередь молодежи, в систематические занятия физической культурой и спортом и др.
3. Объем дисциплины и виды учебной работы.

Учебные семестры

Виды учебной работы

Всего часов

10





Общая трудоемкость дисциплины

102

102




Аудиторные занятия

20

20




Лекции

10

10




Практические занятия










Семинары

10

10




Лабораторные работы










И(или) другие виды аудиторных занятий










Самостоятельная работа

82

82




Курсовой проект (работа)










Расчетно-графические работы










Реферат










И(или) другие виды самостоятельной работы










Вид итогового контроля




Зачет




4. Содержание дисциплины.

4. 1.Разделы дисциплины и виды занятий.


№ п/п

Разделы дисциплины


Всего

Лекции

Практические занятия, семинары

1.

Менеджмент физической культуры и спорта как учебная и научная дисциплины.

2

1

1

2.

Информационное обеспечение менеджмента в сфере физической культуры и спорта.

2

1

1

3.

Правовые основы менеджмента в сфере физической культуры и спорта.

2

1

1

4.

Физическая культура и спорт как социальная система в условиях рыночных отношений.

2

1

1

5.

Системный характер менеджмента в сфере физической культуры и спорта.

2

1

1

6.

Целеполагание как функция менеджмента.

2

1

1

7.

Прогнозирование и планирование как функция менеджмента.

2

1

1

8.

Организация как функция менеджмента.

2

1

1

9.

Руководство как функция менеджмента.

2

1

1

10.

Государственные структуры управления физической культурой и спортом.

2

1

1



4.2. Содержание разделов дисциплины
Лекции:
1.Менеджмент в сфере физической культуры и спорта как учебная и научная дисциплина.

Сущность управления. Закономерности развития управления и его основные разновидности- менеджмент и маркетинг. Менеджмент и предпринимательство.

Значение менеджерской подготовки для будущей профессиональной деятельности в сфере физической культуры и спорта в условиях рынка.

Актуальные проблемы менеджмента в сфере физической культуры и спорта как науки. Методология, методы и организация исследований проблем менеджмента в сфере физической культуры и спорта. Взаимосвязь учебного курса с другими дисциплинами учебного плана.

2.Информационное обеспечение менеджмента в сфере физической культуры и спорта.

Информация как основа менеджмента в сфере физической культуры и спорта. Понятие и виды информации.

Информационное взаимодействие разноуровневых физкультурно-спортивных организаций.

3.Правовые основы менеджмента в сфере физической культуры и спорта.

Современная система нормативно-правовых актов, регулирующих развитие физической культуры и спорта в России. «Основы законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте» как государственно-правовая база менеджмента. Законодательное разделение компетенции между различными государственными структурами управления и общественными объединениями физкультурно-спортивной направленности. Подзаконные акты по физической культуре и спорту.

4.Физическая культура и спорт как социальная система в условиях рыночных отношений

Физическая культура и спорт как социально-педагогическая самоуправляемая система.

Сущность и классификация управленческих отношений в сфере физической культуры и спорта.

5.Системный характер менеджмента в сфере физической культуры и спорта.

Современный менеджмент в сфере физической культуры и спорта как сплав науки и искусства. Современные разновидности менеджмента в сфере физической культуры и спорта- проектный, финансовый, аутогенный.

6. Целеполагание как функция менеджмента

Цели менеджмента в сфере физической культуры и спорта. Классификация и методологические основы постановки целей. Потребности, физкультурно-спортивные интересы как социально-педагогическая основа для научной постановки целей.



7. Прогнозирование и планирование как функция менеджмента

Методологические основы и методы прогнозирования и планирования в сфере физической культуры и спорта. Планирование и принятие управленческого решения. Сущность, структура, классификация, технология выработки и принятия решения в физкультурно-спортивных организациях. Требования к управленческому решению в условиях рынка.



8.Организация как функция менеджмента.

Основные типы организационных структур физкультурно-спортивных организаций



9. Руководство как функция менеджмента.

Формальное руководство и неформальное лидерство в физкультурно-спортивных организациях различных типов.

Прогнозирование развития физкультурно-спортивной организации на основе оценки эффективности ее работы.

10. Государственные структуры управления физической культурой и спортом.

Система государственных органов управления физической культурой и спортом. Органы местного самоуправления физической культурой и спортом: компетенция, организационная структура, формы деятельности, взаимодействие с органами общей и специальной компетенции.


Семинары:
1.Менеджмент в сфере физической культуры и спорта как учебная и научная дисциплина.

Сущность управления. Закономерности развития управления и его основные разновидности- менеджмент и маркетинг. Менеджмент и предпринимательство.

Значение менеджерской подготовки для будущей профессиональной деятельности в сфере физической культуры и спорта в условиях рынка.

Актуальные проблемы менеджмента в сфере физической культуры и спорта как науки. Методология, методы и организация исследований проблем менеджмента в сфере физической культуры и спорта. Взаимосвязь учебного курса с другими дисциплинами учебного плана.

2.Информационное обеспечение менеджмента в сфере физической культуры и спорта.

Информация как основа менеджмента в сфере физической культуры и спорта. Понятие и виды информации.

Информационное взаимодействие разноуровневых физкультурно-спортивных организаций.

3.Правовые основы менеджмента в сфере физической культуры и спорта.

Современная система нормативно-правовых актов, регулирующих развитие физической культуры и спорта в России. «Основы законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте» как государственно-правовая база менеджмента. Законодательное разделение компетенции между различными государственными структурами управления и общественными объединениями физкультурно-спортивной направленности. Подзаконные акты по физической культуре и спорту.

4.Физическая культура и спорт как социальная система в условиях рыночных отношений

Физическая культура и спорт как социально-педагогическая самоуправляемая система.

Сущность и классификация управленческих отношений в сфере физической культуры и спорта.

5.Системный характер менеджмента в сфере физической культуры и спорта.

Современный менеджмент в сфере физической культуры и спорта как сплав науки и искусства. Современные разновидности менеджмента в сфере физической культуры и спорта- проектный, финансовый, аутогенный.

6. Целеполагание как функция менеджмента

Цели менеджмента в сфере физической культуры и спорта. Классификация и методологические основы постановки целей. Потребности, физкультурно-спортивные интересы как социально-педагогическая основа для научной постановки целей.



7. Прогнозирование и планирование как функция менеджмента

Методологические основы и методы прогнозирования и планирования в сфере физической культуры и спорта. Планирование и принятие управленческого решения. Сущность, структура, классификация, технология выработки и принятия решения в физкультурно-спортивных организациях. Требования к управленческому решению в условиях рынка.



8.Организация как функция менеджмента.

Основные типы организационных структур физкультурно-спортивных организаций



9. Руководство как функция менеджмента.

Формальное руководство и неформальное лидерство в физкультурно-спортивных организациях различных типов.

Прогнозирование развития физкультурно-спортивной организации на основе оценки эффективности ее работы.

10. Государственные структуры управления физической культурой и спортом.

Система государственных органов управления физической культурой и спортом. Органы местного самоуправления физической культурой и спортом: компетенция, организационная структура, формы деятельности, взаимодействие с органами общей и специальной компетенции.


5. Лабораторный практикум – не предусмотрен.
6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.

6.1. Рекомендуемая литература

а) основная литература:

  1. Кузин, В.В. Менеджмент и экономика физической культуры и спорта / В.В.Кузин, М.Е.Кутепов. - М.: Академия, 2001. - 432 с.

  2. Хилькевич, В.С. Менеджмент в физической культуре и спорте / В.С.Хилькевич. - Томск: изд. учебно -метод. лаборатории ИФК, 2002. - 11 с.

б) дополнительная литература:

  1. Гуськов,С.И. Государство и спорт: учебное пособие / С.И.Гуськов. – М.: лаборатория международного спортивного движения ВНИИФК, 1996. – 176 с.

  2. Золотов, М.И. Менеджмент в сфере физической культуры, спорта и рекреации (Итоги 13-го конгресса Европейской Ассоциации спортивного менеджмента – ЕАЯМ) / М.И.Золотов, Е.В.Кузьмичева // Теория и практика физической культуры. – 2005. - № 12. – С. 57 – 59.

  3. Котлер, Ф. Маркетинг, менеджмент: экспресс – курс / Ф.Котлер, К.Л.Келлер; под ред. С.Г.Жильцова. – 3-е изд. пер. с анг. – СПб.: Питер, 2008. – 480 с.

  4. Кравченко, А.И. Прикладная социология и менеджмент: учебное пособие / А.И.Кравченко. – М.: издательство МГУ, 1995. – 208 с.

  5. Кутепов, М.Е. Менеджмент в зарубежном спорте: курс лекций / М.Е.Кутепов. – М.: школа спортивного бизнеса ГЦОЛИФК, 1992. – 144 с.

  6. Кузнецов, А.С. Зарубежный спорт: менеджмент и маркетинг / ре.-сост. А.С.Кузнецов. – М.: ЦООНТИ – ФиС, 1992. – 65 с.

  7. Мильнер, Б.З. Теория организации: учебник / Б.З.Мильнер. – М.: ИНФРА, 1999. – 480 с.

  8. Никифорова, Г.С. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности: учебное пособие / ред. Г.С.Никифоров, М.А.Дмитриева, В.М.Снеткова. – СПб.: Речь, 2003. – 448 с.

  9. Огарков, А.А. Управление организацией: учебник / А.А.Огарков. – М.: Эксмо, 2006. – 512 с.

  10. Профессиональное консультирование, профессиональный отбор, профессиональная ориентация, тесты для безработных: энциклопедия психологических тестов / ред. И.Иншина, В.Марысаев. – М.: АСТ, 1997. – 320 с.


6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины.

Учебники, учебно-методические пособия.



7. Материально-техническое обеспечение дисциплины.

Компьютеры, видеокассеты.



8. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

8.1. Методические рекомендации преподавателю

В процессе преподавания лекционного курса особое внимание обратить на основополагающие понятия маркетинга. Рассматривать основные категории как в сфере физкультурно-спортивных услуг, так и в сфере торговли спортивными товарами.

При проведении семинарских занятий использовать различные методы проведения занятий: работа по составлению индивидуальных бизнес – планов, организационно-финансовых планов, с более полным освещением пунктов плана, касающихся маркетинговых мероприятий; также проведение тестирования, с учетом профиля дисциплины (качества маркетолога и менеджера).

При опросе использовать различные способы: перекрестный опрос, устный и письменный опрос, оценка группой.

Также в рамках семинарских занятий можно использовать экскурсионные занятия, для изучения на месте вопросов управления и использования маркетинговых мероприятий при проведении различных соревнований.

8.2. Методические указания для студентов.

При подготовке к семинарским занятиям необходимо использовать материалы лекций, дополнительную литературу публицистического содержания (бизнес-журналы). Обратить внимание на освоение основных категорий маркетинга классического. В процессе занятий занимать активную позицию. Также при подготовке к занятиям обратить внимание на вопросы для самостоятельного изучения. При составлении индивидуальных заданий необходимо учитывать практический опыт свой и других и подключать творческие способности.



8.2.1. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы.

1. На основе анализа тарифно-квалификационных характеристик должностей работников физической культуры и спорта образовательных учреждений составить перечень элементов менеджерской деятельности, входящих в профессиональные обязанности педагога по физической культуре.

2. Проанализировать конкретный (по заданию преподавателя) источник информации (официальный документ, статью периодического издания и т.п.) и выявить наличие в нем различных видов управленческой информации.

3. Составить перечень специфических (конкретных) функций спортивного менеджмента, характерных для образовательных учреждений различных типов (по заданию преподавателя).

4. Провести сравнительный анализ содержания менеджерской подготовки преподавателей физического воспитания в зарубежных вузах и педагогов по физической культуре в российских вузах.

5. Дать типологическую характеристику физкультурно-спортивной организации – объекта педагогической практики.

6. Разработать проект устава физкультурно-спортивной организации, создаваемой в определенной (по заданию преподавателя) организационно-правовой форме.

7. Составить перечень государственных и общественных органов управления физической культурой и спортом в соответствующем регионе.

8. Проанализировать основные показатели развития детско-юношеского спорта в учреждениях дополнительного образования соответствующего региона с использованием формы статистической отчетности № 5-фк.

9. Разработать анкету для изучения физкультурно-спортивных интересов школьников.

10.Разработать план, положение или сценарий (по заданию преподавателя) детского физкультурно-спортивного мероприятия.

11.Выявить конкретные формы материальной и моральной мотивации труда работников физкультурно-спортивной организации – объекта педагогической практики.



12. Разработать предложения по диверсификации деятельности физкультурно-спортивной организации – объекта педагогической практики.
8.2.2.Примерная тематика рефератов, курсовых работ – не предусмотрено.
8.3. Примерный перечень вопросов к зачету :

  1. Предмет, исходные понятия и структура учебной дисциплины «Менеджмент в физической культуре и спорте».

  2. Управление физической культурой и спортом: понятие и общая характеристика.

  3. Спортивный менеджмент как специфическая разновидность управления физической культурой и спортом.

  4. Функциональные разновидности менеджмента в физической культуре и спорте: общая характеристика.

  5. Физическая культура и спорт как системный объект управления.

  6. Менеджмент как составная часть труда педагога по физической культуре.

  7. Менеджерская подготовка специалистов по физической культуре и спорту в зарубежных странах.

  8. Понятие и виды управленческой информации.

  9. Процесс управления физической культурой и спортом и его информационное обеспечение.

  10. Современная система нормативно-правовых актов, регулирующих развитие физической культуры и спорта.

  11. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» как нормативно-правовая основа управления физической культурой и спортом.

  12. Законодательство о физической культуре и спорте субъектов Российской Федерации: общая характеристика.

  13. Понятие и типология физкультурно-спортивных организаций.

  14. Нормативно-правовые основы создания и функционирования физкультурно-спортивной организации.

  15. Устав как нормативно-правовая основа менеджмента физкультурно-спортивной организацией.

  16. Технология создания физкультурно-спортивной организации.
  17. Технология лицензирования деятельности физкультурно-спортивной организации


  18. Государственные органы управления физической культурой и спортом

  19. Роль органов местного самоуправления в управлении развитием физической культуры и спорта

  20. Общественные органы управления физической культурой и спортом

  21. Современная система образовательных учреждений сферы физической культуры и спорта

  22. Современная система физкультурно-спортивных организаций для детей и молодежи

  23. Современная система спортивных школ и организация их деятельности

  24. Технология выработки и принятия управленческого решения

  25. Функции менеджмента в физической культуре и спорте: общая характеристика и основания классификации

  26. Организация как функция менеджмента в физической культуре и спорте

  27. Регулирование как функция менеджмента в физической культуре и спорте

  28. Планирование как функция менеджмента в физической культуре и спорте

  29. Учет и контроль как функция менеджмента в физической культуре и спорте

  30. Разделы и показатели статистической отчетности по физической культуре и спорту (формы № 1-фк и № 5-фк)

  31. Организационная структура физкультурно-спортивной организации

  32. Методы управления физической культурой и спортом: общая характеристика и основания классификации

  33. Организационные (административные) методы управления физической культурой и спортом

  34. Экономические методы управления физической культурой и спортом

  35. Социально-психологические методы управления физической культурой и спортом

  36. Основные разновидности планов в сфере физической культуры и спорта: общая характеристика

  37. Целевые комплексные программы в сфере физической культуры и спорта

  38. Бизнес-план физкультурно-спортивной организации

  39. Годовой план работы физкультурно-спортивной организации

  40. Календарный план физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий

  41. Положение о физкультурно-оздоровительном (спортивном) мероприятии

  42. Планирование и организация проведения физкультурно-оздоровительного (спортивного) мероприятия для детей и молодежи

  43. Стратегическая концепция деятельности физкультурно-спортивной организации

  44. Цели менеджмента физкультурно-спортивной организации.

  45. Физкультурно-спортивные интересы детей и молодежи как социально-педагогическая основа научной постановки целей деятельности физкультурно-спортивной организации

  46. Функциональные обязанности работников физкультурно-спортивной организации

  47. Современная политика подбора и найма работников физкультурно-спортивной организации

  48. Мотивация работников физкультурно-спортивной организации

  49. Социально-экономическая защищенность работников физкультурно-спортивной организации

  50. Современные инновации в деятельности физкультурно-спортивных организаций

Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 033100.65 Физическая культура.


Программу составила канд.психол.наук,

доцент кафедры ТиМОФКиС С.И.Константинова

Программа дисциплины утверждена на заседании

кафедры ТиМОФКиС, протокол № 11 от «04 »_07. 2008г.


Зав.кафедрой Ти МОФКиС А.Н.Вакурин

Программа дисциплины одобрена метод.комиссией ФФКиС.


Председатель метод.комиссии ФФКиС Л.П.Канакова

Согласовано:


Декан ФФКиС О.В.Смирнов

Методические указания по усвоению учебных тем лекционных и практических занятий.
При подготовке к семинарским занятиям необходимо использовать материалы лекций, дополнительную литературу публицистического содержания (бизнес-журналы). Обратить внимание на освоение основных категорий маркетинга классического. В процессе занятий занимать активную позицию. Также при подготовке к занятиям обратить внимание на вопросы для самостоятельного изучения. При составлении индивидуальных заданий необходимо учитывать практический опыт свой и других и подключать творческие способности.

Вопросы для самостоятельной работы студентов.
1. На основе анализа тарифно-квалификационных характеристик должностей работников физической культуры и спорта образовательных учреждений составить перечень элементов менеджерской деятельности, входящих в профессиональные обязанности педагога по физической культуре.

2. Проанализировать конкретный (по заданию преподавателя) источник информации (официальный документ, статью периодического издания и т.п.) и выявить наличие в нем различных видов управленческой информации.

3. Составить перечень специфических (конкретных) функций спортивного менеджмента, характерных для образовательных учреждений различных типов (по заданию преподавателя).

4. Провести сравнительный анализ содержания менеджерской подготовки преподавателей физического воспитания в зарубежных вузах и педагогов по физической культуре в российских вузах.

5. Дать типологическую характеристику физкультурно-спортивной организации – объекта педагогической практики.

6. Разработать проект устава физкультурно-спортивной организации, создаваемой в определенной (по заданию преподавателя) организационно-правовой форме.

7. Составить перечень государственных и общественных органов управления физической культурой и спортом в соответствующем регионе.

8. Проанализировать основные показатели развития детско-юношеского спорта в учреждениях дополнительного образования соответствующего региона с использованием формы статистической отчетности № 5-фк.

9. Разработать анкету для изучения физкультурно-спортивных интересов школьников.

10.Разработать план, положение или сценарий (по заданию преподавателя) детского физкультурно-спортивного мероприятия.



11.Выявить конкретные формы материальной и моральной мотивации труда работников физкультурно-спортивной организации – объекта педагогической практики.

12. Разработать предложения по диверсификации деятельности физкультурно-спортивной организации – объекта педагогической практики.


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница