Научно-методической работы: «Современные подходы к образовательному процессу в условиях перехода на фгос третьего поколения. Модернизация и совершенствование всех составляющих успешного процесса обучения и становления личности будущего



Скачать 121.93 Kb.
Дата14.05.2016
Размер121.93 Kb.
ГОУ СПО ТО«Новомосковский политехнический колледж»


Принято

на заседании методического совета

ГОУ СПО ТО «НПК»

Протокол № от « »__________2012г.



Утверждено

Директор ГОУ СПО ТО «НПК»

___________ /И. К. Панин /

«____» ____________ 2012г.






ПРОГРАММА

развития научно-методической работы

на 2012-2015 годы
Тема научно-методической работы: «Современные подходы к образовательному процессу в условиях перехода на ФГОС третьего поколения. Модернизация и совершенствование всех составляющих успешного процесса обучения и становления личности будущего специалиста».

Работа над данной темой позволит обеспечить качество научно-методической поддержки образовательного процесса колледжа на уровне, отвечающем актуальным потребностям образовательной системы колледжа, обеспечивающем рост профессиональной компетентности педагогических кадров на основе реализации адаптивной модели научно-методической службы, что обеспечит наиболее эффективную работу преподавательского коллектива колледжа на основе компетентностного подхода к профессиональному образованию.



Основные цели научно-методической работы:

  • разработка методического обеспечения развития образовательного пространства колледжа в условиях перехода на ФГОС третьего поколения;

  • внедрение современных достижений педагогической науки, передового опыта обучения и воспитания;

  • повышение профессиональной компетенции педагогов.

Основные задачи научно-методической работы:

  • работа по консультированию педагогических работников при составлении учебных планов, рабочих программ дисциплин, междисциплинарных курсов и профессиональных модулей в связи с переходом на Федеральные государственные стандарты третьего поколения;

  • совершенствование методического уровня педагогов;

  • совершенствование содержания учебных дисциплин, их научности и практической значимости;

  • совершенствование методики обучения;

  • разработка авторских электронных материалов преподавателями колледжа;

  • приобретение и внедрение в образовательный процесс современных электронных обучающих средств;

  • оказание методической помощи педагогам при проведении мониторинговых исследований и самообследовании;

  • создание условий для развития самостоятельности и творческой инициативы, самореализации педагогов и обучающихся;

  • привлечение студентов и педагогов к исследовательской, опытно-экспериментальной и учебно-методической деятельности;

  • повышение квалификации преподавателей, в том числе и в области информационных технологий, компьютерной грамотности;

  • обобщение и распространение педагогического опыта;

  • совершенствование системы мониторинга;

  • пополнение методического кабинета необходимым информационным материалом для оказания помощи педагогам в работе.

Основные направления методической работы:

  • Информационная деятельность - обеспечение методической службы колледжа необходимым информационным и документальным сопровождением образовательного процесса;

  • ИКТ - развитие информационного обеспечения образовательного процесса на основе ИКТ как единого информационно-образовательного пространства, обеспечивающего эффективность, качество и профессионализм специалистов;

  • Программно-методическая деятельность - обеспечение связи целей организации образовательного процесса с приоритетными направлениями образовательной программы колледжа;

  • Опытно-экспериментальная работа - формирование единого научного сообщества со своими традициями, обеспечение развития педагогического сотрудничества.

Концептуальные подходы к построению модели научно-методической работы ГОУ СПО ТО «Новомосковский политехнический колледж»

Анализ работы научно-методической службы позволяет выработать концепцию организации научно-методической работы в колледже и разработать программу ее реализации посредством разработки и внедрения инновационной адаптивной модели научно-методической службы.

Одним из методологических оснований решения данной проблемы является компетентностный подход, согласно которому целевым ориентиром профессиональной подготовки является становление интегральной профессионально-личностной компетентности педагога, определяющей его универсальную способность проектировать и реально обеспечивать новое качество образования.

Очевидно, что составляющие профессионально-педагогической компетентности педагогов различных учебных дисциплин будут иметь определенные доминанты, что обусловлено спецификой предмета и методикой его преподавания.

Признавая наличие определенных ограничений в данном подходе, тем не менее, можно предположить, что в результате его реализации педагог, обладающий достаточным уровнем интегральной профессиональной компетентности, будет способен обеспечить положительные и высокоэффективные результаты в обучении и развитии учащихся.
Приоритетные идеи развития научно-методической службы колледжа

Новое качественное состояние научно-методической службы колледжа предполагает открытость, мобильность и гибкость отношений научно-методической службы колледжа с субъектами внешней среды. Эти отношения должны обеспечивать развитие социального партнерства и активный поиск деловых партнеров.



Сущностные изменения внутренней среды научно-методической службы (качество результатов, процесса, условий).

Эти изменения должны обеспечить следующие аспекты:



  • Признание сущностного права педагога на свободное самоопределение и самореализацию, права на свободу выбора. Ориентация на приоритет свободного выбора предоставляет педагогу возможность выбора программы повышения квалификации, индивидуального маршрута на уровне содержания, методики, опыта, сложности, конечного результата для удовлетворения своих интересов, потребностей, осуществления своих целей, развития способностей, творческой самореализации.

  • Творческое сотрудничество или изменение личностных установок участников образовательного процесса в совместной продуктивно разделенной деятельности. Прежде всего, это переход к отношениям добровольного содействия, творческого соучастия в едином процессе поисково-разработческой деятельности, живой коммуникации, где педагоги вместе с организаторами научно-методической работы становятся проектировщиками и реализаторами своих же замыслов и, дополняя друг друга.

  • Сущностные изменения научно-методической службы должны обеспечить управляемость структурных элементов научно-методической службы колледжа при их относительной самостоятельности.


Описание модели научно-методической службы колледжа

Основой предлагаемой модели научно-методической службы колледжа является идея актуализации взаимосвязей трех основных элементов:



  1. Традиционный: Информационно-методический отдел (ИМО), цикловые методические комиссии колледжа (ЦМК), научно-методический совет колледжа (НМС), педагогический совет образовательного учреждения;



  1. Инновационный: Творческие и экспертные группы педагогов, опытно-экспериментальные площадки, участники конкурсов профессионального мастерства;



  1. Внешний: Департамент образования и науки Тульской области, средние школы, как источники абитуриентов для колледжа, работодатели как потребители образовательных услуг колледжа, другие социальные партнеры, а также обучающиеся ГОУ СПО ТО «Новомосковский политехнический колледж» как конечный объект методической работы всех субъектов образовательного пространства колледжа.


Характеристика традиционного элемента

    • НМС (научно-методический совет) – его деятельность определена спецификой образовательного учреждения: характером реализуемой образовательной программы, уровнем развития профессиональной компетентности педагогических кадров, наличием актуальных для педагогов и учреждения в целом проблем методического характера и включает следующие направления: организационно-методическую, научно-методическую и учебно-методическую работу, аттестационную работу, психолого-педагогическое сопровождение, информационно-коммуникационную.

    • ЦМК (цикловые методические комиссии колледжа) - основная форма методической работы с педагогами. Характеризуются некоторой предметной локальностью, но в то же время создают уникальную образовательную среду, способную стать полем проявления творческой активности педагогов. Их деятельность направлена на конкретное преломление общедидактических, психологических и методических положений применительно к учебно-воспитательному процессу по тому или иному направлению.

    • ИМО (информационно-методический отдел) - одна из основных форм работы по созданию условий для самореализации и самоактуализации педагогов, формирования творческой атмосферы. Обеспечивает предпосылки роста профессиональной компетентности преподавателей, создает общеметодическую, общедидактическую и информационную базу для эффективной работы педагогического коллектива.

    • Педагогический совет – основной орган, выражающий коллективную волю педагогов, отражающий их социальную активность, способность и желание к самообразованию, стремление к профессиональному росту. Обладает правом реализации актуальных профессиональных потребностей педагогов в форме локальных актов образовательного учреждения.

Задачами развития являются:

  • разработка инструментария, используемого для выявления профессиональных затруднений педагогических работников;

  • оказание комплексной поддержки каждому педагогическому работнику колледжа в определении проблемных зон, планировании и реализации траектории саморазвития и самообразования;

  • корректировка деятельности научно-методической службы колледжа в организации повышения профессиональной компетентности инженерно-педагогических работников колледжа.

  • организация распространения сторонних и авторских прогрессивных технологий преподавания.

Характеристика инновационного элемента

    • Экспертная группа - является коллегиальным органом научно-методической службы колледжа. Кроме того, тот факт, что в состав советов входят специалисты высокой квалификации, в том числе представители работодателей, выполняют функцию экспертизы, как принимаемых решений, так и результатов деятельности субъектов научно-методической службы колледжа по их исполнению.

    • Творческая группа педагогов - создается в рамках внутриколледжного методического объединения из числа педагогов, проявляющих интерес к той или иной проблеме, разрешение которой способствует повышению качества образования и создает условия для самореализации педагога. Результатом работы творческой группы является создание педагогического продукта нового качества (например, авторского курса, методики, педагогического инструментария, педагогической модели, и др.).

    • Опытно-экспериментальные площадки - создаются на базе колледжа, помимо решения задач, определенных программой эксперимента, обеспечивает включение педагогов в исследовательскую, поисковую, опытно-экспериментальную деятельность, что становится существенным фактором в повышении их профессиональной компетентности, развитии мотивации к самообразованию и личностному развитию.

    • Участники конкурсов профессионального мастерства, участвующие в инновационной деятельности и достигшие наиболее значимых результатов, рассматривается нами как существенный ресурс в обеспечении развития всей системы образования колледжа.


Задачами развития являются:

  • обобщение опыта инженерно-педагогических работников колледжа, работающих в инновационном режиме и имеющих высокие результаты деятельности по различным направлениям образовательной практики, внедрение и распространение опыта их работы;

  • определение перспективных направлений развития внутриколледжной системы образования и организация их разработки на уровне творческих групп или опытно-экспериментальных площадок.


Характеристика блока В

  • Департамент образования и науки Тульской области, его структурные подразделения учредитель образовательного учреждения, основной координирующий и контролирующий орган.

  • Средние школы – традиционные партнёры научно-методической службы колледжа как в вопросах формирования контингента обучающихся, так и в расширении образовательного пространства колледжа.

  • Социальные партнеры (Учреждения среднего профессионального и начального профессионального образования, промышленные предприятия и учреждения, являющиеся основными заказчиками и потребителями образовательных услуг колледжа, молодежные и общественные организации, родители обучающихся и др.) – партнёры в области повышения профессиональной компетентности инженерно-педагогических кадров, а также существенный резерв в организации сетевого взаимодействия субъектов образовательного пространства колледжа в достижении современного качества образования, играющие важную роль в реализации новой модели научно-методической методической службы колледжа.

  • Обучающиеся - наличие данного структурного элемента модели продиктовано важностью учета конечных результатов деятельности научно-методической службы колледжа. Выступая в качестве основного показателя эффективности деятельности всех субъектов образовательного процесса, результативность учебной и творческой деятельности обучающихся ГОУ СПО ТО «Новомосковский политехнический колледж» во многом определяет содержание и характер научно-методической работы.


Задачи развити:

  • развитие взаимодействия с учредителем колледжа – Департаментом образования и науки Тульской области;

  • развитие взаимодействия с руководством, родителями и учащимися средних школ района с целью проведения профильной профессиональной подготовки согласно списка профессий и специальностей, реализуемых в колледже;

  • развитие взаимодействия с работодателями, учреждениями профессионального образования, научными учреждениями, родителями, общественностью на принципах социального партнерства, предполагающих наличие и реализацию обоюдных интересов партнёров;

  • формирование позитивного имиджа колледжа как важного, востребованного ресурса развития экономики Тульской области через эффективные механизмы  организации профориентации и  трудоустройства, информирование граждан о перспективных и востребованных на рынке труда профессиях и специальностях, обеспечение конкурентоспособности  и лидерства колледжа на рынке образовательных услуг.

Предложенные концептуальные идеи являются фундаментом для оптимального сочетания традиций, прошлого опыта деятельности с процессом системного преобразования научно-методического пространства в рамках разработанной «Программы развития научно-методической работы ГОУ СПО ТО «Новомосковский политехнический колледж» на период 2012 – 2015 г.г.».


Сроки реализации: 2012 - 2015годы
Этапы реализации:

        • Организационный (январь 2012г. - декабрь2012г.)

Выявление перспективных направлений развития научно-методической работы ГОУ СПО ТО «Новомосковский политехнический колледж» и моделирование нового качественного состояния научно-методической службы, обеспечивающей их поддержку.

        • Основной этап (январь 2013г.- декабрь 2014г.)

Внедрение новой модели научно-методической работы ГОУ СПО ТО «Новомосковский политехнический колледж»

        • Обобщающий (январь - июнь 2015 г.)


Основные исполнители:

Администрация и инженерно-педагогический коллектив ГОУ СПО ТО «Новомосковский политехнический колледж».

Корректировка плана мероприятий по реализации «Программы развития» находится в компетентности научно-методического совета колледжа. Оперативное управление осуществляется ????.
Ожидаемые результаты:


  • создание в колледже инновационной адаптивной научно-методической службы по сопровождению образовательных реформ, обладающей качественными ресурсами (кадровыми, методическими, программными, техническими, материальными и др.);

  • внедрение адаптивных моделей научно-методической поддержки педагогических работников;

  • создание системы диагностики профессиональных затруднений;

  • создание системы сопровождения и стимулирования инновационной деятельности в колледже;

  • создание стратегии кадровой политики в условиях перехода на нормативное финансирование отрасли;

  • создание нормативно-правовой базы, совершенствующей систему взаимоотношений колледжа с органами управления, социальными структурами и общественностью;

  • разработка методических рекомендаций по совершенствованию методической работы на различных уровнях ее организации;

  • вовлечение общественности и социальных партнеров в решение проблем образования;

  • создание банков данных по вопросам функционирования образовательного учреждения с использованием различных видов носителей информации;

  • обновление материально-технической базы колледжа;

  • повышение уровня удовлетворенности педагогов работой научно-методической службы и ее структурных подразделений.

  • повышение качества образовательных услуг, обеспечивающего высокую степень востребованности выпускников ГОУ СПО ТО «Новомосковский политехнический колледж»

Разработано нач. ИМО О.И.Ивлиевой





База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница