Мультимедиа в контексте информатизации образования: этнорегиональный аспект Л. З. Шауцукова, Ю. Х. Хамуков



Скачать 85.23 Kb.
Дата02.05.2016
Размер85.23 Kb.


Мультимедиа в контексте информатизации образования: этнорегиональный аспект

Л.З. Шауцукова, Ю.Х. Хамуков

Кабардино-Балкарский государственный университет

г. Нальчик

Введение

В данном докладе предпринимается попытка оценить вклад, который могут внести средства мультимедиа в развитие этнорегиональных систем образования. На примере этнической республики Кабардино-Балкария обсуждаются возможные практические шаги для достижения желаемых результатов в будущем.

В наступившей эпохе глобальных информационных технологий широкое внедрение мультимедиа стало условием самого существования образования. Основная причина этого кроется в том, что графика, анимация, фото, видео, звук и текст, соединенные в однородном цифровом представлении и управляемые интерактивным интерфейсом, образуют виртуальную интегрированную информационную среду, в которой пользователь обретает качественно новые возможности не только для восприятия знаний, но и для развития способностей оперировать этими знаниями.

Мультимедийное образование в КБР нельзя рассматривать в отрыве от других проблем развития региональной образовательной системы. С 2000 года, когда в республике начали достаточно широко и интенсивно использоваться информационно-коммуникационные технологии, резко усилилась роль инструмен­тально-технологи­ческого направле­ния информатизации образовательного процесса. При этом изменились и задачи образования — появилось осознание того, что, кроме сообщения учащимся определенной суммы знаний, выработки профессиональных навыков, образование должно готовить их к жизни в обществе, в котором информационные и телекоммуника­ционные технологии определяют все сферы жизнедеятельности — от производствен­ных и культурных до повседневного быта. Новым условиям существования индивида должны соответствовать и новые мировосприятие и тип мышления. Выполнить новые задачи система образования может, только используя самые передовые технологии, обеспечивая тем самым дееспособность молодого поколения в условиях информаци­он­ного общества. В противном случае, по утверждению Д. Левина [1], люди станут не создателями собственного будущего, а жертвами изменений, происходящих вследствие быстрого развития информационных и коммуникационных технологий.

Факторы повышения эффективности обучения

В отечественной педагогике в исследованиях, связанных с изучением факторов, обуславливающих повышение эффективности обучения при применении мультимедийных учебных сред (И.И. Пиратинская, С.В. Мищенко, И.В. Роберт и др.), установлено, что это повышение достигается за счет усиления мотивации обучающегося и активизации его познавательной деятельности как на уровне сознания, так и подсознания через интерактивность, многоканальность, структуризацию и визуализацию информации и может достигаться различными методами. Целесообразность мультимедий­ного представления учебного материала определяется спецификой его содержания и организации, нелинейной связью между подготовленностью и способностями обучаемого к восприятию, возможностью управления процессом обучения самим пользователем в соответствии со своим уровнем подготовленности и способностями.

Д.А. Калмыков и Л.А. Хачатуров, исследовавшие в работе [2] психологическую специфику виртуальных мультимедийных сред обучения, делают вывод о том, что такие среды, благодаря действующим в них особым пространственно-временным отношениям и иным, чем в обыденной реальности, принципам причинности, в большей степени, чем традиционные образователь­ные среды, способствуют увеличению у участников образовательного процесса способности воспринимать, обрабатывать и сопоставлять большие объемы информации, способствуют творческому постижению «Себя — Нового», т.е. «личности, находящейся в процессе образовательного становления, осваивающей как новые знания, так и новые степени свободы», что в целом способствует увеличению эффективности и успешности образования.

влияние региональных особенностей

На российском образовательном рынке сейчас имеется много готовых мультимедиа-продуктов — энциклопедии, словари, учебные игры, гипертекстовые справочники, презентации, активные обучающие среды и т.д. Но какими бы интерактивными и изобразительными свойствами эти продукты не обладали, они далеко не всегда удовлетворяют и соответствуют запросам и образова­тельным целям преподава­телей, поскольку цели эти в значительной степени обусла­вливаются особен­но­стями региона, в котором осуществляются педагогические и воспитательные воздействия на учащихся. В связи с этим можно выделить следующие виды региональных особенностей, могущих, по нашему мнению, в той или иной степени оказывать влияние на специфические требования к мультимедиа-проектам:

– педагогические особенности — общий уровень постановки образования, уровень педагогической культуры и профессиональной компетенции педагогов, степень обеспеченности квалифи­цирован­ными кадрами в области использо­ва­ния и развития информационных педагогических ресурсов, особенности компьютерной подготовки учащихся и специалистов, возможности переподготовки специалистов, наличие и характер образова­тельных, социокуль­турных и производственных ресурсов, необходимость опоры на этнопедагогизацию и приближения учебных планов и программ к традиционной культуре этнических народов;

– этнокультурные особенности — особенности стереотипов мышления и нравственно-духовных установок этнического социума; особенности устойчивых этнокультурных норм бытования, закрепленных в сознании жителей; особенности влияния этнозависимых составляющих интеллектуальной деятельности на эвристические способности личности, способности к абстрагированию и обобщению, пространствен­ное воображение, моторику и зрительно-моторную координацию; принятие во внимание этнической интеграции, полиэтнического состава населения, социо-экономических и культурно-конфессиональных условий, степени экономического развития и специфи­ческих особенностей каждого народа или этнической группы, особенности взаимодействия, взаимовлияния и взаимопроникновения культур;

– этнолингвистические особенности — структурные особенности этнических языков, их лексический состав; наличие и степень выраженности проблем функционирования этнических языков в информационных системах, особенности национально-русского и русско-национального двуязычия, проблемы мультилингвизма, особенности общения в межэтнической и межкультурной среде;

– материально-технические особенности — величина и состав компьютерного парка и периферийных устройств, состояние средств телеком­муни­кации и информатизации, средств поддержки web-технологий, особенности устройства и функционирования сетей; условия хранения и передачи информации внутри сети; состав основных сетевых информационных ресурсов и особенности работы с ними; скорость и характер распространения современных технологий;

– социально-экономиче­ские особенности — объемы финансирования из региональ­ных бюдже­тов, отношение региональных властей к вопросам помощи шко­лам, емкость региональных рынков труда, технико-экономические различия между городским и сельским населением, особенности региональной структуры менеджмента, основная направленность трудовой деятельности

– социально-истори­ческие особенности — особенности образа жизни, условий жизнедеятельности, сфер занятости и рынка труда населения, учет этнопсихоло­гического разнообразия;

– эколого-демографи­ческие особенности — особенности подготовки учащихся городских и сельских школ, дискриминируемых слоев населения (инвалидов, беженцев, вынужденных переселенцев, возможно, женщин, и др.), уровень стабильности педагогических коллективов сельских школ, прогнозные показатели экономиче­ского и культурного развития села;

– природно-климатические и естественно-географические особенности — учет различных условий жизнедеятельности по географическим признакам и природно-климатическим условиям.

Ясно, что учет вышеназванных особенностей при выборе инструментария разработки мультимедиа-приложений для наполнения региональной образовательной среды продуктами необходимого методического качества является сложной комплексной проблемой, требующей концептуального обоснования. В этих условиях большую пользу могли бы принести возможности переносимых технологий, широко используемых в передовых странах мирового сообщества. Но их внедрение в этнических республиках Северного Кавказа проблематично из-за недостаточной системной и программистской культуры специалистов и отсутствия механизмов стимулирования профессионального стремления освоить и использовать современные стандарты.

методология выбора инструментария мультимедиа

Выбор инструментария мультимедиа предпола­гает решение ряда сложных методологических задач, связанных, прежде всего, с определением критериев и методов объективной оценки образовательной ситуации, обоснованием целей и ценностных ориентиров учебно-воспитательных процессов. В итоге выбор должен приводить к результату, удовлетворяющему региональным общественным, социокультур­ным и этнолингвистическим нормам. В рамках республики нужно обеспечить сохранение и поддержку региональных особенностей и приоритетов при максимально полной совместимости и признании универсальных образовательных и воспитательных идеалов и ценностей. Для этого необходимо:

– проведение системно-функционального и информационного анализа профессиональ­ной деятельности специалистов в области использования и внедрения новых информационных технологий с целью изучения особенностей информационного, программно-методического и технического обеспечения процессов информатизации образования региона;

– проведение единой региональной технической политики при выборе аппаратных и программных средств мультимедиа, совместимых в архитектурном, техническом и программно-информационном отношении.

В настоящее время инструментарий мультимедиа существует в виде огромного многообразия программно-аппаратных и инженерно-технических средств, позволяющих создавать и использовать мультимедий­ные курсы учебного назначения. Изобилие возможностей выдвигает необходимость выбора инструментов, в наибольшей степени подходящих для реализации конкретных идей и замыслов. В основу выбора могут быть положены разные критерии. В условиях регионального образовательного пространства отбор инструментария и программных средств для мультимедийного представления дисциплин региональной компоненты образовательных программ должен производится в соответствии с критериями адекватности этих средств решаемым педагогическим задачам, совместимости их с различными типами аппаратной и программной конфигурации рабочих станций клиентов, типичными скорост­ными режимами информационного обмена. Помимо технических компонент, таких, как параметры транспортной среды межсетевых коммуникаций, сложные критерии качества образовательных компьютерных инструментов и программ должны в обязательном порядке включать показатели их собственно педагогической целесообразности, проходить экспертизу на состоятель­ность с учетом ценностных критериев парадигмы личностно-созидательного образова­ния. Очевидно, что в условиях этнического региона мультимедиа в наибольшей степени должны быть задействованы в образовательных проектах по краеведению, культуре и истории родного края, отражать язык, традиции, обычаи, обряды, этикет, фольклор, сказки, притчи, песни, танцы, загадки, пословицы, поговорки, игры, игрушки, посуду, утварь, одежду, пищу, праздники, церемонии, состязания, постройки, архитектуру, ремесла и др.

В Кабардино-Балкарии из всего многообразия технологий электронного обучения сегодня используется, в основном, только CD–ROM и распределенные мультимедиа (WWW и Интернет). Интерактивные синхронные и асинхронные мультимедиа, такие, как компьютерные конференции, интерактивное телевидение (ITV) и видеотелеконференции, не получили пока достаточного распространения, несмотря на наличие в республике транспортной основы для образовательных информационных потоков. Поэтому необхо­димо активное освоение современных программно-технических средств и учебных техноло­гий и скорейшее включение их в учебный процесс в различных предметных областях. Соответственно, компьютерная техника должна принести в школу возможность внедрения новых форм и методов обучения, улучшения наглядности преподаваемых дисциплин, возможность мультимедийного представления информации и широкого использования проекционного оборудования.

Литература

1. Левин Д. Некоммерческое партнерство «За устойчивое Информационное Общество в России». Международный симпозиум «Глобальное Информационное Общество: Деятели и Жертвы». Poitiers-Futuroscope, Франция, 1–5 марта 1999 г.



2. Калмыков Д.А., Хачатуров Л.А. Опыт организации виртуальных образовательных сред. Журнал «Школьные технологии». 2000 г. № 2.
Опубликовано:
Шауцукова Л.З., Хамуков Ю.Х. Мультимедиа в контексте информатизации образования: этнорегиональный аспект // Технологии информационного общества — Интернет и современное общество: труды VII Всероссийской объединенной конференции. Санкт-Петербург, 10  12 ноября 2004 г. — СПб.: Изд-во Филологического ф-та СПбГУ, 2004. С. 108 – 111.
ISBN 5-8465-0294-6


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница