Направление подготовки



Скачать 223.07 Kb.
Дата03.05.2016
Размер223.07 Kb.
Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся

по дисциплине (модулю):




1.

Кафедра

Психологии

2.

Направление подготовки

050400.62 Психолого-педагогическое образование, профиль Психология образования

3.

Дисциплина

Психология подросткового возраста

4.

Тип заданий

Тест

5.

Количество этапов формирования компетенций (разделов, тем и т.д.)

4


Перечень компетенций

Профессиональные компетенции:

ПКПП-5 -способен осуществлять психологическое просвещение педагогов и родителей по вопросам психического развития детей



Профессиональные компетенции:

ПКСП-4 - способен участвовать в разработке и реализации социально ценной деятельности обучающихся, развитии социальных инициатив, социальных проектов



Профессиональные компетенции:

ПКНО-7 - готов осуществлять сбор данных об индивидуальных особенностях детей, проявляющихся в учебной работе и в общении со сверстниками



Профессиональные компетенции:

ПКНО-8 - способен эффективно взаимодействовать с родителями, педагогами и психологами образовательного учреждения по вопросам воспитания, обучения и развития учеников




Критерии и показатели оценивания компетенций

Знания:

  1. основные категории и понятия, характеризующие особенности психического развития в подростковом возрасте, направления, подходы и теории психологии подросткового возраста;

  2. особенности ведущей деятельности и основные новообразования подросткового возраста;

  3. основные закономерности развития различных сторон психики подростка, в частности, полового созревания и физического развития в подростковом возрасте, познавательного развития подростков, социализации личности подростков, нравственного развития в подростковом возрасте и др.




Умения:

  1. оперировать основными категориями и понятими, отражающими особенности психического развития в подростковом возрасте;

  2. анализировать и сопоставлять отечественные и зарубежные теории, раскрывающие особенности психического развития подростков;

  3. видеть и понимать возрастные и индивидуальные особенности подростков, учитывать их в профессиональной деятельности;

  4. применять психологические методы изучения особенностей психического развития подростков, обрабатывать и интерпретировать полученные результаты;

  5. логично и грамотно формулировать и высказывать свои мысли;

  6. анализировать собственную профессиональную деятельность и личностное развитие.

Навыки:

  • владеть категориальным аппаратом дисциплины;

  • обладать способностью самостоятельно работать с научной информацией, научными текстами;

  • владеть русским литературным языком, навыками устной и письменной речи, способностью выступать публично;

  • обладать способностью организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательного пространства.




Опыт деятельности:



Этапы формирования компетенций


Раздел 1. Особенности подросткового периода развития в современном обществе

6

Раздел 2. Ведущая деятельность и психологические новообразования подросткового возраста

9

Раздел 3. Основные сферы психического развития подростка

10

Раздел 4. Акцентуации характера и нарушения поведения подростка

5

ИТОГО

30

Шкала оценивания (за правильный ответ дается 1 балл)





«2» – 60% и менее «3» – 61-80% «4» – 81-90% «5» – 91-100%


Кол-во баллов

Отметка




от 27 до 30

5




от 23 до 26

4




от 18 до 22

3




от 0 до 17

2






ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «психология подросткового возраста»
Вариант 1.
Раздел 1. Особенности подросткового периода развития в современном обществе
1. Область психологической науки, изучающая закономерности психического и психологического развития в онтогенезе, называется…

А) возрастной психологией;

Б) дифференциальной психологией;

В) сравнительной психологией;

Г) клинической психологией.
2. Положение о том, что у любого человека, независимо от его природных особенностей, можно сформировать любые психологические и поведенческие свойства, способности, таланты, соответствует концепции (теории)…

А) социогенетической;

Б) рекапитуляции;

В) конвергенции двух факторов;

Г) культурно-исторической.
3. Автором культурно-исторической теории развития высших психических функций является…

А) Л.С. Выготский;


Б) С.Л. Рубинштейн;

В) А.Н. Леонтьев;


Г) П.Я. Гальперин.
4. Возраст, описывающий степень психической/психологической зрелости и определяемый, по Л.С. Выготскому, через особенности социальной ситуации развития, называется…

А) психологическим возрастом;

Б) биологическим возрастом;

В) умственным возрастом;

Г) хронологическим (паспортным) возрастом.
5. Понятие… возраста как самостоятельного психологического периода возникло в конце ХIХ в. в связи с изменением социального статуса детей этого возраста из-за увеличивающегося по длительности разрыва между достижением физической и социальной зрелости

А) дошкольного;

Б) младшего школьного;

В) подросткового;

Г) юношеского.
6. Хронологические границы подросткового периода – это возраст…

А) 1-3 года;

Б) 4-7 лет;

В) 7-10 лет;

Г) 10-15 лет.
Раздел 2. Ведущая деятельность и психологические новообразования подросткового возраста
7. Закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях, называется…

А) психическим развитием;

Б) онтогенетическим развитием;

В) психологическим новообразованием;

Г) возрастным кризисом.
8. Деятельность ребенка, в которой возникают и проявляются главные изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребенка на данной стадии его развития, называется…

А) детской деятельностью;

Б) детской продуктивной деятельностью;

В) ведущей деятельностью;

Г) предметно-манипулятивной деятельностью.
9. Ведущей деятельностью в подростковом возрасте является…

А) предметно-манипулятивная деятельность;

Б) учебная деятельность;

В) интимно-личностное общение со сверстниками;

Г) учебно-профессиональная деятельность.
10. Ведущей деятельностью в подростковом возрасте (по Д.И. Фельдштейну) является…

А) игровая деятельность;

Б) учебная деятельность;

В) общественно полезная деятельность;

Г) учебно-профессиональная деятельность.
11. Общественно полезная деятельность является ведущим видом деятельности в…

А) младшем школьном возрасте;

Б) подростковом возрасте;

В) ранней юности;

Г) периоде взрослости.
12. Чувство взрослости является психологическим новообразованием возраста…

А) дошкольного;

Б) младшего школьного;

В) подросткового;

Г) ранней юности.
13. Формируемое в младшем подростковом возрасте субъективное переживание готовности стать самостоятельным называется…

А) реакцией оппозиции;

Б) реакцией группирования со сверстниками;

В) чувством взрослости;

Г) профессиональным и личностным самоопределением.
14. Особые возрастные периоды, характеризующиеся кардинальными психологическими изменениями, называются…

А) этапами психического развития;

Б) возрастными кризисами;

В) стабильными возрастными периодами;

Г) сензитивными периодами.
15. С возникновением у детей чувства взрослости, развитием самосознания, отношением к себе как к личности, к своим новым возможностям и способностям связано психологическое содержание…

А) кризиса одного года;

Б) кризиса трех лет;

В) кризиса семи лет;

Г) подросткового кризиса (пубертатного кризиса).
Раздел 3. Основные сферы психического развития подростка
16. В анатомо-физиологическом аспекте с интенсивным половым созреванием связан возраст…

А) младший школьный;

Б) подростковый;

В) юношеский;

Г) взрослости.
17. Способности – это…

А) индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности;

Б) освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков;

В) один из видов мышления;

Г) совокупность знаний, умений и сформировавшихся при их усвоении умственных действий, свободное оперирование ими в процессах мышления, обеспечивающих усвоение в определенном объеме новых знаний и умений.
18. Специальные способности – это…

А) психологические особенности индивида, являющиеся возможностями успешного выполнения им определенного вида деятельности (музыкальной, сценической, литературной и пр.);

Б) освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков;

В) один из видов мышления;

Г) совокупность знаний, умений и сформировавшихся при их усвоении умственных действий, свободное оперирование ими в процессах мышления, обеспечивающих усвоение в определенном объеме новых знаний и умений.
19. Врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы, мозга, составляющие природную основу развития способностей – это …

А) умения;

Б) уровень умственного развития;

В) интеллект;

Г) задатки.
20. Исследователь, предложивший модель «структуры интеллекта (SI)» и разделивший дивергентное и конвергентное мышление - …

А) Г.Ю. Айзенк;

Б) Дж. Гилфорд;

В) Р. Б. Кэттелл;

Г) Р. Стернберг.
21. Вариант интерпретации G-фактора, предложенный Г. Айзенком, – это…

А) внимание;

Б) мотивация;

В) скорость переработки информации центральной нервной системой;

Г) мышление.
22. Из перечисленных тестов не предназначен для оценки интеллектуальных способностей …

А) тест Равенна;

Б) тест Амтхауэра;

В) тест Векслера;

Г) ТАТ.
23. Возрастом интенсивного формирования нравственных понятий, представлений, убеждений, принципов является…

А) дошкольный возраст;

Б) младший школьный;

В) подростковый;

Г) юношеский.
24. Интерес – это…

А) форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности;

Б) психологические особенности индивида, являющиеся возможностями успешного выполнения им определенного вида деятельности (музыкальной, сценической, литературной и пр.);

В) избирательная направленность индивида на определенную деятельность, побуждающая ею заниматься;

Г) индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности.
25. Избирательная направленность индивида на определенную деятельность, побуждающая ею заниматься, - это…

А) мотивы;

Б) способности;

В) интересы;

Г) склонности.
Раздел 4. Акцентуации характера и нарушения поведения подростка
26. Реакция, проявляющаяся стремлением высвободиться из-под опеки, контроля, покровительства старших – родных, учителей, воспитателей, наставников, старшего поколения вообще, называется…

А) реакцией эмансипации;

Б) реакцией группирования со сверстниками;

В) реакцией увлечения (хобби-реакцией);

Г) реакциями, обусловленными сексуальным влечением.
27. Такие поведенческие реакции как эмансипация, группирование со сверстниками, увлечения (хобби-реакция), а также реакции, обусловленные сексуальным влечением, характеризуют возраст….

А) дошкольный;

Б) младший школьный;

В) подростковый;

Г) юношеский.
28. Увлечения подростков, связанные с глубоким интересом к любимому делу (музыке, рисованию, радиотехнике, древней истории или к разведению цветов и т.д.), называются…

А) интеллектуально-эстетическими увлечениями;

Б) телесно-мануальными увлечениями;

В) накопительскими увлечениями;

Г) эгоцентрическими увлечениями.
29. Увлечения, которые сводятся к поиску ситуаций, где можно предводительствовать, руководить, что-то организовывать, направлять других, даже если это касается случайных моментов или событий повседневной жизни, называются…

А) интеллектуально-эстетическими увлечениями;

Б) лидерскими увлечениями;

В) информационно-коммуникативные увлечения;

Г) эгоцентрическими увлечениями.
30. Увлечения, которые проявляются жаждой получения новой легкой информации, не требующей никакой критической интеллектуальной переработки, а также потребностью во множестве поверхностных контактов, позволяющей этой информацией обмениваться, называются…

А) интеллектуально-эстетическими увлечениями;

Б) информационно-коммуникативные увлечения;

В) накопительскими увлечениями;

Г) эгоцентрическими увлечениями.

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЕ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «Психология и педагогика развития детей: психология подросткового возраста»
Вариант 2.
Раздел 1. Особенности подросткового периода развития в современном обществе
1. Развитие психики в онтогенезе, закономерности перехода от одного периода психического развития к другому изучает …

А) возрастная психология;

Б) дифференциальная психология;

В) сравнительная психология;

Г) клиническая психология.
2. Теоретический подход, рассматривающий развитие человека как созревание, развертывание наследственных данных, - это…

А) социогенетический подход;


Б) теория конвергенции двух факторов;

В) биогенетический подход;

Г) теория рекапитуляции.



3. Представление о том, что обучение ведет за собой развитие, разработал…


А) Ж. Пиаже;

Б). Э. Эриксон;

В) В. Штерн;

Г) Л.С. Выготский.


4. Хронологический возраст определяется…

А) индивидуальными особенностями развития;

Б) биологическими особенностями развития;

В) временными рамками;

Г) особенностями умственного развития.
5. Этап психического развития, в отечественной периодизации занимающий место между младшим школьным и юношеским возрастом определяется как…

А) младенческий возраст;

Б) ранний возраст;

В) дошкольный возраст;

Г) подростковый возраст.
6. Хронологические границы подросткового периода – это возраст…

А) 0-1 года;

Б) 7-10 лет;

В) 10-15 лет;

Г) 15-18 лет.
Раздел 2. Ведущая деятельность и психологические новообразования подросткового возраста
7. Определенный возрастной период, который является оптимальным для развития той или иной психической функции, качества, способности, называется…

А) сенситивный период;

Б) психологический возраст;

В) хронологический возраст;

Г) возрастной кризис.
8. Отечественная возрастная психология в качестве движущих сил психического развития рассматривает…

А) социальную ситуацию развития;

Б) ведущую деятельность;

В) противоречия психического развития;

Г) мотивацию деятельности.
9. Ведущей деятельностью в подростковом возрасте (по Д.И. Фельдштейну) является…

А) предметно-манипулятивная деятельность;

Б) учебная деятельность;

В) общественно полезная деятельность;

Г) учебно-профессиональная деятельность.
10. Согласно периодизации Д.Б. Эльконина, интимно-личностное общение со сверстниками является ведущим видом деятельности в возрасте...

А) дошкольном;

Б) младшем школьном;

В) подростковом;

Г) раннем юношеском.
11. Интимно-личностное общение со сверстниками является ведущей деятельности в…

А) дошкольном возрасте;

Б) младшем школьном возрасте;

В) подростковом возрасте;

Г) ранней юности.
12. Субъективное переживание подростка быть полноправным членом общества, выражающееся в стремлении к самостоятельности, в отстаивании собственной точки зрения называется…

А) потребность в достижении;

Б) чувство взрослости;

В) потребность в признании;

Г) чувство отчужденности.
13. Новообразованием подросткового возраста является…

А) произвольность познавательных процессов;

Б) аффективно-личностные связи с близкими взрослыми;

В) чувство взрослости;

Г) профессиональное самоопределение.
14. Непродолжительные по времени периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими психологическими изменениями и относящиеся к нормативным процессам, необходимым для поступательного развития человека, называются…

А) возрастные кризисы;

Б) стабильный возраст;

В) сенситивные периоды развития;

Г) этапами психического развития.
15. Эмоциональной неустойчивостью, резкими изменениями в поведении, когда на фоне пока еще латентных явлений «препубертата» происходит обесценивание прежде привлекательных школьных занятий, отношений с близкими взрослыми, далее нарастающими явлениями конфликтности поведения, появлением стремления к эмансипации от близких взрослых, как правило, снижением успешности учебных занятий, появлением повышенного интереса к общению со сверстниками и более старшими детьми, характеризуется…

А) кризис трех лет;

Б) кризис семи лет;

В) подростковый кризис (пубертатный кризис);

Г) юношеский кризис.
Раздел 3. Основные сферы психического развития подростка
16. Периодом бурного и неравномерного роста и развития организма, когда происходит половое созревание, отмечается интенсивный рост тела, совершенствуется мускульный аппарат, идет процесс окостенения скелета, наблюдается неравномерность развития сердца и сосудов, происходит перестройка гормональной системы, является возраст…

А) младший школьный;

Б) подростковый;

В) юношеский;

Г) взрослости.
17. Способности – это ….

А) совокупность знаний, умений и сформировавшихся при их усвоении умственных действий, свободное оперирование ими в процессах мышления, обеспечивающих усвоение в определенном объеме новых знаний и умений;

Б) освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков;

В) действия человека (от математических преобразований до оценки поведения другого человека), выполняемые во внутреннем плане сознания, без опоры на внешние средства, в том числе слышимую речь;

Г) индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности.
18. Психологические особенности индивида, являющиеся условиями успешного выполнения им определенного вида деятельности (музыкальной, сценической, литературной и пр.), - это…

А) умения

Б) специальные способности

В) умственные действия

Г) задатки
19. Задатки – это…

А) психологические особенности индивида, определяющие возможности успешного выполнения им определенного вида деятельности (музыкальной, сценической, литературной и пр.);

Б) освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков;

В) врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы, мозга, составляющие природную основу развития способностей;

Г) совокупность знаний, умений и сформировавшихся при их усвоении умственных действий, свободное оперирование ими в процессах мышления, обеспечивающих усвоение в определенном объеме новых знаний и умений.
20. Двухфакторную теорию интеллекта и технику факторного анализа разработал…

А) Р.Б. Кэттелл;

Б) Ч. Спирмен;

В) Л. Термен;

Г) В. Штерн.
21. Психолог, предложивший понятие коэффициента интеллекта (IQ) - …

А) В. Штерн;

Б) А. Бине;

В) Г.Ю. Айзенк;

Г) Ч. Спирмен.
22. Известно, что представители одних культур могут достигать в тестах интеллекта худших результатов, чем пред­ставители других, отсюда следует, что тесты интеллекта…

А) не являются надежными;

Б) не являются валидными;

В) не являются культурно-свободными;

Г) не отвечают психометрическим требованиям.
23. Повышенный интерес к себе, к своим способностям, к своим чувствам, интенсивное развитие самосознания и самооценки являются характерными признаками…

А) дошкольный возраст;

Б) младший школьный;

В) подростковый;

Г) юношеский.
24. Форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности, - это…

А) мотивы;

Б) способности;

В) интересы;

Г) склонности;
25. Склонность – это…

А) форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности;

Б) психологические особенности индивида, являющиеся возможностями успешного выполнения им определенного вида деятельности (музыкальной, сценической, литературной и пр.);

В) избирательная направленность индивида на определенную деятельность, побуждающая ею заниматься;

Г) индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности.
Раздел 4. Акцентуации характера и нарушения поведения подростка
26. Реакции эмансипации, группирования со сверстниками, увлечения (хобби-реакции), а также реакции, обусловленными сексуальным влечением – поведенческие реакции…

А) раннего возраста;

Б) дошкольного возраста;

В) младшего школьного возраста;

Г) подросткового возраста.
27. Интеллектуально-эстетические, телесно-мануальные, лидерские, накопительские, эгоцентрические, азартные и информативно-коммуникативные увлечения – это типы…

А) реакции эмансипации;

Б) хобби-реакции;

В) реакций, обусловленных сексуальным влечением;

Г) реакции группирования со сверстниками.
28. Увлечения подростков, связанные с намерением укрепить свою силу, выносливость, приобрести ловкость или какими-либо искусными мануальными навыками, называются…

А) интеллектуально-эстетическими увлечениями;

Б) телесно-мануальными увлечениями;

В) накопительскими увлечениями;

Г) эгоцентрическими увлечениями.
29. Занятия, показная сторона которых позволяет оказаться в центре внимания окружения, называются…

А) интеллектуально-эстетическими увлечениями;

Б) лидерскими увлечениями;

В) накопительскими увлечениями;

Г) эгоцентрическими увлечениями.
30. Коллекционирование во всех его видах составляет сущность…

А) интеллектуально-эстетическими увлечениями;

Б) лидерскими увлечениями;

В) накопительскими увлечениями;

Г) эгоцентрическими увлечениями.

Ключ к заданиям варианта №1 для бланочного тестирования

(форма представления ключей может быть выбрана преподавателем самостоятельно)


вопр .



1

2

3

4

1

А

А

Б

А

2

А

В

А

В

3

А

В

А

А

4

А

В

Г

Б

5

В

Б

Б

Б

6




В

В




7




В

Г




8




Б

В




9




Г

А




10







Г





Ключ к заданиям варианта №2

вопр .



1

2

3

4

1

А

А

Б

Г

2

В

В

Г

Б

3

Г

В

Б

Б

4

В

В

В

Г

5

Г

В

Б

В

6




Б

А




7




В

В




8




А

В




9




В

В




10







В





База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница