Методологический анализ проблемы использования компьютерных технологий в процессе обучения физике



Скачать 32.83 Kb.
Дата01.05.2016
Размер32.83 Kb.
Р.А. Кабиров

Уральский государственный педагогический университет



Методологический анализ проблемы использования компьютерных технологий в процессе обучения физике
Одной из проявившихся в настоящее время тенденций развития образовательных информационных технологий (ОИТ) следует считать комплексный подход к их использованию в школе. В соответствии с этим подходом новые технологии должны охватить не только непосредственно учебный процесс, а по возможности все стороны школьной деятельности.

Физика, как учебная дисциплина, предоставляет наиболее широкий спектр применения ЭВТ в качестве средства обучения. Это моделирование физических процессов (демонстрационное и лабораторное), обучающие системы, компьютерный контроль, тренажеры, генераторы индивидуальных заданий при решении задач. Также это могут быть справочно-информационные системы, системы управления экспериментом и, наконец, проведение различных расчетов (в частности, при обработке результатов лабораторного практикума).

Наличие в кабинете физики хотя бы одного компьютера при условии, что он снабжен достаточно большим экраном, позволяет использовать этот компьютер для иллюстраций объяснения нового материала. Компьютер может быть включен в состав установки для демонстрационного эксперимента. При наличии двух-трех компьютеров можно организовать индивидуальный компьютерный опрос учащихся, предоставить некоторым из них возможность поработать с компьютерными тренажерами.

Фронтальная работа учащихся за компьютером может быть обеспечена при проведении урока физики в компьютерном классе.

. Одна из трудностей связана с проведением эксперимента, когда компьютер используется как часть экспериментальной установки. Для такой работы кабинет физики обычно более приспособлен.

Применение компьютерных технологий для автоматизации физического эксперимента и управления техническими объектом, определяет особое место компьютера в совершенствовании техники и методики школьного физического эксперимента, где компьютер может выполнять следующие функции:



  • средство измерения;

  • контроль за физическими процессами или поведением объекта;

  • управление физическим экспериментом или техническим объектом;

различная обработка результатов эксперимента.
Во внеурочной работе школьные компьютеры могут быть использованы при организации физических кружков, для выполнения индивидуальных домашних заданий, проведения исследовательской работы учащихся.

Таким образом, в настоящее время учебный физический эксперимент с использованием компьютера развивается в следующих направлениях:



  • Модернизация традиционного метрологического оборудования для
    выполнения демонстрационного и лабораторного физического эксперимента.

  • Использование программных средств ЭВМ для управления ходом эксперимента, обработки и представления результатов измерений при демонстрационном и лабораторном физическом эксперименте.

  • Компьютерное моделирование физических процессов.

Первое направление представляет собой использование компьютера в качестве измерительного прибора, усовершенствованного метрологического оборудования, с использованием которого учащиеся исследуют физические явления, процессы и законы натурного эксперимента.

Второе направление характеризуется применением программных средств информационных технологий в процессе сбора и обработки больших массивов информации. Создаются измерительно-вычислительные комплексы, в которых процессор осуществляет управление функционированием измерительных дат­чиков и ходом самого эксперимента в зависимости от получаемых результатов. При создании условий эксперимента компьютер выполняет функции универсального источника сигналов, универсального измерительного прибора и программируемого управляющего устройства. При получении экспериментального результата компьютер управляет устройством сбора информации посредством датчиков, осуществляет выделение основной информации путем ее визуализации, производит количественную оценку. На этапе анализа исследователь имеет свободный доступ к информации и может динамично влиять на ход эксперимента.

Представленные направления развития совершенствуют технику для проведения учебного физического эксперимента.



Третье направление развития учебного физического эксперимента с использованием компьютера. Напомним, что компьютерное моделирование мы понимаем как совокупность анализа и синтеза сложной системы на основе использования компьютера. Оно включает в себя использование компьютерных программ, имитирующих физические опыты, явления или идеализированные модельные ситуации, происходящие в физических процессах.


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница