Мир современных профессий



Скачать 103.74 Kb.
Дата30.04.2016
Размер103.74 Kb.
Классный час на тему: «Мир современных профессий»

Истинное сокровище для людей — умение трудиться»

(Эзоп)

Цели:

— открыть старшеклассникам многообразие мира современных профессий, помочь оценить свои способности и сделать осознанный выбор дальнейшего жизненного пути.

— познакомить учащихся с новыми профессиями, необходимыми качествами, требующимися для каждой специальности;

— дать возможность учащимся “примерить” на себя разные профессии.

— формировать у учащихся навыков и умений самоопределения, самоорганизации и самореализации;

Форма проведения: классный час.

Оснащение: компьютер, проектор, презентация.

I. Вступительное слово учителя



Как не ошибиться в выборе?

Этот вопрос волнует как будущих студентов, как и их родителей.

Работа играет важную роль в жизни каждого человека и оказывает большое влияние на его состояние и самочувствие. Исследователи показали, что удачно выбранная профессия повышает самоуважение и позитивное представление человека о себе, сокращает частоту физических и психических проблем. Поэтому так важно для человека, вступающего в мир профессий, сделать правильный выбор. При этом необходимо иметь в виду следующие обстоятельства. Во-первых, мир профессий чрезвычайно динамичен и изменчив. С каждым годом в России на рынке профессий появляются новые и новые специальности. Развиваются технологии, растёт экономика, меняется устройство бизнеса. Сейчас на рынке актуальны и востребованы те специальности, о которых раньше никогда и не слышали: специалист по реинженирингу бизнес-процессов, системный аналитик, HR-менеджер и т.д. Но что делать выпускникам школ и абитуриентам, как определиться в этом многообразии. Как узнать какая профессия будет актуальной и востребованной и как определить с чем я действительно смогу справиться?

Вместе с тем многие профессии сегодня “существуют” лишь 5–15 лет, а затем либо “исчезают”, либо изменяются до неузнаваемости. Во-вторых, сам человек не есть нечто застывшее и “намертво” связанное с профессией. В течение жизни может появиться желание или необходимость изменить профессию или квалификацию. А для этого необходимо быть готовым к тому, что знаний и умений, полученных в период обучения, не хватит на все время трудовой жизни. Человеку в течение жизни не раз придется переучиваться, заниматься самообразованием и самовоспитанием.

Следовательно, вопрос о поиске, выборе и овладении профессией является центральным в жизни каждого человека.

Сегодняшний деловой и профессиональный мир остро нуждается в профессионально мобильных людях, готовых грамотно принимать самостоятельные решения и нести ответственность за их претворение в жизнь.

С развитием рыночных отношений в условиях конкуренции у любого производителя возникает необходимость так преподнести свой товар, чтобы он стал узнаваемым и раскупаемым. Появились специалисты, которые занимаются продвижением новых товаров на рынке: супервайзеры, мерчендайзеры, промоутеры, менеджеры по рекламе. Откуда появляются новые профессии и что же означают незнакомые названия?

Цель нашего классного часа – разобраться и сориентироваться в разнообразном мире профессий, как уже давно существующих и занявших стабильное положение на рынке труда, так и появившихся совсем недавно, но уже ставших популярными и востребованными.

Специальности, которые еще несколько лет назад были экзотикой, сейчас стали остро востребованы на российском рынке труда. Как показал опрос рекрутинговых компаний, на рынке труда созрел новый топ-лист самых востребованных специальностей. Рекрутеры ищут специалистов по персоналу, гувернанток и домработниц, а также банковских экспертов по потребкредитованию.

Cреди вакансий, предлагаемых фирмами и рекрутинговыми агентствами, немало таких специальностей, расшифровать которые не поможет даже словарь иностранных слов. Совершим небольшой экскурс по тем профессиям, которые имеют сложное название, и узнаем их суть.

2. Знакомство с профессиями

Сообщения, подготовленные учащимися

ЛОГИСТИК. Так называют сегодня тех, от кого в большой степени зависит благополучие фирмы. Нет, логистик не приносит фирме деньги, он их — тратит. Но делает это так, что уменьшает затраты, снижает себестоимость товара. Он руководит отделом закупок, в его ведении склады, транспорт, таможенные проблемы. Специалист высокой квалификации способен одинаково хорошо сформировать общую стратегию поставок товара, обеспечить наиболее выгодную доставку его до склада, удачно выбрать транспорт, быстро систематизировать и разместить товар. Такой логистик — заветная мечта любой крупной фирмы.

Итак, товар на складе. Теперь его нужно продать. В дело вступает МЕНЕДЖЕР ПО РЕКЛАМЕ. Стать им, в целом, несложно. Нужно, тем не менее, соответствовать определенным требованиям. Менеджер (агент) по рекламе должен уметь разговаривать по телефону, быть контактным, общительным, убедительным в своей речи. Большой плюс — чувство юмора, психологическая устойчивость. Менеджер должен учитывать, что при сегодняшнем напоре рекламы ему, тем не менее, нужно пробиться к покупателю со своим товаром. А это без инициативы и связей сделать не удастся.

Некоторые функции менеджера по рекламе берет на себя ПРОДАВЕЦ-КОНСУЛЬТАНТ. Такие специалисты работают, как правило, в фирменных и специализированных магазинах. Они разрушили наше устоявшееся представление о работниках прилавка как о людях равнодушных, грубых. Продал, не продал — все безразлично. Перед продавцом-консультантом стоит задача простая и сложная одновременно — лишь продать. А для этого он должен уметь правильно представить вещь покупателю: рассказать о фирме-производителе, отметить конструктивные особенности данной модели, акцентировать внимание на ее практичности, посоветовать сопутствующие товары или аксессуары из своего же магазина. Поэтому наличие способностей или навыков дизайнера и педагога у этих специалистов только приветствуются.

С функциями продавца-консультанта несколько перекликаются обязанности МЕНЕДЖЕРА ПО РАБОТЕ С КЛИЕНТАМИ. Такая должность помимо торговли может быть в кадровом или рекламном агентстве, транспортной фирме. В современных супермаркетах в задачу такого специалиста входит создание наиболее благоприятных условий для клиента, заставляющих его сделать покупку именно в этом магазине, помочь при необходимости поменять купленный ранее товар. И одной традиционной улыбкой здесь не обойтись. Покупателя удерживают, квалифицированно убеждая в выгоде для него данной сделки или покупки.

Но случается, что усилия названных выше специалистов не приводят к желаемому успеху. Предприятие, пойдя на риск с закупкой или производством товара, попало в сложное положение. Вот тогда принимается за дело КРИЗИС-МЕНЕДЖЕР. Его первейшая обязанность — помочь фирме восстановиться. Для этого он должен прежде всего быстро найти компромисс между кредитором и должником, решить все текущие вопросы для поддержания производства и не допустить банкротства. Этот специалист должен свободно владеть антикризисными методами, иметь опыт работы с договорами, умело проводить оценку имущества, фондов и т. п. Это — человек с железными нервами, хладнокровный, выдержанный, объективно мыслящий в самых тяжелых ситуациях.

Любые радостные или печальные вести на предприятии редко минуют такого сотрудника, как СЕКРЕТАРЬ-РЕФЕРЕНТ. Сегодня это не только работа, но прежде всего профессия. И все потому, что круг обязанностей этого специалиста значительно расширился, а требования к нему повысились. Причем, чем авторитетнее и стабильнее фирма, тем более высокие требования. Секретарь-референт — человек особенный, лицо фирмы. Нередко первые впечатления об организации у клиентов, посетителей, партнеров создает именно он. Часто на секретаря возлагается задача организовать деловую встречу, изучать и анализировать конъюнктуру рынка. Важную роль при этом играет знание этикета, а также имидж секретаря. Выполняет технические функции и поручения руководителя, применяет рациональные методы работы с посетителями и документами, способствуя тем самым успешному решению основных задач организации. Регистрирует и анализирует письма, документы, систематизирует их по степени важности, хранит текущий архив. Ведет телефонные переговоры, принимает телефонограммы, записывает и передает задания руководителя по назначению, следит за их выполнением. Участвует в подготовке заседаний и совещаний, организует и регулирует прием посетителей.

В работе использует средства связи, персональный компьютер, средства оргтехники. Работа может быть ненормированной, возможны командировки.

Профессионально важные качества: необходимы нормальный слух, хорошая наглядно-образная память, сосредоточенность внимания, эмоционально-волевая устойчивость, склонность к работе с людьми и документами, умеренная общительность, доброжелательность, вежливость, приятная внешность.

Неоценимую услугу оказывает как секретарю, так и другим сотрудникам авторитетной крупной фирмы ИМИДЖМЕЙКЕР — специалист, обладающий знаниями дизайнера, визажиста, стилиста, психолога. Владея ими, он разрабатывает и рекомендует каждому сотруднику, особенно руководящему составу, индивидуальный образ, который органично воспринимается как сослуживцами, так и партнерами по бизнесу. Причем его работа не ограничивается только подбором комплекта одежды. Отрабатывается умение держаться в различных ситуациях, умение правильно говорить и слушать, не отвлекаться на посторонние темы, умение владеть необходимой информацией, точно и вовремя использовать ее.

ЮРИСКОНСУЛЬТ

Юрисконсульт работает на предприятиях и в организациях различной ведомственной принадлежности, в производственной и непроизводственной сфере, а также в юридических консультациях.

На предприятиях и в организациях главным образом осуществляет претензионно-исковую деятельность. Участвует в урегулировании претензий в досудебном порядке, составлении обоснованных ответов на претензии и отзывов на исковые заявления. Дает справки и консультации структурным подразделениям предприятия, общественным организациям и работникам по текущему законодательству, оказывает им помощь в подготовке документов по имущественно-правовым и трудовым вопросам. Рассматривает и оформляет материалы о привлечении работников к дисциплинарной и материальной ответственности.

В юридических консультациях оказывает консультационную помощь физическим лицам по вопросам гражданского, административного, трудового, уголовного законодательства. Помогает в составлении правовых документов.

Для успешной деятельности необходимы хорошая оперативная память, развитое вербально-логическое мышление, эмоционально-волевая устойчивость, общительность, находчивость, ответственность, организованность, грамотная, четкая, логичная речь.

ДИЗАЙНЕР

В профессии объединяются функции инженера, художника, психо-физиолога, экономиста. Его цель – в промышленных изделиях, бытовых приборах, мебели, интерьерах квартир, офисов, жилых массивах и других объектах гармонически совместить полезность, удобство и красоту, обеспечить тем самым их высокие потребительские свойства, надежность, привлекательность, конкурентоспособность. Дизайнер самостоятельно или совместно с другими специалистами совершенствует уже созданные объекты, участвует в проектировании, конструировании, опытной проверке новых. Собирает необходимые сведения об изделиях, их конструкции, технологии изготовления, материалах, изучает особенности взаимодействия человека с изделием в процессе эксплуатации, разрабатывает проектно-компоновочные схемы, эскизы, формы, рабочие чертежи.

Дизайнеру необходимы навыки графики и живописи, знания технологии производства изделий, основ композиции, социологии, психологии.

На Западе эти профессии возникли гораздо раньше, чем в России. Поэтому недавно появившиеся специалисты выходят на российский рынок с уже готовыми иностранными названиями. В современных экономических условиях у потребителя большой выбор. Чтобы помочь ему разобраться в обилии товаров и услуг, появляются новые специалисты, которые, достигая высот профессионализма, оправдывают необходимость существования своей профессии.



«Что это за профессии?»

Только один ответ (из трех предложенных) является правильным.



1. Логист — …

1) Занимается логикой;

2) специалист по управлению транспортировкой продукции;

3) организует конференции и научные саммиты.

Логист – специалист по организации транспортировки продукции. Профессия приобретает все больший спрос, для ее получения необходимы экономическое образование и курсы специализации.

2. Веб – мастер — …

1) Работает на компьютере;

2) разрабатывает программы;

3) работает с сетями, разрабатывает проекты сайтов

Веб – мастер — работает с сетями, разрабатывает проекты сайтов. В настоящее время наблюдается пик востребованности профессии. Спрос со временем упадет, но веб-мастер может легко переквалифицироваться в менеджера информационных сетей, специалиста по информационным технологиям. Для этого важно иметь образование в области экономики или управления.

3. Маркетолог — …

1) Работает на рынке ценных бумаг;

2) тот, кто изучает рынок;

3) тот, кто изучает товарные марки и бренды.

Маркетолог – тот, кто изучает рынок. Спрос на профессию постоянно высокий. Приоритет имеют те, кто обладает способностью к анализу и письменному изложению его результатов. Наиболее желательно иметь одновременно экономическое и инженерно-техническое образование.

4. Фандрейзер — …

1) Ищет деньги и возможности для организаций;

2) фанат, которого занимает звезда;

3) изучает пути развития предприятия.

Фандрейзер – ищет деньги и возможности для организаций. Спрос на профессию постоянно высок. Необходим целый комплекс способностей: умение общаться, уверенность в себе, аналитические склонности, интуиция.

5. PR- агент — …

1) Связан с политикой;

2) специалист по рекламе и связям с общественностью;

3) выполняет посреднические услуги между организациями и людьми.

PR- агент — специалист по рекламе и связям с общественностью. Необходимо гуманитарное образование, например «политолог» или «журналист». В России эта профессия часто называется «пресс – секретарь» и пользуется неизменным спросом как на предприятиях, так и в различных общественно-политических объединениях

Литература:

1. Энциклопедия для детей. Выбор профессии / Глав.ред. Е. Ананьева; отв. ред. В. Белоусова. – М.: Аванта, 2003. c.350–397.

2. В.Н.Абизяева, учитель информатики МОУ «Средняя общеобразовательная школа №27с углубленным изучением отдельных предметов» г. Нижнекамска

Заключительное слово учителя

Ребята! Определите, какое профессиональное образование вам необходимо. Выберите направление, уровень и форму своего профессионального обучения и стремитесь его получить.

И в заключение хочется вспомнить слова Томаса Карлейля: “Самый несчастный из людей тот, для которого в мире не оказалось работы”.



Задание: подготовить проекты-презентации о профессии, которая вас привлекает.

____________________________________



Куделина Надежда Евгеньевна,

учитель, классный руководитель, МБОУ «Общеобразовательная Устьваеньгская средняя школа, Виноградовский район, Архангельская область


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница