Н. Н. Мбоу «Стригуновская сош», учитель начальных классов использование информационно-коммуникативных технологий в работе учителя начальных классов аннотация. В данной статье ставится задача



Дата07.06.2016
Размер89.2 Kb.
Карнаух Н.В. МБОУ «Стригуновская СОШ», учитель начальных классов

Касилова Н.Н. МБОУ «Стригуновская СОШ», учитель начальных классов


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
Аннотация. В данной статье ставится задача изучить возможности использования информационно-коммуникативных технологий в работе учителя начальных классов. На основе изучения установлено, что учителю важно владеть новыми образовательными технологиями, в связи с непрерывно развивающимися ИКТ.
Одним из требований нового федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования является введение информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс.

XXI век — век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре — он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться с ребёнком на одном языке.

Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в нашей стране наложили отпечаток на развитие личности современного ребёнка. Сегодня в традиционную схему «учитель – ученик – учебник» вводится новое звено – компьютер, а в школьное сознание – компьютерное обучение. Одной из основных частей информатизации образования является использование информационных технологий в образовательных дисциплинах.

Начальная школа - фундамент, от качества которого зависит дальнейшее обучение ребёнка, и это налагает особую ответственность на учителя начальной школы. Долгое время начальная школа в системе образования являлась «школой навыка», т.е. рассматривалась как ступень образования, где ученик должен освоить такие основные навыки, как чтение, письмо, счёт для дальнейшего образования. Сегодня начальная школа должна стать первым опытом ребёнка в образовательной системе - местом пробы своих образовательных сил. На этом этапе важно развить активность, самостоятельность, сохранить познавательную активность и создать условия для гармоничного вхождения ребёнка в образовательный мир, поддержать его здоровье и эмоциональное благополучие. Именно эти качества учащихся и развиваются с внедрением информационно – коммуникационных технологий в образовательный процесс. Использование компьютерных технологий – это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования.

Использование информационно – коммуникационных технологий на различных уроках в начальной школе позволяет развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; овладевать практическими способами работы с информацией; развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.

Уроки с использованием компьютерных технологий позволяют сделать их более интересными, продуманными, мобильными. Используется практически любой материал, нет необходимости готовить к уроку массу энциклопедий, репродукций, аудио-сопровождения – всё это уже заранее готово и содержится на маленьком компакт-диске.

Уроки с использованием ИКТ особенно актуальны в начальной школе. Ученики 1-4 классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Здесь, как нельзя кстати, приходится яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации.

Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащихся, а, значит, повышает качество образования. Не следует отвергать зарекомендовавшие себя на протяжении нескольких столетий методы и средства обучения. Но очевидна необходимость внедрения, наряду с традиционными методами, новых приёмов и методов, отвечающих требованиям времени. Современное образование должно обеспечить интенсификацию процесса обучения, реализацию развивающего обучения, переход от механического усвоения знаний, уточнение содержания обучения, совершенствование форм и методов организации и управления процесса обучения, тем самым, обеспечивая уровень подготовки сегодняшних школьников, будущих специалистов и их готовность к гармоничному существованию в обществе.

Потребность эффективного использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе определяет новые задачи перед образованием. ИКТ – мощный педагогический инструмент в руках учителя, им надо владеть и широко использовать на своих уроках. Это неотъемлемый компонент профессиональной подготовки современного учителя, в том числе, учителя начальных классов.

Организация учебного процесса в начальной школе, прежде всего, должна способствовать активизации познавательной сферы обучающихся, успешному усвоению учебного материала и способствовать психическому развитию ребенка. Следовательно, ИКТ должно выполнять определенную образовательную функцию, помочь ребёнку разобраться в потоке информации, воспринять её, запомнить.

Возможности информационно – коммуникационных технологий безграничны. Это создание и подготовка дидактических материалов (варианты заданий, таблицы, схемы, чертежи, таблицы и т.д.); презентации к урокам, создание мониторингов по отслеживанию результатов обучения и воспитания; тесты, тренажёры, текстовые работы и т. д. Планируя урок в начальной школе, учитель должен тщательно продумать цель, место и способ использования ИКТ.

ИКТ могут быть использованы на любом этапе урока:

- в начале урока с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая проблемную ситуацию;

- при повторении пройденного материала, для быстрой проверки знаний учащихся;

- на этапе объяснения нового материала используются изображения, видеофрагменты, звуковое сопровождение, а также рисунки детей;

- на этапе закрепления можно определить уровень усвоения темы, причем на экране показывается не только задание, но и ответ;

- использование тестового контроля.

ИКТ должны выступать как вспомогательный элемент учебного процесса, а не основной. Учитывая психологические особенности младшего школьника, работа с использованием ИКТ должна быть чётко продумана и дозирована. Таким образом, применение ИТК на уроках должно носит щадящий характер.

При подготовке к уроку или внеклассному занятию учитель должен соблюдать следующие санитарно-гигиенические и методические требования:

- работа с компьютером должна быть строго регламентирована (10-15 минут);

- на уроках необходимо систематически проводить гимнастику для глаз;

- в неделю не больше 3 уроков с использованием ИКТ;

- количество слайдов не более 10;

- нельзя применять анимации которые, отвлекают внимание младших школьников;

- не должно быть большого количества текстов, минимальное количество слов;

- фон презентации должен быть спокойным (полупрозрачные тона зеленого, желтого, синего цвета), слайды желательно оформлять в едином стиле, чтобы не отвлекать внимания учеников;

-слайды должны носить обучающий характер, а не только демонстрационный;

- звуковое сопровождение слайдов не должно быть резким, отвлекающим;

- чертежи, рисунки, фотографии, иллюстрации должны иметь максимальный размер, равномерно заполнять окно;

- использовать жирный шрифт, чтобы четко рассматривать с последней парты, выделять цветом заголовки.

В рамках реализации Комплекса мер по модернизации общего образования Белгородской области за счет субсидии, предоставленной из федерального бюджета, нашей школой в 2012 году было получено учебно-лабораторное оборудование: автоматизированное рабочее место педагога, содержащее ноутбук для учителя, принтер, проектор, документ-камеру, модульные системы PROClass и PROLog; программное обеспечение к системе контроля и мониторинга знаний PROClass с интегрированным набором контрольных тестов по начальной школе; программное обеспечение к модульной системе экспериментов PROLog, учебные пособия для выполнения лабораторных работ с использованием модульной системы PROLog; комплекты классных инструментов; магнитные наборы символов; раздаточные и демонстрационные наборы; конструкторы обучающие и развивающие. Всё оборудование установлено, в рабочем состоянии, используется на уроках и внеклассной работе.

Учебно-лабораторное оборудование (ноутбук для учителя, принтер, проектор) используется на различных этапах урока: при объяснении нового материала, на этапе закрепления,  рефлексии, при отработке вычислительных навыков.  Незаменимая вещь - документ-камера на гибком штативе. Все, что "видит" камера в реальном времени, передается на экран. Можно показывать книги, картинки, наглядные опыты - все, что угодно.  Документ-камеру использую почти на всех уроках, особенно на уроках окружающего мира, когда требуется демонстрация опытов или наблюдение за реальными процессами. Смена ракурса, производимая с помощью документ-камеры, позволяет обучающимся «погружаться» в среду опыта или всего процесса, рассматривать его в мельчайших деталях.

Интересна и результативна система контроля и мониторинга качества PROClass знаний.  Ученикам  раздаются беспроводные пульты для ответа на вопросы педагога. В ходе занятия задаюся вопросы, которые отображаются на экране при помощи мультимедийного проектора, и обучающиеся отвечают на них простым нажатием на кнопки пульта. Результаты опроса сохраняются и отображаются в режиме реального времени. Все ученики могут отвечать на вопрос учителя. При этом даже те учащиеся, которые стесняются отвечать вслух или боятся ошибиться, могут принять участие в опросе и сразу узнать, правильно ли они ответили. Система  PROClass используется при закреплении знаний, на обобщающих уроках. 

Применение модульного  системного оборудования «PROlog» на уроках  окружающего мира позволяет  расширить круг экспериментальной деятельности учителя и ученика.   Формирует  представление научного подхода к исследованию объектов и явлений природы с использованием новых информационно-коммуникационных технологий, универсальные умения и навыки проведения исследования, которые обеспечивают формирование способностей к самостоятельному усвоению новых знаний.   Повышает  мотивацию учащихся к исследовательской деятельности. Работы практикума можно использовать как в ходе урока, так и во внеурочной деятельности. К компьютеру подключаются датчики, необходимые для проведения эксперимента и проводится работа в демонстрационном режиме, выводя результаты исследований на экран в виде графиков и таблиц (можно и через проектор)  Можно использовать цифровую лабораторию в работе отдельной группы учащихся, а также с целым классом при проведении фронтальной лабораторной работы.  Результаты общих работ на уроке оформляются в виде таблицы и вывешиваются в классе.  Модульная  система экспериментов «PROlog» используется не ежедневно, а только  в соответствии с рабочими программами начальных классов.

На уроках окружающего мира и во внеурочной деятельности используется  цифровой микроскоп. Цифровой микроскоп – разновидность традиционного оптического микроскопа, который использует оптику и цифровую камеру для вывода цифрового изображения на монитор компьютера. Программная поддержка позволяет не только рассматривать объекты на экране компьютера, но и делать фото- и видеосъемку изучаемых объектов. С использованием цифрового микроскопа выполнение практических и лабораторных работ проходит на качественно новом уровне.

Цифровой микроскоп дает возможность:

- изучать исследуемый объект не одному обучающемуся, а всей группе одновременно, так как информация выводится на монитор компьютера;

- использовать изображения объектов в качестве демонстрационных таблиц;

- создавать презентационные фото и видеоматериалы по изучаемой теме в проектной деятельности;

- использовать изображения объектов на бумажных носителях.



Применение информационно - коммуникационных технологий на уроках усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность учащихся. Использование ИКТ позволяет проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне, обеспечивает наглядность, привлечение большого количества дидактического материала, повышает объем выполняемой работы на уроке в 1,5 – 2 раза, обеспечивает высокую степень дифференциации обучения. Применение ИКТ расширяет возможность самостоятельной деятельности, формирует навык исследовательской деятельности, обеспечивает доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам, учит навыкам контроля и самоконтроля, в совокупности - способствует повышению качества образования. Использование ИКТ преобразит преподавание традиционных учебных предметов, оптимизирует процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное - поднимет на неизмеримо более высокий уровень интерес детей к учёбе.
Литература

  1. Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании.-М.,1994.

  2. Афанасьева О. В. Использование ИКТ в образовательном процессе. —  www. pedsovet.org

  3. Ефимов В.Ф. Использование информационно-коммуникативных технологий в начальном образовании школьников./ Журнал «Начальная школа», № 2 2009.

  4. Клочкова Т.В. Использование информационных технологий в начальной школе http://www.humanities.edu.ru/db/msg/84256 .

  5. http://pedsovet.org/forum/index.php?autocom=blog&blogid=748&showentry=5246


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница