Наименование дисциплины (модуля). Психология: Педагогическая психология



страница1/4
Дата29.04.2016
Размер0.54 Mb.
  1   2   3   4



  1. Наименование дисциплины (модуля).

Психология: Педагогическая психология
2. Аннотация

Цель курса: помочь студентам в освоении аналитического подхода к современным концепциям учения и формирования личности, к практике конструирования учебно-воспитательной ситуации.

Основное содержание курса представлено в четырех разделах.

В первом разделе студенты знакомятся с предметом, задачами и проблемами педагогической психологии. Рассматриваются концептуальные подходы к решению проблемы взаимосвязи обучения и развития. Здесь студенты знакомятся с основными методами и категориями педагогической психологии.

Во втором разделе рассматриваются разные аспекты психологии обучения. Студенты изучают основные виды, условия и механизмы научения, зарубежные подходы к исследованию законов усвоения социального опыта, современные отечественные концепции научения. Большое внимание уделяется изучению возрастных особенностей усвоения социального опыта, структуры учебной деятельности.

Третий раздел посвящен вопросам психологии воспитания, формирования личности, ее мировоззрению в учебной деятельности.

Последний, четвертый раздел посвящен ознакомлению студентов с психологической сущностью педагогической деятельности, проблемой педагогических способностей, изучению основных стилей педагогической деятельности, а также специфике педагогического общения и его психологическим характеристикам.

В конце каждой темы указан список основной и дополнительной литературы, а также список вопросов и заданий для самостоятельного более углубленного изучения темы.




  1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.

В результате изучения курса студенты:

должны знать:



  • основные методологические подходы к изучению психолого-педагогических явлений;

  • отечественные и зарубежные теории научения и учения;

  • основные подходы к решению проблемы соотношения обучения и психического развития;

  • теорию учебной деятельности;

  • психологические механизмы и закономерности усвоения знаний, формирования умений и навыков;

  • психологические механизмы воспитания;

  • психологические основы педагогической деятельности.

должны уметь:

  • определять связи между уровнем интеллектуального и личностного развития обучаемого и формами, методами обучающего и воспитывающего воздействия;

  • определять особенности организации и управления учебной деятельностью обучаемых и влияние этих процессов на интеллектуальное, личностное развитие и учебно-познавательную активность;

  • определять факты, механизмы, закономерности развивающего обучения, в частности развития научного, теоретического мышления;

  • определять уровни усвоения знаний, сформированности умений и навыков;

  • применять психодиагностические методики для определения уровня интеллектуального и личностного развития в учебно-познавательной деятельности;

  • решать психолого-педагогические проблемные ситуации;

  • конструировать учебно-воспитательные ситуации, выступающие в качестве средств управления интеллектуального и личностного развития.




  1. Указание места дисциплины (модуля) в структуре образовательной программы.

Педагогическая психология - одна из центральных профилирующих дисциплин в системе подготовки психологов. Она направлена как на создание общих теоретических основ мировоззрения психологов, так и на формирование интереса к специализации в исследованиях по психологии обучения и в прикладной деятельности практического психолога.


  1. Объем дисциплины (модуля) в зачетных единицах с указанием количества академических или астрономических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся.




Курс

Семестр

Трудоемкость в ЗЕТ

Общая трудоемкость (час.)

Контактная работа

Всего контактных часов

Из них в интерактивной форме

Кол-во часов на СРС



Форма контроля

ЛК

ПР

ЛБ

2

4

2

85

18

18




36




49

зачет




  1. Содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических или астрономических часов и видов учебных занятий.




№ п/п

Наименование темы (раздела)

Контактная работа (час.)

Всего контактных часов

Из них в интерактивной форме

Кол-во часов на СРС

ЛК

ПР

ЛБ

1

Раздел 1. Общие основы педагогической технологии

4

4




8




12

2

Раздел 2. Психология обучения

4

4




8




12

3

Раздел 3. Психология воспитания

4

4




8




12

4

Раздел 4. Психология педагогической деятельности

6

6




12




13




Всего

18

18




36




49




  1. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю).




№ п/п

Наименование темы (раздела)

Кол-во часов на СРС

Наименование учебно-методического обеспечения

1

Раздел 1. Общие основы педагогической технологии

12

Изучение литературы; составление конспекта; вопросы для самостоятельного изучения, тесты, рефераты.

2

Раздел 2. Психология обучения

12

Изучение литературы; составление конспекта; вопросы для самостоятельного изучения, тесты, рефераты.

3

Раздел 3. Психология воспитания

12

Изучение литературы; составление конспекта; вопросы для самостоятельного изучения, тесты, рефераты.

4

Раздел 4. Психология педагогической деятельности

13

Изучение литературы; составление конспекта; вопросы для самостоятельного изучения, тесты, рефераты.




  1. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю):


Общие сведения

1.

Кафедра

Психологии


2.

Направление подготовки

050600 Художественное образование

3.

Дисциплина (модуль)

Психология: Педагогическая психология

4.

Тип заданий

Тест

5.

Количество этапов формирования ДЕ

4


Критерии и показатели оценивания

Знания: основные методологические подходы к изучению психолого-педагогических явлений; отечественные и зарубежные теории научения и учения; основные подходы к решению проблемы соотношения обучения и психического развития; теорию учебной деятельности; психологические механизмы и закономерности усвоения знаний, формирования умений и навыков; психологические механизмы воспитания; психологические основы педагогической деятельности.

Умения: определять связи между уровнем интеллектуального и личностного развития обучаемого и формами, методами обучающего и воспитывающего воздействия; определять особенности организации и управления учебной деятельностью обучаемых и влияние этих процессов на интеллектуальное, личностное развитие и учебно-познавательную активность; определять факты, механизмы, закономерности развивающего обучения, в частности развития научного, теоретического мышления; определять уровни усвоения знаний, решать психолого-педагогические проблемные ситуации; конструировать учебно-воспитательные ситуации, выступающие в качестве средств управления интеллектуального и личностного развития.

Навыки: сформированности навыков; применять психодиагностические методики для определения уровня интеллектуального и личностного развития в учебно-познавательной деятельности;

Опыт деятельности: -


Этапы формирования ДЕ


Общие основы педагогической технологии

Психология обучения

Психология воспитания

Психология педагогической деятельности

Шкала оценивания (за правильный ответ дается 1 балл)

«2» – 60% и менее «3» – 61-80% «4» – 81-90% «5» – 91-100%

Типовое контрольное задание

Вариант 1

1. Введение в педагогическую психологию

1. Термин «педагогическая психология» ввел в научный оборот:

А) К.Д. Ушинский

Б) П.Ф. Каптерев

В) П.П. Блонский

Г) Л.С. Выготский

2. Основоположником русской педагогической психологии является:

А) К.Д. Ушинский

Б) П.Ф. Каптерев

В) П.П. Блонский

Г) Л.С. Выготский

3. Объект педагогичесой психологии - это:

А) закономерности обучения и воспитания

Б) развивающийся человек и образовательный процесс

В) психологические новообразования

Г) методы обучения и воспитания

4. В педагогической психологии наблюдение, осуществляемое педагогом-психологом в процессе совместной деятельности с учащимися называется:

А) включённым

Б) внешним

В) внутренним

Г) формализованным

5. В педагогической психологии метод наблюдения человека за самим собой на основе рефлексивного мышления называется:

А) анализом себя

Б) дневником

В) интроспекцией

Г) объективным

6. Факты, механизмы, закономерности освоения социокультурного опыта человеком и вызываемые этим процессом освоения изменения в уровне интеллектуального и личностного развития человека как субъекта учебной деятельности являются...педагогической психологии (по И.А. Зимней):

А) объектом

Б) предметом

В) базой


Г) задачами

7. Педагогическая психология изучает развитие личности:

А) в возрастном аспекте

Б) под воздействием обучения и воспитания

В) в целом

Г) под воздействием социума

8. Разделом педагогической психологии является:

А) теория и методика воспитания и обучения

Б) психология педагогической деятельности

В) педагогическое мастерство учителя

Г) психология учащихся

2. Психология обучения

9. Собственные действия ученика, направленные на развитие у него способностей, получение знаний, умений и навыков называется:

А) учение

Б) обучение

В) учебная деятельность

Г) образование

10. Главной целью традиционного обучения является формирование:

А) способности и потребности в саморазвитии

Б) гражданского долга и чувства ответственности

В) интеллектуальных функций

Г) знаний, умений и навыков

11. В основу развивающего обучения легло понятие:

А) зона ближайшего развития

Б) научение

В) поэтапное формирование умственных действий

Г) личностный смысл

12. Высшей формой учебной деятельности является:

А) индивидуальная работа

Б) коллективная работа

В) самостоятельная работа

Г) самооценка

13. Профессиональная деятельность учителя, направленная на передачу учащимся знаний, умений, навыков, развитие способностей и т. д., называется:

А) учение

Б) обучение

В) учебная деятельность

Г) образование

14. Закрепление правильных реакций в программированном обучении достигается посредством:

А) анализа ответов

Б) повторения

В) упражнения

Г) подкрепления

15. Принцип ведущей роли обучения в психическом развитии ребенка сформулировал:

А) Л.С. Выготский

Б) С.Л. Рубинштейн

В) Б.Г. Ананьев


  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница