Методология и методы психолого-педагогических исследований



страница1/6
Дата26.06.2016
Размер1.16 Mb.
  1   2   3   4   5   6
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального

образования «Мурманский государственный педагогический университет»

(МГПУ)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ

ДН(М).Р.4
МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ


Основная образовательная программа подготовки по направлению бакалавриат
«050700-Педагогика»

Утверждено на заседании кафедры

психологии факультета

педагогики и психологии

(протокол № 8 от 16 апреля 2009 г.)

Зав. кафедрой

________________И.А. Синкевич

2009 г.

РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины.




    1. Автор программы:

И.И Игнатович., канд.пед.наук, доцент

С.М. Тарасова , ассистент кафедры психологии

    1. Рецензенты:

О.Н.Недосека, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии (МГПУ)

Е.М.Зубрицкая, кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей психологии и психологии развития, проректор по научной работе Мурманского гуманитарного института (МГИ)



    1. Пояснительная записка:

В последние годы наступил новый период инновационного развития образования в нашей стране - период упорядочения, проверки на общественную востребованность, эффективность родившихся инновационных начинаний, их гармоничного сочетания друг с другом в образовательном пространстве территории. Это означает, что требования к обоснованности, корректности практической отдаче исследований становятся еще более высокими.

В целях усиления подготовки студентов к научно-исследовательской


деятельности, в образовательный процесс педагогических вузов включена учебная дисциплина «Методология и методы психолого-педагогических исследований». Ее основное содержание отвечает всем требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по подготовке по направлению бакалавриат.

Освоение данной программы позволит студентам лучше осознать новые цели, задачи образования и воспитания, освоить прогрессивные технологии, гибкие организационные формы, найти способы органического сочетания педагогических и психологических методов исследования.



Цель данного курса состоит в том, чтобы привлечь внимание будущих специалистов к поиску путей использования психолого-педагогической науки для осмысления и совершенствования практической деятельности.

Настоящий УМК ориентирована на решение следующих задач:



        1. Рассмотреть методологические проблемы подготовки, организации и проведения психолого-педагогического исследования, выявить и уточнить взаимосвязи психолого-педагогических явлений.

        2. Раскрыть сущность и значение различных исследовательских методов, особенности опытно-экспериментальной и исследовательской работы студентов в учреждениях образования.

        3. Обеспечить прочность знаний, умений, навыков в освоении теории и технологий исследовательской работы.

        4. Приобщить студентов к грамотному ведению научного психолого-педагогического исследования; к работе в образовательных учреждениях в режиме опытно-экспериментальной деятельности.

        5. Развивать потребность в профессионально-педагогическом самообразовании.

Содержание курса опирается на межпредметные связи в области педагогики, общей и экспериментальной психологии, истории педагогики и психологии, педагогической и психологической диагностики. Изучение его осуществляется в единстве лекционных и практических занятий с выполнением групповых, индивидуальных заданий и упражнений, проведением предусмотренных в аудиторное и внеаудиторное время микроисследований.

В результате изучения учебной дисциплины «Методология и методы психолого-педагогических исследований» студенты должны знать:



  • Основные категории развития научного знания, функции и уровни методологии, методологические принципы и парадигмы науки.

  • Уровни, структуру, этапы конструирования логики научного исследования, виды и типы научных психолого-педагогических исследований

  • Основные подходы к классификации методов научного психолого-педагогического исследования в отечественной науке, исследовательские возможности различных методов; психологические основы эксперимента.

  • Сущность, специфику ведения опытно-экспериментальной и научной работы в учреждениях образования.

Студенты должны быть готовы к выполнению курсовых и дипломных работ, а также к любой научно-исследовательской работе, используя те знания, которые ими были получены в ходе изучения курса «Методология и методы психолого-педагогических исследований».

Для этого они должны уметь:



  • осуществлять библиографическую подготовку будущего исследования, включающую построение литературного обзора, работу с каталогами, составление библиографии, оформление ссылок на литературу;

  • определять и формулировать цель, проблему, гипотезу исследования; обосновывать актуальность, новизну и доказательность научного исследования, выделять наиболее важные факторы, определяющие наблюдаемый феномен;

  • использовать валидные, надежные, репрезентативные методы и методики; формировать достаточную для анализа репрезентативную выборку; применять методы организации и проведения опытно-поисковой работы;

  • осуществлять количественный и качественный анализ, обобщение результатов исследования (группирование в таблицы), статистическую обработку полученных данных.

Структура дисциплины составляет 3 раздела:

Первый раздел «Общая характеристика психолого-педагогического исследования» ориентирует студентов на специфику научного психолого-педагогического знания, знакомит с методологией научного исследования в области психологии. В программе рассматриваются уровни, этапы конструирования логики научного исследования и т.д.

Второй раздел «Характеристика методов психолого-педагогического исследования» направлен на изучение исследовательских возможностей различных методов в психологии и педагогике (наблюдение, эксперимент, тест, опросные методы, метод анализа продуктов детской деятельности, экспертной оценки, психосемантические и проективные методики).

Третий раздел «Организация опытно-экспериментальной и исследовательской работы студентов в учреждениях образования» позволяет студентам освоить методы организации, планирования психолого-педагогического исследования в условиях образовательного учреждения.

Итоговая аттестация- экзамен по теоретическим вопросам.

В списке литературы студентам предложены работы, опубликованные в последние годы. Разработанные практические и лабораторные занятия позволяют организовывать самостоятельную работу студентов.

Программа составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по подготовке по направлению бакалавриат.





    1. Извлечение из ГОС ВПО — национальный региональный компонент



    1. Объем дисциплины и виды учебной работы




п/п


направление

Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Трудо-емкость

Всего аудит

ЛК

ПР/СM

ЛБ

Сам. раб.



Форма отчета

1

Педагогика

1

2

100

52

22

30




48

экзамен





    1. Содержание дисциплины.

      1. Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени

п/п

Наименование раздела, темы


Вариант 1

Вариант 2

Всего аудит.

ЛК

ПР/ СМ

ЛБ


Сам.

работа


Всего аудит.

ЛК

ПР/ СМ

ЛБ


Сам.

работа


1

Методология психолого-педагогического исследования

4

2

2




4


















2

Процесс психолого-педагогического исследования, его структура и организация

4

2

2




4

















3

Метод и методика психолого-педагогиче-ского исследования

4

2

2




4

















4

Метод наблюдения, его исследовательские возможности

4

2

2




4

















5

Метод эксперимента, его исследовательские возможности

4

2

2




4

















6

Общая характеристика метода опроса

4

2

2




4

















7

Метод тестов, его сущность и значение

4

2

2




4

















8

Психосемантические и проективные методики.

4

2

2




4

















9

Метод экспертных оценок и метод анализа результатов деятельности

4

2

2




4

















10

Виды учебно-иссле-довательской работы студентов

6

2

4




4

















11

Организация опытно-экспериментальной и исследовательской работы в учреждениях образования

6

2

4




4

















12

Этические принципы проведения исследования на человеке

4




4




4



















Всего часов

52

22

30




48


















      1. Содержание разделов дисциплины.

Раздел 1. Общая характеристика психолого-педагогического исследования

Тема 1.1. Методология психолого-педагогического исследования

Понятие науки. Функции науки. Категории развития научного знания (закон, теория, гипотеза). Связь науки с другими формами познания. Объект и предмет науки.

Понятие методологии, ее функции и уровни: философская, общенаучная и конкретно-научная методология, уровень методики и техники исследования (Э.Г. Юдин). Естественно-научная и гуманитарная парадигмы в науке.

Понятие методологического принципа психолого-педагогического исследования. Характеристика методологических принципов психолого-педагогического исследования: принцип детерминизма, принцип единства сознания и деятельности (С.Л. Рубинштейн), генетический принцип, принцип объективности, принцип научной обоснованности, принцип концептуального единства, принцип целостности и систематичности, принцип необходимости научных обобщений с учетом индивидуальных различий и


личностных особенностей и др. Системный подход в педагогике и психологии.

Литература к теме 1.1.

  1. Балин В.Д. Теория и методология психологического исследования. - Л.,1989.-с.12-42.

  2. Введение в психологию / Под общ. ред. А.В. Петровского. - М., 1995.,гл.2.1.-с.88-92.

  3. Ганзен В.А., Балин В.Д. Теория и методология психологического исследования:

  4. практическое руководство. - СПб., 1991.-с.74-129

  5. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. - М.,1997.-с.101-105

  6. Данилюк А.Е. Проблема эмпирического и теоретического в отечественной науке //

  7. Педагогика. - 1997. - № 5.

  8. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. - М.,1997,гл. 1.-с.9-28

  9. 3агвязинский В.И., Закирова А.Ф. Идея, замысел и гипотеза педагогического исследова-

  10. ния // Педагогика. -1997. - №2.

  11. 3агвязинский В.И. Методология и методика социально-педагогического исследования. -

  12. М., 1995.-с.8-64

  13. 3агвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического

  14. исследования. - М., 2001.-с.34-78

  15. Краевский В.В. Методология педагогического исследования: Пособие для педагога-

  16. исследователя. - Самара, 1994.-с.12-34

  17. Ломов Б.Ф. Методологические проблемы психологического эксперимента // История становления и актуальные проблемы развития экспериментальной психологии в России. –

  18. М., 1990.

  19. Общая психология: Учебник для вузов.- Глава 21. Методология экспериментальных

  20. исследований личности.- Спб.,2003.-с.503-510.

  21. Петров Ю.А. Культура мышления. Методологические проблемы научно-педагогической работы. –М.: МГУ, 1990.

  22. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии.-М., 1998.

  23. Сластенин В.А., Каширин В.П. Основы педагогики и психологии. – Часть 2. Педагогика.

  24. Теоретико-методологические основы педагогики, Глава 11. Методология и методы

  25. педагогических исследований - М., 2001.-с.146-156

  26. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований.- М., 1986.-с.18-34

  27. Хомская Е.Д. О методологических проблемах современной психологии // Вопросы

психологии. - 1997. - № 3.- С.112-133

Тема 1.2. Процесс психолого-педагогического исследования,

его структура и организация

Научное психолого-педагогическое исследование как важнейший механизм развития научного знания. Уровни научного исследования (теоретический, эмпирический, философско-методологический). Задачи и содержание каждого уровня.

Логическая структура научного психолого-педагогического исследования. Понятие о логике исследования. Этапы конструирования логики исследования: постановочный, собственно исследовательский, оформительско-внедренческий. Определение проблемы и темы исследования. Теоретический анализ, определение оснований и целевых установок для последующей исследовательской работы. Выбор объекта и предмета изучения.
Формулировка цели, задач и гипотез, проверяемых в исследовании. Планирование исследования, составление его программы. Требования, предъявляемые к его организации и проведению. Систематизация результатов исследования, их интерпретация и обобщение. Способы табличного и графического их представления. Принятие решения о подтверждении или опровержении гипотезы, выдвинутой в исследовании. Формулировка выводов. Требования, предъявляемые к их содержанию и форме. Психолого-педагогические рекомендации и программа их внедрения. Формы представления результатов исследования: квалификационная (курсовые и дипломные работы), научно-исследовательская (устные изложения, публикации, компьютерные версии). Требования, предъявляемые к содержанию текста, логике его изложения. Виды научных психолого-педагогических исследований:

1) по характеру: фундаментальные и прикладные, монодисциплинарные и междисциплинарные, аналитические и комплексные; 2) по цели проведения: поисковые, критические, уточняющие, воспроизводящие (В.Н. Дружинин).

Типы научных психолого-педагогических исследований: обзорно-аналитическое, обзорно-критическое, теоретическое, эмпирическое описательное, эмпирическое объяснительное, методическое (Р.С. Немов).

Литература к теме 1.2.


  1. Горбатов Д.С. Практикум по психологическому исследованию. - Самара,2000.-с.12-54

  2. Дружинин В.Н. Структура и логика психологического исследования. -М., 1994.-с.24-72

  3. Кузьмина Л.З. Психологическое исследование. - СПб., 1994.-с.8-62

  4. Куликов Л.В. Введение в психологическое исследование. - СПб., 1994.-с.5-48

  5. Куликов Л.В. Психологическое исследование. - СПб., 1994.-с.15-73

  6. Немов Р.С. Психология. Кн. 3.-М.,1997.-с.10-29

Тема 1.3. Метод и методика психолого-педагогического исследования

Понятие метода психолого-педагогического исследования. Основные подходы к классификации методов научного психолого-педагогического исследования в отечественной науке (Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, В.Н. Дружинин, В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев, В.И. Журавлев, А.И. Пискунов и др.). Исследовательские возможности различных методов, их сравнительная характеристика.

Понятие методики психолого-педагогического исследования. Требования к надежнос-ти, валидности, точности и однозначности применяемых методик.

Литература к теме 1.3.


  1. Активные методы в работе школьного психолога / Под ред. И.В. Дубровина. -М., 1990.-с.9-32

  2. Аннотированный указатель литературы по психологическим методикам. Психология детей и подростков / Сост. М.А. Розанова, Л.В. Куликов, И.Л. Борисенко. - СПб., 1994.

  3. Головина Г.М., Крылов В.Ю., Савченко Т.Н. Математические методы в современной

психологии: статус, разработка, применение. - М., 1995.-18-42

  1. Гриншпун И.Б. Введение в психологию. М.-1994.-Раздел 1,§ 2.-с.103-110

  2. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология.-М.,1997.-с.13-26,39-45

  3. Корнилов Т.В. Введение в педагогический эксперимент.-М., 1997.-Гл. 3,с.36-40

  4. Криппер С., де Карвало Р. Проблема метода в гуманистической психологии // Психологический журнал. - 1993. - № 2.

  5. Маслак А.А. Основы планирования и анализа сравнительного эксперимента в педагогике и психологии. - Курск, 1998.-с.5-41

  6. Немов Р.С. Психология: В 3 кн. - М., 1998.-с.17-29,58-72

  7. Психология и педагогика (Конспекты лекций в схемах).- М.,2001.-с.4-7

  8. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований.- Глава 3. Методы психологического познания человека -М., 1986.-с.81-122

  9. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. -М., 1995.-с.5-38

  10. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии.-М.,1998.-с.5-25


Раздел 2. Характеристика методов психолого-педагогического исследования

  1   2   3   4   5   6


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница