Научно-практической конференции «Воспитательная работа по формированию социокультурной среды в вузе»



Скачать 73.27 Kb.
Дата03.05.2016
Размер73.27 Kb.
Резолюция

научно-практической конференции «Воспитательная работа по формированию социокультурной среды в вузе»

Костромской государственный технологический университет

24 октября 2013г

Нашему университету в 2012 году исполнилось 80 лет. Благодаря творческому использованию прошлого и накопленному за последние годы опыту научно-образовательной деятельности КГТУ занимает ведущее место среди отечественных учебных заведений технического профиля. Ученым советом университета разработана и успешно внедряется программа инновационного развития. Реализация этой программы позволяет при уже имеющихся условиях модернизировать учебный процесс, внедрять новые образовательные технологии, укрепить и расширить научные связи с другими научными центрами и вузами страны. Высокий спрос на выпускников позволяет говорить о нашем университете, как о динамично-развивающемся научно-образовательном центре современного типа.

Широкий спектр специальных и гуманитарных знаний позволяет выпускникам не только успешно работать в промышленном производстве, но и достигать значительных успехов на государственной и военной службе, в банковской сфере и бизнесе.

Мы с гордостью отмечаем, что наши молодые специалисты доказывают способностью по-новому решать ответственные задачи ускорения научно-технического прогресса, внедрения новых прогрессивных идей в производство.

Чтобы развивать и дальше созидательный потенциал наших выпускников, мы должны позаботиться о создании в университете и каждом студенческом коллективе такого духовного климата и такой социокультурной среды, которые бы возвышали личность каждого молодого человека, развивали его лучшие способности, повышали интерес к знаниям, любовь к труду, формировали активную жизненную позицию, способствовали приобретению значимых ценностей в жизни и, в которых был бы востребован богатейший практический опыт старших поколений.

Наша общая задача состоит в том, чтобы студенческая молодежь была нравственно здоровой, деятельной и целеустремленной. Однако, жизнь, потребности общества диктуют необходимость подходить к содержанию предстоящей работы с более высокими критериями и требованиями.

Прежде всего, предстоит продолжить начатую работу в соответствии с теми требованиями, которые сегодня предъявляет жизнь будущему специалисту, обеспечивая тем самым широкую научную и практическую подготовку, высокую культуру, всестороннюю эрудицию, интеллигентность и широкий кругозор.

Процесс обучения в нашем университете все больше опирается на самостоятельную исследовательскую деятельность, участие в научных кружках, семинарах, конкурсах и творческих выставках научных работ. Для этого нужно воспитывать в каждом молодом человеке силу воли, целеустремленность, требовательность и взыскательность к себе и окружающим, сознательную самодисциплину, неуклонное и обязательное выполнение основных требований, предъявляемых учебным распорядком. Таковы непременные условия профессионального и гражданского становления будущего специалиста. А это достигается, как свидетельствует многолетний опыт, хорошей деловой постановкой общественной работы. Именно участие в общественных делах дает юношам и девушкам уже в студенческой среде возможность испытать свои силы и способности в самых различных формах трудовой, социальной и общественной деятельности. Увлеченные, страстные, бескорыстные они всегда впереди: в учебе, в научной работе, в общественных делах и художественном творчестве. Заслуживает всемерной поддержки такая форма самодеятельности, как студенческие трудовые отряды. Трудовые отряды – это полнокровная практически-полезная деятельность молодежи, которая отвечает потребностям нашего времени и запросам экономики.

Очень важно, чтобы морально-нравственные качества, духовный интеллект молодежи формировались как социокультурной средой, так и той формой отношений и нормами повседневного поведения, которые обеспечивают высокий уровень культуры, образования и всестороннего развития молодого человека. Достигается это не пассивным ожиданием, а постоянной целенаправленной воспитательной работой всего научно-педагогического коллектива, студенческими общественными организациями.

Безусловно, мы учитываем то, что воспитание молодежи, формирование у нее патриотических качеств и убеждений происходит в новой обстановке. Это проявляется в том, что нынешняя молодежь представляет собой первое поколение постсоветского периода, поэтому она несет в себе его противоречия и социальные болезни. Здесь необходимо учитывать влияние рынка, психологические и личностные адаптации молодежи к новым условиям жизни. В молодежную среду внедрились коммерческие структуры, которые предлагают молодым людям изобилие материальных благ, но не интеллекта. В сознании молодежи приоритет получили деньги, материальное благополучие, материальные удовольствия, карьера, высокий заработок, личный эгоизм. Опасный и разрушительный характер для здоровья приобретают алкоголизм, курение и наркомания. Нарастает политическая апатия. Молодые люди равнодушно относятся к политическим событиям, снижается их интерес к отечественной истории, культуре, к музыке, искусству, театру и родному языку. Как следствие этого-невежество в поведении, безвкусица в одежде и внешнем виде. Ради карьеры, наживы, безопасного бизнеса многие из них мечтают жить и работать за границей.

Но данная ситуация не является безнадежной и безвыходной. Основным условием, обеспечивающим успех в преодолении негативных явлений в жизни и поведении молодежи, являются практические действия, направленные на изучение настроений, интересов и потребностей молодых людей. При этом очень важно обеспечить индивидуальный подход к каждому члену коллектива, учитывать его способности, знания и наклонности, своевременно реагировать на изменяющиеся трудности в учебе, быту и культуре поведения. В то же время, группа не должна замыкаться в себе, только в собственных проблемах и заботах, она должна подниматься над обыденностью, обывательскими интересами, живо откликаться на все важнейшие события в жизни университета, города, области и страны. Для каждого молодого студента нашего университета должно стать привычкой и правилами - не оставлять без внимания новинки художественной литературы, постоянно обсуждать популярные статьи по вопросам экономики, культуры, политики и искусства, активно заниматься спортом в кружках художественной самодеятельности, научно-технического творчества. Так же группа должна участвовать в движении за высокие показатели в учебе, укреплять сознательные дисциплины и высокую активность в общественных делах. Необходимо обеспечить широкое распространение передового опыта группового и факультетского самоуправления, воспитания и самодеятельного творчества студентов университета. Только многоплановая, широкая по масштабам, интересная и содержательная по качеству воспитательная и организационная работа позволит ставить и достигать общезначимые цели, добиваться создания социокультурной среды в вузе, в соответствии с ФГОС 3-го поколения.

Молодежь должна иметь свои площадки практических дел, основанных на инициативе, творческом почине и активном участии членов коллектива в общественной жизни, в создании здоровой культурной среды, в организации содержательного досуга, авторитетных и влиятельных органов самоуправления.

Современный студенческий коллектив является многонациональным. В университете стремятся получить высшее профессиональное и гуманитарное образование юноши и девушки из Китая, Таджикистана, Молдовы, Азербайджана и других стран Ближнего и Дальнего зарубежья. Поэтому вопросы о формировании межнационального взаимодействия, духовного плюрализма, толерантного мышления становятся актуальными для создания атмосферы открытого диалога между представителями разных наций и народов. Вопросы включают укрепление дружбы и взаимообогащение достижениями национальных культур, знания науки и техники, уважение национальных традиций, обычаев, нравственных и религиозных ценностей обеспечивают безопасность в городе, снижают психологическую напряженность во взаимоотношениях молодых людей разных национальностей, способствуют росту их самосознания, интеллектуального и образовательного уровня. Используя богатейший арсенал форм и методов воспитательной работы, мы должны позаботиться о создании интеллигентной прослойки, сохранении общих для всех ценностей. Эта кропотливая постоянная работа требует умных и взвешенных решений, продуманной, системной и договоренной программы, рассчитанной на весь период обучения в вузе. Обеспечить гармоничное развитие межнациональных отношений мы можем лишь при условии опоры на русскую культуру, русский язык, на российскую историю и литературу.

Как отмечено в решении коллегии Минобрнауки России от 18 июня 2913 г., нам необходима стратегия молодежной политики, основанная на сознательном патриотизме, гордости за свой народ, его историю, уникальную культуру и великий язык. Перед нами стоит самая ответственная задача – сохранить честную правду и богатейшее наследие героических, трудовых, нравственных и духовных традиций армии и народа, чтоб всегда гордиться их величайшим подвигом, помнить о самой дорогой цене, заплаченной за мир, благополучие и гарантированное будущее.

В целом, несмотря на разные обстоятельства и кризисные ситуации, наша молодежь сохраняет здоровый тонус своего поведения, она связывает решение своих проблем с нынешним политическим строем, новыми реальностями внутри страны и необратимыми переменами в экономике, политике и воспитательной работе. «И главное, - писал Президент РФ В. В. Путин, - мы будем объяснять нашей молодежи, что важнейшим конкурентным преимуществом являются знания, которых нет у других, интеллектуальное превосходство, умение не догонять, а следовать в фарватере, а идти на опережение своим путем. Только от нас зависит, как мы ответим на сегодняшние вызовы и как используем свой шанс, чтобы укрепить себя и свое положение в быстро меняющемся мире».



Таким образом, формирование социокультурной среды в вузе предполагает:

  1. Активную роль студенческой группы в общественной жизни.

  2. Успешное освоение учебной программы, овладение каждым студентом знаниями на уровне требований современного общества.

  3. Особое внимание пропаганде боевых, трудовых и исторических традиций страны и народа, воспитанию юношей и девушек на примерах и практических уроках прошлой истории Отечества, многообразия и своеобразия развития современной России.

  4. Динамичное формирование и выражение общественного мнения по актуальным проблемам воспитания молодежи, подготовка кадров молодых специалистов для модернизованной и инновационной экономики России.

  5. Обеспечение каждому молодому человеку понимания сущности и последствий происходящих реформ и преобразований, необратимых перемен в стране и в духовном образе мышления современного человека.

  6. Использование свободного времени для духовного обогащения, приобретения новых знаний, активного участия в научных исследованиях, творческих делах и занятия спортом.

  7. Формирование такой нравственной атмосферы внутри каждого коллектива, которая будет территорией, свободной от курения, алкоголизма и наркомании. Полный запрет на проникновение в молодежную среду негативных и вредных привычек позволит вырастить и воспитать здоровое поколение молодых людей, способных успешно жить, работать и управлять делами в современной России.

Борьба за здоровый образ жизни, за нравственные и духовные ценности, за воспитание сильных духом, стойких и убежденных патриотов своей Родины, должна стать внутренней потребностью каждого студента, нормой жизни каждого студенческого коллектива университета.


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница