Наименование дисциплины (модуля)



страница1/4
Дата29.04.2016
Размер0.55 Mb.
  1   2   3   4





  1. Наименование дисциплины (модуля).

Психология: Психология развития


  1. Аннотация к дисциплине.

Психология развития является одной из ведущих дисциплин в системе подготовки будущих психологов.

Главной целью дисциплины является раскрытие закономерностей развития психики и личности человека на разных этапах онтогенеза. В основу учебно-методического комплекса положено сложившееся в отечественной психологии представление о психическом развитии как присвоении социального опыта в процессе взаимодействия человека, ребенка с окружающей его действительностью. Психика анализируется с точки зрения ее социальной, деятельностной природы.

Основные задачи РПД:


  1. Описать целостную картину развития, проследив взаимосвязи от одного возрастного этапа к другому;

  2. Раскрыть закономерности, предпосылки, условия и движущие силы психического развития.

  3. Формировать психологическое мышление, направленное на отражение реальности в форме психологических понятий и категорий.




  1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.

В результате изучения дисциплины «Психология развития» студенты должны знать:



  1. основные категории и понятия психологии развития;

  2. основные закономерности развития человека на разных этапах жизненного пути, психологические новообразования каждого возрастного периода;

  3. виды ведущей деятельности, особенности их становления, развития и смены в онтогенезе;
должны уметь:

  1. Видеть и понимать психологическую реальность, стоящую за поведением и деятельностью ребенка на разных возрастных этапах;

  2. Применять психологические методы (эксперимент, наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности) и интерпретировать результаты в исследовательских целях;

  3. Выявлять и учитывать особенности деятельности и психического развития ребенка, осуществлять процесс обучения и воспитания так, чтобы он соответствовал когнитивному и личностному развития ребенка.




  1. Указание места дисциплины (модуля) в структуре образовательной программы.

Современную ситуацию в изучении различных вопросов возрастной психологии, в том числе психологических, социальных, медицинских и других, можно охарактеризовать как процесс интенсивного формирования науки о развитии человека на разных этапах онтогенеза.

Представленная рабочая программа дисциплины включает в себя аннотацию, описание содержания курса по разделам и темам, списки литературы по курсу, вопросы к зачету, вопросы для самопроверки, планы практических занятий, тестовое задание на проверку знаний студентов..

Темы представленные в РПД, соответствуют государственному стандарту по дисциплине, а также наиболее известным современным учебным пособиям по предмету, программа включает в себя публикации как отечественных, так и зарубежных психологов по самым различным вопросам, связанным с психологией развития человека.




  1. Объем дисциплины (модуля) в зачетных единицах с указанием количества академических или астрономических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся.




Курс

Семестр

Трудоемкость в ЗЕТ

Общая трудоемкость (час.)

Контактная работа

Всего контактных часов

Из них в интерактивной форме

Кол-во часов на СРС



Форма контроля

ЛК

ПР

ЛБ

1

2

2

85

18

18




36




49

зачет




  1. Содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических или астрономических часов и видов учебных занятий.




№ п/п

Наименование темы (раздела)

Контактная работа (час.)

Всего контактных часов

Из них в интерактивной форме

Кол-во часов на СРС

ЛК

ПР

ЛБ

1

Раздел I. Общие вопросы психологии развития

8

8




16




24

2

Раздел II. Развитие психики на разных возрастных этапах.

10

10




20




25




  1. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю).




№ п/п

Наименование темы (раздела)

Кол-во часов на СРС

Наименование учебно-методического обеспечения

1

Тема I. I. Предмет и задачи психологии развития. Проблема развития: методологический и исторический аспекты.

3

Контрольная работа

2

Тема I. 2. Методы психологии развития




Контрольная работа

3

Тема I.3. История и современное состояние зарубежной психологии развития.

3

Контрольная работа

4

Тема I.4. Теоретические концепции возрастного развития в отечественной психологии. Возрастная периодизация. Закономерности психического развития.

3

Контрольная работа

5

Тема П.1. Психическое развитие в младенческом возрасте.

3

Контрольная работа, тесты

6

Тема. П. 2. Психическое развитие в раннем детстве.

3

Контрольная работа

7

Тема П. 3. Психологические особенности развития детей дошкольного возраста.

3

Контрольная работа

8

Тема II.4.Психическое развитие в младшем школьном возрасте.

3

Контрольная работа

9

Тема II.5. Психическое развитие в подростковом возрасте.

3

Контрольная работа, тесты

10

Тема П.6. Психологические особенности в юношеском возрасте.

3

Контрольная работа

11

Тема П. 7. Психология взрослости.

5

Контрольная работа

12

Тема II.8. Психические особенности старения и старости.

5

Контрольная работа, тесты

13

Тема II.9. Психологическое консультирование родителей с учетом возрастных особенностей развития

5

Контрольная работа

14

Тема II.10. Психологическое сопровождение развития человека

4

Контрольная работа




  1. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю):


Общие сведения

1.

Кафедра

Психологии


2.

Направление подготовки

050600 Художественное образование

3.

Дисциплина (модуль)

Психология: Психология развития

4.

Тип заданий

Тест

5.

Количество этапов формирования ДЕ

2


Критерии и показатели оценивания

Знания: основные категории и понятия психологии развития; основные закономерности развития человека на разных этапах жизненного пути, психологические новообразования каждого возрастного периода; виды ведущей деятельности, особенности их становления, развития и смены в онтогенезе;

Умения: Видеть и понимать психологическую реальность, стоящую за поведением и деятельностью ребенка на разных возрастных этапах; Применять психологические методы (эксперимент, наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности) и интерпретировать результаты в исследовательских целях;

Навыки: Выявлять и учитывать особенности деятельности и психического развития ребенка, осуществлять процесс обучения и воспитания так, чтобы он соответствовал когнитивному и личностному развития ребенка.

Опыт деятельности: -


Этапы формирования компетенций ДЕ


Общие вопросы психологии развития

Развитие психики на разных возрастных этапах.

Шкала оценивания (за правильный ответ дается 1 балл)


«2» – 60% и менее «3» – 61-80% «4» – 81-90% «5» – 91-100%



Типовое контрольное задание (контрольная работа, тест, кейс-задание и пр.)

Включить тест, контрольную работу или кейс-задание и т.д.
Тестовое задание по курсу «Психология развития» *

1. Отрасль психологической науки, изучающая закономерности этапов психического развития и формирования личности на протяжении онтогенеза человека от рождения до смерти:

А). генетическая психология

Б). возрастная психология

В). генетическая эпистемология

Г). сравнительная психология

Д). психология развития



2. Подход к анализу психики ребенка, который рассматривает развитие через смену наиболее значимых, существенных для развития единиц, интегрирующих все остальные изменения:

А). функциональный

Б). целостно-генетический

В). системный

Г). структурный

Д). нормативный



3. Метод, основанный на изучении закономерностей психического развития посредством моделирования его существенных условий:

А). метод клинической беседы

Б). метод возрастных поперечных срезов

В). лонгитюдный метод

Г). экспериментально-генетическая стратегия исследования

Д). сравнительный метод



4. Процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности:

А). развитие

Б). социализация

В). воспитание

Г). обучение

Д). адаптация к социальной среде



5. Принцип психологии развития, проявляющий себя в том, что хронологические рамки и особенности каждого возраста не являются статичными, но определяются действием общественно-исторических факторов, социальным заказом общества:

А). принцип творческого характера развития

Б). исторический принцип психологии развития

В). принцип ведущей роли социокультурного контекста в развитии

Г). принцип совместной деятельности общения как движущей силы психического развития

Д). принцип амплификации развития



6. Специфическая для каждого возрастного периода система отношений субъекта в социальной действительности, отраженная в его переживаниях и реализуемая им в совместной деятельности с другими людьми:

А). центральное новообразование возраста

Б). уровень развития общения

В). ведущая деятельность

Г). социальная ситуация развития

Д). социальное пространство



7. Категория возрастной психологии, обозначающая отдельные временные интервалы жизни человека и выводимая из конкретной теории развития и принципа ее периодизации:

А). период

Б). этап

В). кризис

Г). хронологический возраст

Д). психологический возраст



8. Наука о механизмах и условиях формирования у человека различных форм и типов знаний, понятий и познавательных операций:

А). генетическая эпистемология

Б). генетическая психология

В). когнитивная психология

Г). психология развития

Д). возрастная психология



9. Теория психического развития, основу которой составляет представление о культурной обусловленности развития психики человека, о превращении натуральных форм в культурные (высшие) психические функции:

А). теория рекапитуляции

Б). теория социального научения

В). культурно-историческая концепция

Г). теория конвергенции двух факторов

Д). эпигенетическая теория развития



10. Категория отечественной возрастной психологии, обозначающая главный путь онтогенетического развития человека: овладение индивидом достижениями материальной и духовной культуры человека:

А). приспособление

Б). присвоение

В). приобщение

Г). адаптация

Г). ассимиляция



11. Расхождение в уровне трудности задач, решаемых ребенком самостоятельно и под руководством взрослого:

А). уровень умственного развития

Б). уровень когнитивного развития

В). актуальный уровень развития

Г). уровень потенциального развития

Д). зона ближайшего развития



12. Закон психического развития, сформулированный Л.С.Выготским, согласно которому всякая функция в культурном развитии ребенка появляется дважды: сперва- в социально плане, а затем- в психологическом плане:

А). закон метаморфозы

Б). закон гетерохронности развития

В). общий генетический закон культурного развития

Г). закон цикличности развития

Д). биогенетический закон



13. В ходе онтогенеза умственные действия формируются в процессе:

А). экстериоризации

Б). трансформации

В). идентификации

Г). интериоризации

Д). амплификации



14. Автором культурно-исторической теории развития психических функций является:

А). С.Л.Рубинштейн

Б), А.Н.Леонтьев

В). П.Я.Гальперин

Г). Д.Б.Эльконин

Д). Л.С.Выготский



15. Особые, относительно непродолжительные по времени периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими психологическими изменениями и относящиеся к нормативным процессам, необходимым для поступательного развития человека:

А). литические периоды

Б). возрасты

В). этапы

Г). возрастные кризисы

Д). индивидуальные кризисы



16. Центральное понятие концепции Э.Эриксона, обозначающее эмоционально-когнитивное единство представлений о самом себе, своем месте в мире, в системе межличностных отношений:

А).эгоидентичность

Б). эгоинтеграция

В). самость

Г). Я-концепция

Д). самосознание



17. Тип развития, при котором в самом начале заданы, зафиксированы стадии развития и конечный результат:

А). спонтанный тип развития

Б). непреформированный тип развития

В). преформированный тип развития

Г). детерминированный тип развития

Д). циклический тип развития



18. Концепция краткого, сжатого во времени повторения в онтогенезе признаков филогенетических (исторических) форм:

А). концепция конвергенции двух факторов развития

Б). концепция рекапитуляции

В). концепция трех ступеней развития

Г). культурно-историческая концепция

Д). социогенетическая концепция



19. Возрастная психология как наука возникла:

А). в середине Х1Х в.

Б). в конце Х1Х в.

В). в начале ХХ в.

Г). в начале Х1Х в.

Д). в ХV111 в.



20. Представителями биогенетического подхода к исследованию онтогенеза психики являются:

А). С.Холл, В.Штерн, К.Бюллер

Б). Н.Милер, Р.Сирс

В). Дж.Уайтинг, Дж.Доллар

Г). У.Бронфенбреннер, Ж.Аронфрид

Д).А.Бандура, Р.Уолтерс, Дж.Гевирц



21. Представление о том, что обучение ведет за собой развитие, было разработано:

А). Ж.Пиаже

Б). Э.Эриксон

В). Л.С.Выготский

Г). З.Фрейд

Д).В.Штерн



22. Характеристики психологического возраста определяются:

А).конкретно-историческими условиями развития индивида

Б). характером воспитания, особенностями деятельности и общения индивида

В). сочетание вышеизложенных факторов

Г).спецификой развития функциональных систем

Д). особенностями роста



23. В концепции Л.С.Выготского возрастные кризисы рассматриваются как:

А). негативный результат столкновения развивающейся личности с социальной действительностью

Б). результат нарушения детско-родительских отношений

В). «болезни роста»

Г). условные точки на кривой развития, отделяющие один возраст от другого

Д). нормативные явления, центральный механизм динамики возрастов



24. Отечественная психология рассматривает ход детского развития как:

А). путь от индивидуального к социальному

Б). путь от социального к индивидуальному

В). сочетание этих вариантов с преобладанием одного из них на разных этапах детства

Г). непрерывный эволюционный процесс

Д). процесс приспособления к общественным нормам



25. Ведущая деятельность- это:

А). деятельность, которой на данной стадии развития ребенок посвящает большую часть своего времени

Б). деятельность, наиболее интересная для ребенка

В). деятельность, в которой возникают другие виды деятельности и формируются основные новообразования возраста

Г). деятельность, к которой ребенка побуждает взрослый

Д). деятельность, в которой происходит освоение социального опыта



26. Феномен «зоны ближайшего развития» свидетельствует о:

А). о факте изменения темпа развития с возрастом: чем моложе ребенок, тем быстрее происходят изменения в его поведении

Б). возможности возникновения на инстинктивной основе новых форм поведения

В). уровне освоения ребенком социального пространства

Г). уровне развития, достигнутом благодаря подражанию ребенком взрослому

Д). ведущей роли обучения в умственном развитии ребенка



27. Обучение «ведет за собой развитие» тогда, когда:

А). его содержание строится как система научных понятий

Б). любое обучение выполняет ведущую роль

В). обучение строиться как проблемное обучение

Г). ребенок в ходе обучения стремится подражать взрослому

Д). у ребенка начинает развиваться рефлексия



28. Представителями социогенетического подхода к исследованию онтогенеза психики являются:

А). Ст. Холл, А.Гезелл

Б). В.Штерн, К.Бюллер

В). Ж.Пиаже, А.Валлон

Г).А.Бандура, Н.Миллер, Р.Сирс

Д). Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин



29. Согласно Л.С.Выготскому, структура возраста состоит из:

А ) социальной ситуации развития

Б) ведущая деятельность

В) новообразования

Г) вышеперечисленные

Д). кризис



30. Хронологический возраст определяется:

А) временными рамками

Б) индивидуальными особенностями ребенка

В) физиологическими особенностями развития ребенка

Г) психологическими особенностями развития ребенка

Д). когнитивными особенностями развития ребенка


  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница