Мотивация студентов к использованию информационных технологий обучения



Скачать 47.09 Kb.
Дата30.04.2016
Размер47.09 Kb.

МОТИВАЦИЯ СТУДЕНТОВ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ


Захарова И.Г.

Тюменский государственный университет



E-mail: izaharova@tsu.tmn.ru

Энтузиазм преподавателей, энергия и воля руководства, время, наконец, финансовые средства, вложенные во внедрение современных информационных технологий обучения (ИТО), могут быть потрачены впустую, если к такой форме учебно-воспитательного процесса не будут подготовлены студенты, именно те, кто должен работать с предлагаемыми технологиями. Без должной мотивации даже самые доступные для использования ресурсы не могут стать органической частью учебно-воспитательного процесса, независимо от их технологического совершенства. В настоящем докладе предлагается ряд возможных решений данной проблемы, основанных на опыте преподавания курсов «Информатика» и «Компьютерные науки».



Адекватность ИТО

Вопрос соответствия предлагаемых ресурсов используемым методам преподавания, уровню подготовки студентов и многим другим характеристикам учебно-воспитательного процесса очень важен, но в первую очередь необходимо выполнить следующие требования:



  • соответствие терминологии, стиля изложения, структуры электронных материалов аналогичным характеристикам традиционной документации;

  • доступность для студентов, имеющих определенный уровень компьютерной грамотности;

  • организация предварительного обучения студентов работе с ресурсами ИТО;

  • достаточный объем выделяемого студентам машинного времени для работы с электронными материалами, в том числе и для самостоятельной работы;

  • обеспечение необходимой помощи – непосредственно преподавателем или путем организации обратной связи в учебном программном обеспечении.

Комфортный психологический климат


Поскольку любые инновационные процессы очень сложны, и, в особой степени, создают трудности обучаемым, преподаватель должен обеспечить выполнение ряда требований, что будет способствовать поддержанию комфортного психологического климата в студенческих группах, являющихся, по существу, экспериментальным полигоном. К их числу можно отнести следующие:

  • доступность и адекватность необходимой помощи, встроенной в программные продукты;

  • подготовленность студентов к работе с электронными справочными материалами, при необходимости - дополнительная компьютерная подготовка;

  • активная поддержка и помощь преподавателя при работе с особо сложным материалом;

  • поощрение студенческой взаимопомощи;

  • предоставление студентам возможности для самоконтроля знаний;

  • обеспечение осознания студентами промежуточных и основных целей изучения учебной дисциплины.

Контроль качества знаний


Одним из важнейших факторов мотивации студентов к использованию ресурсов ИТО может стать включение оценки этого вида учебной деятельности в качестве составляющей итоговой оценки, например, следующими способами:

  • наличие в составе электронных материалов программы для систематического оценивания работы студентов;

  • выделение в составе итоговой оценки определенной доли на оценивание самостоятельной работы с ресурсами ИТО;

  • учет в итоговой оценке выполнения индивидуальных или коллективных творческих работ, основанных на использовании или формировании ресурсов ИТО;

  • регистрация студентов, работающих с электронными материалами.

Роль студентов в организации процесса обучения


Положительной мотивации студентов к активной и заинтересованной работе, в том числе и с дополнительными электронными материалами, может поспособствовать и предоставление им определенной самостоятельности в проектировании их индивидуальной образовательной траектории. И в этом плане целесообразно предоставить им следующие возможности:

  • выбор темпа изучения учебных материалов сообразно индивидуальным возможностям;

  • варьирование последовательности изучения отдельных тем – в границах, определяемых общей логикой дисциплины;

  • открытость предлагаемых электронных материалов для копирования и переноса, при необходимости, на другой компьютер;

  • привлечение студентов к самостоятельному пополнению электронных материалов;

  • обсуждение и поощрение результатов самостоятельной работы.

Интеграция ИТО в учебно-воспитательный процесс


Эффективное применение ИТО в учебно-воспитательном процессе возможно только в том случае, когда соответствующие технологии не являются некоторой надстройкой к существующей системе обучения, а обоснованно и гармонично интегрируются в учебно-воспитательный процесс, обеспечивая новые возможности и преподавателям, и обучаемым. Такая интеграция будет служить естественным стимулом к применению ИТО, поскольку студенты будут просто поставлены перед необходимостью активного использования соответствующих ресурсов – в качестве органичной составляющей учебно-воспитательного процесса. И здесь в качестве основных побуждающих факторов можно назвать следующие:

  • встроенность ресурсов ИТО в учебные курсы;

  • использование ИТО при чтении лекций;

  • ссылки на дополнительные электронные материалы в традиционной учебной документации;

  • наличие заданий для семинарских и практических занятий, непосредственно ориентированных на применение ИТО;

  • использование моделирующих программ, баз экспериментальных данных для проведения лабораторных занятий и самостоятельной поисково-исследовательской работы студентов;

  • наличие электронных материалов для закрепления и самопроверки знаний.

Соревновательность


Для многих студентов важным побуждающим фактором является возможность проявить себя в условиях своего рода соревнования, когда основную роль играет не столько получение высокой оценки, сколько потребность ярко проявить себя хотя бы и в узкой области, продемонстрировав свою особую подготовку. В учебно-воспитательный процесс можно внести ряд соревновательных элементов, реализация которых будет опираться на возможности современных ИТО:

  • выполнение коллективных проектов, распределение ролей в которых основано на предпочтениях студентов (например, поиск информации, подготовка текста, выполнение расчетов, компьютерный дизайн и т.п.);

  • проведение конкурсов на лучшее выполнение вышеупомянутых отдельных ролей;

  • публикация лучших работ в Internet;

  • поощрение в различной форме, по возможности, наиболее предпочтительной для победителей – свободный график учебы, освобождение от зачета или экзамена, рекомендация на работу и т.д.

Без определенных усилий преподавателя по мотивации обучаемых вряд ли можно ожидать каких-либо позитивных результатов обучения вообще, а не только в контексте применения ИТО. Нам представляется, что, развивая в перечисленных направлениях потенциальные возможности мотивации обучаемых, можно повлиять на ход учебно-воспитательного процесса, добившись реального эффекта от использования ИТО.

Работа выполнена при финансовой поддержке Министерства образования РФ.


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница