На период 2006 – 2010 гг. Миссия Белгородского госуниверситета



Скачать 158.72 Kb.
Дата29.04.2016
Размер158.72 Kb.


3. КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ УНИВЕРСИТЕТА
НА ПЕРИОД 2006 – 2010 гг.

3.1. Миссия Белгородского госуниверситета
Необходимость инновационного развития Белгородской области потребовала создания в кратчайшие сроки (2000 – 2005 гг.) классического университета нового типа как определяющего фактора динамичного технологического преобразования региональной экономики. Успешное решение этой задачи в значительной мере обусловлено степенью участия и активностью инновационных процессов, проводимых в системе ВПО БелГУ.

Белгородский государственный университет – инновационный феномен общественного развития не только Белгородской области, но и всей России. В основу его создания положен инновационно-технологический подход, в том числе использованы современные технологии, имеющие принципиальное значение для развития экономики: социального менеджмента, строительства, информатизации и др. Сегодня БелГУ – многопрофильный университетский комплекс с мощной разветвленной инфраструктурой (материально-технической и информационной базой; научно педагогическими коллективами; социальной инфраструктурой; системой поддержки студентов, сотрудников и преподавателей; ботаническим садом; природным парком «Нежеголь»; учебно-спортивным комплексом площадью 30 тыс. м2; конноспортивной школой; Молодежным культурным центром).

Сам факт того, что за последние пять лет в развитие университета было вложено 1,7 млрд. рублей, свидетельствует об эффективности новых форм взаимодействия Министерства образования и науки РФ и Правительства Белгородской области, которое внесло значительный вклад в ресурсное обеспечение становления БелГУ.

Высочайшая динамика инфраструктурного развития университета обеспечила интенсивный рост его образовательного, научного и инновационного потенциала:



  • утроилась материально-техническая база;

  • научно-лабораторная база укомплектована современными приборами, позволяющими при проведении научных исследований применять передовые технологии;

  • удвоился коллектив БелГУ, составляющий 27 тысяч студентов, аспирантов, преподавателей и сотрудников. Создано 1600 новых рабочих, в том числе наукоемких, мест;

  • вдвое, до 169 человек, увеличилось количество докторов наук;

  • в 25 раз (до 160 миллионов в 2005 г.) увеличился объем финансирования научных исследований;

  • активно внедряется инновационная система подготовки специалистов мирового уровня в области наносистем и наноматериалов, телекоммуникаций, геоинформационных систем, медицины, физики, химии;

  • развитие вуза осуществляется на основе внедрения эффективного социального пакета, обеспечивающего жилье для докторов и кандидатов наук, поддержку ветеранов войны и труда, многодетных семей, организацию отдыха студентов, преподавателей и сотрудников университета. Построены новые студенческие общежития, являющиеся информационно-технологическими комплексами.

Современное состояние БелГУ – это итог развития нашего вуза и одновременно – стартовая площадка для конструирования университета, отвечающего на новые вызовы ХХI века.

Свое предназначение БелГУ видит в выполнении роли катализатора развития экономики и социальной сферы Белгородской области, в формировании мировоззрения студента – в высшей степени культурного, ответственного, созидающего, социально активного, способного преобразовывать окружающий мир.

Деятельность БелГУ базируется на концепции создания комплекса непрерывного профессионального образования, удовлетворяющего требованиям Болонского процесса и пронизанного активным научным поиском на всех стадиях образования – от общего, среднего, высшего и послевузовского до профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров. Этой миссии служат научные и инновационные подразделения университета.

Белгородский государственный университет стремится стать университетом инновационного типа с развитой корпоративной культурой, одним из ведущих российских вузов в области:


  • построения регионального социально-ориентированного, культурного и научно-образовательного комплекса на основе освоения новых социальных технологий;

  • создания новых моделей подготовки команды специалистов для социальных и промышленных кластеров с учетом региональной специфики;

  • обеспечения приоритетности инновационной деятельности в области образования, научной и технической деятельности, в производстве научно-технической продукции и услуг;

  • разработки системы селективного управления современным университетом.

БелГУ стремится к инновационному характеру развития университетской науки и на ее основе к созданию малых предприятий, кадровому обеспечению процессов инновационного развития посредством формирования многоуровневой системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов для инновационной деятельности в производственно-технологической и научной сферах, включая сферу малого предпринимательства, стимулирования преподавателей, сотрудников и студентов к интеграции академических ценностей и предпринимательских идей.

БелГУ стремится конкурировать с ведущими классическими университетами России и Европы, постоянно повышая свои образовательные, научно-исследовательские и инновационные компетенции, интегрироваться в европейское научно-исследовательское и инновационное пространство, участвуя в 7-й Рамочной программе ЕС по НИОКР.

БелГУ претендует на роль ведущего в регионе университета, определяющего перспективы развития основных отраслей экономики и социальной сферы, сочетая доступность и качество образования, соответствующее лучшим отечественным и международным образцам, с распространением наукоемких технологий.

Университет обязуется:


  • создать механизмы систематического обновления содержания образования на основе принципов новаторства, созидательности и профессионализма;

  • укреплять связи профессионального образования с промышленностью и научными организациями через создание педагогических, сервисных и технических колледжей, научно-образовательных центров и некоммерческих партнерств, вести активный выход на рынок научных разработок.

БелГУ намерен формировать у выпускников профессиональные компетенции высокого уровня, максимально полно удовлетворять запросы рынка труда, формировать у потребителей продукции и услуг БелГУ новые взгляды на качество образования, пропагандируя важность гуманитарных и естественнонаучных знаний, необходимость сохранения культурных и демократических традиций в обществе.
3.2. Политика Белгородского госуниверситета
Политика БелГУ реализуется на основе взаимодействии внешней и внутренней среды университета.

В ориентации на внешнюю среду политика преследует две группы целей: гуманитарные и общекорпоративные.


Гуманитарные цели направлены на:

  • наиболее полное и адекватное удовлетворение потребностей населения в образовательных и иных, реализуемых в деятельности университета, услугах;

  • развитие научного потенциала общества посредством проведения фундаментальных и прикладных научных исследований;

  • повышение коэффициента интеллекта (IQ) нации посредством увеличения в занятом населении доли лиц, имеющих высшее профессиональное образование;

  • формирование гражданского общества посредством управления гражданским воспитанием и поведением обучающихся и работников университета.


Общекорпоративные цели направлены на:

  • реализацию в деятельности университета национальной доктрины развития образования, основных направлений модернизации российского образования, федеральных программ развития высшего образования и науки;

  • повышение образовательных, научно-исследовательских и инновационных компетенций университета до уровня, позволяющего ему конкурировать с ведущими университетами России и Европы;

  • развитие высшего и среднего профессионального образования в Белгородской области и реализацию соответствующих региональных программ;

  • обеспечение высококвалифицированными кадрами учреждений, организаций и хозяйствующих субъектов региона;

  • осуществление научной, инновационной и кадровой поддержки региональных программ развития;

  • удовлетворение потребностей корпоративных заказчиков на образовательные, научные и другие услуги и продукцию, производимые университетом на основе целевой контрактной подготовки, проведение прикладных исследований, производство наукоемкой продукции.

В ориентации на собственное развитие политика преследует персональные корпоративные цели:



  • организация основной деятельности в соответствии с государственными требованиями и получение результатов этой деятельности, соответствующей ГОС и другим стандартам, а также требованиям потребителей;

  • выполнение университетом функций ведущего образовательного, научно-инновационного и культурного центра региона;

  • формирование университетской образовательной и научной среды, расширение позиций университета в образовательном и научном пространстве региона и России;

  • интеграция университета в мировое образовательное, научно-исследовательское и инновационное пространство;

  • вхождение в различные европейские «онлайновые» коммуникационные платформы, ассоциации университетов;

  • вхождение в различные ассоциации европейских университетов;

  • повышение качества и результативности основной деятельности университета;

  • повышение степени регионального, федерального и международного признания университета;

  • поддержание и повышение официального статуса университета;

  • повышение профессионализма работников;

  • повышение качества контингента обучающихся;

  • повышение качества жизни обучающихся и работников университета.

Реализуя эту политику во внешней среде, университет решает следующие задачи:

  • обеспечивает адаптацию своей деятельности к условиям спроса на образовательные и научные услуги;

  • формирует спрос на подготовку специалистов в БелГУ;

  • выполняет государственные требования к профессиональному образованию;

  • максимально удовлетворяет спрос на образовательные и научные услуги по объему, качеству и ассортименту;

  • максимально выполняет дополнительные к ГОС требования заказчиков на подготовку специалистов и улучшает на этой основе качество подготовки специалистов, бакалавров, магистров;

  • приводит управление качеством в соответствие с требованиями международного стандарта ИСО;

  • адаптирует свою деятельность к условиям профессионального образования в странах-участницах Болонского процесса;

  • интегрируется в европейское научно-исследовательское и информационное пространство на основе участия в седьмой Рамочной программе ЕС по НИОКР;

  • формирует и расширяет образовательное и информационное пространство БелГУ;

  • приводит деятельность университета в соответствие с направлениями модернизации образования;

  • осуществляет интеграцию университета в социально-культурную, общественно-политическую и экономическую среду региона, создает основы для его участия в выполнении региональных программ, повышает роль БелГУ как центра образования, науки и культуры Белгородской области;

  • обеспечивает основные предпосылки и условия для формирования в Белгородской области региональной инновационной системы на основе кластерной идеологии;

  • создает перспективы для превращения БелГУ в ведущий вуз Российской Федерации.


Внутри университета Политика:

  • обеспечивает эффективную управленческую деятельность;

  • создает и внедряет технологии управления процессами и ресурсами;

  • унифицирует внутреннее образовательное пространство, включающее все структурные и обособленные подразделения;

  • регламентирует должностные обязанности сотрудников;

  • формирует знание и понимание каждым работником своего места и роли в обеспечении качества;

  • устанавливает персональную ответственность каждого руководителя и исполнителя за качество выполняемых функций и должностных обязанностей;

  • обеспечивает внедрение в деятельность университета всех без исключения процессов, формирующих качество;

  • совершенствует действующие и формирует новые направления профессиональной подготовки;

  • обеспечивает устойчивое развитие университета и оптимизацию пропорций этого развития;

  • способствует установлению обратной связи участников педагогического процесса и создает условия для внедрения педагогики сотрудничества;

  • осуществляет систематический контроль качества;

  • диктует необходимость непрерывного улучшения качества и придает деятельности университета инновационный характер;

  • обеспечивает социальную защищенность выпускников и повышает их конкурентоспособность на рынке труда;

  • создает системные основания непрерывного образования.

3.3. Стратегические цели и направления

развития университета
Исходя из миссии и политики университета стратегическими целями БелГУ являются следующие:

  1. Развитие университета как регионального центра Образования, Науки и Культуры.

  2. Опережающая подготовка специалистов мирового уровня на основе интеграции образования, науки и производства, способных обеспечить позитивные изменения в экономической и социальной сферах региона.

  3. Развитие инновационной инфраструктуры для реализации образовательных, научных и социальных проектов.

  4. Формирование стратегического партнерства университета с работодателями, властными структурами федерального и регионального уровня, бизнесом, вузами и академическими структурами.

  5. Обеспечение экспорта научно-образовательных услуг.

  6. Улучшение качества жизни студентов, преподавателей и сотрудников.

  7. Формирование корпоративной культуры университета на принципах селективного управления.




  1. Развитие университета как регионального центра Образования, Науки и Культуры:

    • создать основанную на научных исследованиях систему обучения и воспитания профессионалов, способных на основе фундаментальных знаний и необходимой практической подготовки внести вклад в развитие науки, образования, экономики и культуры региона, готовых к непрерывному повышению квалификации, гибко реагирующих на изменения в потребностях общества;

    • развить фундаментальную и прикладную науку как источник новых знаний и технологий, залог высокого качества образования, основу для создания университетского бизнес-окружения;

    • обеспечить активное воздействие университета на социально-экономическое, инновационное, культурное и духовное развитие Белгородской области.




  1. Опережающая подготовка специалистов мирового уровня на основе интеграции образования, науки и производства, способных обеспечить позитивные изменения в экономической и социальной сферах региона.


В образовательной деятельности:

    • создать селективную систему поиска одаренных абитуриентов и воспитания элитарных кадров;

    • создать систему многоуровневого высшего профессионального образования по всем образовательным программам, реализуемым в университете;

    • ввести новые направления опережающей подготовки для кадрового обеспечения потребностей науки и экономики;

    • создать условия для инновационной деятельности выпускающих кафедр, оперативной смены их специализаций, освоения новых образовательных программ;

    • разработать критерии и механизмы отбора эффективных лидеров высоких технологий и бизнеса из числа студентов и магистров;

    • обеспечить подготовку перспективных аспирантов, осуществляющих написание диссертации по техническим, медицинским, физико-математическим и химическим наукам, в области бизнеса (по программе МБА);

    • расширить дистанционные формы оказания образовательных услуг;

    • разработать новую модель организации лабораторных практикумов при подготовке специалистов;

    • обеспечить непрерывное повышение квалификации специалистов в области инновационной деятельности.


В научной и инновационной деятельности:

    • содействовать развитию существующих и складывающихся в университете научно-педагогических школ;

    • продолжить практику привлечения в БелГУ научно-педагогических коллективов из других регионов России, осуществляющих в области нанотехнологий, информатики, биологии и химии, исследования, отвечающие региональным потребностям развития экономики;

    • содействовать развитию в университете новых актуальных научных направлений, отвечающих запросам регионального сообщества и способствующих адекватному решению задач образовательной политики;

    • создание третьего в России институционального электронного архива открытого доступа к научному знанию;

    • регистрация и активное участие в сетевой деятельности европейской «онлайновой» коммуникационной платформы «SINAPSE» (Science Inform Action of Policy Support in Europe);

    • интеграция университета в европейское научно-исследовательское и инновационное пространство;

    • создание региональная инновационная система на основе кластерной идеологии.


В сфере подготовки научно-педагогических кадров:

    • привлекать студентов к научно-исследовательской деятельности кафедр и научных подразделений университета с целью отбора перспективных из них для обучения в магистратуре и аспирантуре;

    • обеспечить университетскую целевую подготовку по актуальным научным направлениям высококвалифицированных научных кадров через аспирантуру и докторантуру;

    • обеспечить организационно-финансовую поддержку молодых ученых на конкурсной основе.


В области управления университетом:

    • создать на базе университета региональный центр системы менеджмента качества в профессиональном образовании;

    • провести международную аккредитацию отдельных образовательных программ БелГУ;

    • провести национальную и международную сертификацию системы менеджмента качества университета;

    • разработать систему оценки эффективности и повышения качества воспитательной работы.




  1. Развитие инновационной инфраструктуры для реализации образовательных, научных и социальных проектов:

    • создать эффективную организационную структуру научно-инновационной деятельности по ряду перспективных для университета и региона направлений;

    • создать в структуре УНИР экспертные советы, отвечающие за связи с промышленностью, культурой, образованием и содействующие организации работы учебно-научно-инновационных комплексов;

    • проводить инновационно-технологический консалтинг и аудит сырьевых, промышленных, сельскохозяйственных предприятий и сферы услуг региона;

    • организовать природный национальный парк «Нежеголь» БелГУ;

    • создать ресурсные центры коллективного пользования научным, учебным и производственным оборудованием;

    • открыть в инновационно-технологическом центре «Стратегическая инициатива» БелГУ бизнес-центр; выставочный зал; центр сервисного обслуживания (гостиницу и автостоянку); школу предпринимательства, обеспечивающую подготовку и переподготовку квалифицированных кадров по инновационной деятельности для промышленности и научных организаций области, а также обучение студентов БелГУ по программам «Начни свое дело», «Продолжи свое дело»; подразделения, обслуживающие деятельность малых фирм – центр трансфера технологий; региональный центр интеллектуальной собственности и филиал банка;

    • включить в структуру бизнес-инкубатора и технопарка не менее 20 малых и средних фирм с экспериментально-опытным производством;

    • организовать работу института кураторов студенческих групп на основе широкого внедрения новых социальных технологий;

    • создать учебно-научную базу БелГУ в природном парке «Нежеголь».




  1. Формирование стратегического партнерства университета с работодателями, властными структурами федерального и регионального уровня, бизнесом, вузами и академическими структурами:

    • ввести в практику учебного процесса мероприятия, способные обеспечить «адекватность» учебных планов запросам промышленности и бизнеса, с обязательным согласованием учебных планов с промышленными компаниями и другими профильными организациями, обязательным выполнением курсовых и дипломных проектов (работ по заказам предприятий с созданием творческих коллективов студентов-дипломников разных специальностей (разных факультетов) для разностороннего, квалифицированного решения поставленных предприятием задач, с созданием групп элитной подготовки как по отдельным специальностям, так и междисциплинарным в соответствии с заказом предприятий);

    • обеспечить совместно с заказчиками целевую подготовку специалистов для реализации инновационных проектов;

    • расширить интеграционное сотрудничество с научно-исследовательскими институтами РАН, ведущими вузами России и других стран посредством создания российских и международных творческих коллективов для реализации совместных научных и инновационных программ, проектов, межгосударственных заказов;

    • рекомендовать аспирантам, осуществляющим написание диссертации по техническим, медицинским, физико-математическим и химическим наукам, представлять в рамках диссертации бизнес-план создания малого производственного предприятия в рамках инновационно-технологического центра «Стратегическая инициатива» БелГУ с ориентацией на обслуживание образующих предприятий региона.




  1. Обеспечение экспорта научно-образовательных услуг:

    • увеличить количество иностранных студентов;

    • создать развитую инфраструктуру экспорта образовательных услуг через открытие представительств в разных странах;

    • создать международные программы подготовки бакалавров и магистров с возможностью получения двойного диплома.




  1. Улучшение качества жизни студентов, преподавателей и сотрудников БелГУ:

    • внедрить комплексную систему стимулирования работников университета в области инновационной и творческой работы, повышения качества подготовки специалистов, конкурентоспособности и престижности университета;

    • подготовить и провести пилотный проект по стимулированию заведующих кафедрами, докторов наук, кураторов, деканов факультетов, заместителей деканов факультетов;

    • обеспечить поэтапное социальное страхование победителей внутриуниверситетских конкурсов;

    • создать систему социальных мероприятий в БелГУ (повышение заработной платы преподавателей и сотрудников, финансовая поддержка семей, в которых рождается ребенок, и многодетных семей, финансовое обеспечение деятельности кураторов, финансовая помощь ветеранам, организация бесплатного отдыха для сотрудников и студентов БелГУ, страхование долголетия жизни, строительство жилья);

    • организовать работу по оказанию медицинской помощи по принципу семейного врача в санатории-профилактории (Центре семейной медицины) университета.




  1. Формирование корпоративной культуры университета на принципах селективного управления:

    • проводить постоянный мониторинг формирования корпоративной культуры университета;

    • формировать корпоративную социальную ответственность на всех уровнях управления;

    • развивать систему кураторства как нового алгоритма управления университетом, в котором куратор по существу член ректората университета, осуществляющий функции социального партнерства, создания университетской корпорации, взаимодействия коллектива с руководством, повышения управляемости коллектива;

    • разработать структуру управления университетом на принципах горизонтально-сетевого управления;

    • разработать новые управленческие механизмы, основанные на принципах селективного управления;

    • внедрить автоматизированную информационную аналитическую систему "Университет".


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница