Н. Д. Лицмана” Единое математическое пространство как средство интеллектуально-нравственного



Скачать 401.78 Kb.
страница1/3
Дата29.04.2016
Размер401.78 Kb.
  1   2   3
Министерство образования и науки Российской Федерации

МОУ “Гимназия им. Н.Д. Лицмана”


Единое математическое пространство как средство интеллектуально-нравственного

развития одаренных детей

(из опыта работы)1


Выполнил: Кугаевский А.А.,

учитель математики

г. Тобольск

2005г.
I. Обоснование.

Сегодня одной из основных проблем образования является нравственное развитие ребенка, а также поддержка одарённости и таланта. А для их решения необходима система работы не только в одном отдельно взятом учреждении, но и по всей России в целом. Актуальность проблемы обучения и воспитания одаренных детей отражает направленность государства на развитие личности, на осознание особой ценности творческого потенциала его граждан. Не секрет, что конкурентоспособность любой страны определяется уровнем подготовки абитуриентов по математике. Без овладения математикой образ мира у человека будет неполным, неточным, так как она является важнейшим элементом всей мировой культуры. Учет же индивидуальных запросов математически одаренных детей, активная помощь им предполагают развернутые связи с другими детскими коллективами страны. Таким ученикам нужен простор не только для интеллектуального развития, но и равное Сообщество, где они приобретали бы нравственные нормы межличностного общения. Однако на этом пути имеется ряд противоречий: с одной стороны, понимание учителем важности создания такого единого пространства для интеллектуально-нравственного развития учащихся - с другой стороны отсутствие теории и практики использования единого, в данном случае математического, пространства, особенно в развитии нравственных качеств одарённых детей.

Проблема развития одарённости в гимназии стала наиболее актуальной 14 лет тому назад, когда были созданы условия для максимального развития учащихся и возникла необходимость выявления их способностей. Именно в это время мы начали искать возможные формы и методы работы с одарёнными детьми, но на первый план выдвигали только формирование интеллектуальных способностей.

К счастью, наблюдение за своими учениками вскоре убедило нас, что у всех детей, независимо от уровня одарённости и даже уровня интеллектуальных возможностей, необходимо развивать и их креативные качества – основу нравственности. Но для этого надо создать такие условия, при которых ученик открывал бы для себя новое, умел бы удивляться познанию, восхищался бы общением с себе подобными. Организация такой учебной деятельности – это основная, наиболее трудная задача, с которой мы столкнулись, работая с одаренными детьми. Трудность ее обусловлена тем, что методы традиционного обучения оказались непригодными для формирования внутренней мотивации, направленности личности на интеллектуально-нравственное развитие. Будучи уверенными в том, что способность к самосовершенствованию может формироваться только в творческом процессе, мы определили следующие основополагающие условия для реализации возможностей каждого ученика:


  • создание развивающей среды для реализации возможностей каждого ученика;

  • погружение ученика в исследовательский поиск (на мой взгляд, оно зависит как от меры одаренности самого ребенка, так и от профессионализма его учителя);

  • наличие творческого потенциала самого учителя, его собственная одаренность.

Естественно, в этом плане мне самому приходилось много работать над созданием собственной системы личностных, деловых, нравственных качеств, в основе которой - желание развить исходные возможности ученика. Но данных условий для реализации способностей математически одаренных детей, их нравственного совершенствования со временем оказалось недостаточно. Интуитивно вместе с детьми мы почувствовали необходимость более открытого общения.

Поэтому совершенно осознанно появляется желание объединить юных математиков страны единым математическим пространством и исследовать влияние общения в нём на формирование личностных качеств ученика.

Отсюда тема данного исследования: “Единое математическое пространство как средство интеллектуально-нравственного развития одаренных детей”

Идея заключается в выявлении возможностей Единого математического пространства для повышения эффективности интеллектуально-нравственного развития учащихся.

Замысел создания единого математического пространства состоит в том, чтобы через общение одарённых детей страны разрешить проблемы, связанные с их личностным потенциалом. Думается, это существенный резерв не только в развитии интеллектуальных способностей учащихся, но и в устранении негативных личностных качеств (эгоизма, равнодушия, зависти и т.д.), т.е. через математическое Содружество школ России устраняется разрыв между интеллектуальным и нравственным развитием.

Обьект: процесс создания Единого математического пространства.

Предмет экспериментирования: механизм использования Единого математического пространства как фактора формирования интеллекта во взаимосвязи с нравственным развитием одарённых детей.

Цель: выяснить, как единое математическое пространство будет влиять на интеллектуально-нравственное развитие одарённых детей, определить наиболее эффективные пути и средства развития личностных качеств учащихся.

Для того, чтобы достичь поставленной цели были определены следующие задачи.



  1. Обосновать необходимость интеллектуально-нравственного развития одарённых детей как научную проблему.

  2. Вычленить структурные элементы в создании единого математического пространства как средства интеллектуально-нравственного развития ученика.

  3. Выявить особенности математически одарённых детей и определить основные пути их личностного развития и реализации способностей через создание Единого математического пространства .

  4. Определить влияние математического Содружества на формирование интеллекта во взаимосвязи с нравственными основами одарённых детей.

У одарённых детей часто проявляются эгоистические начала: себялюбие, отчуждённость, холодность по отношению к сверстникам, равнодушие и даже зависть к их успехам, т.е. наблюдается явный разрыв между интеллектом и нравственным развитием.

Гипотеза: если обеспечить межличностное общение таким детям через Единое математическое пространство, то в результате:

  1. создадим каждому ребёнку необходимые психолого-педагогические условия для эффективного интеллектуально-нравственного развития;

  2. получим максимально возможные качественные результаты в решении

задач повышенного уровня;

  1. сделаем более совершенным учебно-воспитательный процесс в целом.

Диагностический инструмент.

        1. Анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме развития одарённых детей.

        2. Анкетирование.

        3. Беседы.

        4. Наблюдение.

        5. Диагностирование психолога.

        6. Сравнение.

        7. Обобщение.

        8. Классификация.

Критерии оценки ожидаемых результатов:

  • более высокий показатель интеллекта в сравнении с контрольными классами гимназии и в целом по городу;

  • возникновение новых показателей, свидетельствующих о развитости нравственных качеств одарённых детей.

Прогноз возможных негативных последствий.

Хотя единое математическое пространство основано на добровольной основе, продуманы пути и средства создания комфортных условий, но эксперимент – это метод педагогического исследования с заранее непредсказуемыми результатами. Поэтому могут возникнуть как положительные, так и отрицательные результаты, не указанные в гипотезе. Это могут быть:



  1. сопротивление новому;

  2. возникновение, особенно на первых порах, внутренних и внешних конфликтов в общении друг с другом.

Коррекция возможных негативных последствий.

              1. Право ученика выйти из математического Содружества.

              2. Обстоятельственное разъяснение родителям и учащимся не только сути идеи, но и преимуществ единого математического пространства в организации учебно-воспитательного процесса в целом.

На сегодня ряд задач уже решен. Так обоснована необходимость развития интеллекта во взаимосвязи с нравственными основами одаренных детей в утвержденной от 30 августа 1999 года Концептуальной программе развития Муниципального образовательного учреждения “Гимназия им. Н.Д. Лицмана” на основе духовно-нравственного становления участников образовательного процесса. Она рассчитана на долговременную работу по коррекции и развитию потенциала личности каждого ребенка. К тому же совместно с психологом выявлены отличительные особенности одаренных детей по методике “Интеллектуальный портрет”, которая направлена на то, чтобы определить способности детей в познавательной и личностной сферах(Приложение1).

Выяснилось, что интеллектуально одаренных детей отличают:



1. Глубина ума:

а) мыслительная активность;

б) самостоятельность ума;

в) стремление к интеллектуальному напряжению;

г) преодоление без посторонней помощи трудностей, возникающих в учебной деятельности;



д) высокий уровень выделения основного в учебном материале, обобщения, выделения главных признаков.

  1. Гибкость ума:

а) избегают шаблонов;

б) придумывают варианты задач одного типа;

в) варьируют способы решения;

г) переключение, изменение способа действий.

3. Устойчивость ума: ориентация на усвоенные ранее способы действий.

4. Высокая осознанность мыслительной деятельности:

а) умение описать свои действия;

б) обосновать их правильность;

в) нахождение ошибки и её устранение.

5. Экономичность мышления:

а) быстрота и лёгкость овладения новыми знаниями;

б) интеллектуальная работоспособность (отсутствие значительного утомления), интерес, мотив;

в) отсутствие монотонной учебной деятельности;

г) интеллектуальная активность (высокие умственные способности не гарантируют высокого уровня проявления инициативности).

Наблюдая за детьми, мы заметили, что развитый интеллект, высокий уровень творческих возможностей, активная познавательная деятельность относятся к тем детям, которых при определённых условиях можно назвать одарёнными. Таких детей в профильном классе оказалось чуть более 20%, остальные очень способные или просто способные к креативной деятельности в интеллектуальной сфере. Для нас термин “интеллектуально одарённые дети” применим к совершенно разным по способностям детям. Среди них выделяем два типа такой одарённости:



  1. Особая одарённость. У этих детей острая потребность в занятиях сложной интеллектуальной деятельностью. У них наблюдается высокая эффективность способов организации умственной работы. Они обладают повышенной критичностью и чаще всего относятся к группе риска. Наблюдение за такими детьми даёт основание отметить проблемы общения, повышенную нервную возбудимость, эгоизм, отсутствие потребности в самоактуализации.

  2. Второй тип одарённости я назвал упрощённо “нормально” одарённые дети. Их отличает высокая познавательная активность, успешность в учёбе, умение общаться.

Мой собственный опыт работы с одарёнными в области математики показывает, что если “нормально” одарённые дети не вызывают беспокойства, то большинство учеников с ярко выраженной интеллектуальной одарённостью не имеют способности к самоактуализации, к самосовершенствованию собственного нравственного потенциала. Именно для таких детей необходимо создание особой образовательной среды, т.е. особых условий, где формировался бы интеллект в тесной взаимосвязи с личностными качествами, где наш “одарённик” не превращался бы в робота-носителя таланта.

Создание условий для нравственного развития детей стало для меня как учителя первоочередной задачей.



II. Основные пути и средства интеллектуально-нравственного развития личности.

Известно, что воспитание личности идет:

- во первых, через урок, формы работы которого направлены на реализацию дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся;

- во-вторых, через групповые формы работы;

- в-третьих, важное место занимают практикумы, семинары, развитая система элективных курсов;



- в-четвертых, эффективно работает на личностное продвижение ученика летняя математическая школа, проводятся занятия с преподавателями высшей школы (например, многолетняя работа с профессором Омского государственного университета, доктором физико-математических наук Кукиным Георгием Петровичем) (Приложение2).

На мой взгляд, успешно зарекомендовали себя и такие формы работы, как интеллектуальные марафоны, олимпиады, конкурсы. Это действенный путь выявления и реализации неординарных возможностей одаренных детей. Такие интеллектуальные мероприятия мы проводим с ребятами 1 раз в месяц. Задания, включенные в содержание, ориентированы на выявление интеллектуальных способностей, эрудицию, межличностное общение. Результаты анкетирования учащихся показали, что самыми интересными для них были:



    • интеллектуальный марафон “Тобольск-Сургут”;

    • интеллектуальная игра “Десяточка”, “Пентагон”, “Завалинка”, “Что? Где? Когда?”;

    • Математическая карусель”;

    • Биатлон знаний.

Но всё же больший интерес для одарённых детей представляют встречи с коллективами других школ города, области, страны. Мы с учениками принимаем активное участие в международной игре-конкурсе “Кенгуру”, в турнире журнала “Квант” для учащихся 6-8 классов , в турнирах юных математиков, в турнире старшеклассников “Кубок Колмогорова”. Под моим руководством в городе Тобольске организован “Турнир имени А.А. Дунина-Горкавича”. В результате такой работы с математически одаренными детьми достигнуты определенные успехи, признанные за пределами гимназии. Есть победители городских, зональных, областных олимпиад:

1992-1993 учебный год - победитель областной олимпиады (Сычёв Филипп),

1993-1994 учебный год - победитель и призёр областной олимпиады (Сычёв Филипп, Маркова Ангелина),

1994-1995 учебный год - победитель и призёр областной олимпиады (Сычёв Филипп, Савельев Александр),

1995-1996учебный год - победитель и призёр областной олимпиады (Сычёв Филипп, Мальцан Злата),

1998-1999учебный год - команда 7 класса стала победителем "Турнира юных математиков " в г. Ижевске и победителем конкурса им. Савина журнала "Квант ",

1999-2000 учебный год - команда 8 класса стала победителем конкурса им. Савина журнала "Квант ", победитель и призёр областной олимпиады (Яманов Олег, Сухарев Николай),

2000-2001 учебный год - победитель и призёры областной олимпиады (Сухарев Николай. Яманов Олег, Афанасьев Дмитрий, Ковардаков Игорь), призёр зоны Урала и Сибири (Сухарев Николай), призёр Российской олимпиады (Сухарев Николай), призёр личной олимпиады российского турнира, посвящённого памяти А.Н. Колмогорова (Сухарев Николай),

2001-2002 учебный год - победитель и призёры областной олимпиады (Сухарев Николай, Яманов Олег, Афанасьев Дмитрий, Карычев Динар, Ковардаков Игорь), призёры зоны Урала и Сибири (Сухарев Николай, Яманов Олег), призёр Российской олимпиады (Сухарев Николай),

2002-2003 учебный год - победитель и призёр областной олимпиады (Сухарев Николай, Яманов Олег), призёр зоны Урала и Сибири (Сухарев Николай), призёр Российской олимпиады (Сухарев Николай),

2004-2005 учебный год - команда 7 класса стала призёром "Турнира юных математиков " в г. Нижний Тагил, Похвальный отзыв (Пытель Наташа),

2005-2006 учебный год – призер городской олимпиады (ученица 8го класса Пытель Наташа за 9 класс)

2006-2007 учебный год – победитель и призер городской олимпиады (Дупленский Никита, Марганов Артур), победитель и призер зональной олимпиады (Пытель Наташа, Муратов Вильдан –8 класс за 9 й класс), победитель и призер областной олимпиады (Пытель Наташа, Муратов Вильдан), диплом II степени Ломоносовского турнира в г.Омске (Пытель Наташа).

Убеждённость, что взаимодействие учеников разных школ России непременно приводит не только к развитию интеллекта, но и к обогащению жизненным опытом, позволяет решить многие общеобразовательные задачи, приводит к желанию совместно исследовать объекты, генерировать идеи в области математики, создавать творческие проекты. Принципиальным для данной системы является положение, что плодотворная работа в этом направлении может проходить только в условиях развития творческих способностей всех детей. Это необходимо не только для создания высокой планки личностного продвижения, но и для создания определённого микроклимата, благоприятствующего развитию одарённости. Особую роль при этом занимает создание такой эмоциональной атмосферы, которая способствовала бы нравственному развитию ученика. Но как создать такие условия?

По нашему убеждению ведущими идеями, реализация которых важна в системе работы с этой категорией учащихся, являются:

- ориентация на максимально возможное развитие способностей ученика, на приоритет вечных ценностей. Эта идея определяет развитие интеллекта в тесной взаимосвязи с общечеловеческими нормами поведения, культурой общения, интеллигентностью как высшей формой воспитанности;

- свобода выбора каждым учеником содержания и форм математического образования, что создаст условия для максимального развития детей с разным характером интеллектуальной одарённости;

- создание особой атмосферы доверия, искренности, готовности к взаимопомощи и принятию критической оценки.

Важным фактором является и соревновательный аспект. Кстати, склонность к конкуренции – одна из отличительных особенностей одарённых детей. Опыт побед и поражений необыкновенно важен для дальнейшей жизни. Не секрет, что нравственный потенциал наших учеников разный. У одних развивается чувство своего интеллектуального превосходства, у других появляется желание использовать свои способности в корыстных целях. Такое чаще всего случается с теми детьми, кто ограничен рамками своего учебного учреждения. Какова задача учителя в этом случае?

Конечно же, научить одарённого ребёнка общаться друг с другом. Это станет возможным, если создать Сообщество одарённых хотя бы среди школ города, лучше – среди школ области, ещё лучше – в российском масштабе. Тогда наша главная цель работы с такими детьми – воспитание честного, образованного, порядочного, здорового человека, готового самостоятельно выбирать свой жизненный путь и реализовывать свои возможности – будет достигнута. В этом плане уже сделаны первые шаги: одарённые дети нашей гимназии вплотную сотрудничали с одарёнными детьми города Тюмени, готовясь к окружной олимпиаде по математике. Предлагаемый нами подход характеризуется тем, что в развитие включается интеллектуальный потенциал всех школьников. Прежде чем попасть в Сообщество математически одарённых детей, ученики должны реализовать свой личностный потенциал на уроке. В связи с этим возникает проблема организации образования по собственным траекториям детей. Решить эту проблему можно через обеспечение индивидуальной зоны творческого развития каждого ученика на основе открытых заданий. Такие задания не имеют однозначных результатов их выполнения, но эффективно формируют интеллектуально-нравственную сферу ученика. К ним относятся задания когнитивного типа (познавательного):


  1. Доказать математическую закономерность или теорему.

  2. Исследовать число, уравнение, задачу, установить смысл, строение, функциональные связи.

  3. Отыскать принципы математических множеств.

  4. Создать десятичную систему счисления.

Задания креативного типа:

  1. Дать определение изучаемому понятию. Сформировать математическую закономерность.

  2. Оживить” число.

  3. Изготовить математическую фигуру.

  4. Разработать алгоритм решения задачи.

Лучшее задание – то, решение которого неизвестно учителю заранее, но интересно и посильно для выполнения учащимся. Оригинальные ответы учеников – важный субъективный критерий сформированности творческого подхода. Развитие интеллектуально-нравственной сферы проявляется не только через математическое содержание, но и через разнообразие методов обучения (Приложение 3). Особо значимы в этом плане методы сравнения, аналогии, синтеза, классификации и рефлексии. При этом оказывается возможным, учитывая особенности учебной деятельности одарённых детей, добиваться более высоких результатов и у их одноклассников. Многих учеников, первоначально не проявлявших особых способностей, через несколько лет обучения, построенного на предлагаемых принципах, смело можно отнести к числу математически одарённых. А значит, дать им возможность интеллектуального общения с такими же детьми из школ города, области, России. Так мы с учениками установили связи со многими школами не только области, но и России в целом.

Таким образом, создание Единого математического пространства чрезвычайно важно для оптимальной самореализации творческих способностей подростка. Именно поэтому вот уже в течение 10 лет мы расширяем границы этого пространства. Уже сегодня мы работаем со школами Санкт-Петербурга и Москвы, Нижнего Новгорода и Екатеринбурга, Челябинска и Сургута, Барнаула, Кемерово, Омска, Кирова, Перми, Новосибирска. Вместе с детьми мы начали создавать модель единого математического пространства, определили цель, условия, возможности участников, выработали направления (Приложение 4). Предложенная модель региональной (областной, российской) площадки для интеллектуально одарённых детей позволяет уже сегодня активно развивать не только познавательную сферу, но и личностные качества. Открытость предлагаемой модели позволяет любому ученику из любой школы города, области, страны оценить свои творческие способности, как в условиях реального времени, так и в динамике. Причём это происходит в естественной, привычной для него обстановке. Оценивание творческих способностей проводится по методике по Дж. Рензулли) (Приложение 5).



III. Результативность.

Очно-заочная форма работы с интеллектуально одарёнными учащимися России, её дифференцированность и вариативность позволяют значительно расширить рамки творческой деятельности учеников без ущерба их здоровью, способствует формированию нравственных основ личности.

В этом убеждает общение наших интеллектуалов с математически одарёнными детьми школ России. Сегодня география общения расширяется (Приложение 6). При участие в турнирах юных математиков, турнирах, посвящённых памяти А.Н. Колмогорова, работе в летней математической школе мои дети подружились с детьми из Челябинска, Набережных Челнов, Ижевска, Омска, Барнаула, С-Петербурга, Москвы, Екатеринбурга, Снежинска и других городов России. По результатам единого государственного экзамена они показали значительные различия в уровне математической подготовки по сравнению с другими детьми гимназии. Они справились с заданиями базового уровня по курсу алгебры и начал анализа на 100%, когда другие дети на 80%, с алгебраическими и геометрическими заданиями повышенного уровня – 98% (75% другие). Большинство алгебраических и геометрических заданий самого высокого уровня, включённых в третью часть работы, успешно выполнили 95% учащихся, участников математического Содружества.

Наблюдения за такими детьми после сдачи экзамена и во время объявления результатов единого государственного экзамена позволяют утверждать, что они остались доброжелательными по отношению к себе и окружающим. Несколько иной картина была в “контрольной” группе: пессимизм, явное неудовольствие высокой оценкой одноклассника.

Самым важным показателем успешности развития нравственных качеств личности в работе с интеллектуально одарёнными и просто очень способными детьми является дальнейший путь выпускников. Подтверждением правильности выбранного пути, развитие интеллекта во взаимосвязи с нравственными качествами, является и поступление учащихся в вузы Тобольска, Тюмени, Екатеринбурга, Москвы, С-Петербурга, Омска, Томска, Новосибирска. Из технических классов выпуска 1996, 2002, 2003 годов на факультеты, связанные с математикой, поступило более 70% учащихся. Все они занимают активную жизненную позицию, не забывают о школе, учителях (Приложение 7).

Среди тех, кто прошёл школу общения с интеллектуально одарёнными детьми России, призёры олимпиад разного уровня. Это Сычёв Филипп, Савельев Александр, Маркова Ангелина, Мальцан Злата, Быков Денис, Хорошев Дмитрий, Ковардаков Игорь, Сухарев Николай, Яманов Олег, Карычев Динар, Афанасьев Дмитрий, Сайташев Ильяс, Александров Андрей, Котванов Леонид. Большинство из них являются выраженными лидерами, они не только стремятся проявить инициативу, но и не избегают ответственности. Эти дети хорошо адаптируются в новой ситуации, способны к преодолению трудностей. Но самое главное, что отличает этих учеников, отзывчивость, участливость, способность к сопереживанию. Об этом свидетельствуют и их письма, отправленные своему учителю математики (Приложение 8).



IV. Основные выводы.

Таким образом, данный опыт работы позволяет утверждать, что формирование интеллекта во взаимосвязи с развитием нравственных качеств ученика наиболее успешно идёт через направленное взаимодействие интеллектуально одарённого ученика с соответствующим образом организованной Средой. Дети стали более осознанно:



  1. Размышлять не только об уровне собственных знаний, но и о своём внутреннем состоянии, о своей индивидуальности.

  2. Оценивать и объяснять собственное переживание.

  3. Терпимо и с уважением относится к мнению оппонента.

Но самый главный вывод заключается в том, что учащиеся начали познавать себя с сравнении с другими. Они стали более спокойно и уверенно выражать своё собственное мнение и отстаивать его. Эти выводы, сделанные в результате наблюдений, подтверждаются результатами диагностики, изучающей степень выраженности определённых личностных свойств c помощью теста Тимоти Лири, который даёт описание особенностей человека на уровне характера:

  1. Доминантность, склонность к руководству, лидерские данные.

  2. Уверенность в себе, самостоятельность.

  3. Непреклонность, воля, настойчивость, консерватизм.

  4. Независимость, отчужденность, холодность в общении.

  5. Зависимость, подчиненность, неприспособленность.

  6. Неуверенность в себе, незрелость, несамостоятельность.

  7. Общительность, уживчивость, ориентация на мнение окружающих.

  8. Отзывчивость, самопожертвование, альтруизм.

Диапазон проявления свойств делится на три зоны: первая от 0 до 6 (адаптивный вариант поведения); вторая от 7 до 11; третья от 12 до 16 (дезадаптивный вариант поведения).

Результаты изучения личностных особенностей интеллектуально одаренных выпускников на протяжении нескольких лет показывают, что степень выраженности перечисленных особенностей либо не превышает адаптивного уровня, либо превышает его незначительно.


Степень выраженности личностных свойств интеллектуально одарённых детей.

Таблица 1

Лич. св.

1

2

3

4

5

6

7

8

1995-96

11 (чел.)



9,2

8,0

8,4

5,6

4,9

5,1

6,2

6,7

2001-02

10 (чел.)



7,8


7,3


6,8


4,4


5,0


4,9


6,3


7,3


2002-03

16 (чел.)



7,8

6,1

6,4

3,3

4,3

4,0

6,6

8,1

Полученные результаты свидетельствуют о том, что выпускникам, прошедшим школу общения с интеллектуально одарёнными детьми России олимпиады и т.д. свойственны уверенность в себе, самостоятельность, склонность к руководству и, вместе с тем, ответственность, общительность, способность прислушиваться к мнению других, отзывчивость и альтруизм. Заметна некоторая тенденция к снижению выраженности волевых качеств до адаптивного уровня и повышения степени выраженности 7 и 8.

Обобщая полученные результаты, можно сказать, что сложившаяся система работы способствует не только интеллектуальному развитию одаренных гимназистов, но и их личностному росту.

Но исследовательская работа в этом направлении выявила и ряд проблем, решение которых ещё впереди. Это:

- наличие у учащихся с потенциально высокими способностями внутренних барьеров к творческому мышлению (т.е. необходимо создать условия для перевода потенциальных способностей к интеллектуальному творчеству в реальные. Это одно из перспективных направлений в моей работе с математически одарёнными детьми);

- совершенствование мотивации личности к познанию и развитию, а учителя к вовлечению ребёнка в личностно определяющую деятельность, ибо одарённый ученик начинается с одарённого учителя;


  • расширение географии Единой среды для интеллектуально одарённых математиков и не только математиков.

Социально-культурное пространство определяет успешное развитие всех учащихся, независимо от приоритета его интеллектуальных способностей. Отсюда необходима реконструкция работы с такими детьми и в гуманитарных науках, и в естественно-математических.

V. Изученная литература.

  1. Безрукова В.С. Настольная книга педагога-исследователя, Екатеринбург, Дом учителя, 2000

  2. Журнал “Одарённый ребёнок” ,М.;№№1-6, 2004

  3. Иванова Т.А. Гуманитаризация общего математического образования: Монография. – Н. Новгород: НГПУ, 1998.

  4. Ивлева Ф.Г. В поисках гармонии. Казань, 1998.

  5. Интеграционные процессы в педагогической теории и практике - Материалы IX сессии Таватуйской школы – семинара. Выпуск 5, Екатеринбург, 1998.

  6. Концепция модернизации российского образования до 2010 года // Вестник образования, 2002-№ 6.

  7. Мануйлов Ю.С. Воспитание средой – Н. Новгород, 2003.

  8. Рабочая Концепция одарённости, М. 2002.

  9. Рыжик В.И. 25000 уроков математики, М.; Просвещение, 1993.

  10. Хуторской А.В. Развитие одарённости школьников: М.; Владос, 2000.


  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница