Методические указания по выполнению контрольной работы, перечень технических средств, наглядных пособий и справочников для выполнения контрольной работы, список рекомендуемой литературы



страница1/7
Дата29.04.2016
Размер1.25 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО РФ ПО РЫБОЛОВСТВУ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра: Экономики

Коммерческая деятельность

Методические указания и контрольные задания для студентов заочной и заочно-ускоренной формы обучения для направления: 100700.62 «Торговое дело» профили «Коммерция», «Маркетинг в торговле»

Мурманск

2013

Составитель – Марченко Ирина Сергеевна, доцент, к.э.н., кафедры Экономики Мурманского Государственного Технического Универсистета;

Методические рекомендации и указания рассмотрены и одобрены на заседании кафедры разработчика Экономики

от 15.01.2013, протокол № 6

Рецензент:

Кузьменко В.М., кандидат экономических наук, доцент кафедры Экономики Мурманского государственного технического университета

Электронное издание подготовлено в авторской редакции

Мурманский государственный технический университет

183010, Мурманск, ул.Спортивная д. 13

Тел.(8152_254072

Уч.-изд. л.1,0 Заказчик 324

Мурманский государственный

технический университет, 2013


РЕЦЕНЗИЯ

На методические указания и контрольные задания по дисциплине «Коммерческая деятельность» для направления 100700.62 «Торговое дело» (бакалавриат) заочной и заочно-ускоренной формы обучения Марченко И.С., доцента кафедры Экономики.
Методические указания и контрольные задания по дисциплине «Коммерческая деятельность» для направления 100700.62 «Торговое дело» (бакалавриат) заочной и заочно-ускоренной формы обучения включают в себя: контрольные работы для студентов заочного отделения и методические указания по их выполнению, общие положения, форма контрольной работы, цели и задачи выполнения контрольной работы, содержание контрольной работы, методические указания по выполнению контрольной работы, перечень технических средств, наглядных пособий и справочников для выполнения контрольной работы, список рекомендуемой литературы

Настоящие методические указания помогут студентам дневной формы обучения определить наиболее важные вопросы для изучения по темам дисциплины, хорошо усвоить материал.

Методические указания составлены в соответствии с ФГОС и учебными планами направлений по дисциплине «Коммерческая деятельность» для направления 100700.62 «Торговое дело» (бакалавриат) и рекомендуется к использованию в учебном процессе.

Рекомендации рассмотрены и одобрены на заседании кафедры Экономики от 15.01.2013г., протокол № 6

Рецензент к.э.н., доцент Кузьменко В.М.




Общие организационно-методические указания

Настоящие методические указания составлены в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению бакалавриата 100700.62 «Торговое дело», утвержденным 22.12.2009 г. номер 787 и основной образовательной программой.

В соответствии с положениями ФГОС ВПО по направлению 100700.62 «Торговое дело» в дисциплине «Коммерческая деятельность» рассматриваются вопросы в области методологии, организации и управления коммерческой деятельностью, ее материально-технического и товарного обеспечения.
Обязательный минимум содержания дисциплины по ФГОС ВПО
Учебная дисциплина Б.3.Б.5 «Коммерческая деятельность» является обязательной дисциплиной профессионального цикла Б.3. Методические указания предназначены для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки бакалавров по направлению 100700.62 «Торговое дело» (профили «Коммерция» и «Маркетинг в торговле»).

В соответствии с ФГОС ВПО студенты должны обладать знаниями и действиями по управлению коммерческой деятельностью, ее материально-техническому и товарному обеспечению, ориентированными на совершенствование процессов купли-продажи товаров и услуг с целью удовлетворения потребительского спроса и получения прибыли от реализации товаров и услуг, оказания услуг и выполнения работ предприятиями различной формы собственности, функционирующих на отраслевых рынках.

Область профессиональной деятельности бакалавров направления 100700.62 «Торговое дело» включает организацию, управление и проектирование процессов в области коммерческой деятельности, материально-технического снабжения и сбыта, торгово-посреднической деятельности.

Объектами профессиональной деятельности бакалавров являются: товары потребительского и производственного назначения, услуги по торговому, логистическому и рекламному обслуживанию покупателей, коммерческие, товароведные, торгово-технологические, маркетинговые, логистические процессы, выявляемые и формируемые потребности, средства рекламы, методы и средства испытания и контроля качества товаров, материальные потоки, логистические цепи и системы.

Бакалавр по направлению подготовки 100700.62 «Торговое дело» готовится к следующим видам профессиональной деятельности:

- торгово-технологическая;

- организационно-управленческая;

- логистическая;

- научно-исследовательская;

- проектная.

Требованиями ФГОС ВПО к обязательному минимуму содержания рабочей программы по направлению 100700.62 «Торговое дело» установлено, что в результате изучения дисциплины «Коммерческая деятельность» студенты должны

Знать:

- основные понятия, цели, задачи, принципы, сферы применения, объекты, субъекты коммерческой деятельности;

- методологические основы коммерческой деятельности, ее составляющие элементы;

- коммерческие цели и программы экономического развития предприятий: увеличение емкости и доли рынка, прибыли, достижение финансовой устойчивости;

- средства достижения целей и их классификацию;

- историю развития коммерческой деятельности и место коммерции в сфере товарного обращения и социальную значимость коммерческой деятельности;

- организационно-правовые формы предприятий и их ресурсы;

- виды коммерческой и технической информации, источники ее поступления, способы хранения и требования, предъявляемые к ее оформлению;

- договоры в коммерческой деятельности;

- методы закупки и продажи товаров, формирование и способы управления товарными запасами;

- нормативные и законодательные акты, регулирующие торговую деятельность и порядок контроля коммерческой деятельности;

- государственное регулирование и контроль коммерческой деятельности;

- экономические законы, характеризующие коммерческие связи и определяющие соотношения между производством, распределением, обменом и потреблением;

- коммерческие процессы и пути их совершенствования;

- методы анализа и управления товарными запасами;

- экономические показатели деятельности предприятий, характеризующие эффективность и результативность коммерческой деятельности;

- методы анализа и оценки эффективности финансово-хозяйственной деятельности.

Уметь:

- определять задачи информационного обеспечения коммерческих предприятий;

- формулировать коммерческие цели, разрабатывать программы экономического развития предприятий;

- выбирать поставщиков и торговых посредников, заключать договоры и контролировать их соблюдение;

- осуществлять текущее планирование, организацию, учет и контроль коммерческой деятельности организации, прогнозировать результаты ее развития;

- анализировать социально-значимые проблемы и процессы коммерческой деятельности;

- проводить анализ и оценку эффективности финансово-хозяйственной деятельности;

- определять ресурсы предприятия;

- определять показатели эффективности финансово-хозяйственной деятельности;

- применять методы сбора, хранения, обработки и анализа информации для организации и управления коммерческой деятельностью;

- применять в своей профессиональной деятельности нормативные и законодательные акты, регулирующие торговую деятельность и порядок контроля коммерческой деятельности;

- соблюдать действующее законодательство и требования нормативных документов;

- составлять техническую документацию, необходимую для профессиональной деятельности, и проверять правильность оформления ее оформления;

- проводить анализ товарных запасов.



Владеть:

- аналитическими методами для оценки эффективности коммерческой деятельности на предприятиях;

- методами сбора, обработки и анализа коммерческой информации;

- умениями и навыками документационного и информационного обеспечения коммерческой деятельности организации;

- опытом работы с действующими федеральными законами, нормативными и техническими документами, необходимыми для осуществления профессиональной деятельности;

- умениями вести деловые переговоры;

- заключать договоры и контролировать их исполнение;

- навыками постановки и формулировки целей, выбора путей их достижения;

- методами анализа социально-значимых проблем и процессов коммерческой деятельности;

- методами анализа и управления товарными запасами.


Цели и задачи учебной дисциплины в соответствии

с требованиями ФГОС ВПО
В условиях рынка инструментом эффективного хозяйствования предприятия (организации) выступает коммерческая деятельность, которая представляет собой совокупность коммерческих процессов и операций, направленных на куплю-продажу, обмен и доведение товаров до потребителей с ориентацией на спрос и получение целевой прибыли. Именно, благодаря коммерческой деятельности на рынке товаров и услуг устанавливаются принципиально новые отношения с партнерами, действуют рыночные регуляторы в сфере обращения, вырабатываются коммерческие принципы, направленные на ведение товарно-денежных и товарно-обменных операций, организацию товародвижения.

Бакалавр по направлению подготовки 100700.62 «Торговое дело» должен решать следующие профессиональные задачи, связанные с коммерческой деятельностью:

- торгово-технологическая деятельность: организация и осуществление приемки товаров по количеству и качеству ее учета; управление товародвижением, его учет и оптимизация, минимизация потерь товаров, затрат материальных и трудовых ресурсов; участие в работе по организации и осуществлению торгово-технологических процессов на предприятии; регулирование процессов хранения товаров, проведение инвентаризации, определение, дифференциация и списание потерь;

- организационно-управленческая деятельность: сбор, хранение, обработка, анализ и оценка информации, необходимой для организации и управления коммерческой деятельностью; составление документации в области коммерческой деятельности и проверка правильности ее оформления; соблюдение действующего законодательства и нормативных документов, а также требований, установленных положениями договоров; выбор деловых партнеров с учетом определенных критериев, проведение деловых переговоров, заключение договоров на взаимовыгодной основе и контроль за выполнением договоров; управление ассортиментом и качеством товаров и услуг; организация и планирование материально-технического обеспечения предприятия, закупки и продажи (сбыт) товаров; повышение качества торгового обслуживания потребителей; управление товарными запасами и их оптимизация; анализ и оценка коммерческой деятельности (для разработки стратегии организации (предприятия); организация и осуществление коммерческой деятельности;

- логистическая деятельность: выбор или формирование логистических цепей в торговле; участие в разработке логистических схем в торговле;

- научно-исследовательская деятельность: участие в разработке инновационных методов, средств и технологий осуществления коммерческой деятельности ;

- проектная деятельность: разработка проектов торгово-технологических и логистических процессов и систем в области коммерции с использованием информационных технологий; участие в реализации проектов в области коммерции; проектирование размещения торговых организаций.

Целью дисциплины «Коммерческая деятельность» является освоение обучаемыми теоретических знаний в области методологии, организации и управления коммерческой деятельности, приобретение умений использовать эти знания в профессиональной деятельности и формирование необходимых компетенций.

Задачами дисциплины «Коммерческая деятельность» являются:


  • освоение основ коммерческой деятельности применительно к сфере товарного обращения;

  • изучение методов организации и развития коммерческой деятельности;

  • овладение методологией коммерческой деятельности на рынке товаров;

  • овладение методами управления коммерческими процессами торговых предприятий;

  • изучение нормативно-правовой базы государственного регулирования и контроля коммерческой деятельности.

Процесс изучения дисциплины «Коммерческая деятельность» направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО по направлению 100700.62 «Торговое дело»

а) общекультурных (ОК):

- владением культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

- способностью осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладанием высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности, способностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-7);

- готовностью применять экономические законы и теории, определять экономические показатели (ОК-11)

б) профессиональных (ПК):

- умением пользоваться нормативными документами в своей профессиональной деятельности, готовностью к соблюдению действующего законодательства и требований нормативных документов (ПК-2);

- способностью выбирать деловых партнеров, проводить с ними деловые переговоры, заключать договора и контролировать их выполнение (ПК-10);

- способностью осуществлять сбор, хранение, обработку и оценку информации, необходимой для организации и управления профессиональной деятельностью (коммерческой, или маркетинговой, или рекламной, или логистической, или товароведной) (ПК-11);

- готовностью работать с технической документацией, необходимой для профессиональной деятельности (коммерческой, или маркетинговой, или рекламной, или логистической, или товароведной) и проверять правильность ее оформления (ПК-12);

- способностью обеспечивать материально-техническое снабжение предприятия, закупки и продажу (сбыт) товаров, управлять товарными запасами (ПК-13).
Содержание самостоятельной работы студентов дисциплине
Самостоятельная (внеаудиторная) работа студентов состоит:

- в проработке лекционного материала;

- в подготовке к практическим занятиям, семинарам, коллоквиумам, ролевым и деловым играм;

- в самостоятельном сборе практического материала по заданной преподавателем теме;

- в самостоятельном изучении и конспектировании рекомендованных преподавателем законодательно-нормативных документов, научно-публицистических статей;

- в самостоятельном решении ситуационных заданий (кейсов), рекомендованных преподавателем;

- в выполнение контрольной работы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ,

РЕКОМЕНДУЕМОЙ К ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
Основная
1. Половцева, Ф. П. Коммерческая деятельность : учебник для вузов / Ф. П. Половцева. - М. : Инфра-М, 2009. - 246, [1] с. : ил. - (Высшее образование).

2. Панкратов, Ф. Г. Коммерческая деятельность : учебник для вузов / Ф. Г. Панкратов, Н. Ф. Солдатова. - 12-е изд., перераб. и доп. - М. : Дашков и К, 2010. – 499 с.

3. Марченко, И. С. Коммерческая деятельность : учеб. пособие. [В 2 ч.]. Ч. 1. Основы коммерческой деятельности / И. С. Марченко ; Федер. агентство по рыболовству, ФГОУ ВПО "Мурман. гос. техн. ун-т". - Мурманск : Изд-во МГТУ, 2011. - 306 с. : ил.

4. Марченко, И. С. Коммерческая деятельность : учеб. пособие. [В 2 ч.]. Ч. 2. Организация коммерческой деятельности в сфере обращения товаров и на рынке услуг / И. С. Марченко ; Федер. агентство по рыболовству, ФГОУ ВПО "Мурман. гос. техн. ун-т". - Мурманск : Изд-во МГТУ, 2011. - 291 с. : ил.


Дополнительная
5. Федеральный закон от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» с изм. и доп.

6. Дашков Л. П. Коммерция и технология торговли : учебник для вузов / Л. П. Дашков, В. К. Памбухчиянц. - Изд. 9-е, перераб. и доп. - М. : Дашков и К, 2009. – 695 с.

7. Кент, Т. Розничная торговля : учебник для вузов : пер. с англ. / Т. Кент, О. Омар. - М. : Юнити-Дана, 2007. - 707 с. : ил. - (Серия "Зарубежный учебник")

8. Голиков, Е. А. Оптовая торговля : менеджмент, маркетинг, логистика, финансы, безопасность : учеб.-практ. пособие / Е. А. Голиков. - М. : Экзамен, 2004. - 270 с.

9. Минько, Э. В.Основы коммерции : учеб. пособие для вузов / Э. В. Минько, А. Э. Минько. - М. : Юнити-Дана, 2007. – 511 с.

10. Рамазанов, И. А. Мерчендайзинг в торговом бизнесе : Учеб. пособие для вузов / И. А. Рамазанов ; Отрасл. центр повышения квалификации работников торговли М-ва эконом.развития и торговли РФ. - М. : Деловая литература, 2002. - 112 с.

 11. Чувакова, С. Г. Управление ассортиментом магазина : практ. пособие / С. Г. Чувакова. - М. : Дашков и К, 2012. - 258 c. - (Серия "Стратегия успешного бизнеса").

12. Книга директора магазина : практ. рекомендации / [Горлов В. В. и др.] ; под ред. С. Сысоевой. - 2-е изд., улучшенное и доп. - СПб. [и др.] : Питер : SRC, 2008. - 365 с. : ил.
в) программное обеспечение текстовой редактор Microsoft Word;

табличный редактор Microsoft Excel;



операционная система Windows XP.

г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

Система «Гарант» - www.garant.ru,

Общероссийская сеть распространения правовой информации (Консультант-Плюс)- http://www.consultant.ru

Сервер «Российской газеты» - http://www.rg.ru

РИА «Росбизнес-Консальтинг» (любые новости, в том числе правовые) - http://www.rbc.ru

Деловая пресса - www. businesspress.ru

Справочные правовые системы «Кодекс», «Эталон», «Юсис», «Юрисконсульт»




д) Интернет- ресурсы
http://www.cia-center.ru/

Коммерческий информационно-аналитический центр



http://www.editrans.ru/

EDI и стандарт передачи данных EDIFACT (ПЭПИ)

http://www.loginfo.ru/

http://www/torgrus.ru/

http:/www.nta – rus.ru

http:/www.rtpress.ru


Журнал «Логинфо»

Новости и технологии торгового бизнеса

Национальная торговая ассоциация

Российская торговля




  1   2   3   4   5   6   7


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница