Мухомедзянова Т. Н., заместитель директора мбоу «Гимназия №2»



Скачать 43.46 Kb.
Дата19.05.2016
Размер43.46 Kb.
Мухомедзянова Т.Н., заместитель директора

МБОУ «Гимназия №2»

Работягова Э.Г., директор

МБОУ «Гимназия №2»


ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ГИМНАЗИИ И РАЗВИТИЕ

ЛИЧНОСТИ В НЕЙ

(ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Педагогический коллектив гимназии много лет работает над формированием образовательной среда, в которой комфортно и учащимся и педагогам, куда охотно приходят выпускники, в которой выстраиваются отношения сопричастности и содружества, где развитию личности уделяется большое внимание.

Образовательная среда гимназии - это сложная структура условий, в которых реализуется деятельность педагогов и учащихся.

В среде развивается личность, и в то же время сама среда изменяется под влиянием деятельности личности.

Образовательная среда -это прежде всего подсистема социокультурной среды, совокупность исторически сложившихся факторов, обстоятельств, ситуаций, то есть целостность специально организованных педагогических условий развития личности (по Ю. Кулюткину).

Образовательная среда гимназии образована под влиянием микрокультуры района, ближайшего окружения микрорайона, семей учащихся. Это окружение оказывает существенное влияние на образовательную среду, на развитие личности учеников. Нельзя исключать и влияния мировых тенденций системы образования, и образовательную политику региона, систему образования города, обычаи и традиции земли Белгородской, средства массовой коммуникации.

И все же ключевыми факторами в развитии образовательной среды гимназии стал коллектив педагогов, родители учащихся, педагоги системы дополнительного образования. Это те люди, которые обеспечивают образовательный процесс, обладающие педагогической культурой, обучающие и формирующие систему знаний. Это и традиции гимназии, праздники, конкурсы, и другиеразнонаправленные мероприятия, проводимые в гимназии.

Гимназия- общеобразовательное учреждение с приоритетом гуманитарных дисциплин и гуманистически-нравственных ценностей. Гуманитарное образование основывается в гимназии на двуязычии, углубленном изучении немецкого или английского языков, а так же русского языка. В нашем случае достигается высокая субъектностьпроцесса образования, личность претерпевает актуальные преобразования в поликультурном мире.

В гимназии организовано специальное психолого-педагогическое сопровождение личности на основе диагностики. Педагог-психолог гимназии проводит индивидуальные встречи с учащимися, родителями, педагогами, консультирует по актуальным проблемам развития личности, обеспечивает глубокое понимание целей и этапов развития личности, смыслов образования, создания непротиворечивого развивающего пространства для ученика.

Работать над формированием среды гимназия начала параллельно с работой над формированием системного мышления учащихся под руководством проф. Давыденко Т.М.Уже тогда мы стали понимать, что формирование личности невозможно без формирования условий ее развития. Ученика рассматривали как сложную, открытую систему, которой свойственно саморазвитие, самоорганизация, саморегуляция. Ученики, взаимодействуя со сверстниками, учителями, педагогами дополнительного образования, родителями, в системе школьного и дополнительного образования, в системе разных культур (в гимназии реализовалась программы молодежного обмена с ФРГ) менялись, у них появлялся системный взгляд на мир, активно развивалось системное мышление.Несомненно, в работе над формированием условий развития лличности опирались на теоретические разработки ученых Б.Д Эльконина, А.Н.Лазарева, А.Н.Леоньтьева, В.Г.Афанасьева, В. П. Казначеева, и др.

В ходе работы мы выяснили, что условия в которых находится ученик влияют на его развития: чем активнее влияние среды и чем качественнее создаются условия, тем активнее развивается личность.

Педагогическое воздействие, а это и система обучения, и воспитания, и взаимодействия, в специально организованных условиях( использование отобранных и проверенных технологий, методов, приемов педагогического воздействия, форм и средств обучения, системы мероприятий) формирует личность, с его системным мышлением, индивидуально-психологическим складом, который определяет социальную успешность в будущем.

Развитие личности и познание мира не возможно без специально организованной образовательной среды.

Образовательная среда гимназии включает в себя специальным образом организованное пространство (пространственный компонент): школьное трехэтажное здание 1965 года постройки, тематически оформленные рекреационные зоны, залы Боевой славы, природы, краеведения, сказок, истории гимназии, выставочный зал художника С.Косенкова. Гимназия имеет свой герб и гимн, богатые традиции. Учебные кабинеты оформлены по последним требованиям, спортивный зал, теплицу. Содержание образования и воспитания (содержательно-методический компонент) обеспечивается образовательной программой,целью которой является всестороннее развитие личности с акцентом на гуманитарный аспект, обеспечивающей реализацию личностного потенциала каждого ученика, Концепцией воспитания, направленной на духовно-нравственное совершенство личности.Образовательные программы уровня НОО, ООО, СОО, нацеливают на приобретение качественных знаний, В учебном плане предусмотрены индивидуальные образовательные траектории на уровне среднего общего образования, программы учебных предметов ,предоставляют право выбора уровня изучения предмета, выбора УМК. Образовательный процесс построен с учетом индивидуализации, реализующий принципы вариативности, доступности, с различными формами и методами организации учебного процесса. В гимназии действует школьно самоуправление и детская общественная организация «Атриум»

Гимназия сотрудничает с школой Штрюнкеде Земли Северная Вест Фалия (ФРГ), осуществляет совместную программу «Молодежный Обмен», с организациями дополнительного образования г.Белгорода, музеями, Дворцами творчества, библиотеками и т.п.(коммуникационно-организационный компонент).

В гимназии создана система внеурочной занятости: клубы, кружки, творческие коллективы, советы, в которых все участники образовательных отношений: родители, выпускники, учащиеся и педагоги находят свою нишу приложения творческих способностей и качеств личности.



Образовательная среда гимназии открыта для инноваций, активно взаимодействует с образовательными и досуговыми учреждениями города. Это способствует раскрытию профессионально значимых и личностных качеств. Предоставляет возможность свободы выбора и реализации интересов каждого. Образовательная среда гимназии постоянно совершенствуется. Созданная инновационная образовательная среда создает условия для активных преобразований личности.


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница