Н. Ю. Степанова Рабочая программа предмета «Литература»



страница1/5
Дата26.06.2016
Размер0.92 Mb.
  1   2   3   4   5
Министерство образования и науки РФ

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 2» г. Вологда







Рассмотрена на заседании

МО учителей

Протокол № 1 от 22 08 2013 г.

Руководитель кафедры гуманитарного цикла

Иванова Ю.Ю.


Согласовано на заседании

НМС


Протокол №1 от

26.08.13 г.

Руководитель НМС

Дудырева Н.В.




Утверждена

Приказ по гимназии


от 30.08.13 г.

№179В-ОД


директор гимназии

Н.Ю. Степанова





















Рабочая программа предмета

«Литература»

5 - 6 классы

Составила

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

Вышинская Н.А.

2012-2014



Пояснительная записка

Актуальность курса:

Современное школьное литературное образование выполняет важнейшие культуросберегающие, развивающие и воспитательные функции, являясь неотъемлемой частью общего процесса духовного развития нации. Золотой фонд русской классики, а также шедевры мировой литературы и по сей день остаются источником познания мира и человека, своеобразным «культурным кодом», без которого невозможно полноценное «самостояние» личности. Не случайно в Федеральном государственном общеобразовательном стандарте основного общего образования по литературе особое внимание уделено необходимости формирования у обучающихся ценностных ориентиров, художественного вкуса, творческих наклонностей. Решение этих важных задач требует сбалансированного, ориентированного на логику предмета подхода к планированию учебного материала. В этих условиях основными подходами к преподаванию литературы в школе являются деятельностный, культуроведческий, практико-ориентированный и личностно ориентированный подходы, что определяет соответствующие требования к содержанию и методическому аппарату учебно-методических комплектов (УМК).



Нормативно-правовое обеспечение:

Закон об образовании РФ №273-ФЗ от 29.12.2012.

Федерального государственного стандарта общего образования второго поколения (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897, зарегистрирован Минюстом России 01 февраля 2011 года, регистрационный номер 19644).

Примерной учебной программы основного общего образования по литературе для 5-9 классов (опубликована в сборнике «Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5-9 классы: проект. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. (серия «Стандарты второго поколения»).

Программы по литературе для общеобразовательных учреждений (5 – 11 классы); авторы: А.Г. Кутузов, Е.С. Романичева, А.К. Киселев, И.И. Мурзак, А.Л. Ястребов; под редакцией А.Г. Кутузова. – М.: Дрофа, 2005.

Устав гимназии.

Образовательная программа МОУ «Гимназия №2".

Локальные акты гимназии: Положение об образовательном процессе, Положение о системе оценки, порядке и формах промежуточной аттестации, Положение о рабочей программе педагога.

Учебный план гимназии на 2013-2014 учебный год.
Цели и задачи
Цель:

Согласно программе А.Г.Кутузова, целью литературного образования является формирование читателя, способного к полноценному восприятию литературных произведений в контексте духовной культуры человечества и подготовленного к самостоятельному общению с искусством слова.



Задачи литературного образования определены его целью и связаны как с читательской деятельностью школьников, так и с эстетической функцией литературы. К их числу можно отнести:

  • освоение текстов художественных произведений;

  • формирование представлений о литературе как культурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человека;

  • формирование системы гуманитарных понятий, составляющих этико-эстетический компонент искусства;

  • формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;

  • формирование эмоциональной культуры личности и социально значимого ценностного отношения к миру и искусству;

  • формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;

  • формирование основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условия полноценного восприятия, анализа и интерпретации литературно-художественных произведений;

  • освоение историко-литературных понятий, обеспечивающих адекватное и полноценное понимание художественного произведения.


Описание ценностных ориентиров в содержании учебного процесса:

Художественная картина жизни, нарисованная в литературном при помощи слов, языковых знаков, осваивается нами не только в чувственном восприятии (эмоционально), но и в интеллектуальным понимании (рационально). Литературу не случайно сопоставляют с философией, историей, психологией, называют «художественным исследованием», «человековедением», «учебником жизни».

Литература как искусство словесного образа – особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершенность, предполагающая активное сотворчество воспринимающего.

Литература как один из ведущих гуманитарных предметов содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота.

Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей – необходимое условие становления человека эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относится к себе и к окружающему миру.

Общение учащихся с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо не просто как факт знакомства с подлинными художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями. Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обладающем несомненной национальной самобытностью

Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны расширяет представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России.
Описание места учебного предмета в учебном плане:

Программа по литературе рассчитана на 102 часа из расчета 3 часа в неделю. Авторская программа А.Г. Кутузова дополнена в связи с необходимостью введения ФГОС: 30 часов – расширение, часть, формируемая участниками образовательного процесса. Обязательная часть -72 часа. В планирование введен региональный компонент, что предусмотрено программой А.Г. Кутузова.


Общая характеристика курса:

Программа решает основную задачу преподавания литературы - развить представление о литературе как об искусстве слова, воспитать культуру читательского восприятия, понимание авторской позиции, читательских интересов, художественного вкуса.

Курс литературы в 5—8 классах строится на основе сочетания концентрического, историко-хронологического и проблемно-тематического принципов, а в 9 классе предлагается изучение линейного курса на историко-литературной основе (древнерусская литература — литература XVIII в. — литература первой половины XIX в.) Средством достижения цели и задач литературного образования является формирование понятийного аппарата, эмоциональной и интеллектуальной сфер мышления юного читателя. Поэтому особое место в программе отводится теории литературы. Ведущая теоретико-литературная проблема, базовое понятие 6 класса – роды и жанры; эстетическая проблема: миф – фольклор – литература: условность, автор. Содержание образования в 6 классе – изучение литературы как искусства слова.

Программа построена с опорой на современные педагогические технологии, открывающие возможности для применения деятельностных подходов (поисково-исследовательской деятельности, самостоятельного изучения материала и т.п.); коммуникационных технологий (организации совместной работы учащихся, самостоятельной работы с информацией); индивидуализации и дифференциации обучения. Это позволяет стимулировать познавательную активность учащихся, формировать навыки самостоятельного приобретения знаний, развивать самостоятельную и творческую активность.


Программа нацелена на развитие личности, познавательных и творческих способностей учащихся, помогает реализовывать современные подходы к преподаванию литературы, опирается на следующие принципы: организационные (преемственности, структурирования, вариативности, эстетической значимости); мотивационные ( личностный, деятельностный, развития творческого потенциала); методические

( повторного чтения, изучения произведения в единстве формы и содержания, диалоговый, инвариантности, внедрения).

Основной формой организации обучения является урок (70% учебного времени). В соответствии с программой А.Г. Кутузова выделяются следующие типы уроков: изучения художественных произведений, изучения истории и теории литературы, развития речи. В соответствии с ФГОС программой предусмотрено 30 % учебного времени на реализацию части программы, формируемой участниками образовательного процесса. К формам внеурочной деятельности относятся творческие мастерские, познавательные лаборатории, исследовательские проекты, учебные занятия, экскурсии и т.д.

Предполагается использовать следующие методы обучения: объяснительно-иллюстративное обучение (рассказ, беседа, лекция, семинар, самостоятельная работа над учебным материалом); методы проблемно-поискового обучения (проблемное изложение, исследовательский); коммуникативные методы обучения (диалог, дискуссия, метод проектов, презентация).


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета:




Результаты освоения курса (предметные)

Ученик научится

Ученик получит возможность

Мифология

Понимать содержание основных понятий, связанных с темой, и правильно применять их;

Отличать мифологического героя от мифологического персонажа;

Применять разные виды пересказа;

Подбирать ключевые слова и с их помощью характеризовать текст;

Создавать словесные иллюстрации к тексту.


Составлять словарь «Боги и герои»;

Подбирать материал для книжной выставки и создавать экспозицию;

Готовить и проводить экскурсию по выставке.


Лирические произведения

Выразительно читать стихи поэтов 19 века;

Применять полученные сведения о выразительных средствах для характеристики лирического произведения;

Составлять таблицы и пользоваться ими во время работы;

Передавать свое отношение к стихотворению через иллюстрацию к тексту;

Читать стихи наизусть.


Сопоставлять литературное произведение и картину художника, делать вывод

Баллады

Характеризовать жанр баллады;

Характеризовать средства выразительности;

Характеризовать нравственную позицию автора;

Определять место и роль вымысла в балладах;

Формулировать выводы;

Читать отрывки из баллад наизусть.



Сопоставлять мифы и баллады;

Привлекать изученный материал для подготовки к урокам истории.



Поэмы

Характеризовать поэму как жанр;

Определять особенности эпической поэмы;

Определять особенности лиро-эпической поэмы;

Создавать словесные иллюстрации к тексту;

Читать отрывки из поэм наизусть


Сопоставлять баллады и поэмы;

Подбирать материал для книжной выставки и создавать экспозицию.




Духовная литература

Определять жанры духовной литературы;

Определять религиозные мотивы в произведениях духовной литературы;

Передавать свое отношение к стихотворению через иллюстрацию к тексту;

Выразительно читать духовные стихи.



Привлекать изученный материал для подготовки к урокам истории.

Эпические произведения

Определять эпос как род литературы;

Определять былину как жанр литературы;

Характеризовать былинные циклы;

Определять эпические мотивы в стихотворных произведениях русских классиков;

Передавать свое отношение к стихотворению через иллюстрацию к тексту;

Анализировать былинный текст по плану.



Сочинять собственную былину;

Подбирать краеведческий материал по теме.




Роман

Определять роман как эпический жанр;

Характеризовать образы романа по цитатному плану;

Готовить художественный пересказ фрагмента или эпизода эпического произведения;

Создавать устный портрет героя;

Давать письменный отзыв на эпизод;

Формулировать идею произведения;

Выявлять проблематику произведения;

Определять авторское отношение к событиям и героям;

Находить в тексте художественную деталь и характеризовать ее.


Проводить исследовательскую работу с текстом;

Составлять словарные статьи для электронного словаря литературоведческих терминов.




Басня как эпический жанр

Характеризовать басню как жанр;

Определять средства выразительности (аллегория, «эзопов язык»);

Отличать басню от притчи;

Выразительно читать басню наизусть;

Инсценировать басню


Сопоставлять басни со схожим сюжетом;

Написание собственной басни




Драматические произведения

Определять драму как род литературы;

Выявлять авторскую позицию;

Создавать устный портрет героя;

Давать письменный отзыв на эпизод;

Формулировать идею произведения;

Выявлять проблематику произведения;



Давать сравнительную характеристику героям;

Находить в тексте художественную деталь и характеризовать ее



Результаты освоения курса (метапредметные)

Формировать способности принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в процессе чтения и изучения литературного произведения;

Формировать умения по освоению способов решения задач;

Формировать умения планировать, контролировать. Оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

Осознанно строить речевое высказывание и составлять тексты в устной и письменной формах;

Развивать готовность слушать собеседника, вести диалог, готовность признавать существование разных точек зрения;

Уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать свое поведение и поведение окружающих.




Определять наиболее эффективные способы достижения результата;

Формировать умения понимать причины успеха, неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать в условиях неуспеха;

Использовать разные способы поиска;

Совершенствовать владение логическими действиями сравнения, умениями устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;

Строить индивидуальную образовательную траекторию;

Развивать интерес к исследовательской и проектной деятельности.




Результаты освоения курса (личностные)

Понимать значимость литературы как явления национальной и мировой культуры;

Совершенствовать ценностно-смысловые представления о человеке и мире в процессе чтения;




Развивать потребность в самопознании и самосовершенствовании в процессе чтения;

Формировать готовность к получению новых знаний, их применению и преобразованию;

Развивать эстетические чувства и художественный вкус на основе знакомства с литературой;

Углублять восприятие литературы как особого вида искусства, уметь соотносить

его с другими видами искусства.

  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница