Методическое обеспечение раздела «Программное управление работой компьютера» базового курса информатики



Скачать 36.39 Kb.
Дата26.06.2016
Размер36.39 Kb.
Методическое обеспечение раздела «Программное управление работой компьютера» базового курса информатики

Немирова Н.Ю.

ГОУ ВПО «Бийский педагогический государственный университет имени В.М. Шукшина»

г. Бийск
Обучение программированию невозможно без решения задач, именно решение учащимися разнообразных задач выступает одним из главных условий и средств овладения знаниями и умениями, развития умственных способностей и личностных качеств, к тому же мышление всегда предметно, т.е. осуществляется на определенном конкретном материале. Роль задач усиливается ещё и тем, что в настоящее время количество часов на изучение раздела «Программное управление работой компьютера» значительно сократилось, а раздел очень сложен для усвоения учащимися. Поэтому, чем интереснее и доступнее учащимся будет задача, чем ярче будет отражен принцип действия того или иного оператора, тем лучше учащиеся усвоят тему, тем качественнее будут знания, полученные по данному разделу. Поэтому от множества задач, используемых в каждый момент обучения, в определяющей степени зависит эффективность достижения целей образования и развития учащихся.

Ориентируясь на программу Базового курса “Информатика и ИКТ” для основной школы (8-9 классы). И.Г. Семакина и др. [1, c. 216], мы считаем целесообразным предложить следующую логику изложения материала раздела «Программное управление работой компьютера».

На первом занятии ученики должны уметь запускать и сохранять программу в одной из систем программирования на языке программирования высокого уровня, например Turbo Pascal, вести диалог с компьютером. В качестве практической работы можно предложить учащимся поработать с уже готовыми программами, в которых они смогут что-то исследовать, а результат работы программы учащимся будет интересен и понятен.

После второго урока ученики должны научиться: писать простейшие программы с использованием операторов: ввода, вывода, присваивания; отлаживать программу; запускать и сохранять программу. На данном этапе целесообразно предложить учащимся «Задачу о трёх стаканах» (на обмен данных в памяти).

Далее ученики должны научиться: писать простейшие программы с использованием оператора ветвления; отлаживать программу; запускать и сохранять программу.

После следующего урока ученики должны научиться писать простейшие программы с использованием оператора цикла с параметром; отлаживать такие программы.

Далее методически целесообразно научить школьников: писать простейшие программы с использованием операторов цикла с пред- и постусловием; отлаживать программу. Традиционно задачи по программированию тесно связаны с математикой. Задачи, использующие алгоритм Евклида являются представителями задач из математики, которые используют многие авторы в своих учебных пособиях. Не исключение и И.Г. Семакин и др., данному алгоритму посвящена целая глава их учебника.

Неотъемлемой частью обучения программированию является изучение таких типов данных как массивы, а также способы их обработки: заполнение массива (2 способа), нахождение минимального (максимального) элемента массива и сортировка элементов массива методом пузырька.

Такая последовательность предлагаемых задач не нова. Она реализована во многих методиках, но, как, правило, авторы рассматривают данный раздел обособленно от остальных разделов школьного курса «Информатика и ИКТ». Особенностью нашего подхода является то, что мы переносим идеи программирования и в процесс изучения других разделов информатики («Текстовая информация и компьютер»; «Табличные вычисления на компьютере»; «Архитектура компьютера»; «Управление и алгоритмы» и т.д.). Например, при решении задач по теме «Архитектура компьютера», можно проследить основные алгоритмические конструкции и при этом использовать в качестве инструментальных средств программы - эмуляторы работы процессора: Кроха, Нейман. Что дает использование одинаковых по постановке задач? С одной стороны - повторение материала и лучшее закрепление базовых алгоритмических конструкций, программ с линейной структурой, ветвлением, циклами. Школьники начинают лучше понимать, что происходит на уровне процессора и памяти, когда выполняется задача, написанная на языке программирования высокого уровня; лучше осваивается общее и особенное в рамках содержательных линий курса «Информатика и ИКТ»; не теряется ощущение цельности и законченности материала, а так же более полно реализуются внутрипредметные связи, что на сегодняшний день является эталоном педагогического мастерства и залогом успешного обучения. Опытно-экспериментальное преподавание в период педагогической практики это продемонстрировало.



Таким образом, в методической литературе назначение учебных задач рассматривается чаще всего как средство применения, закрепления полученных знаний, их контроля, самостоятельного приобретения знаний. Однако роль учебных задач существенно шире. Только путём включения за счёт задач в учебный процесс внутрипредметных связей, можно сформировать у учащихся целостные знания, те или иные подходы к учебному материалу, отработать мыслительные операции, вывести их на высший уровень сформированности знаний, связанный с умением применять знания в новых, нестандартных ситуациях.

Информационные источники:

  1. Программы для общеобразовательных учреждений [Текст]: Информатика, 2-11 классы.- 2-е изд., испр. и доп. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. - 380 с.


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница