Название: Интеллектуальная викторина



Скачать 126.08 Kb.
Дата26.06.2016
Размер126.08 Kb.
Описание методической разработки
Название: Интеллектуальная викторина «Своя игра»

Краткая аннотация. Разработка представляет собой внеклассное мероприятие, которое проводится среди учащихся старших классов школы. Мероприятие проводится в рамках недели предметов естественно–математического цикла. Аналог телевизионной викторины «Своя игра».

Учебные предметы: информатика, математика, физика, химия, биология.

Уровень образования школьников. Для участия в викторине не требуется углубленных знаний по указанным предметам, однако необходим широкий кругозор, знания, полученные на кружках, внеклассных занятиях, общая эрудиция.

Форма учебной работы: внеклассная.

Полное описание разработки

Приобретаемые навыки. В ходе игры учащиеся приобретают навыки общения, навыки поведения в затруднительной ситуации, активизируется долговременная память, активность учащихся, способность переключать внимание с одного учебного предмета на другой. Повышается эрудиция как игроков, так и зрителей.
Особенности роли учителя. Роль учителя заключается в подготовке вопросов викторины и компьютерной презентации по этим вопросам, в подборе участников игры, в подготовке ведущих и учащихся, проводящих паузы между турами. Велика роль учителя в эмоциональном настрое детей на игру, который необходим, чтобы мероприятие прошло интересно, задорно, дало положительный эмоциональный заряд учащимся.
Технологические особенности. Для проведения игры необходимо следующее оборудование: компьютер и проектор, компьютерная презентация «Своя игра», карточки с цифрами для подсчета баллов, «смайлики» разных цветов, изготовленные из картона для игроков, вопросы викторины с ответами для ведущего, вопросы мини-викторины для зрителей, презентация «Легенда о шахматной доске», призы.
Организация работы
Организация подготовки к игре. Необходимо подготовить по 12 вопросов по предметам: математика, информатика, физика, химия, биология. Вопросы разделить на три уровня сложности: стоимостью 100, 200 и 300 баллов. Внести составленные вопросы в компьютерную презентацию. Участники игры выбираются заранее по желанию. Всего 9 игроков. Для проведения игры необходимо 2 ведущих, один из которых управляет компьютерной презентацией, другой задает вопросы, два человека для подсчета баллов игроков, 4 человека задействованы для проведения пауз между турами игры.

Цели игры:

  • Учебная – совершенствование, обобщение и закрепление знаний учащихся по предметам естественно-математического цикла, осуществление межпредметных связей.

  • Развивающая – развитие мышления, памяти, внимательности.

  • Воспитательная – развитие познавательного интереса, воспитание культуры общения

Задачи игры:

  • Повторение и обобщение знаний.

  • Формирование системно-информационного подхода к анализу окружающего мира.

  • Формирование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией.

  • Формирование умений и навыков, которые носят в современных условиях общенаучный, общеинтеллектуальный характер.

Ход игры

1. Начало игры
Ведущий:
-Здравствуйте, дорогие ребята и взрослые!

Сегодня мы проводим викторину «Своя игра!».

Цель игры – популяризация знаний по предметам естественно-математического цикла. Игра проходит среди учащихся 9-12 классов. Сегодня мы проверим ваши знания по математике, физике, химии, информатике, биологии. Наша цель узнать, кто из вас имеет больше всего знаний по этим предметам. Победители будут награждены дипломами и призами.
-Внимание! Объявляю участников игры! (Представить всех игроков).
Правила игры.

Игра состоит из трех туров. В каждом туре участвуют по 3 игрока. Победители каждого тура играют в финале. Таким образом, мы определим одного победителя.

В ходе игры участник выбирает категорию вопросов (это математика, информатика, физика, химия, биология) и стоимость вопроса: 100, 200 или 300 баллов. Отвечает на вопрос тот, кто первым поднимет смайл. При правильном ответе кол-во баллов игрока увеличивается, при неправильном – баллы снимаются. Отвечать надо быстро, ответы не обсуждаются. Если Вам попался «кот в мешке», то вы отдаете свой вопрос любому из игроков на выбор, при этом категория и стоимость вопроса неизвестны, выбранный игрок обязан дать ответ на вопрос.
Счетная комиссия, которая будет считать баллы – (назвать)
А теперь выберем игроков первого тура! Для этого мы поступим следующим образом.

Я задаю вопрос. Кто первым ответит, тот и будет первым игроком. Этот игрок выбирает себе второго игрока, с которым он будет соперничать, а второй игрок – третьего.


Внимание, вопрос! (один из вопросов)
Около 200 лет назад на знаменитой улице одного знаменитого города был открыт “храм очарований, или механический, физический и оптический кабинет”. В нём были собраны лучшие работы народных умельцев того времени. Где это было? (Санкт – Петербург, Невский проспект).
Добавьте к названию косметической мази три буквы в конце слова, и вы получите название химического элемента, применяемого в электронике. (кремний)
Добавьте к названию реки Сер в северо-восточной Франции одну букву в конце слова, и Вы получите название «адского» элемента. (сера)

-выбрать второго и третьего игрока.


Итак, игроки готовы. Зрителей прошу не выкрикивать, не подсказывать, так как в этом случае ответ засчитан не будет, и баллы будут сняты.
Начинаем игру!
2. Перед вторым, третьим туром.
Победитель первого (второго) тура - _____.

Дадим право победителю предыдущего тура выбрать игрока второго (третьего) тура.

А теперь первый игрок выбирает второго, а второй третьего.

Начинаем игру!


3. Подведение итогов.

Вот он – победитель! Он проявил знания, находчивость, смекалку в нашей игре.

Поздравляем! (награждение).

Огромное спасибо участникам игры, всем, кто помогал проводить игру, учителям за подготовку вопросов, зрителям, активно поддерживающим своих игроков. Наша игра прошла весело, интересно, мы узнали много нового и проверили свою эрудицию.


Вопросы первого тура

Математика

100

От какого глагола произошло слово «точка»? (ткнуть)



200

Какое геометрическое тело получается, если прямоугольный треугольник вращать вокруг одного их катетов? (конус)



300

Во сколько раз увеличится величина угла, если на него смотреть через лупу, увеличивающую в 4 раза? (ни во сколько)


Информатика

100

Глобальная компьютерная сеть (Интернет)



200

Программа, способная к саморазмножению (вирус)



300

Как называется эта программа? (Power Point)


Физика

100 Вам попался Кот в мешке! Кому вы отдадите вопрос?

математика200

Кто из этих математиков был чемпионом Олимпийских игр? Укажите его портрет. (Пифагор)



200

300

Изобретенный в III веке нашей эры в Китае прибор «чи-нан» заменил мореходам птиц.

Что это за прибор? (компас)
Химия

100

Какое это вещество и к какому классу оно относится? Н2SO4 (серная кислота, класс кислоты)



200

Вещество, раствор которого проводит электрический ток. (электролит)



300

На пирах у Киевского князя ее ставили в золотой посуде на стол, где сидели князь и его приближенные. А гости попроще уходили с княжеского пира «не солоно хлебавши».

Что это? (соль)

Биология

100

Кожа лягушки покрыта влажной слизистой пленкой. Какое значение имеет влажность кожи для жизни лягушек? (осуществляется газообмен, кожное дыхание)



200

Платяная моль – бабочка, не имеющая рта. Наносит большой вред мебели, одежде.

В отчете текстильной промышленности Англии сообщалось, что моль ежегодно съедает 3500 тонн тканей? (вещи ест личинка)

Как может моль «съедать» такие несъедобные вещи?



300

Любопытную историю рассказал известный натуралист К.Брем про одного араба, уснувшего на скале. Когда он наутро проснулся, то оказался совершенно голым: за ночь насекомые съели всю его одежду.

О каких насекомых идет речь? (термиты)
Вопросы второго тура

Математика

100

Цифровой знак, обозначающий отсутствие величины (0)



200

Вам попался Кот в мешке! Кому вы отдадите вопрос?

Физика 100. Назовите лишнего ученого: Ньютон, Попов, Дарвин, Галилей
300

Расположите следующие понятия так, чтобы каждое последующее включало в себя предыдущее. (четырехугольник, параллелограмм, ромб, квадрат)


Информатика

100

Устройство, которое позволяет компьютерам связываться друг с другом при помощи телефонных линий связи. (модем)



200

Как называется главный экран Windows? (рабочий стол)



300

Как называется эта программа? (movie maker)


Физика

100

Назовите лишний прибор: вольтметр, манометр, амперметр, омметр



200

  • Этот объект оказывает большое влияние на мировой океан

  • Дал название камню

  • Первыми посетителями явились американцы

  • Собаки и волки к нему неравнодушны (луна)

300

Она бывает торговая и мертвая, связанная с кипением, замерзанием, росой, кроме того изолированной. От ее наличия зависят длительность, фокус.

Назовите ее (точка).
Химия

100

Есть просто газ – легчайший водород.

Есть просто кислород, а вместе это –

Июньский дождь от всех своих щедрот,

Сентябрьские туманы на рассветах.

О чем идет речь? (вода)



200

Из меня состоит все живое.

Я графит, антрацит и алмаз.

Я на улице, в школе и в поле.

Я в деревьях и в каждом из вас. (углерод)

300

Назовите вещество С6H12O6. (Глюкоза)


Биология

100 Назовите это животное (панда)

200 Второе название класса земноводных (амфибии)

300 Этот ученый провел опыт на собаке, назвав его «мнимым кормлением» и доказал влияние нервной системы на работу желудка. (Павлов)
Вопросы третьего тура

Математика

100

Какая цифра была введена в математику последней? (0)



200

Что такое абак? (счеты)



300

На каком языке впервые было произнесено слово АЛГЕБРА? (на арабском, «Алджабр, узбекский математик, Мухаммед – ал – Хорезми)


Информатика

100

Как называется эта программа? (Paint)



200

Устройство для обработки информации, «мозг» компьютера. (процессор)



300

Устройство для ввода графической и текстовой информации с бумажных носителей в компьютер (сканер).


Физика.

100

Назовите лишнюю приставку: нано, микро, Милли, мега.



200

  • Прибор для измерения этой величины в переводе означает «измеряю тяжесть»

  • С увеличением высоты уменьшается

  • Влияет на температуру кипения жидкости (давление)

300

Какой олимпийский девиз напрямую связан с изображенными буквами v, h, F? (быстрее, выше, сильнее)


Химия

100

Газ, используемый в световых рекламах (неон)



200

Процесс распада электролита на ионы (электролитическая диссоциация )



300

Вам попался Кот в мешке! Кому вы отдадите вопрос?

Биология200 К какому классу относятся эти животные? (млекопитающие)
Биология.

100

Назовите это животное (дикобраз)



200

Второе название класса пресмыкающихся (рептилии)



300

При восхождении в горы у здоровых туристов развивается «горная болезнь» - одышка, сердцебиение, головокружение, слабость. Эти признаки отсутствуют у пастухов, живущих высоко в горах.

Какие изменения произошли в их крови? (увеличилось кол-во эритроцитов)
Вопросы финального тура.

Математика

100

Ее знакомство с математикой произошло в 8 лет, так как стены ее комнаты были оклеены листами с записями лекций по математике профессора Остроградского.

Кто она? (Софья Ковалевская)
200

Числовая последовательность

имеет вид:

3, 1, 4, 1, 5,… Назовите два следующих числа последовательности. (1,6)


300

Квадрат и ромб имеют одинаковые стороны. Площадь какой фигуры больше? (квадрата)


Информатика

100

Устройство для вывода информации на бумагу. (принтер)


200

Какой кнопкой мыши вызывается контекстное меню? (правой)



300

Что больше? 1000 байт или 1 килобайт? (1 килобайт)


Физика

100

Для изучения одного явления этот ученый забирался на Пизанскую башню. Назовите этого ученого. (Галилей?)


200

Ученый, открывший этот закон, родился в городе Сиракузы. Действует в жидкости и в газе. Братья Монгольфье воспользовались этим законом. Закон открыт в ванне. (Закон Архимеда)


300

Что, по мнению физиков-шутников, является самым темным местом в физике? (свет)


Химия

100

Приснилось: он открыл закон.

А также правило простое:

Ученый должен отдыхать,

Но и во сне не знать покоя,

Тогда открытие любое

Вовек не сможет он проспать.

О каком ученом идет речь? (Менделеев)
200

Самый электро- отрицательный элемент (фтор)


300

Кислота, которая легко разлагается на углекислый газ и воду. Применяется для производства газированных напитков. (угольная)


Биология

100

Назовите это животное (леопард)


200

Вам попался Кот в мешке! Кому вы отдадите вопрос?

Химия300. Элемент, с помощью которого можно обнаружить крахмал. (йод)

300

В древней Индии для решения вопроса о виновности или невиновности подсудимому иногда предлагали съесть сухой рис. Если обвиняемый его съедал, считалось, что он невиновен, если нет, то виновен.

На основе каких знаний применялось «испытание» рисом? (при волнении уменьшается нарушение слюны и проглотить сухой рис невозможно)

Пауза после первого тура.
Вредные советы.

Проводят 2 учащихся.

- Если после дня, проведенного у компьютера, кружится голова, болит шея, краснеют и чешутся глаза, большинство пользователей сразу вспоминают страшные байки от радиации, исходящие от компьютера. Они не верят, что все это происходит по их вине. Мы воспользовались идеей замечательного писателя Григория Остера и придумали вредные советы для подобных горе-любителей компьютера.


-Никогда не мойте руки,

Монитор, клавиатуру.

Это глупое занятие

Не приводит ни к чему.

Вновь испачкаются руки,

Монитор, клавиатура.

Так зачем же тратить силы,

Время попусту терять.
-Грязная клавиатура является источником распространения вредных микробов, поэтому надо регулярно протирать ее спиртом, не допускать сильного загрязнения. Грязь и пыль на мониторе ухудшает качество изображения, поэтому необходимо регулярно стирать с него пыль.
-Хочешь зрение улучшить-

Сядь поближе к монитору,

Лучше сразу носом ткнуться

И сидеть так часов десять.

И тогда уж через месяц

Будет глаз как у орла.
-Чтобы глаза не уставали и зрение не ухудшалось, надо сесть подальше от монитора, оптимально – 70 см. Зашторьте окна, чтобы не было бликов на экране, включите лампу с рассеянным светом. Обязательно делайте зарядку для глаз.
-Нет приятнее занятья,

Чем, сутулясь сильно-сильно

Посидеть у монитора.

Тренируйтесь ежедневно,

И наступит день счастливый-

Вас в какое-нибудь царство

Примут главным горбуном.
- У тех, кто неправильно сидит за компьютером, со временем будут возникать серьезные проблемы с мышцами и суставами. Нельзя сутулиться. Надеемся, что наши «вредные советы» помогут вам быть здоровыми!
Пауза после второго тура.
Легенда о шахматной доске (рассказ сопровождается презентацией «Легенда о шахматной доске»). Проводит 1 учащийся.
Индийцы увлекались большими числами. Легенды говорят о том, что наибольшим почетом в народных собраниях пользовался тот, кто лучше всех считал. Вот одна из индийских легенд о «шахматной задаче».

Когда царь Шерам познакомился с игрой в шахматы, он пришел в неописуемый восторг от такого мудрого изобретения. Узнав, что придумал ее один из его подданных по имени Сета, царь велел позвать его во дворец, чтобы достойно наградить за остроумную выдумку.

Сета долго отказывался от награды, но, наконец, увидев, что повелитель начинает проявлять нетерпение, он попросил выдать ему за первую клетку шахматной доски одно пшеничное зерно, за вторую – два, за третью – четыре, за четвертую – восемь и так далее, за все 64 клетки, удваивая каждый раз количество зерен.

Царь разочарованно махнул рукой, обидевшись на изобретателя за его чересчур скромную просьбу, а Сета, лукаво улыбнувшись, отправился домой.



В какой же ужас пришел Шерам, когда ему доложили, что не только в его кладовых, но и на всей Земле не найдется такого количества зерна, чтобы расплатиться с Сетой. В результате расчетов получилось, что царь должен выдать в награду изобретателю шахмат количество зерен, которое в числовой записи выглядит так: 18 440 744 073 709 551615. Если эта цифра вам мало о чем говорит, то представьте себе зернохранилище, в котором поместилось бы такое количество зерна. При высоте 4 метра и ширине 10 метров его длина составила бы 800 миллионов километров – в два раза больше, чем от Земли до Солнца! Для такого урожая необходимо поле, которое превосходит по величине всю сушу земного шара в 28 раз.
Пауза после третьего тура.
Мини-викторина для зрителей.

Проводит 1 учащийся.

(ответившему на вопрос вручается чупа-чупс)


    1. У этого животного две правые ноги и две левые ноги, две ноги спереди, и столько же сзади. Сколько ног у этого животного? (4)

    2. У какого слона нет хобота? (у шахматного).

    3. Назовите цветочную позу йога. (лотос)

    4. Он изобрел могучее средство ведения войны, о чем потом очень сожалел, поэтому, наверное, и завещал часть средств из своего капитала на премию за деятельность по укреплению мира. (А.Нобель)

    5. В переводе с английского windows – это …? (окна)

    6. Сколько будет разделить полтину на половину? (рубль)

Приложение. К сожалению, из-за ограничения размера приложения я не могу приложить готовую презентацию. Но прилагаю заготовку, в которую Вы можете внести вопросы, предложенные мной или любые другие вопросы и иллюстрации.


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница