Методические указания по выполнению контрольных работ, темы возможных контрольных работ, контрольные задания для студентов при изучении курса, вопросы для зачета (экзамена)



Скачать 232.12 Kb.
Дата30.04.2016
Размер232.12 Kb.

КУЛЬТУРА И ЭТИКА УПРАВЛЕНИЯ
Учебно-методический комплекс


Учебно-методический комплекс содержит все необходимые для изучения курса "Культура и этика управления" материалы: программу, планы практических занятий, методические указания по выполнению контрольных работ, темы возможных контрольных работ, контрольные задания для студентов при изучении курса, вопросы для зачета (экзамена).

  1. Введение.

  2. Программа.

  3. Практические занятия.

  4. Методические рекомендации по выполнению контрольной работы.

  5. Темы возможных контрольных работ.

  6. Примерный перечень вопросов для зачёта.

  7. Рекомендуемая литература.

ВВЕДЕНИЕ


Цель и задачи курса. Место курса в профессиональной подготовке выпускника юридического вуза. Требования к уровню освоения содержания курса. Форма итогового контроля.

Очень часто в основе успехов и неудач организации лежат причины, прямо или косвенно относящиеся к ее культуре управления. Стили управления и руководства, морально-психологический климат в коллективе, преобразующий характер ценностей - всё это не может не влиять на результаты деятельности любой структуры.

Кардинальные изменения в России, ставшей на путь реформ и рыночного развития потребовали новых подходов и моделей развития народного хозяйства. Стало очевидным, что стратегии "свободного рынка" и "корпоративного капитализма" не сориентируют отечественную экономику на эффективный путь развития. Нужны собственные, во многом нетрадиционные пути решения проблем, когда социальные и культурные факторы могут превратиться в мощный рычаг воздействия на экономические преобразования. Очевидна необходимость отечественной модели развития экономики, адекватной как внутренним ценностям и традициям, так и мировым тенденциям. Важной составляющей в ней выступают проблемы производительности и эффективности труда, человеческого капитала, особенно труда новационного. В нем наиболее полно представлены творческие способности персонала, его культура и этика управления, выступающие как инструмент единства, система связи, придающая любой организации позитивную динамику.

Курс "Культура и этика управления" является дисциплиной, формирующей у студентов знания, необходимые для будущей профессиональной деятельности в сфере юридического труда. В нём культура и этика управления выполняют важнейшие воспитательные и объединительные функции, опосредованно, в отрыве от места и времени, влияют на показатели экономического роста.

Цель курса - сориентировать студентов на выявление объективных возможностей повышения эффективности работы персонала через востребованность культуры и этики управления, применение новой логики взаимоотношений с людьми - управления "мягкого", "по тенденции", "рамочного", с учетом ценностей, интересов и мотивов работников. Это обусловлено необходимостью вывода отечественных организаций из системного кризиса. "Приобщение" к рыночной модели хозяйствования привнесло целый комплекс причин и факторов, которые повлияли на его появление. Кризис этот имеет сложную природу и вбирает в себя кризис структурный, технологический, социокультурный, ценностно-правовой, финансовый и другие виды кризисов. Такой всеобъемлющий кризис гораздо глубже и опаснее, поскольку он имеет человеческую природу, затрагивает среду обитания, формирует духовный мир людей а, следовательно, их поступки, влияет на сам выбор пути развития.

В этих условиях серьезные потрясения испытывает прежняя система управления, которая многие десятилетия строилась в режиме "закрытого общества", то есть в управленческих стратегиях игнорировала возможность эффективного использования культурного потенциала личности - этого суперресурса экономического роста.

Обращение к возможностям культуры управления позволяет привлечь, так называемые, скрытые возможности персонала, не требует сиюминутных капитальных вложений, сориентировано на изменение основных составляющих самой культуры управления, которые формируют это понятие: идеи, ценности, мироощущения, нормы поведения. В результате складывается иная, чем прежде, базовая культура социально-экономических отношений в организации, а сам управленческий процесс приобретает новационный ,творческий характер.

Задачи курса состоят в том, чтобы на основе комплексного подхода при анализе изменений, происходящих в сфере управления человеческими ресурсами, дать студентам системное научно-практическое представление о культуре и этике управления, для чего потребуется:



  • раскрыть объективный характер такой универсальной категории, как культура управления, уточнить ее роль при совершенствовании систем управления персоналом;

  • разобраться в понимании этики как учения о морали;

  • понять основные принципы культуры управления;

  • выявить условия существования этики, в том числе этики профессиональной;

  • обобщить научные представления о ценностях;

  • предложить технологические приемы управления по ценностям;

  • обратиться к истории учений об этике;

  • усвоить основные категории культуры управления, её структуру;

  • изучить наиболее общие категории этики;

  • разобраться в тождестве и различии рынка и культуры управления;

  • понять предназначение морали и права как форм нормативной регуляции поведения людей;

  • выявить соотношение и взаимопроникновение таких фундаментальных явлений как власть, культура и управление;

  • усвоить основные понятия, принципы и формы деловой этики и делового общения в области юриспруденции;

  • выявить многофункциональное назначение культуры управления и многообразие ее видов;

  • проанализировать формы влияния культуры управления на количественную и качественную составляющие системы труда, стимулирующие его производительность;

  • определить оценочные критерии и показатели социально-экономической эффективности влияния культуры управления;

  • провести сравнительный анализ культур управления, этикета и нравов народов зарубежных стран.

Изучив курс, студенты должны уметь:

  • понимать цели, задачи и функции культуры управления;

  • определять основные категории культуры и этики управления;

  • выявлять и анализировать ценности организации и ценностные ориентации личности;

  • оценивать применимость норм, традиций и установлений в организации;

  • определять формы привлечения персонала к социокультурным преобразованиям в коллективе;

  • выявлять общее между моралью и правом;

  • формулировать основные принципы деловой этики в области юридического труда;

  • организовывать управление структурным подразделением организации с применением преимущественно социокультурных методов и приемов управленческой деятельности;

  • формулировать предложения по привлечению возможностей культуры управления при работе с людьми;

  • проводить комплексный анализ социокультурных возможностей организации;

  • формулировать рекомендации по улучшению мотивации персонала с применением ценностно-ориентационного подхода;

  • применять наиболее значимые принципы поведения при работе в организации;

  • разбираться в общечеловеческих этических принципах общения и ведения деловых бесед;

  • выявлять преимущества культуры и этики управления при решении управленческих задач.

Законы управления обычно представляются как система с двумя связями: по линии субординации (соподчинения) и по линии взаимодействия. Главная цель курса - адекватная современному периоду развития, это интеграция культуры и этики управления в производственную жизнь любой организации. Каждый человек в составе персонала управления должен рассматриваться как существо развивающееся, реализующее свое право на совершенствование познавательных способностей и возможность проявить себя на работе. Отсюда - изменение исходной позиции системы управления персоналом: переход от "жестких" стилей управления к "мягким моделям", стилю соподчинения.

Чтобы культура и этика управления имели динамичное развитие, в персонал вкладывают средства. Они возвращаются инвесторам в виде новых знаний, новых идей, приносящих прибыль. Персонал в составе организации увеличивает их ценности.

Изменения в культуре и этике управления - это своего рода внедрение новой программы внутрь "черного ящика" социума, который всегда сопротивляется. Вопрос культурных сопротивлений для работников юридического труда является принципиально важным. Мы управляем не сетью организаций, не организациями вообще, а управляем человеческими отношениями, где новые социокультурные внедрения заставляют либо не сопротивляться изменениям, либо увеличивать сопротивление, либо его гасить, или "затаившись" ждать, что произойдет. Эти процессы в научной литературе еще во многом не представлены, что оставляет место для дополнительных исследований.

Понимание того, что представляют собой новые изменения в культуре и этике управления требует не только умозрительных построений, но и их практической проверки, приобретения определенного опыта, знания преимуществ и недостатков зарубежных достижений. Сравнительный анализ отечественной и зарубежных культур управления, профессиональной этики различных категорий работников позволяют сделать вывод о необходимости осторожного избирательного подхода к социокультурным заимствованиям из опыта зарубежных государств.


ПРОГРАММА.

Тема 1
Культура управления как социально-экономический феномен


Многообразие трактовок понятия "культура", отражающих глубину и неизмеримость человеческого бытия. Свойства и характерные черты культуры управления: социальность,традиционность, изменчивость, познаваемость, многообразие методов, воздействие на работников организаций. Основные категории культуры управления. Внутренняя и внешняя стороны культуры управления.

Структура культуры управления. Многофункциональное назначение культуры управления. Субкультурные образования культуры управления. Наличие и распространение контркультуры в управлении. Причины и необходимость контркультурного размежевания в условиях развития современных отечественных организаций.


Тема 2
Формирование и развитие культуры управления в условиях переходного периода


Переходный период (этап развития) как особая историческая система, его закономерности функционирования, методы регулирования. Содержание и структура переходного периода. Основные причины корректирующих воздействий в условиях переходного периода. Общие принципы преобразования культуры управления в условиях переходного периода и основные критерии оценки. Методы реализации изменений. Мотивации при изменениях.

Рынок и культура управления: тождество и различие. Факторы формирования и развития культуры управления в условиях переходного периода.


Тема 3
Нормативный и преобразующий характер ценностей в культуре управления


Понятие ценности, постановка и разработка теорий ценностей. Типология ценностей: ценности терминальные и ценности инструментальные. Научные представления о трех формах существования ценности. Ценностные ориентации, их основные функции. Основные принципы управления по ценностям. Управленческие традиции, приоритеты. Культура управления и ценности личности, общества.

Тема 4
Критерии оценки уровня культуры управления


Оценка уровня культуры управления через стиль руководства. Классификация разновидностей стилей управления. Современные взгляды на позитивные стили руководства в организациях: эффективный лидер, лидер-кризисник, реформатор, социальный архитектор, специалист по командообразованию.

Классификация негативных стилей руководства: "патриарх", "птица страус", "индивидуалист", "прилежный бобер", "педант", "примерный политик", "посредник", "кабан", "прилипала", "жучок" и др.

Взаимосвязь стиля руководства, авторитета руководителя и культуры управления. Авторитет, имидж руководителя и организации, способы поддержания и развития авторитета.

Оценочные критерии и показатели социально-экономической эффективности влияния культуры на взаимоотношения персонала управления. Причины сопротивления персонала.


Тема 5
Соотношение, взаимосвязь и взаимовлияние культуры, управления и власти


Подразумеваемые идеи культуры управления и власти. Ценностный и ментальный слой культуры управления. Власть как особый способ осуществления социального взаимодействия, воспроизводства политической жизни общества.

Характеристика власти и основные функции власти. Концепции власти. Власть и ресурсы. Использование ресурсов власти, её этапы: господство, руководство, управление, контроль.

Глубинные связи между культурой, управлением и властью. Культура, управление и власть как системные социокультурные явления. Культура делегирования властных полномочий.

Тема 6
Основные категории этики


Этимология и история терминов: этика, мораль, нравственность. Особенности и парадоксы морали. Этика как самосознающий моральный опыт.

Творческое наследие великих мыслителей: Конфуций, Сократ, Аристотель, Эпикур, Толстой Л.Н., Альберт Швейцер, христианские, иудейские, мусульманские и буддийские религиозные учения.


Тема 7
Этика и культура поведения. Управленческое общение.


Сущность и принципы поведения в организациях. Основы поведения персонала и роль руководителя в формировании культуры управления.

Проявление личностных качеств, их влияние на эффективность функционирования организации. Приемы влияния на поведение работников

Понятие управленческого общения. Основополагающие принципы управленческого общения: обоюдное взаимопонимание руководителей и подчиненных; принятие распоряжений, проявляющееся в согласии их выполнить; налаженность взаимоотношений.

Общечеловеческие этические принципы общения: альтруизм, толерантность, равенство-неравенство, свобода-несвобода, обязательность договора, человеческая ценность, отождествление себя с другим. Способы искусственного повышения статуса.


Тема 8
Этические нормы и правила деловой беседы.


Цели деловой беседы. Деловая беседа в процессе отбора персонала: функции нового сотрудника, описание должности, требования к кандидату. Беседы для получения важной информации, методы их проведения. Важность выбора времени и места проведения бесед. Размещение участников беседы в рабочем кабинете. Основные принципы ведения деловых бесед: привлечение внимания, пробуждение заинтересованности, детальное обоснование, выявление интересов и устранение сомнений, преобразование интересов собеседника в окончательное решение. Предлоги прекращения беседы.

Статус остроты и анекдота в разговоре. Житейская история как фрагмент беседы. Требования и рекомендации к культуре деловой беседы.



Проблемы речевой культуры. Этикет и нравы народов мира.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ.

Тема 1
Свойства, основные категории и функции культуры управления


  1. Философско-антропологический, философско-исторический, социологический, гуманистически-аксиологический и другие подходы к определению культуры.

  2. Общие категории культуры управления.

  3. Конвергенция различных культур управления.

Контрольные вопросы

  1. Почему вполне справедливо существование многих объяснений и определений культуры?

  2. Какие зарубежные авторы исследовали проблемы культуры управления?

  3. Существует ли универсальный стиль управления, применимый во всех ситуациях?

  4. Как можно представить структуру культуры управления?

  5. Каким образом культура управления влияет на поведение людей, регулирует их поступки, действия, а во многом, даже выбор тех или иных материальных и духовных ценностей.

  6. Почему ценности той или иной культуры управления обязательно ложатся на конкретную индивидуальность человека: его характер, темперамент, психический склад, менталитет?

  7. Почему в одной организации не может быть только одной культуры управления, а существует много "локальных культур", которые обозначаются понятием "субкультура"?

  8. Как появляется в организации феномен "контркультуры"?

  9. Какие противоречивые функции несёт с собой "контркультура"?

Задания и задачи

  1. Определите тип культуры управления своей организации.

  2. Решите для себя, в какой культуре управления Вы более всего сумеете реализовать свои способности.

  3. Приведите доказательства, почему в новой экономической реальности особого внимания требует вопрос о мотивах и ценностях людей, о средствах управления ими.

  4. Определите, какие новые базисные принципы социально-экономического развития современной организации Вам известны.

  5. Приведите примеры, какая западная или восточная литература дает подробное описание преимуществ культуры управления.

  6. Обоснуйте, почему изучаемая проблема культуры управления имеет междисциплинарный характер, основывается на сложившейся научной базе с обращением к различным наукам.

  7. Приведите примеры того, как социокультурные приемы управления могут противостоять "жестким" административным моделям влияния на персонал организации.

  8. Обоснуйте, почему смена социально-экономической системы и формирование в стране рыночных отношений требует переосмысления некоторых теоретических представлений по управлению персоналом.

  9. Подготовьте обоснования того, каким образом в своем динамическом развитии к новому состоянию культура управления проходит определенные этапы, содержит функцию инноваций, которые, в свою очередь, укрепляют конкурентные позиции организации на рынке.

Тема 2
Структура переходного процесса при формировании новой культуры управления


  1. Управление изменениями в культуре в системно-логической последовательности.

  2. Управление изменениями с точки зрения структурно-технологических схем реализации нововведений.

  3. Управление изменениями с помощью методов реализации нововведений.

  4. Внешние и внутренние факторы формирования и развития культуры управления в условиях переходного периода.

Контрольные вопросы

  1. Почему истинные изменения в культуре управления - это системные изменения на глубоко психологическом уровне, затрагивающие отношения и действия, сформированные за длительный период истории?

  2. Каким образом культурная экспансия пронизывает самые различные стороны социального развития, придает ему целостность и организованность?

  3. Почему процесс перехода к новой культуре управления по своему содержанию включает в себя: преодоление прошлого, отрицаемых его элементов, выдвижение новых целей, идеалов, ценностей и выработку способов продвижения к ним?

  4. Какие причины требуют корректирующих воздействий при изменении прежней культуры управления?

  5. Что из себя представляет инновация и как её можно мотивировать в организации?

  6. Какие общие принципы преобразования культуры управления Вам известны?

  7. Что общее характеризует разнообразные модели рыночной экономики?

  8. Какие общие тенденции диалектического единства между рынком, культурой управления и политикой Вам известны?

  9. Как можно охарактеризовать организационно-правовые факторы формирования и развития культуры управления?

  10. Каким образом такой фактор как система образования помогает овладению ценностями культуры?

  11. Почему влияние религиозного сознания на общество в каждой стране неоднозначно и как это отражается на формировании той или иной культуры управления?

  12. Какая группа внутриорганизационных факторов влияет на изменения в культуре управления?

Задания и задачи

  1. Подготовьте предложения, как можно провести социальную диагностику культуры управления в организации.

  2. Сформулируйте базовые ценности и нормы поведения работников юридического труда.

  3. Выявите конкретные цели и задачи для изменения культуры управления в данной (своей) организации.

  4. Подготовьте предложения, как можно психологически подготовить персонал организации к возможным изменениям в культуре управления.

  5. Определите, как можно использовать директивные методы для проведения изменений в культуре управления организации.

  6. Сформулируйте основные правила для руководителя, который намеревается провести достаточно серьезные изменения в культуре управления.

  7. Обоснуйте, почему именно конкуренция заставляет совершенствовать культуру управления, формировать новые ценности, традиции в отношениях между людьми.

  8. Подготовьте перечень основных функций государства в формировании и развитии рыночных отношений.

  9. Сформулируйте основные противоречия, которые возникают между рынком и сложившейся ранее в нашей стране культурой управления.

  10. Подготовьте обоснование, каким образом воздействуют на поведение людей общественно-политические факторы, включающие: государственное устройство, формы проявления власти, политическую нестабильность или устойчивость в обществе, роль политических институтов, партий и общественных движений, политизацию населения.

  11. Обоснуйте, какими социокультурными мерами должен быть подкреплен переход к демократически-рыночной схеме отношений.

  12. Определите основные социальные роли семьи, которые влияют на формирование в любой организации социокультурных ценностей.

Тема 3
Культура управления как зеркальное и концентрированное отражение власти


  1. Организация как множество лиц и коалиций, множество индивидуальных и групповых культур, преследующих свои собственные цели.

  2. Власть: формы, функции, правила поведения.

  3. Процесс управления, власть и культура: системный подход.

Контрольные вопросы

  1. Почему власть и культура всеобъемлющи, уникальны и одновременно самоорганизованны?

  2. Почему руководители организаций часто пользуются старой культурой управления, нанося зачастую непоправимый ущерб персоналу?

  3. Каковы причины маргинализации новых менеджеров в отечественной системе управления?

  4. Что является следствием правового нигилизма в отечественных организациях?

  5. Какие исследования, касающиеся вопросов соотношения культуры, управления и власти Вам известны?

  6. При каких обстоятельствах борьба за получение ресурсов становится борьбой за власть?

  7. Почему власть там, где она легитимна и признанна, управление там, где оно профессионально?

  8. Какие варианты использования властных полномочий предлагались в истории человеческой цивилизации?

  9. Можно ли рассматривать власть только как господство и подчинение, или существуют и другие отношения субъектов?

  10. Чем измеряется эффективность управления?

  11. Каким образом использование ресурсов власти приводит в движение все её компоненты, делает реальностью её процесс, который происходит по этапам: господство, руководство, управление (где всегда присутствует культура), контроль?

  12. Какие глубинные связи присутствуют между культурой, управлением и властью?

Задания и задачи

  1. Определите подразумеваемые идеи культуры и власти.

  2. Дайте характеристику ценностного и ментального слоев культуры управления.

  3. Приведите примеры профессиональной некомпетентности в культуре управления работников юридического труда.

  4. Приведите негативные примеры борьбы за власть.

  5. Обоснуйте, почему жесткое управленческое воздействие порождает самоцентристский стиль руководства.

  6. Сформулируйте свою позицию, почему власть строит правила поведения в расчете на идеальную ситуацию, а многие люди игнорируют эту логику власти, попадая в реальные условия жизни. Что может быть следствием подобных аберраций?

  7. Обоснуйте, почему, чем власть культурнее, образованнее, тем в меньшей мере она прибегает к администрированию, опоре на силу приказа, указа, распоряжения, хотя указ, приказ - важнейший инструмент властвования.

  8. Приведите классификацию ресурсов власти.

  9. Обоснуйте, почему сама власть выступает в виде управления, а управление в виде власти. И почему управление шире, чем власть, которая только элемент управления?

  10. Приведите доказательства того, что управление по самой своей сути системно, оно "проросло" в культуру, "питается ее соками".

  11. Сформулируйте выводы, почему культура, управление и власть - системные социокультурные явления.

  12. Выскажите свою позицию, как в современных отечественных условиях возможна гуманизация власти и где пределы её приватизации.

Тема 4
Профессиональна этика работника в сфере юридического труда


  1. Право и обязанность быть корректным - мировой стандарт этики.

  2. Манипуляции в управлении, основные причины и типы.

  3. Основные этические нормы делового общения.

Контрольные вопросы

  1. Почему категории добра и зла объективны по содержанию и субъективны по форме?

  2. В отечественной науке всю совокупность категорий этики часто делят, исходя из структуры морали. Какие основные элементы этой структуры выделяются?

  3. Какова специфика профессиональной деятельности работников юридического труда в связи с необходимостью выделения нравственных проблем, возникающих в результате непосредственного контакта с преступным миром?

  4. Как в этике понимается справедливость и почему она главенствует в профессиональной деятельности юристов?

  5. Долг и совесть. Достоинство и честь. Что означают эти категории этики?

  6. Какой общий источник имеют мораль и право?

  7. Каковы основные цели моральной и правовой регуляции?

  8. Почему, по каким причинам, очень часто в деятельности юристов применяются манипулятивные технологии?

  9. Какие основные требования предъявляет этика следственной работы?

  10. На чем основываются негативные представления населения о работе милиции?

  11. Как влияют экстремальные условия на поведение людей?

  12. Какие основные правила проведения деловых совещаний Вам известны?

Задания и задачи

  1. Раскройте содержание этики Сократа.

  2. Сформулируйте, что представляет собой нравственный идеал Платона.

  3. Раскройте основной смысл христианской этики.

  4. Дайте характеристику этического рационализма Б.Спинозы.

  5. Раскройте особенности этического учения И.Канта.

  6. Определите, можно ли Ф.Ницше назвать "имморалистом".

  7. Составьте перечень основных манипулятивных технологий при воздействиях на людей.

  8. Покажите, в чем заключаются общие черты морали и права и чем они отличаются друг от друга.

  9. Сформулируйте отличия норм правовой морали от норм обычной морали.

  10. Сформулируйте свое понимание термина "честь мундира".

  11. Подготовьте основные этические требования к проведению деловых встреч, бесед, переговоров.

  12. Укажите основные формы: повседневного служебного общения; специфического служебного общения; экстремального служебного общения; невербальные и неспецифические формы общения.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ


Контрольная работа выполняется в форме реферата. Тема контрольной работы выбирается по желанию студента.

Выбранная тема согласовывается с преподавателем. После выбора темы требуется подобрать, изучить необходимую для ее разработки информацию. Определяя перечень литературы и других материалов, важно руководствоваться списком источников, которые подготавливаются кафедрой.

План контрольной работы должен включать в себя введение, основной текст и заключение. Основной текст желательно разбивать на главы и параграфы. Во введении аргументируется актуальность выбранной темы, указываются цели и задачи исследования. В нем же можно отразить методику исследования и структуру работы. Основная часть работы предполагает освещение материала в соответствии с планом.

В заключении излагаются основные выводы и рекомендации по теме исследования.

В контрольной работе желательно высказывание самостоятельных суждений, аргументов автора в пользу своей точки зрения на исследуемую проблему. При заимствовании материала из первоисточников обязательны ссылки на автора. Часть ссылок должна быть сделана непосредственно на страницах работы. Контрольная работа, значительная часть которой текстуально переписана из какого-либо источника, не засчитывается.

Контрольную работу желательно набрать на компьютере для удобства проверки и соблюдения культуры оформления подобных документов.

Контрольная работа должна содержать: титульный лист, оглавление и список использованной литературы. На титульном листе указываются: институт, кафедра, учебная дисциплина, тема работы, курс, группа, фамилии ,имена, отчества студента и руководителя контрольной работы, дата ее подготовки.

Список литературы и сноски на страницах оформляются в соответствии с действующими стандартами. Контрольная работа может содержать приложения в форме схем, образцов документов и другие изображения в соответствии с темой исследования.

Текст контрольной работы выполняется на одной стороне листа односортной, белой бумаги с расчетом, что на каждой странице должно быть 30 строк.

Все страницы работы, включая оглавление и список литературы, нумеруются по порядку с титульного листа (на нем цифра не ставится) до последней страницы без пропусков и повторений. Порядковый номер , как правило, проставляется внизу, начиная с цифры 2.



Введение, заключение, новые главы, список использованных источников и литература должны начинаться с нового листа.

ТЕМЫ ВОЗМОЖНЫХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ


  1. Управленческие ценности, традиции, приоритеты в отечественной модели управления.

  2. Роль культуры управления в социально-экономическом развитии общества.

  3. Особенности отечественного переходного периода управления к новой социально-экономической реальности.

  4. Изменение мотиваций персонала управления в связи с переходом к рыночным отношениям.

  5. Свойства и характерные черты национальной культуры управления.

  6. Власть, правила и разделяемые ценности в организации: тенденции и проблемы взаимопроникновения.

  7. Культура управления временем.

  8. Увлечения и хобби как факторы совершенствования общей культуры личности.

  9. Культура делегирования властных полномочий: теория и реальная практика

  10. Перспективы формирования управленческих коллективов по принципу "команды"

  11. Основные правила поведения в кризисных, экстремальных ситуациях.

  12. Ссора: как можно и как нельзя ссориться.

  13. Анекдот, колкость, насмешка: проблемы понимания и применения.

  14. Проблемы применения антиэстетизма (мата) в процессе управленческих отношений.

  15. Физические, психические и нравственные характеристики здоровья личности, влияющие на поведение персонала в составе организации.

  16. Значимость мажорного настроения для совершенствования навыков управленческой деятельности.

  17. Этимология и история терминов: этика, мораль, нравственность.

  18. Особенности и парадоксы морали.

  19. Основы поведения персонала и роль лидера - руководителя в совершенствовании культуры управления в организации.

  20. Традиции и парадоксы общения людей в процессе управленческой деятельности.

  21. Психологические и физиологические особенности женщин, занимающих должностные посты.

  22. Деловые беседы для получения важной информации: специфика, особенности проведения.

  23. Речевая культура и этика несловесной связи.

  24. Технологии манипулирования при воздействиях на людей.

  25. Культура и этика проведения тестирования работников.

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ ЗАЧЕТА.


  1. Существующие понятия "культуры", отражающие глубину и неизмеримость человеческого бытия.

  2. Характеристика свойств и характерных черт культуры управления.

  3. Основные категории культуры управления.

  4. Функции культуры управления.

  5. Ценностный и ментальный слои культуры, их характеристика.

  6. Понятия "субкультура" и "контркультура".

  7. Содержание и структура переходного периода от старого порядка вещей к новому, формы изменения культуры управления в этом процессе.

  8. Рынок и культура управления: тождество и различие.

  9. Появление новых ценностей и ценностных ориентаций личности в условиях новой социально-экономической реальности в России.

  10. Типология ценностей.

  11. Основные принципы управления персоналом организации с опорой на ценности организации и личности.

  12. Классификация разновидностей стиля руководства.

  13. Классификация и особенности проявления негативных стилей руководства в организации.

  14. Взаимосвязь стиля руководства, авторитета руководителя и культуры управления.

  15. Авторитет, имидж руководителя.

  16. Характеристика власти и основные функции власти.

  17. Власть и ресурсы. Использование ресурсов власти, ее этапы.

  18. Культура, управление и власть как системные социокультурные явления.

  19. Этимология и история терминов: этика, мораль, нравственность.

  20. Влияние различных религиозных учений на формирование деловой этики.

  21. Основные принципы поведения персонала в организации.

  22. Качества личности, их влияние на эффективность функционирования организации.

  23. Основные общечеловеческие принципы общения, формы их проявления среди работников юридического труда.

  24. Основные цели и формы проведения деловой беседы.

  25. Особенности применения анекдота в процессе управленческого общения внутри организации и за ее пределами.

  26. Этикет народов европейских стран.

  27. Деловая этика и культура управления восточных стран.

  28. Основные требования к культуре и этике работника юридического труда.

  29. Манипуляторные воздействия в процессе влияния на людей: особенности и последствия.

  30. Критический анализ современных заимствований из культур управления различных государств.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.


  1. Аристотель. Никомахова этика // Собр. соч.: В 4 т. М.,1984.Т.4.

  2. Асмус В.Ф. И.Кант. М., 1973.

  3. Бергсон А. Два источника морали и религии. М., 1994.

  4. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Л., 1992.

  5. Безруких С.М. Я и другие. Я, или правила поведения для всех. М.,1991.

  6. Блох И. История проституции. СПб.,1994.

  7. Братуев Б.С. Аномалия личности. М., 1988.

  8. Букрее В.И. Римская И.Н. Этика права. М.,1998.

  9. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Избр. произв. М., 1991.

  10. Венедиктова В.И. О деловой этике и этикете. М., 1994.

  11. Власова Н. И проснешься боссом. В 3-х кн. Новосибирск.: Экор.1994.

  12. Войскунский А.Е. Я говорю, мы говорим: очерки о человеческом общении 2-е изд. М., Знание,1990.

  13. Гойхман О.Я.,Надеина Т.М. основы речевой коммуникации. М., 1997.

  14. Гусейнов А.А.,Апресян Р.Р. Этика. М.,1998.

  15. Деловой этикет. М., 1994.

  16. Демидов Н.В.,Дубровин А.А. Деловой протокол и этикет М., 1992.

  17. Домострой. СПб., 1994.

  18. Дубов А.В.,Опалев Г.В. Профессиональная этика сотрудников правоохранительных органов: Учеб. пособие. М.,1998.

  19. Зеленкова И.Л., Беляева Е.В. Этика: Учеб. пособие для студентов вузов. Минск, 2000.

  20. Иванчук Н.В. Технологии зла в манипуляторной деятельности. Екатеринбург, УрАГС,Полиграфист. 2000.

  21. Кобликов А.С. Юридическая этика: Учеб.для вузов. М.,2000.

  22. Коллектив, личность, общение: Словарь социально-психологических понятий. Л.,Лениздат,1987.

  23. Костомаров Н.И. Русские нравы. М., 1995.

  24. Кузин Ф.А. Культура делового общения. М., Ось-89, 1996.

  25. Кукушкин В.М. Твоя профессиональная этика. М., 1994.

  26. Лебедев В.И. Психология и управление. М.,:Агропромиздат,1990.

  27. Лоренц К. Агрессия (так называемое "зло"). М.,1994.

  28. Митин А.Н. Культура власти и управления. Екатеринбург, Уралвнешторгиздат,2001.

  29. Митин А.Н. Культура управления персоналом. Екатеринбург, Уралвнешторгиздат, 2001.

  30. Муравьева О.С. Как воспитывали русского дворянина. М., 1995.

  31. Оссовская М. Рыцарь и буржуа: исследования по истории морали. М., 1987.

  32. Панасюк А.Ю. Управленческое общение: практические советы. М., Экономика, 1990.

  33. Петухов С. Парадоксы женского ума. М., наука, 1989.

  34. Паркинсон Дж. Р. Люди сделают так, как захотите вы. М., 1993.

  35. Поликарпов В.С. история нравов России. Ростов-на-Дону,1995.

  36. Поляков В.А. Технология карьеры:практическое руководство. М., Дело ЛТД,1995.

  37. Профессиональная этика сотрудников правоохранительных органов: учеб.пособие. М., 1998.

  38. Рюттингер Р. Культура предпринимательства / Пер. с нем. М., Экономика, 1992.

  39. Судаков К.В., Рылов А.Л. Тайны мышления. М., Педагогика, 1990.

  40. Таранов П.С. Методы 100% победы. Симферополь.,Реноме, 1997.

  41. Томилов В.В. Культура предпринимательства. СПб,.Изд-во "Питер", 2000.

  42. Фрейд З. Психология бессознательного. М., Просвещение, 1989.

  43. Фромм Э. Человек для себя: исследование психологических проблем этики. Минск, 1992.

  44. Чернышова М.А. Этика деловых отношений. Л.,Знание, 1988.

  45. Шекшня С.В. Управление персоналом современных организаций. М., "Бизнес-школа "Интел-Синтез",1997.

  46. Шепель В.М. Управленческая этика. М., Экономика,1989.

  47. Ягер Д. Деловой этикет: как выжить в мире бизнеса. М.,Уайли, 1993.

  48. Язык жестов./ Пер. с англ. Н.Е.Котляра. Минск., Парадокс, 1995.


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница