Методические вопросы организации и проведения учебных занятий в интегрированной информационной среде обучения



страница1/4
Дата30.04.2016
Размер0.57 Mb.
  1   2   3   4
МЕТОДИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ В ИНТЕГРИРОВАННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЕ ОБУЧЕНИЯ
Рудакова Д.Т., Владимирова Л.П.


    1. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНТЕРНЕТ И СЕТЕВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.




      1. Содержание и принципы интернет-обучения

      2. Модели обучения с использованием ИКТ

      3. Состав, категории, базовый функционал и основы взаимодействия участников учебного процесса с использованием Интернет и сетевых технологий



    1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРИ РАБОТЕ В ИНТЕГРИРОВАННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЕ ОБУЧЕНИЯ




      1. Особенности разработки и использования информационных образовательных ресурсов в учебном процессе, основанном на сетевых технологиях

      2. Педагогические технологии проведения учебных занятий в интегрированной информационной среде

      3. Формы и методы контроля знаний и умений школьников в интернет-обучении


    1. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНТЕРНЕТ И СЕТЕВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.


1.1.1. Содержание и принципы Интернет-обучения
В условиях глобального усложнения сферы образования усложняется и образовательная деятельность. Она становится многомерной. Появляются потребности в активизации деятельности школьника, обеспечения его растущей интерактивности, расширения форм его социального и культурного опыта. В образовательной деятельности школьника проявляются новые структуры и связи, не связанные напрямую со школьным обучением:

  • самостоятельного конструирования личностных знаний средствами новейших технологий самообразования;

  • самостоятельно приобретенного индивидуального опыта (жизненного и экспериментального);

  • мотивированной организации собственной образовательной практики (практической деятельности в целях образования).1

Многомерное пространство современной образовательной деятельности складывается во взаимодействии векторов индивидуального образования в школе, самообразования/саморазвития и в реализации возможностей продуктивной образовательной практики в интегрированной информационной среде, социуме.

Основаниями развития образования как сложной открытой системы являются ее объективные функции саморазвития, которые определяют принятие инноваций в той мере, в которой они соответствуют собственным закономерностям развития системы. Содержание образования на современном этапе меняется: структура предмета изучения отходит на второй план, на первом плане - структура обобщенной (инвариантной) деятельности человека. Учение как овладение все более усложняющимися видами деятельности можно представить в виде условных групп деятельностей, объединенных по усложняющимся уровням:

Первая группа: воспроизведение учащимися информации, ее изложение, правильное следование инструкциям и схематическим описаниям, узнавание объектов и явлений, запоминание особенностей, местоположения, приведение примеров и т.д.

Вторая группа: умение наблюдать за знакомыми и незнакомыми явлениями, получать или искать информацию, распознавать простейшие различия в объектах и между ними, перечислять и сравнивать данные наблюдений или других источников информации; пользоваться приборами, картой, компьютером и иными источниками информации и т.п.

Третья группа: изложение (письменное или устное) собственных наблюдений учащимися индивидуально или в ходе групповой работы, распознавание и фиксация простейших изменений в объектах и явлениях, происходящих во времени и пространстве, вычленение (абстрагирование) отдельных признаков, важных для целнй описания, подбор средств фиксации, подходящих для оформления полученных результатов (текста, карт, схем, диаграмм, таблиц и т.д.), построение связанного рассказа (отчета) о проведенной работе (учебной, эксперимента, наблюдения) и т.п.

Четвертая группа: систематизация и классификация, установление связей между различными факторами и явлениями, группировка, обощение нескольких групп данных для выявления закономерностей, ведущих и подчиненных факторов, интерпретация информации, составление доклада (сообщения) в соответствии с поставленной задачей, рефлексия (критическая оценка) своей и общей работы, формулировка предложений и более эффективных решений поставленных организационных и познавательных задач и т.п.

Пятая группа: умения формулировать проблему и гипотезу, ставить вопросы и высказывать предположения типа «как», «почему», «что будет, если...» и т.д.; предвидеть развитие объектов, тенденций и состояний; конструировать (планировать) исследование, осуществлять его по этапам и т.д.2

Овладение способами познания мира, работы с информацией, формирование ключевых компетенций (социокультурной, коммуникативной, готовность к образованию в течение жизни) составляет основу содержания современного образования. Последовательное поурочное преподавание заранее определенного учебного материала неспособно сформировать у ученика той «образовательной мускулатуры», которая позволила бы ему эффективно существовать и развиваться в современных открытых культурных средах, к которой можно отнести интегрированную информационную среду включающую ресурсы интернет и сетевые сервисы. Современная культура постоянно порождает ситуации, в которых востребован не просчитанный заранее функциональный набор каких-то определенных предметных знаний, а способность порождать собственное знание и строить свои собственные траектории образовательного развития. «...В обучении гораздо важнее научить ребенка мыслить, чем сообщить ему те или иные знания»3

Непременным условием образовательной деятельности является открытая насыщенная информационная среда. Движение в этой открытой системе активное: образовательная информационная среда усилиями программистов и разработчиков стремится «приблизиться» к потенциальным клиентам, участникам образовательного процесса, интегрируется в систему образования, и, в свою очередь, школа «выходит» в пространство интернета. Встречное движение происходит в процессе поиска решения проблем методических, технологических, организационных и др.

Мы говорим о методических возможностях организации учебного процесса в интегрированной информационной среде, основанного на принципах гуманистической педагогики, принципах, отражающих специфику взаимодействия в ИИС. Много вопросов и проблем возникает у учителей и всех других участников в процессе организации различных форм сетевой деятельности. В профессиональном творческом поиске находится каждый учитель, совершает свои маленькие педагогические открытия, радуется успехам своих учеников, стремится отобрать наиболее эффективные методы и приемы активизации продуктивной сетевой деятельности, которые способствуют личностному развитию. Нужны ориентиры, общие принципы, подходы, основываясь на которых можно было бы уверенно продолжать профессиональный творческий поиск.

Нами представлены модели обучения, которые возможно организовать в ИИС. Независимо от того, в какой модели происходит взаимодействие, они опираются на принцип самоактуализации личности. Каждый ученик имеет возможность самовыражения, создание собственного продукта познавательной деятельности, что может быть как его собственной инициативой, так и предъявлением отчетной работы по предмету. Общение в форумах, чатах, во время обсуждения обозначенных учебных проблем основано на принципе взаимоуважения, открытости в отношениях между учителем и учащимися. Широкие возможности ИИС позволяют учитывать личностные интересы каждого участника и строить процесс обучения с учетом его индивидуальных особенностей, психологических способностей каждого обучающегося. Работа в открытой среде предъявляет особые требования участникам не только в плане умений использования преимуществ информационных технологий, но и в плане соблюдения культуры коммуникации, предельно внимательного отношения друг к другу в сети. Безусловно, переход в открытую среду, зачастую общение только на расстоянии, требует от учителя особо внимательного, отношения, соблюдение принципа опоры на положительные качества личности. Вместе с тем учащиеся, обладающие высоким уровнем мотивации работы в информационной среде, подготовленной для обучения, может строить свои образовательные маршруты, конструировать свои знания. Организуемые учителем обсуждения результатов образовательных путешествий, помогают убедиться ученику в правильности сделанных выводов, или понять свои ошибки в процессе рефлексии.

Определяющим методологическим принципом организации образовательного процесса в интегрированной информационной среде является принцип системности. Он определяет всю организацию, включая проектирование обучения, создание системы средств обучения, т.е. учебно-методического обоспечения, и кончая организацией самой познавательной деятельности. Это открытая система – цели, содержание, методы, организационные формы и средства обучения – обусловлены единой концепцией – концепцией гуманистической педагогики, спецификой дистанционной формы обучения. Если принцип системности используется грамотно на всех этапах создания, развития и использования данной системы, то такая система действительно способна дать новое качество, которое не может дать ни один отдельно взятый ее компонент. Связи, взаимодействия, развития, функционирования, управления создают открытость системы, возможность ее дальнейшего развития, совершенствования.

Специфика организации обучения с использованием возможностей ИИС диктует целесообразность опры на принцип корпоративности, командного подхода к организации деятельности в интегрированной информационной среде и на уровне взаимодействия разработчиков и дизайнеров, учитывающих специфику обучения определенной аудитории, школьников или взрослых. Слаженность командной работы зависит от умения сетевого преподавателя организовать группы сотрудничества, учитывая особенности психологической совместимости участников, их интересы, способности к толерантности, взаимоуважению, культуре общения. И от организации учебного материала тоже многое зависит. В содержании курса следует предусмотреть задания, направленную на групповые виды деятельности, предусматривающие одновременно задания для каждого члена группы. Многое зависит и от стиля общения педагога с группами, его умения стимулировать именно совместную работу, чувство ответственности всех и каждого за результат совместной работы.

Прежде всего необходимо ориентироваться на принцип учета специфики предметной области области и контингента обучаемых обучаемых. Курс по биологии не может быть построен по тем же правилам, что курс по иностранному языку, предметы гуманитарного цикла имеют свои особенности в отличии от математического цикла.

Информационная среда основана на важнейшим является принцип интерактивности. Принцип рассматривается не только с точки зрения организации контактов между учителем и учащимися, и учащимися между собой в процессе дистанционного обучения, но и вся работа в интегрированной среде обучения основывается на взааимодействиях технологической системы и человека. Особый разговор о реализации этого принципа можно вести при организации учебного процесса с использованием сервисов веб 2.0, технологиях социального взаимодействия, или коллективного гипертекста. Поскольку основной акцент в образовательной деятельности в ИИС делается на самостоятельную познавательную деятельность учащихся индивидуально или в малых группах сотрудничества, то предпочтение отдается таким средствам обучения и контроля, которые обладают обратной связью.

Чрезвычайно важен в ДО принцип гибкости и маневренности всего учебного процесса и учебно-методического обеспечения. Именно в соответствии с этим принципом рекомендуется модульное построение содержания курсов интернет-обучения, где каждый модуль был бы автономен, краток, но открыт для дальнейшего развития в соответствии с потребностями и интересами конкретных обучаемых, с помощью технологий гиперссылок, либо системы ссылок на дополнительные информационные, учебные ресурсы. То же касается всевозможных лабораторных, практических работ. Таким образом, осуществляется, в частности, дифференциация обучения в контексте личностно ориентированного подхода. Что касается учебного процесса, то с помощью педагогических технологий создается гибкая система взаимодействия учащихся между собой, с учителем, смены различных видов деятельности, диктуемые особенностью решаемой дидактической задачи.



Принцип информационной и психологической безопасности представляется чрезвычайно актуальным в настоящее время. Интернет – демократическая среда, где каждый может разместить любую информацию. При организации учебного процесса в ИИС учащиеся в поисках дополнительной информации могут встретиться с информацией не совсем грамотной, бесполезной, а то и просто вредной для их душевного, психического здоровья. Вот почему постоянно необходимо работать над формированием критического мышления. При разработке содержания курса, рекомендаций к поиску дополнительных источников, преподавателю самому необходимо четко знать возможные трудности и опасности в информационном и психологическом плане. Важное значение имеют, как уже подчеркивалось, психологический климат, установившийся в группе обучаемых, их контакты между собой и преподавателем.

И вместе со всеми вышеозначенными принципами следует подчеркнуть значимость классических дидактических принципов традиционной школы, которые существуют объективно и пренебрежение ими может оказать отрицательное влияние на организацию образовательного процесса в целом или снизить ее качество. Это принцип научности и посильной доступности, сознательности и творческой активности учащихся. Принцип наглядности должен безусловно соблюден при размещении материалов в сети, принцип развивающего и воспитывающего характера обучения никто не может объективно отрицать.



1.1.2. Модели обучения с использованием ИКТ

Цели, содержание, структура, организационные формы и методы обучения
В нашей стране существуют различные формы обучения: очное, заочное, экстернат. Дистанционное обучение является новой формой получения образования. Оно так же, как и другие формы обучения представляет собой систему обучения, включающую в себя в качестве компонентов цели, содержание, методы, организационные формы и средства обучения, но с иной формой подачи и организации учебного материала, а также иной формой взаимодействия участников учебного процесса. Одной из отличительных особенностей дистанционного обучения является его интерактивность.

В системе непрерывного образования все большее значение приобретает внешкольное, или дополнительное образование, которое может быть организовано с использованием возможностей интегрированной информационной сети.



Интернет-обучение или обучение в интегрированной информационной среде является одним из вариантов дистанционного обучения. Интернет-обучение – это целенаправленный, специально организованный процесс взаимодействия участников образовательного процесса, который осуществляется средствами информационных и телекоммуникационных технологий. Интернет-обучение так же, как и любая другая форма обучения предусматривает все компоненты системы обучения: цели, содержание, методы, организационные формы и средства обучения.

Рассмотрим модели дистанционного обучения, разработанные доктором педагогических наук, профессором Полат Е.С., а также организацию учебного процесса в каждой модели и попытаемся определить основные методические вопросы организации и проведения учебных занятий в интегрированной информационной среде обучения4.

Система обучения предполагает этап проектирования и этап самого обучения.

Этап проектирования предусматривает: определение общей концепции системы обучения, цели, отбор соответствующего содержания обучения, его структуризацию с учётом специфики дистанционного обучения, организационных форм обучения, средств информационных технологий и организацию учебного процесса. Учебный процесс – это реализация разработанной на этапе проектирования системы обучения.

Существуют несколько вариантов организации дистанционного обучения. Е. С. Полат рассматривает 4 основные модели дистанционного обучения:

1. Интеграция очных и дистанционных форм обучения.

2. Сетевое обучение:


  • Автономный курс дистанционного обучения;

  • Информационно-образовательная среда (виртуальная школа, кафедра, университет).

3. Сетевое обучение и кейс-технологии.

4. Видеоконференции, интерактивное телевидение.

Выбор модели зависит от целей обучения и от условий, при которых возможно осуществлять обучение в дистанционной форме. В зависимости от используемой модели обучения меняется деятельность педагога и учащихся.

В современных условиях наиболее распространена первая модель: интеграция очного и дистанционного обучения. При этом возможны варианты этой модели. Первый вариант возможен тогда, когда базовое обучение ведётся в очной форме (в образовательном учреждении - школе, вузе), а некоторые виды деятельности выносятся на дистанционную форму (задания для самостоятельной работы, тесты, лабораторные и практические работы и т.д.). Второй вариант – это, когда базовое обучение ведётся в дистанционной форме, но на короткое время студенты приглашаются в образовательное учреждение для обзорных лекций, семинаров, конференций, защиты проектов, практических работ и т.д. Второй вариант возможен для студентов, специалистов, желающих повысить свою квалификацию или получить новую специальность без отрыва от производства, а так же для некоторых категорий учащихся. Для организации обучения по модели интеграции создаётся специальный сайт, на котором размещается вся необходимая для учащихся информация. Это может быть сайт отдельного образовательного учреждения или ресурсного центра (на базе вуза, на базе школы), где создаются личные веб-страницы учащихся с учётом их индивидуальных траекторий обучения, то есть индивидуальные планы учащихся с темами, сроками выполнения заданий и т.д. На этом же сайте имеется специальная библиотека, в которой размещаются программы разных профильных курсов с разъяснениями, дополнительными материалами на углубление знаний, ссылки на источники информации, задания для малых групп и т.д. Обязательным условием дистанционного обучения является создание раздела сайта для реализации общения учебного сообщества – учащихся и преподавателей, а также учащихся между собой. Это форумы, чат-комнаты, виртуальные кафе, видеоконференции, семинары, консультации с преподавателем. Интернет-обучение или дистанционное обучение – это не изолированное от других участников учебного процесса обучение, а обучение через общение. Обучение в дистанционной форме, как и в очной, строится на основе занятий, дискуссионных семинаров, на которые выносятся проблемные вопросы и задачи для коллективного обсуждения, используя такие технологии, как форум, чат, телеконференция, видеоконференция и др.

Возможности интеграции очной и дистанционной форм обучения перспективны для профильного обучения в старших классах, но требуют определённых организационных и административных решений. При внедрении профильного обучения в старших классах возникает необходимость создания фонда специализированных или профильных курсов по различным направлениям. Создание таких курсов возможно на базе школ, вузов, ресурсных центров и других образовательных учреждений.

В рамках проекта «Информатизации системы образования» государственный научно-исследовательский институт информационных образовательных технологий разработал проект «Интернет обучение» (http://school.iot.ru) – сайт методической поддержки учителей. В составе компонента ИСО «Профессиональное развитие педагогов в области применения ИКТ для целей образования» данный проект нацелен на «Обучение с использованием Интернета для решения задач подготовки школьников на профильном уровне». Реализация данного проекта осуществляется на базе созданных в рамках проекта «Информатизация системы образования» Межшкольных методических центров, Региональных координационных центров и образовательных учреждений, расположенных на территории Ставропольского края, Калужской области и Республики Карелия. Основные целевые группы – учащиеся старших классов, методисты, педагоги и специалисты общеобразовательных учреждений и системы повышения квалификации работников образования. Основная цель проекта - предоставление учащимся старших классов общеобразовательной школы доступа к качественному образованию, обеспечение возможности для школьников изучать выбранные ими общеобразовательные дисциплины на профильном уровне с использованием Интернет.



Вторая модель - сетевое обучение, оно может быть автономным курсом или информационно-образовательной средой.

Автономный курс – это специальный курс дистанционного обучения, созданный по отдельным учебным предметам, разделам или темам программы (например, элективный курс). Он ориентирован на совершенствование знаний в определённой области. Он не входит в обязательную программу какого-либо учреждения, но может быть отнесён к системе открытого образования. Данный курс может входить в систему повышения квалификации.

Все материалы данного курса должны быть размещены на сайте образовательного учреждения. Процесс обучения в автономном сетевом курсе организован по модулям. На сайте образовательного учреждения должны быть представлены:

- тематический план курса;

- модули, содержащие занятия по определённому плану, тематические лекции, проблемные задачи, задания для индивидуальной работы и для малых групп сотрудничества, другие виды работ;

- дополнительный материал (статьи, ссылки на материалы виртуальных библиотек, глоссарии, словари и энциклопедии);

- консультации преподавателя;

- форум, чат-комнаты для общения учащихся и преподавателя;

- странички для теле и видеоконференций, веб-квеста;

- тесты, контрольные работы;

- блок администрирования (график выполнения заданий каждым учеником, доска объявлений и личные веб-странички учащихся).

При обучении в дистанционной форме отсутствуют личные контакты учащихся друг с другом или с преподавателем. Но виртуальное общение обязательно. Это общение учащихся в малых группах сотрудничества, виртуальные дискуссии, коллективные обсуждения в чате, форуме или в ходе видеоконференции. Сетевой преподаватель организует деятельность, как отдельного школьника, так и нескольких в малых группах сотрудничества. Он должен так организовать общение в сети, чтобы участники чувствовали себя комфортно, чтобы образовалось сообщество единомышленников, объединённых общими интересами и одной целью, то есть учебное сетевое сообщество. Это обучение через общение – таков основной принцип гуманистической педагогики, принцип личностно ориентированного обучения. В данной модели обучения контрольные и зачётные работы выполняются в режиме on-line.

Дистанционная форма обучения требует от старшеклассников большой меры ответственности, самостоятельности, дисциплины, что способствует формированию критического мышления, умения работы с информацией, умений организации своего труда и работы в сотрудничестве. Умение учиться, самостоятельно расширять знания в своей профессиональной деятельности, повышать уровень профессиональной компетенции являются важными качествами современного специалиста

Другой вариант сетевого обучения - Информационно-образовательная среда, то есть виртуальная школа, кафедра, университет содержит все учебные курсы, предусмотренные учебным планом или программой обучения. Данная модель обучения при определённой её организации может полностью заменить очную форму обучения. Информационно-образовательная среда – это специальный портал на базе образовательного учреждения, на котором представлены все необходимые материалы для осуществления учебного процесса по нескольким учебным предметам. Материалы учебно-методического обеспечения размещаются в соответствующих разделах портала: медиатека, виртуальная библиотека, база данных образовательных электронных ресурсов, задания в виде модулей, проекты, лабораторные работы, тесты, контрольные работы, консультации, разделы учебного процесса и администрирования, личные странички учащихся, а также раздел для сетевого общения. При такой организации обучения предусматривается объединение учащихся и преподавателей в единое учебное сообщество. Вся система учебного процесса должна быть гибкой и удобной для пользователя. Необходимо создать условия для различных видов деятельности учащихся в условиях интернет-обучения: поиск информации для написания рефератов, эссе, иллюстрирования своих текстов материалами из Интернета, составления аннотированных ссылок, рецензий и т.д.; общение, обсуждение, переписка; научное общество учащихся и др.

Третья модель дистанционного обучения – это сетевое обучение и кейс-технологии. Обучение ведётся виртуально, но все необходимые учебные материалы, задания и рекомендации учащиеся получают на руки. Учебный кейс может содержать и печатные пособия, и электронные (видео, аудио, мультимедиа, СD, DVD). В основе обучения лежит учебник (печатный или электронный на CD) и дополнительные материалы из интернет-ресурсов, что позволяет варьировать объем информации для учащихся разной степени обученности. При этом предусматриваются консультации преподавателей, система тестирования и контроля, совместная проектная деятельность и др., что возможно с помощью коммуникационных технологий (электронная почта, форум, чат, блоги, wiki и т.д.). Большой опыт в подготовке и проведении кейс-технологий имеет в нашей стране Современная гуманитарная академия и Международный центр открытого дистанционного образования ЛИНК. По такой же схеме проводят дистанционные курсы для абитуриентов в Центре дистанционного обучения при МГУ.

Четвёртая модель - Видеоконференция или интерактивное телевидение – это трансляция занятий с помощью видеокамер и телевизионного оборудования на расстоянии. Данная модель обучения требует присутствия студентов (как и в очной форме) в определённое время, в определённом месте. Это модель распределённого класса. В настоящее время интерактивное телевидение не находит широкого применения в нашей стране, а использование видеоконференции в качестве технологической основы дистанционного обучения приобретает всё большую популярность, как за рубежом, так и в нашей стране. Опыт такого обучения имеют Современная гуманитарная академия (СГА), Московский институт международных отношений, Иркутский политехнический университет, Центр дистанционного обучения при Президенте Украины и др.

При организации учебного процесса рабочие места студентов оборудуются персональными компьютерами, аппаратурой для видеозаписи воспроизведения. В лекционных залах предусматривается возможность коллективного просмотра компьютерных и телепрограмм или видеофильмов, участие в видеоконференциях. В учебном процессе используются печатные и электронные учебники, видеолекции, спутниковые телелекции, слайд-лекции, аудиолекции, компьютерные программы. Основные виды деятельности – коллективные тренинги в виде дискуссий, круглых столов, ролевых игр; консультации с использованием Интернет-технологий; курсовые работы (письменные, телевизионные); модульное тестирование с помощью автоматизированной системы.

Специфика каждой модели дистанционного учебного процесса обусловливает отбор и структурирование содержания обучения, методов, организационных форм и средств обучения. Учебная среда интернет-обучения должна формироваться таким образом, чтобы каждый учащийся имел свободный доступ из любого курса к информационному обеспечению, необходимым разделам, к лабораторным и практическим работам курса. Обязательным условием интернет-обучения является возможность осуществления общения всех участников учебного процесса, используя всевозможные коммуникационные средства (чат, форум, блоги, wiki, и др.).

  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница