На базе 9 классов) (растения, животные, человек и его здоровье, основы общей биологии)



Скачать 234.51 Kb.
Дата15.05.2016
Размер234.51 Kb.




ПРОГРАММА ПО БИОЛОГИИ

(на базе 9 классов)

(растения, животные, человек и его здоровье, основы общей биологии)

1. Растения

Ботаника - наука о растениях. Растительный мир как составная часть природы, его разнообразие, распространение на земле. Цветковое растение и его строение.



Семя. Строение семян (на примере двудольного и однодольного растения). Состав семян. Условия прорастания семян. Дыхание семян. Питание и рост проростка. Время посева и глубина заделки семян.

Корень. Развитие корня из зародышевого корешка. Виды корней. Типы корневых систем (стержневая и мочковатая).

Внешнее и внутреннее строение корня в связи с его функциями. Зоны корня. Рост корня. Понятие о ткани. Поглощение корнями воды и минеральных солей, необходимых растению. Удобрения. Дыхание корня. Значение обработки почвы, внесения удобрений, полива для жизни культурных растений. Корнеплоды (видоизменение корня). Значение корня.



Лист. Внешнее строение листа. Жилкование. Листья простые и сложные. Листорасположение. Особенности внутреннего строения листа в связи с его функциями, кожица и устьица, основная ткань листа, проводящие пучки. Дыхание листьев. Питание растений из воздуха. Испарение воды листьями. Листопад. Значение листьев в жизни растений. Роль зеленых растений в природе и жизни человека.

Стебель. Понятие о побеге. Почки листовые и цветочные, их строение и расположение на стебле. Развитие побега из почки. Рост стебля в длину. Ветвление стебля. Формирование кроны. Внутреннее строение древесного стебля в связи с его функциями: кора, древесина, сердцевина. Рост стебля в толщину. Образование годичных колец. Передвижение минеральных и органических веществ по стеблю. Значение стебля. Видоизмененные побеги: корневища, клубень, луковица, их строение, биологическое и хозяйственное значение.

Вегетативное размножение цветковых растений. Размножение растений посредством побегов, корней, листьев в природе и растениеводстве (видоизмененными побегами, стеблевыми и корневыми черенками, отводками, делением куста, прививкой). Биологическое и хозяйственное значение вегетативного размножения.



Цветок и плод. Строение цветка: цветоножка, цветоложе, околоцветник (чашечка и венчик), тычинки, пестик или пестики. Строение тычинки и пестика. Цветки однополые и обоеполые. Соцветия и их биологическое значение. Перекрестное опыление насекомыми, ветром. Самоопыление. Оплодотворение. Образование семян и плодов. Значение цветков, плодов, семян в природе и жизни человека.

Растение - целостный организм. Взаимосвязь органов. Основные жизненные функции растительного организма и его взаимосвязь со средой обитания.

Классификация цветковых растений. Многообразие дикорастущих и культурных цветковых растений и их классификация. Элементарные понятия о систематических (таксономических) категориях - вид, род, семейство, класс. Значение международных названий растений.

Класс двудольных растений. Семейство крестоцветных, розоцветных, бобовых, пасленовых, сложноцветных.

Класс однодольных растений. Семейство злаковых, семейство лилейных.

Отличительные признаки растений основных семейств; их биологические особенности и народно-хозяйственное значение. Типичные культурные и дикорастущие растения этих семейств. Влияние хозяйственной деятельности на видовое многообразие цветковых растений. Охрана редких видов растений. Красная книга.



Основные группы растений.

Водоросли. Строение и жизнедеятельность одноклеточных водорослей. Нитчатые водоросли. Значение водорослей в природе и хозяйстве.

Мхи. Зеленые мхи. Строение и размножение кукушкина льна. Мох сфагнум, особенности его строения. Образование торфа, его значение.

Папоротникообразные. Папоротник. Строение и размножение. Хвощ. Плаун.

Голосеменные. Строение и размножение голосеменных (на примере сосны и ели). Распространение хвойных, их значение в природе и народном хозяйстве.

Покрытосеменные (цветковые). Приспособленность покрытосеменных к различным условиям жизни на земле и господство в современной флоре.

Влияние хозяйственной деятельности человека на видовое многообразие растений. Охрана растений.

Развитие растительного мира на Земле. Основные этапы исторического развития и усложнения растительного мира на Земле. Создание культурных растений человеком. Достижения ученых в выведении новых сортов растений.

Растительные сообщества. Понятие о растительном сообществе. Взаимосвязи растений, животных, микроорганизмов, неживой природы в сообществе. Цепи питания. Ярусность надземная и подземная. Сезонные изменения сообщества.



Лишайники. Строение лишайника. Симбиоз. Питание. Размножение. Роль лишайников в природе и хозяйстве.

Грибы. Общая характеристика грибов. Шляпочные грибы: их строение, питание, размножение. Условия жизни грибов в лесу. Съедобные и ядовитые грибы. Плесневые грибы. Дрожжи. Грибы-паразиты, вызывающие болезни растений. Роль грибов в природе и хозяйстве.

Бактерии. Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Распространение бактерий. Распространение бактерий в воздухе, почве, воде, живых организмах. Роль бактерий в природе, медицине, сельском хозяйстве и промышленности. Болезнетворные бактерии и борьба с ними.
2. Животные

Зоология - наука о животных. Значение животных в природе и жизни человека. Сходство и отличие животных и растений. Классификация животных.

Тип Простейшие. Общая характеристика.

Класс корненожки. Обыкновенная амеба. Среда обитания. Движение. Питание. Дыхание. Выделение. Размножение. Инцистирование.

Класс Жгутиковые. Зеленая эвглена - одноклеточный организм, с признаками животного и растения.

Класс Инфузории. Инфузория-туфелька. Особенности строения и процессов жизнедеятельности. Раздражимость.

Многообразие и значение простейших. Малярийный паразит - возбудитель малярии.

Тип Кишечнополостные. Общая характеристика типа. Пресноводная полип-гидра. Среда обитания и внешнее строение. Лучевая симметрия. Внутреннее строение (двухслойность, разнообразие клеток). Питание. Дыхание. Нервная система. Рефлекс. Регенерация. Размножение вегетативное и половое. Морские кишечнополостные (полипы и медузы), их значение.

Тип Плоские черви. Общая характеристика типа. Класс ресничные черви. Белая планария - представитель свободноживущих червей. Внешнее строение. Двусторонняя симметрия. Мускулатура. Питание. Дыхание. Выделение. Нервная система. Размножение. Регенерация.

Класс Ленточные черви. Бычий цепень. Паразитический образ жизни. Особенности внутреннего и внешнего строения. Цикл развития и смена хозяина. Меры предупреждения заражения.



Тип Круглые черви. Общая характеристика типа. Человеческая аскарида. Внешнее строение. Полость тела. Питание. Размножение и развитие. Вред аскариды. Меры предупреждения заражения. Острица. Многообразие паразитических червей и борьба с ними.

Тип Кольчатые черви. Общая характеристика типа, их многообразие. Дождевые черви. Среда обитания. Внешнее строение. Ткани. Кожно-мускульный мешок. Полость тела. Системы органов пищеварения, кровообращения, выделения. Процессы жизнедеятельности. Нервная система. Регенерация. Размножение, значение дождевых червей в почвообразовании.

Тип Моллюски. Общая характеристика типа. Класс Брюхоногие. Большой прудовик. Среда обитания и внешнее строение. Особенности процессов жизнедеятельности. Морские и наземные брюхоногие, их значение.

Класс Двустворчатые. Многообразие моллюсков (беззубка, виноградная улитка, слизни, устрица). Значение в природе и жизни человека.



Тип Членистоногие. Общая характеристика.

Класс Ракообразные. Речной рак. Среда обитания. Внешнее строение. Размножение. Внутреннее строение. Пищеварительная, кровеносная и дыхательная системы. Органы выделения. Питание, дыхание, выделение. Особенности процессов жизнедеятельности. Нервная система и органы чувств.

Класс Паукообразные. Паук-крестовик. Среда обитания. Внешнее строение. Ловчая сеть, ее устройство и значение. Питание, дыхание, размножение. Паразитические клещи - возбудители и переносчики болезней. Меры защиты человека от клещей.

Класс Насекомые. Майский жук. Внешнее и внутреннее строение. Процесс жизнедеятельности. Размножение. Этапы развития.

Отряды насекомых с полным превращением. Чешуекрылые. Капустная белянка. Тутовый шелкопряд. Шелководство. Двукрылые. Комнатная муха, оводы. Перепончатокрылые. Медоносная пчела и муравьи. Наездники. Инстинкт. Биологический способ борьбы с вредителями. Отряд насекомых с неполным превращением. Прямокрылые. Перелетная саранча - опасный вредитель сельского хозяйства. Роль насекомых в природе, их практическое назначение. Сохранение их видового многообразия.

Тип Хордовые. Общая характеристика типа.

Класс Ланцетники. Ланцетник - низшее хордовое животное. Среда обитания. Внешнее строение. Хорда. Особенности внутреннего строения. Сходство ланцетников с позвоночными и беспозвоночными.

Класс Рыбы. Общая характеристика. Речной окунь. Среда обитания. Внешнее строение. Скелет и мускулатура. Полость тела. Пищеварительная, кровеносная, дыхательная системы. Плавательный пузырь. Нервная система и органы чувств. Поведение. Размножение и развитие. Забота о потомстве. Многообразие рыб.

Отряды рыб: акулы, осетровые, сельдеобразные, карпообразные, кистеперые. Хозяйственное значение рыб. Промысел рыб. Искусственное разведение рыб. Прудовое хозяйство. Влияние деятельности человека на численность рыб. Необходимость рационального использования рыбных богатств, их охраны (защита вод от загрязнения и др.).

Класс Земноводные. Общая характеристика класса. Лягушка. Особенности среды обитания. Внешнее строение. Скелет и мускулатура. Особенности строения внутренних органов и процессов жизнедеятельности. Нервная система и органы чувств. Размножение и развитие. Многообразие земноводных и их значение. Происхождение земноводных.

Класс Пресмыкающиеся. Общая характеристика класса.

Отряд чешуйчатые Прыткая ящерица. Среда обитания. Внешнее строение. Особенности внутреннего строения. Размножение. Регенерация. Многообразие современных пресмыкающихся.

. Отряд черепахи.

Древние пресмыкающиеся: динозавры, зверозубые ящеры. Происхождение пресмыкающихся.

Класс Птицы. Общая характеристика. Голубь. Среда обитания. Внешнее строение. Скелет и мускулатура. Полость тела. Особенности внутреннего строения и процессов жизнедеятельности. Нервная система и органы чувств. Поведение. Размножение и развитие. Сезонные явления в жизни птиц: гнездования, кочевки, перелеты. Происхождение птиц. Приспособленность птиц к различным средам обитания. Птицы парков, садов, лугов, полей. Птицы леса. Хищные птицы. Птицы болот и побережий водоемов. Птицы степей и пустынь. Роль птиц в природе и их значение в жизни человека. Роль заповедников и зоопарков в сохранении редких видов птиц. Привлечение птиц. Птицеводство.

Класс Млекопитающие. Общая характеристика класса. Домашняя собака. Внешнее строение. Скелет и мускулатура. Полости тела. Системы органов. Нервная система и органы чувств. Поведение. Размножение и развитие. Забота о потомстве.

Отряды класса Млекопитающие. Первозвери. Происхождение млекопитающих. Рукокрылые: летучие мыши. Грызуны. Хищные: собачьи, кошачьи. Ластоногие. Китообразные. Парнокопытные. Особенности строения системы жвачных. Породы крупного рогатого скота. Кабан. Домашние свиньи.

Непарнокопытные. Дикая лошадь. Породы домашних лошадей.

Отряд Приматы. Роль млекопитающих в природе и жизни человека. Влияние деятельности человека на численность и видовое многообразие млекопитающих, их охрана.


3. Человек и его здоровье

Анатомия, физиология и гигиена человека - науки, изучающие строение и функции организма человека и условия сохранения его здоровья. Гигиенические аспекты охраны окружающей среды.



Общий обзор организма человека. Общее знакомство с организмом человека (органы и системы органов). Элементарные сведения о строении, функциях и размножении клеток. Рефлекс. Краткие сведения о строении и функциях тканей. Ткани (эпителиальные, соединительные, мышечные и нервная).

Опорно-двигательная система. Значение опорно-двигательной системы. Строение скелета человека. Соединение костей: неподвижные, полуподвижные, суставы. Состав, строение (макроскопическое) и рост костей в толщину. Мышцы и их строение и функции. Нервная регуляция деятельности мышц. Движение в суставах. Рефлекторная дуга. Работа мышц. Влияние ритма и нагрузки на работу мышц. Утомление мышц. Значение физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц. Предупреждение искривления позвоночника и развития плоскостопия.

Кровь. Внутренняя среда организма: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Относительное постоянство внутренней среды. Состав крови: плазма, форменные элементы. Группы крови. Значение переливания крови. Свертывание крови как защитная реакция. Эритроциты и лейкоциты, их строение и функции. Малокровие. Учение И. И. Мечникова о защитных свойствах крови. Борьба с эпидемиями. Иммунитет.

Кровообращение. Органы кровообращения: сердце и сосуды (артерии, капилляры, вены). Большой и малый круги кровообращения. Сердце. Его строение и работа. Автоматия сердца. Понятие о нервной и гуморальной регуляции деятельности сердца. Движение крови по сосудам. Пульс. Кровяное давление. Гигиена сердечно-сосудистой системы.



Дыхание. Значение дыхания. Органы дыхания, их строение и функция. Голосовой аппарат. Газообмен в легких и тканях. Дыхательные движения. Понятие о жизненной емкости легких. Понятие о гуморальной и нервной регуляции дыхания. Гигиена дыхания.

Пищеварение. Питательные вещества и пищевые продукты. Пищеварение, ферменты и их роль в пищеварении. Строение органов пищеварения. Пищеварение в полости рта. Глотание. Пищеварение в желудке. Понятие о нервно-гуморальной регуляции желудочного сокоотделения. Роль И.П. Павлова в изучении функций органов пищеварения. Печень, поджелудочная железа и их роль в пищеварении. Изменение питательных веществ в кишечнике. Всасывание. Гигиена питания.

Обмен веществ. Водно-солевой, белковый, жировой и углеводный обмен. Распад и окисление органических веществ в клетках. Пластический и энергетический обмен - две стороны единого процесса обмена веществ. Обмен веществ между организмом и окружающей средой. Норма питания. Значение правильного питания. Витамины и их значение для организма.

Выделение. Органы мочевыделительной системы. Функции почек. Значение выделения продуктов обмена веществ.

Кожа. Строение и функции кожи. Роль кожи в регуляции теплоотдачи. Закаливание организма. Гигиена кожи и одежды.

Нервная система. Значение нервной системы. Строение и функции спинного мозга и отделов головного мозга: продолговатого, среднего, промежуточного, мозжечка. Понятие о вегетативной нервной системе. Большие полушария головного мозга. Значение коры больших полушарий.

Анализаторы. Органы чувств. Значение органов чувств. Строение и функции органа зрения. Гигиена зрения. Строение и функция органа слуха. Гигиена слуха.

Высшая нервная деятельность. Безусловные и условные рефлексы. Образование и биологическое значение условных рефлексов. Торможение условных рефлексов. Роль И. М. Сеченова и И. П. Павлова в создании учения о высшей нервной деятельности; его сущность. Значение слова. Сознание и мышление человека как функции высших отделов головного мозга. Материалистические и религиозные представления о душе. Гигиена физического и умственного труда. Режим труда и отдыха. Сон, его значение. Вредное влияние курения и употребления спиртных напитков на нервную систему.

Железы внутренней секреции. Значение желез внутренней секреции. Понятие о гормонах. Роль гормональной регуляции в организме. Развитие человеческого организма. Воспроизведение организмов. Половые железы и половые клетки. Оплодотворение. Развитие зародыша человека. Особенности развития детского и юношеского организмов.
4. БИОЛОГИЯ. ОСНОВЫ ОБЩЕЙ БИОЛОГИИ

Системная природа жизни (жизнь есть свойство живой системы, а не ее элементов). Статическая и динамическая устойчивости (среда - источник вещества и энергии). Обмен веществ. Принцип Ле Шателье-Брауна. Живые системы - сложные "молекулярно-химические машины" (Г. Гельмгольц). Роль регуляции в существовании живых систем. Понятие об обратной связи на примере регуляции обмена веществ . Устойчивые системы состоят из неустойчивых элементов - дублирование функций и систем (на примере технических систем, живых систем).

Иерархия регуляторных систем (клетка, орган, организм). Уровни организации живого.

Свойства живого: обмен веществ и превращение энергии, рост, воспроизведение, раздражимость, развитие.

Регуляция на клеточном уровне организации

Клеточная теория (Р.Гук, А.Левенгук, М. Шлейден и Т. Шванн). Строение клеток прокариот и эукариот, клеток растений, грибов и животных (рисунки). Основные функции клеточных органелл. Взаимодействие ядра и цитоплазмы в клетке.

Химический состав живых организмов. Неорганические (вода, минеральные соли) и органические вещества (белки, нуклеиновые кислоты, углеводы, липиды: жиры и масла) и их основные функции в организме.

Биосинтез белка как регулируемый процесс. Программное обеспечение: роль генов. Ферменты и их регуляторная функция

Биосинтез углеводов на примере фотосинтеза. Поступление энергии в клетку из внешнего источника (энергия солнца) и синтез первичных органических соединений из неорганических веществ. Фиксация энергии солнечного излучения в форме химических связей. Автотрофы и гетеротрофы. Хемосинтез.

Обмен веществ в клетке. Мембрана - универсальный строительный материал клеточных органелл. Поступление веществ в клетку. Фагоцитоз и пиноцитоз.

Извлечение и использование энергии, запасенной в форме химических связей. Энергетический обмен клетки. АТФ - универсальный переносчик энергии. Краткосрочные и долгосрочные депо энергии в организме.

Цикл деления и развития клетки. Митоз и мейоз. Роль генов и хромосом в передаче наследственных признаков в ряду клеточных поколений и поколений организмов. Универсальность генетического кода.

Нарушение в строении и функционирования клетки - причина заболевания у организмов.

Вирусы - неклеточные формы жизни. Биосинтез и обмен веществ поручены хозяину. Вирусные инфекции и их профилактика.



. Регуляция на организменном уровне организации

Физиологические регуляции Регуляция процессов жизнедеятельности организмов как основа его целостности и связи со средой. Гомеостаз как механизм поддержания постоянства внутренней среды. Нейро-гуморальная регуляция. Значение нервной системы. Рефлекторная дуга.

Саморегуляция вегетативных функций организма. Регуляция кровообращения, дыхания, постоянной температуры тела (на примерах тканей, органов, систем органов и всего организма). Иммунитет как регуляторная система организма. Регуляция движения.

Врожденное и приобретенное поведение. Безусловный рефлекс. Инстинкт. Процесс обучения: условный рефлекс. Рассудочная деятельность.

Сезонная регуляция жизненного цикла растений и животных.

Онтогенетические регуляции .

Размножение. Половое и бесполое размножение и их биологический смысл. Образование половых клеток. Оплодотворение.

Онтогенез - индивидуальное развитие организма. Закон зародышевого сходства К. Бэра. Эмбриональное и постэмбриональное развитие. Жизненные циклы: личинка и взрослый организм, метаморфоз, смена поколений. Достоинства и недостатки разных типов жизненных циклов. Регуляция полового и бесполого размножения в жизненном цикле.

Типичный онтогенез многоклеточного организма. Важнейшие стадии онтогенеза. Биологический смысл дробления и эквипотенциального деления клеток.

Устойчивость онтогенеза от нарушений, его направленность. Примеры уродств, вызванных нарушением нормального хода развития.

Регуляция на популяционно-видовом уровне организации

Экология - наука о взаимоотношениях организмов с средой обитания, включающей их живое и неживое окружение. Взаимоотношения организмов и их адаптации к абиотическим (свет, температура, влажность, субстрат), биотическим (конкуренция, хищничество и паразитизм, мутуализм, комменсализм, нейтрализм) и антропогенным факторам среды. Роль внешних и внутренних факторов в регуляции проявления индивидуальных адаптаций: сезонные наряды, линька, сезонный цикл жизни, сезон размножения. Особенности жизни в водной, наземно-воздушной, почвенной средах. Организм как среда обитания. Понятие об экологической нише и жизненной форме.

Закон оптимума. Лимитирующий фактор. Регулирующая роль факторов среды, зависящих и независящих от плотности населения.

Популяция как сообщество организмов одного вида. Структура популяции (пространственная, возрастная, половая и т.п.) и ее воспроизведение в ходе смены поколений особей. . Регуляция численности и ее механизмы. Популяционный гомеостаз. Общие принципы эксплуатации природных популяций. Перепромысел как причина истощения воспроизводимых ресурсов.



Регуляция на биосферном уровне организации

Экосистемы. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ и круговороте веществ и превращении энергии в природе. Пищевые связи организмов в экосистемах. Составление схем передачи веществ и энергии цепей питания (цепей питания). Пищевые пирамиды на суше и в океане.

Средообразующая роль организмов, биоценоза, понятие о биогеоценозе и биокосных системах. Сукцессионная смена биоценозов и понятие о климаксе. Восстановительная сукцессия.

Особенности агроэкосистем. Разнообразие агроэкосистем, роль человека в их создании.

Биосфера - глобальная экосистема. В.И.Вернадский - основоположник учения о биосфере. Элементарный состав живого вещества. Роль биоразнообразия в поддержании устойчивости кргуоворота веществ. Роль человека в биосфере.

Эволюция как регулируемый процесс

Наследственность и изменчивость - свойства организмов. Генетика - наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Законы наследования признаков И.-Г.Менделя.

Генетическое определение пола и связь генов с хромосомами. Сцепленное наследование. Цитологические основы наследственности. Закон линейного расположения генов в хромосоме: сцепленное наследование и кроссинговер.

Изменчивости. Норма реакции: наследственная и ненаследственная изменчивость. Генотип и фенотип. Мутации. Регуляторная природа реализации наследственной информации в ходе онтогенеза.

Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение.

Генетическая инженерия. Генетически модифицированные штаммы микроорганизмов, сорта растений и животных: реальные достоинства, мнимые испуги, реальные и потенциальные опасности.

Ч.Р. Дарвин и А.Р.Уоллес - основоположники теории эволюции организмов. Модель эволюции путем естественного отбора.

Учение об искусственном отборе - основа селекции. Применение знаний о закономерностях наследственности и изменчивости, искусственном отборе при выведении новых пород и сортов.

Движущие силы и результаты эволюции. Формирование приспособлений к среде обитания. Относительный характер приспособленности.

Вид и видообразование.

Система органического мира. Свидетельства об эволюции из области систематики, сравнительной анатомии, палеонтологии, эмбриологии и биогеографии. Клеточное строение как доказательство родства и единства.

Учение А.Н. Северцова о главных направлениях эволюционного процесса. Биологический прогресс и пути его достижения (ароморфоз, идиоадаптация и дегенерация). Дивергенция, органическое разнообразие и их биологический смысл.

Происхождение жизни на Земле. Клеточная форма организации жизни. Происхождение эукариот. Возникновение многоклеточных. Скелетная революция. Выход многоклеточных на сушу. Наземные позвоночные. Экологическая роль человека в биосфере

Взаимоотношение человека и природы

Основные этапы происхождения человека: австралопитеки, архантропы, палеантропы, неантропы. Выход человекообразных обезьян в открытый ландшафт. Пространственная экстраполяция - источник разума и орудийной деятельности. Речь и вторая сигнальная. Возникновение искусства и религии.

Неолитическая революция: кризис присваивающего хозяйства - первый экологический кризис в истории человечества. Производящее хозяйство. Расширение ресурсной базы и последовательное оскудение невозобновимых, а затем и возобновимых ресурсов. Ограниченность ресурсов для изготовления орудий - открытие технологии выплавки и обработки металлов. Вырубка лесов, переход к каменному строительству и добыче каменного угля. Промышленная революция и научно-технический прогресс. Зеленая революция

Современный экологический кризис и активный ответ биосферы. Проблемы загрязнения, исчерпания ресурсов и разорения земель, вымирания ключевых звеньев биосферного круговорота, перенаселения, голода.

Предотвращение развития экологического кризиса. Два пути человечества (самоограничение или поиски путей устойчивого развития).

Методы изучения живых объектов: сравнительный, опытно-экспериментальный. Ограниченность применения эксперимента с живой природой.



Роль биологии в жизни людей

. Осознание исключительной роли жизни на Земле в создании и поддержании благоприятных условий жизни человечества. Роль экологических и биосферных знаний в установлении пределов безопасной активности людей. Элементарные биологические основы медицины, сельского и лесного хозяйства, биотехнологии. Биологические основы здорового образа жизни.


Учащиеся должны знать:

Базовый уровень

- роль регуляции в обеспечении жизнедеятельности и эволюции живых систем;

- основные уровни организации живого;

- основные свойства жизни;

- основные положения клеточной теории, особенности строения клеток разных царств живых организмов;

- об основных структурных элементах клетки и их функциях;

- о биосинтезе белка и самосборке макромолекул;

- о материальных основах наследственности;

- принципиальную схему фотосинтеза и его космической роли;

- об обмене веществ в клетке и его энергетическом обеспечении;

- о способах деления клеток;

- об особенностях вирусов, вирусных инфекций и их профилактике;

- основные физиологические функции человека и биологический смысл их регуляции;

- биологический смысл и основные формы размножения организмов;

- об индивидуальном развитии организма (онтогенезе), образовании половых клеток, оплодотворении и важнейших этапах онтогенеза многоклеточных;

- о среде обитания, основных экологических факторах среды и закономерностях их влияния на организмы;

- основные положения учения о популяциях, их структуре, динамике и регуляции;

- понятия о биоценозе, экосистеме, биогеоценозе и биогеохимическом круговороте, о причинах низкой устойчивости агроценозов;

- понятия о продуцентах, консументах и редуцентах, пищевой пирамиде, пищевых цепях;

- о биосфере, ее основной функции и роли жизни в ее осуществлении;

- о роли биоразнообразия в поддержании биосферного круговорота веществ;

- законы наследования Г. Менделя, их цитологические основы;

- основные положения хромосомной теории наследственности; представление о гене и хромосоме;

- об изменчивости и наследственности живых организмов и их причине;

- об эволюции органического мира, ее свидетельствах;

- основные положения теории естественного отбора Ч. Дарвина;

- основные положения учения о виде и видообразовании;

- основные положения учения А.Н. Северцова о главных направлениях эволюционного процесса;

- основные положения теории искусственного отбора Ч. Дарвина, методы селекции и их биологические основы;

- основные события, выделившие человека из животного мира;

- о покорении биосферы, об экологических проблемах, стоящих в связи с этим перед человечеством.

человека.

Учащиеся должны уметь:

Базовый уровень

- применять биологические знания для организации и планирования собственного здорового образа жизни и деятельности, благополучия своей семьи, и благоприятной среды обитания человечества;

- находить обратные связи в простых системах и обнаруживать их роль в процессах их функционирования и развития;

- находить в проявлениях жизнедеятельности организмов общие свойства живого;

- пользоваться микроскопом, готовить и рассматривать простейшие микропрепараты;

- обнаруживать наблюдаемые регуляторные изменения в собственном организме и объяснять биологический смысл происходящего;

- классифицировать живые организмы по их ролям в круговороте веществ, выделять цепи питания в экосистемах;

- приводить примеры изменчивости и наследственности у растений и животных;

- пользоваться знаниями по генетике, селекции и физиологии для сохранения породной чистоты домашних животных (собак, кошек, аквариумных рыб, кур и др.);

- приводить примеры приспособлений у растений и животных;

- находить противоречия между хозяйством человека и природой и предлагать способы их устранения;

- объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам;

- находить ответы на интересующие их практические и теоретические вопросы в дополнительной литературе.

Важнейшие понятия биологии

Автотроф


Бактерии

Бентос


Биология

Вид


Выделение

Гамета (половая клетка)

Гетеротроф

Грибы


Деление клетки

Дыхание


Животные

Жизненный цикл

Изменчивость

Клетка


Консумент (потребитель)

Обмен веществ

Оплодотворение

Орган


Органелла

Организм


Органы чувств

Охрана природы

Питание

Пищевая цепь



Планктон

Приспособление (адаптация)

Продуценты

Прокариоты

Размножение

Половое


Бесполое

Вегетативное

Растения

Редуценты

Рост

Симбиоз


Система органов

Систематика

Среда

Ткань


Фотосинтез

Эволюция


Экосистема

Эукариоты

Ядро клетки

Цитоплазма


Важнейшие понятия 6-го класса:

Гаметофит

Зародыш

Корень


Лист

Опыление


Пестик

Плод


Побег

Почка


Пыльца

Семя


Семядоли

Систематическая категория

Систематическая группа

Спорофит


Стебель

Тычинки


Цветок

Хлорофилл


Важнейшие систематические группы:

Бактерии


Грибы

Водоросли

Высшие споровые растения

Голосеменные

Двудольные

Однодольные

Цветковые (покрытосеменные) растения
Важнейшие понятия 7-го класса:

Беспозвоночные

Биогенетический закон

Биологический прогресс

Гомологичные органы

Жабры


Жизненная форма

Зародышевые оболочки

Инстинкт

Красная книга

Общественные насекомые

Паразитизм

Позвоночник

Позвоночные

Порода

План строения



Полость тела

Регенерация

Скелет

внутренний



наружный

Теплокровность

Трахеи

Хорда
Важнейшие систематические группы:



Земноводные (амфибии)

Кишечнополостные

Кольчатые черви

Круглые черви

Млекопитающие (звери)

Моллюски


Насекомые

Низшие хордовые

Паукообразные

Плоские черви

Пресмыкающиеся (рептилии)

Простейшие

Ракообразные

Хордовые


Членистоногие
Важнейшие понятия 8-го класса:

Анализатор

Вегетативная нервная система

Витамины


Внутренняя среда

Высшая нервная деятельность

Гигиена

Гомеостаз



Гормоны

Иммунитет

Мышление

Нейро-гуморальная регуляция

Опорно-двигательный аппарат

Пластический обмен Половое созревание

Регуляция

Рефлекс


безусловный

условный


Рефлекторная дуга

Фермент


Центральная нервная система

Энергетический обмен


Важнейшие понятия 9-го класса:

Агроценоз

Ароморфоз

АТФ


Белки

Биогеоценоз

Биомасса

Биосинтез

Биосфера

Биоценоз


Борьба за существование

Видообразование

Вирус

Ген


Генетика

Генетический код

Генотип

Гибридизация



Дегенерация

Дивергенция

Доминирование

Естественный отбор

Законы Менделя

Идиоадаптация

Изоляция

Искусственный отбор

Клеточная теория

Конвергенция

Круговорот веществ

Липиды


Мейоз

Мембрана


Митоз

Мутация


Наследственность

Норма реакции

Нуклеиновые кислоты (ДНК, РНК)

Онтогенез

Охрана природы

Популяция

Порода

Правило экологической пирамиды



Происхождение человека (антропогенез)

Селекция


Сорт

Теория эволюции

Углеводы

Уровень организации

Фенотип

Фермент
Литература



ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Еськов К.Ю., Бурский О.В., Вахрушев А.А., Смоктунович Т.Л. Природоведение. "Земля и люди". Учебник для 5-го класса. М.: "Баласс", 2007.

Ловягин С.Н., Вахрушев А.А., Раутиан А.С. Биология. О тех, кто растет, но не бегает. Учебник для 6-го класса. М.: "Баласс", 2007.

Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Биология. От амебы до человека. Учебник для 7-го класса. М.: "Баласс", 2005.

Вахрушев А.А., Родионова Е.И., Белицкая Г.Э., Раутиан А.С. Биология. Познай себя. Учебник для 8-го класса. М.: "Баласс", 2008.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Беме Р. И др. Птицы. М.: "ABF", 1996. Из серии "Энциклопедия природы России" (определитель).

Биология. Большой энциклопедический словарь. М.: "БРЭ", 1988.

Вили К, Детье В. Биология. М.: "Мир", 1975.

Воронцов Н.Н., Сухорукова Л.Н. Эволюция органического мира (факультативный курс): Учебное пособие для 10-11 классов средней школы. М.: "Наука", 1996.

Грин Н, Стаут У., Тейлор Д. Биология: в 3-х т. М.: "Мир", 1990.

Динец В, Ротшильд Е. Звери. М.: "ABF", 1996. Из серии "Энциклопедия природы России" (определитель).

Жизнь животных. В 6-ти томах. М.: "Просвещение", 1968-1971.

Жизнь растений. В 5-ти томах. М. : "Просвещение", 1974-1980.

Кемп П., Армс К. Введение в биологию. М.: Мир, 1988.

Мамонтов С.Г. Биология: Пособие для поступающих в вузы. М.: "Дрофа", 1996.

Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни. М.: "Просвещение", 1992.

Небел Б. Наука об окружающей среде. Как устроен мир. В 2-х томах. М.: "Мир", 1993.

Общая биология: для гимназий и лицеев (под ред. В.К. Шумного, Г.М. Дымшица и А.О. Рувинского. 2-е изд. М.: "просвещение", 1995.

Одум Ю. Экология. Т.1-2. М.: "Мир", 1986.

Рейвн П., Эвирет Р., Айкхорн С. Современная ботаника. В 2-х т. М.: "Мир", 1990.

Флинт В.Е. и др. Млекопитающие СССР. М.: "Мысль", 1970. Из серии "Справочники-определители географа-путешественника". В серии содержатся тома "Птицы СССР", "Земноводные и пресмыкающиеся СССР", "Насекомые СССР", "Культурные растения СССР", "Водоросли и мохообразные СССР", "Дикорастущие полезные растения СССР".

Тейлор Д, Грин Н, Стаут У. Биология: в 3-х т. М.: "Мир", 2002.

Энциклопедия для детей. Том 2. Биология. М,: "Аванта+", 1993 и более поздние издания.

Энциклопедия для детей. Том 18. Человек. М,: "Аванта+", 2002.

Яхонтов А.А. Зоология для учителя. В 2-х томах. М.: "Просвещение", 1968,1970.
НАУЧНО-ПОПУЛЯРНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Акимушкин И. Мир животных (млекопитающие, или звери). М.: "Мысль", 1988.

Акимушкин И. Мир животных (беспозвоночные и ископаемые животные). М.: "Мысль", 1992.

Акимушкин И. Мир животных (насекомые, пауки, домашние животные). М.: "Мысль", 1993.

Акимушкин И. Невидимые нити природы. М.: "Мысль", 1985.

Ауэрбах Ш. Генетика. М.: "Атомиздат", 1966.

Гржимек Б. Дикое животное и человек. М.: "Мысль", 1982.

Дольник В.Р. Вышли мы все из природы. М.: Linka Press, 1996.

Ивахненко М.Ф,, Корабельников В.А. Живое прошлое Земли. М.: "Просвещение". 1987.

Кассиль Г.Н. Внутренняя среда огранизма. М.: "Наука", 1983.

Плавильщиков Н.Н. Гомункулус. М.: "Детская литература". 1971.

Флинт Р. Биология в цифрах. М.: "Мир", 1992.

Хадорн Э, Венер Р. Общая зоология. М.: "Мир", 1989.

Шмидт-Нильсен К. Физиология животных. В 2-х книгах. М.: "Мир", 1982.

Шмидт-Нильсен К. Размеры животных: почему они так важны? М.: "Мир", 1987.

Шпинар З.В. История жизни на Земле (художник З. Буриан). Прага: "Артия", 1977.

Яковлева И, Яковлев В. По следам минувшего. М.:"Детская литература", 1983.

Эттенборо Д. Жизнь на Земле. М.: "Мир", 1984.



Эттенборо Д. Живая планета. М.: "Мир", 1988.


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница