Наименование дисциплины (модуля). Андрагогика



Скачать 234.57 Kb.
Дата02.05.2016
Размер234.57 Kb.


Структура рабочей программы дисциплины (модуля).


  1. Наименование дисциплины (модуля).

Андрагогика

2. Аннотация

. Цель курса «Андрагогика» - передать студентам комплекс теоретических знаний, позволяющих осмыслить феномен обучения взрослого человека в контексте непрерывного образования.

В связи с этим ставятся следующие задачи:

1.Научно описать особенности образования различных категорий взрослых людей.

2.Выявит совокупность принципов, определяющих успешность деятельности профессионального андрагога.

3.Получить теоретическое представление об андрагогике как области научно-педагогического знания, учебной дисциплине и сфере социальной практики.

4.Продемонстрировать возможности различных видов неформального образования в обучении и просвещении взрослых.

5.Развить креативные качества педагогического мышления студентов на основе диалектического анализа непрерывной системы образования, сложившейся в процессе исторической практики.

6.Раскрыть современные концептуальные подходы к организации обучения взрослых в отечественном и зарубежном образовании.

3. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.
Студент должен знать: особенности обучения взрослого человека в контексте непрерывного образования.

Студент должен уметь: реализовывать на практике принципы деятельности профессионального андрагога.


4. Указание места дисциплины (модуля) в структуре образовательной программы.
Появление в государственных стандартах высшего педагогического образования разделов, ориентирующихся на приобретение знаний, умений и навыков, связанных с развитием и обучением взрослых, актуализировало повышение профессионального уровня и рост общественного признания специалистов, работающих с самыми разными категориями и группами взрослого населения.

В этой связи изучение и использование знаний из области андрагогики представляется методологически важным.

В основу отбора содержания курса «Андрагогика» положены следующие принципы:

*принцип интегративности, предполагающий отражение андрагогики в системе широкого взаимодействия с другими науками: философией, историей, психологией, социологией и др.;

*принцип научности, предполагающий освещение содержания курса с позиций современной педагогической науки, раскрытие сущности андрагогики и ее понятийного аппарата в развитии, в сопоставлении разных научных подходов;

*принцип целостности, помогающий представить андрагогику в совокупности ее идей и опыта обучения взрослых;

*принцип междисциплинарного подхода, позволяющий интерпретировать рассматриваемый феномен с позиций отдельных отраслей педагогической науки.

Методические аспекты преподавания курса определяются следующими принципами:

*принцип диалогичности как постоянный диалог преподавателя и студентов на занятиях, обращение к жизненному опыту, обмен мнениями по обсуждаемому вопросу;

*принцип развивающе-творческой направленности обучения, состоящий в создании творческих ситуаций, мобилизующих самостоятельность и творческий поиск студентов в решении педагогических задач;

*принцип личной ориентированности содержания, предусматривающий взаимосвязь обсуждаемых педагогических вопросов с личностными перспективами, профессиональными планами студентов в связи с получением педагогического образования в практике обучения взрослых;

*принцип личностных образовательных инициатив, предполагающий возможность гибкого структуирования образовательного содержания и форм обучения с учетом образовательных потребностей студентов;

*принцип проблемности, предполагающий создание проблемных ситуаций на занятиях

с целью мотивации процесса обучения.


5. Объем дисциплины (модуля) в зачетных единицах с указанием количества академических или астрономических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся.


Курс

Семестр

Трудоемкость в ЗЕТ

Общая трудоемкость (час.)

Контактная работа

Всего контактных часов

Из них в интерактивной форме

Кол-во часов на СРС



Форма контроля

ЛК

ПР

ЛБ

4

8

3,5

130

30

6




36




94

зачет



6. Содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических или астрономических часов и видов учебных занятий.



№ п/п

Наименование темы (раздела)

Контактная работа (час.)

Всего контактных часов

Из них в интерактивной форме

Кол-во часов на СРС

ЛК

ПР

ЛБ

1

Предмет и задачи курса «Андрагогика». Место андрагогики в системе человекознания.

2







2




6

2

Историческая ретроспектива развития теории и практики образования взрослых.

2







2




6

3

Обучение взрослых в системе непрерывного образования.

2







2




6

4

Взрослый человек как субъект обучения.

2







2




6

5

Андрагогические основы профессионального развития личности.

2

1




3




6

6

Особенности образования социально незащищенных групп взрослого населения.

2







2




6

7

Подготовка и переподготовка безработных.

2

1




3




6

8

Специфика образования взрослых инвалидов.

2







2




6

9

Андрагогические проблемы адаптации в условиях иной этнической общности.

2

1




3




6

10

Женское образование.

2







2




6

11

Адаптивные системы образования взрослых.

2

1




3




6

12

Модульное обучение как технология образования взрослых.

2







2




6

13

Дистанционное обучение взрослых.

2

1




3




6

14

Бизнес-школы в профессиональном образовании взрослых. Народные университеты в образовании взрослых.

2







2




6

15

Семейное образование в России. Образовательно-просветительские возможности досуга и туризма. Музейная педагогика.

2

1




3




10


7. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю).


№ п/п

Наименование темы (раздела)

Кол-во часов на СРС

Наименование учебно-методического обеспечения

1

Предмет и задачи курса «Андрагогика». Место андрагогики в системе человекознания.

6

Сделайте сопоставительный анализ «закрытого» и «открытого» образования

2

Историческая ретроспектива развития теории и практики образования взрослых.

6

Выпишите различные определения андрагогики отечественных и зарубежных исследователей

3

Обучение взрослых в системе непрерывного образования.

6

Составьте список статей педагогов, размышлявших об обучении человека в течение жизни. На выбор законспектируйте одну из них.

4

Взрослый человек как субъект обучения.

6

Сделайте конспект периодизации по статье В.И.Слободчикова «Категория возраста в психологии и педагогике развития» Вопросы психологии.- 1991.-№2.-с.44-49

5

Андрагогические основы профессионального развития личности.

6

Сделайте выписки из «Концепции развития образования взрослых в России»//Новые знания.- 2000.-№4

6

Особенности образования социально незащищенных групп взрослого населения.

6

Подготовьте сообщение «Образование как фактор социальной защиты взрослого человека в современном мире»

7

Подготовка и переподготовка безработных.

6

Опишите специфику функций переподготовки безработных.

8

Специфика образования взрослых инвалидов.

6

Перечислите трудности в обучении инвалидов.

9

Андрагогические проблемы адаптации в условиях иной этнической общности.

6

Обоснование единиц наблюдения, проверка выводов

10

Женское образование.

6

Проведите сравнительное наблюдение «Стиль преподавания мужчины и женщины»

11

Адаптивные системы образования взрослых.

6

Составьте варианты определений «Адаптивное обучение – это…»

12

Модульное обучение как технология образования взрослых.

6

Составьте структуру учебного модуля

13

Дистанционное обучение взрослых.

6

Предложите свою модель дистанционного обучения

14

Бизнес-школы в профессиональном образовании взрослых. Народные университеты в образовании взрослых.

6

Опишите научные направления деятельности университетов

Разработайте рекомендации по образованию членов своей семьи



Проанализируйте структуру своего досуга в контексте образовательной деятельности


15

Семейное образование в России. Образовательно-просветительские возможности досуга и туризма. Музейная педагогика.

10

По желанию выберите позицию андрагога и опишите ее цели, задачи и содержание


8. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю):
Общие сведения

1.

Кафедра

Психологии

2.

Направление подготовки

050600 Художественное образование

3.

Дисциплина (модуль)

Андрагогика

4.

Тип заданий

Реферат

5.

Количество этапов формирования ДЕ

1


Критерии и показатели оценивания

Знания: особенности обучения взрослого человека в контексте непрерывного образования.

Умения: реализовывать на практике принципы деятельности профессионального андрагога.

Навыки: владеть навыками современных концептуальных подходов к организации обучения взрослых в отечественном и зарубежном образовании.

Опыт деятельности: -


Этапы формирования ДЕ


Реферат на выбранную тему.











Шкала оценивания (за правильный ответ дается 1 балл)


«2» – 60% и менее «3» – 61-80% «4» – 81-90% «5» – 91-100%


Типовое контрольное задание (контрольная работа, тест, кейс-задание и пр.)

Включить тест, контрольную работу или кейс-задание и т.д.
Примерная тематика рефератов.

  • Этапы развития теории и практики образования взрослых.

  • Причины возникновения андрагогики как самостоятельной науки.

  • Деятельность ЮНЕСКО в области образования взрослых.

  • Международные исследовательские организации в области образования взрослых.

  • Актуальность развития непрерывного образования.

  • Специфика обучения взрослого человека.

  • Образование как фактор социальной защиты взрослого человека.

  • Специфика обучения взрослых в условиях иного национального и культурного контекста.

  • Этнические стереотипы поведения взрослых людей. Понятие об этнической психологии.

  • Проблемы обучения и переобучения вынужденных переселенцев и беженцев.

  • Андрагогические основы обучения иностранных слушателей.

  • Проблема многоязычая. Адаптация представителей национальных диаспор к условиям иной лингвокультурной общности.


Вопросы к зачету/экзамену

Перечень вопросов


1.Андрагогика как отрасль науки.

2.Андрагогика как сфера социальной практики.

3.Андрагогика как учебный предмет.

4.Этапы развития теории и практики обучения взрослых.

5.Принципы развития современного образования взрослых.

6.Развитие дидактики взрослых в России.

7.Обучение взрослых в системе непрерывного образования.

8.Взрослый человек как субъект обучения.

9.О возрастной периодизации этапа взрослости.

10.Трудности и препятствия в образовании взрослых.

11.Андрагогические основы профессионального развития личности.

12.Специфика образования социально незащищенных групп взрослого населения.

13. Подготовка и переподготовка безработных к профессиональной деятельности.

14.Особенности образования взрослых инвалидов.

15.Андрагогические проблемы адаптации в условиях иной этнической общности.

16.Особенности женского образования.

17.Адаптивные системы образования взрослых.

18.Технология модульного обучения взрослых.

19.Дистанционное обучение взрослых.

20.Бизнес – школы в дополнительном образовании.

21.Значение народных университетов в образовании взрослых.

22.Семейное образование, его специфика и содержание.

23.Образовательно-просветительские возможности досуга взрослых.

24.Взрослый как читатель.

25.Образовательный туризм.

26.Феномен музейной педагогики для взрослых.

27.Профессия андрагога. сущность, содержание.

28.Многообразие позиций андрагога.

29.Показатели эффективности работы андрагога

30.Психолого-педагогическая диагностика в работе андрагога.


9. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины (модуля).

Основная литература:

  • Громкова, М. Т. Андрагогика. Теория и практика образования взрослых : учеб. пособие для системы доп. проф. образования : и студ. вузов, обуч. по пед. спец. (030000) / М. Т. Громкова. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 495 с.

  • Основы андрагогики : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. 031000 - Педагогика и психология, 033400 - Педагогика / И. А. Колесникова [и др.] ; под ред. И. А. Колесниковой. - М. : Академия, 2003. - 240 с.

Дополнительная литература:

1.Веймарская декларация непрерывного образования //Новые знания.- 1998.- №1

2.Дубровина Л.В. Народные университеты.- М.,1963.

3.Зайда Дж. Обучение взрослых и «образование всю жизнь»: новые тенденции в России //Социология образования.- 2000.- №4.

4.Инновационные модели образовательных технологий и систем /Под ред. А.Е.Марона.- СПб., 1998.

5.Интеграционные процессы в образовании взрослых: Материалы науч.-практ. конф. ИОВ РАО.- СПб., 1997.

6.Кларин М.В. Инновации в обучении: Метафоры и модели: Анализ зарубежного опыта.- М., 1997.

7.Климов С.М. Организация просветительской деятельности, модели и формы.- СПб.,1995.

8.Кротов А., Старовина Е. Системный подход к профессиональному образованию инвалидов //Человек и труд.- 1999.- №10.

9.Кязимов К.Г. Формирование системы профессиональной подготовки и переподготовки безработных в России.- Саратов, 1998.

10.Левашова Т.Н., Балакирева Л.А. Народные университеты – одно из звеньев непрерывного образования взрослых //Проблемы непрерывного образования взрослых.- Л.,1979.

11.Меморандум непрерывного образования Европейского Союза (изложение) //Новые знания.- 2001.- №2

12.Образование взрослых //Перспективы: Вопросы образования (ЮНЕСКО).- 1982.- №1, 2

13.Образование родителей и школа: Учеб.-метод. пособие /Под ред. Л.Г. Петряевской.- М., 1999.

14.Полат Е.С. Дистанционное обучение.- М.,1998.

15.Художественный музей в образовательном процессе.- СПб., 1998.

16.Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения.- М., 1996.

17.Шевелев В.В. Перспективы развития системы непрерывного профессионального образования //Специалист.- 1999.- №4.



10. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля).

Планы практических и лабораторных занятий
Практическое занятие №1

Тема: Введение в андрагогическое пространство.

ПЛАН:


1.Место андрагогики в системе человекознания.

2.Становление андрагогики: причины и истоки.

3.Непрерывное образование: концепция, сущность, причины создания.

4.Обучение взрослых в системе непрерывного образования.

5.Специфика возрастных периодов взрослых.

Задания для самостоятельной работы:

1.Продолжите определения:

- образование взрослых;

- перманентное образование;

- продолжающееся образование;

- возобновляющееся образование;

- последипломное обучение;

- компенсаторное обучение.

2.Попробуйте графически (в виде схемы) представить взаимосвязи между образованием, личностью, обществом и государством. Обоснуйте ваши представления.

3.Ознакомьтесь с выдержками из Гамбургской декларации об обучении взрослых.

Выделите основные идеи непрерывного образования (Колесникова И.А. Основы андрагогики, с.195 -200).

4.Напишите сочинение-эссе на тему «Учение – это способ жизнедеятельности человека».

Литература:

1.Змеев С.И. Основы андрагогики.- М, 1999, с.9-48.

2.Исламшин Р.А. Андрагогика: историко-педагогический процесс и языковая личность ХХ1 века.- М., 2005.- с.18-69.

3.Колесникова И.А. Основы андрагогики.- М., 2003, с.5-70, 195-203.

Практическое занятие №2



Тема: Андрагогика как область социальной практики.

ПЛАН:


1.Образование социально незащищенных людей.

2.Подготовка и переподготовка безработных.

3.Образование взрослых инвалидов.

4.Обучение военнослужащих, уволенных в запас.

5.Обучение взрослых, отбывающих наказание в местах лишения свободы.

6.Женское образование.

7.Адаптация взрослых в условиях другой этнической общности.

Задания для самостоятельной работы:

1.Какие особенности безработных как социальной группы необходимо учитывать в организации их профессиональной переподготовки?

2.Прочитайте статью «Инвалиды» в Российской педагогической энциклопедии (М., 1993.-Т.1) . Отметьте причины, по которым инвалиды с различными видами ограничений жизнедеятельности могут испытывать трудности в обучении.

3.Составьте вопросы для интервьюирования военнослужащего, уволенного в запас и желающего продолжить свое образование (в контексте собственной профессиональной деятельности в качестве педагога-андрагога).

4.В чем специфические отличия женского и мужского образования?

Литература:

1.Дулич Л.М. Личность военнослужащего.- СПб., 1999

2.Исправительная педагогика /Под ред. А.И.Зубкова.- Рязань, 1993.

3.Корвякова Л.П. Действенная помощь инвалидам //Открытая школа.- 2000.- №4

4.Кязимов К.Г Формирование системы профессиональной подготовки и переподготовки безработных в России.- Саратов, 1998

5.Левин В.И. Менталитет диаспоры.- М., 2001

6.Новиков П. Профессиональное обучение незанятого населения //Человек и труд.- 1996.- №1

7.Попова Л.В. Проблемы самореализации одаренных женщин //Вопросы психологии.- 1996.-№2

Практическое занятие № 3

Тема: Обучение взрослых: основные организационные формы и технологии.

ПЛАН:


1.Организация процесса обучения взрослых.

2.Адаптивные системы образования взрослых.

3.Технология модульного обучения.

4.Понятие о дистанционном обучении взрослых.

5.Бизнес-школы в дополнительном образовании.

Задания для самостоятельной работы:

1.Чье понимание обучения и образования вам представляется наиболее корректным? (на материале: Змеев С.И Основы андрагогики.- М.,1999.- с.49-55)

2. Охарактеризуйте основные формы получения взрослыми общего среднего и профессионального образования, их нормативно-правовую базу.

3.Каковы перспективы модульного обучения и его возможные трансформации?

4.Подготовьте реферат на одну из тем:

*Дистанционное образование взрослых в различных странах.

*Модели дистанционного обучения для педагогов.

*Дидактические особенности электронных учебных средств.

5.Опишите специфику бизнес-школы как организационной формы образования.

Литература:

1.Андреев А.А. Введение в дистанционное обучение.- М.,1997

2.Батышев С.Я. Блочно-модульное обучение. – М., 1997

3.Бизнес- образование в России.- М..1998.- Вып.1-2

4.Змеев С.И. Технология обучения взрослых /Педагогика.- 1998.- №7

5.Инновационные модели образовательных технологий и систем /Под ред. А.Е.Марона.- СПб., 1998

6.Интернет в гуманитарном образовании /Под ред. Е.С.Полат.- М.,2000

7.Кларин М.В. Интерактивное обучение – инструмент освоения нового опыта //Педагогика.- 2000.- №6

8.Концепция создания и развитие системы дистанционного образования в России.- М., 1995

9.Фалькевич Ю. Российские школы бизнеса: Преимущества и недостатки //Капитал,- 1999.- №16

Практическое занятие № 4

Тема: Андрагогический потенциал неформального образования.

ПЛАН:


1.Роль и место народных университетов в образовании взрослых.

2.Семейное образование в России.

3.Образовательно-просветительские возможности досуга.

4.Взрослый как читатель.

5.Образовательный туризм.

6.Феномен музейной педагогики.

Задания для самостоятельной работы:

1.Если бы вам пришлось возглавить попечительский совет Народного университета, какие категории взрослого населения вы предложили бы обучать? По каким научным и практическим направлениям организовали бы обучение? Обоснуйте свой ответ.

2.На основе саморефлексии сформулируйте основные проблемы и противоречия, которые стоят перед вами как членом семьи. Какие из них могут быть решены с помощью образования?

3.Перечислите источники, из которых в свободное время можно черпать информацию. Обоснуйте их педагогические возможности.

4.Проведите социально-андрагогическое исследование читательского опыта в своей группе, используя методику по источнику: Колесникова И.А. Основы андрагогики.- М., 2003, с.224-226

5.Разработайте проект образовательно-туристской программы по ознакомлению с памятниками Кольского Севера.

6.Составьте словесный портрет «Взрослый в музее». Проанализируйте профессиональную позицию экскурсовода с точки зрения андрагогики.

Литература:

1.Айзенберг А.Я. Социально-культурная роль чтения и самообразования в развитии личности //Вопросы философии.- 1986.- №6

2.Левашова Т.Н. Народные университеты – одно из звеньев непрерывного образования взрослых //Проблемы непрерывного образования взрослых.- Л., 1979

3.Раниш И.Е Раздумья о педагогике культурного досуга //Советская педагогика.- 1990.- №7

4.Хямяляйнен Ю Воспитание родителей: Концепции, направления и перспективы.- М., 1993.

5.Чеботарь Ю.М. Туристический бизнес.- М., 1997

6.Юхневич М.Ю Музейная педагогика: Программа курса //Музейное дело и охрана памятников культуры.- М., 1989

Практическое занятие № 5

Тема: Основы деятельности и подготовки андрагога.

ПЛАН:


1.Функционально-должностные обязанности специалиста-андрагога.

2.Педагогические позиции андрагога.

3.Показатели эффективности позиции андрагога.

4.Компетентность андрагога.

5.Психолого-андрагогическая диагностика обучающихся.

Задания для самостоятельной работы:

1.Сформулируйте принципы андрагогической деятельности.

2.Составьте для себя «Табу андрагога». Обоснуйте свои предложения.

3.Проведите в своей группе микроисследование об особенностях мышления и стиля обучения (на материале: Колесникова И.А. Основы андрагогики.- М..2003, с.227-231).

4.Какова должна быть разница в содержании подготовки преподавателя-андрагога и преподавателя-педагога?

5.Опишите основные положения модели компетентности преподавателя-педагога. Аргументируйте свои предложения.

Литература:

1.Даринский А.В. Кого и как включать в систему образования взрослых //Педагогика.- Педагогика.- №2

2.Змеев С.И. Андрагог – новая старая профессия //Мир образования.-1996.- №5

3.Змеев С.И Основы андрагогики.- М.,1999. с.104-132

4.Колесникова И.А. Основы андрагогики.- М..2003.-с.167-178

5.Рабочая книга андрагога /Под ред. С.Г. Вершловского.- СПб., 1998.
11. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине (модулю).


№ п\п

Наименование оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения занятий с перечнем основного оборудования

Фактический адрес учебных кабинетов и объектов, номер ауд.




1

Специализированная аудитория:

проектор, экран, телевизор, DVD-плеер, документокамера, ноутбук, система видеоконференцсвязи, устройство к видеоконференцсвязи, интерактивная доска.

Учебная студия: графическая станция МД 44; монитор, компьютер, ПО Sony Sound Forge 9, микрофон, пульт, звукозаписывающий интерфейс


183720, г.Мурманск,

ул. Капитана Егорова, д.15,

ауд.412





2

Стандартное учебное оборудование, переносное оборудование (ноутбук, экран, видеопроектор), дидактический материал, наглядные пособия

183720,

г.Мурманск, ул. Коммуны, д. 9, ауд.407







База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница