Некрасовская олимпиада положение



Скачать 205.3 Kb.
Дата04.06.2016
Размер205.3 Kb.
НЕКРАСОВСКАЯ ОЛИМПИАДА
ПОЛОЖЕНИЕ

Олимпиада по педагогике для учащихся педагогических классов

г. Костромы и Костромской области

в 2014-2015 учебном году
Олимпиада по педагогике ориентирована на создание атмосферы, способствующей развитию представлений школьников о будущей педагогической деятельности, условий для их самовыражения. Содержание Олимпиады предусматривает задания, позволяющие продемонстрировать уровень овладения педагогическими знаниями и использование их при решении профессионально-педагогических задач, уровень профессионального самоопределения личности. Олимпиада позволит развивать общекультурные и деятельностные компетенции, востребованные современными педагогами, что достигается путем:

  1. повышения интереса к педагогической профессии за счет конкурсного участия;

  2. стимулирования активности и самостоятельности школьников в отборе, анализе, использовании психолого-педагогических знаний и самостоятельном конструировании педагогической действительности;

  3. совершенствования коммуникативных навыков, приобретения опыта индивидуальной и коллективной работы в решении педагогических задач;

  4. развития творчества учащихся педагогических классов.




  1. ЦЕЛИ ОЛИМПИАДЫ

Целью проведения олимпиады по педагогике является включение школьников в процесс совершенствования допрофессиональной подготовки в педагогических классах в условиях современных образовательных преобразований; активизация деятельности педагогических классов области; выявление наиболее эрудированных, творческих, активных, учащихся.
II. ЭТАПЫ ОЛИМПИАДЫ
Олимпиада проводится в один этап, включает задания теоретического и практического характера для учащихся 10 и 11 класса.

Сроки проведения: ноябрь 2014 - январь 2015 года.


III. УЧАСТНИКИ ОЛИМПИАДЫ
В олимпиаде участвуют ученики 10-11х педагогических классов г. Костромы и Костромской области. Ограничений по количеству и составу участников не предполагается. Задание 1 и 2 для 10 и 11 класса является строго индивидуальным; остальные задания могут выполняться группой от 2 до 5 человек.

Участником олимпиады может стать педагогический класс образовательного учреждения. Для всего педагогического класса предусмотрено отдельное задание.

Требования к участникам:


  • Наличие педагогических знаний.

  • Понимание специфики педагогической профессии.

  • Умение анализировать теорию и практику образования в их взаимосвязи.

  • Умение оперировать современным категориальным аппаратом педагогики.

  • Умение решать практические педагогические задачи.

  • Умение представлять результаты своей деятельности.


IV. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ОЛИМПИАДЫ
Организаторами олимпиады являются представители федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Костромской государственный университет имени Н.А.Некрасова». Олимпиада проводится заочно. Для участия в Олимпиаде руководители педагогических классов после получения пакета заданий, направляют в адрес КГУ им. Некрасова в Институт профессионального развития Заявку.

Выполнение заданий осуществляется в течение ноября 2014 - января 2015 года. Результаты направляются на бумажном или электронном носителе до 15 января 2015 года в в Институт профессионального развития по адресу: г. Кострома, ул. 1 Мая 14, корпус «А», ауд. 3-211, или на электронный адрес: odpo@ksu.edu.ru, timoninali63@mail.ru

Работа должна иметь титульный лист с указанием школы, класса, фамилии и имени участника, фамилии, имени, отчества руководителя (учителя).
V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
Так как задания могут выполняться группой и индивидуально, подведение итогов идет в личном и командном зачете, по каждому заданию отдельно и суммарно по всем выполненным заданиям. Итоги подводятся отдельно для учащихся 10 и 11 классов. По итогам олимпиады присуждаются 1,2,3 места; участникам вручаются дипломы лауреатов олимпиады.

Согласно Правилам приема в Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Костромской государственный университет имени Н.А.Некрасова», поступающие на обучение вправе представить сведения о своих индивидуальных достижениях, результаты которых учитываются при приеме на обучение. При приеме на обучение по программам бакалавриата, программам специалитета организация высшего образования начисляет баллы за следующие индивидуальные достижения: участие и результаты участия поступающих в олимпиадах, конкурсах, проводимых КГУ им. Н.А. Некрасова в целях выявления и поддержки лиц, проявивших выдающиеся способности. Победители и призеры олимпиады получают дополнительно к результатам ЕГЭ 10 баллов, участники – 5 баллов.


В 2015 году исполняется 115 лет С.И.Ожегову, одному из создателей толкового словаря русского языка.

Грамотная русская речь - одно из важных качеств учителя, воспитателя. Уметь правильно, ясно, понятно, увлеченно, убедительно говорить – это мастерство и талант педагога.

Олимпиада по педагогике 2015 года посвящается С.И.Ожегову, русскому языку, слову, учителю.

Тема олимпиады «Словарная работа»
Задания для олимпиады по педагогике и психологии для учащихся 10 педагогических классов

  1. Эссе «Как слово наше отзовется» о словах, которые можно и нельзя говорить учителю.

  2. Творческий педагогический проект «Неслучайная перемена». Подготовка и организация необычной школьной перемены.

  3. Кроссворд «Основные категории педагогики».


1. Эссе «Как слово наше отзовется» о словах, которые можно и нельзя говорить учителю.

Памятка: эссе - разновидность очерка, в котором главную роль играет изображение впечатлений, раздумий и ассоциаций. Эссеистический стиль отличается образностью, афористичностью, близостью к разговорной речи. В эссе представлены рассуждения, подчеркивается субъективность отношения.

(Краткий словарь литературоведческих терминов)



Цель конкурса: выявить умение вычленять сложные и важные вопросы педагогической теории и практики, рассуждать на проблемные темы.

Организация конкурса: работа по написанию педагогического эссе носит индивидуальный характер.

Критерии оценки:

  • адекватность понимания темы;

  • опора на понятийный аппарат педагогики;

  • интеграция философских, психологических, педагогических знаний;

  • аргументированность и обоснованность собственной точки зрения на рассматриваемую проблему;

  • яркость и образность изложения (использование средств художественной изобразительности);

  • оригинальность изложения;

  • креативность мышления.

Шкала оценки:

1-3 балла - рассматриваемая проблема представлена нечетко и неубедительно, выявлены просчеты в логическом и стилистическом построении текста, индивидуальное восприятие показано слабо.

4-5 балла - тема раскрыта недостаточно полно; рассуждения автора, раскрывающие основную мысль, представлены, но логика рассуждения не всегда четкая и последовательная.

6-7 баллов - автор понимает суть рассматриваемой проблемы, представляет свою точку зрения, но недостаточно эмоционально и образно.

8-9 баллов - раскрыта сущность поставленной проблемы, хорошо представлена и обоснована индивидуальная позиция, текст изложения стилистически грамотен.

10 баллов - проявлено понимание актуальности и значимости рассматриваемой проблемы, четко выделена и аргументирована собственная точка зрения, отмечена художественность, оригинальность изложения.


  1. Творческий педагогический проект «Неслучайная перемена». Подготовка и организация необычной школьной перемены.

Придумайте и проведите самую необычную, полезную, интересную перемену или несколько перемен в своей школе. Оформите результаты в виде методической разработки.



Памятка: методическая разработка представляет собой текстовое изложение проведенного воспитательного мероприятия и должна включать в себя несколько разделов:

  • Титульный лист (название, форма проведения, на какой возраст детей рассчитано дело, автор, составитель разработки).

  • Цель. Она должна давать ответ на вопрос, чего мы хотим достичь, проводя данное мероприятие.

  • Задачи (образовательные, воспитательные, развивающие). Они должны конкретизировать цель и отвечать на вопрос: для чего мы проводим данное дело.

  • План подготовки (если дело готовилось вместе с детьми).

  • Место проведения, оформление, продолжительность.

  • Действующие лица и исполнители (при необходимости).

  • Сценарный план – текстовое изложение хода дела.

  • Методические рекомендации и советы по подготовке и проведению дела.

  • Необходимые для проведения дела инструменты и материалы.

  • Использованная литература.


Цель конкурса: выявить практические умения по подготовке воспитательных мероприятий.

Организация конкурса: работа по подготовке и проведению необычных перемен может быть индивидуальной или групповой (группа до 3 человек).

Критерии оценки:

  1. Соответствие требованиям к оформлению методической разработки

  2. Соответствие заявленной тематике

  3. Соответствие возрастным особенностям детей

  4. Целостность (соответствие цели, содержания, формы)

  5. Владение профессиональной лексикой

  6. Оригинальность

  7. Креативность

  8. Связь с практикой

  9. Главные критерии: необычность, полезность, интересность проведенных перемен.

Шкала оценки:

1-3 баллов — Методическая разработка соответствует требованиям, предъявляемым к тематике и оформлению, но не соответствует возрастным особенностям детей, требованию целостности, выполнена не творчески, не оригинально.

4—5 баллов - Методическая разработка соответствует требованиям, предъявляемым к тематике и ее оформлению, соответствует возрастным особенностям детей, может быть реализована в других школах, но нарушена целостность во взаимосвязи целей, задач, содержания и формы, выполнена не творчески, не оригинально.

6-7 баллов – Методическая разработка соответствует требованиям, предъявляемым к тематике и ее оформлению, соответствует возрастным особенностям детей, может быть реализована в школе, частично отвечает требованиям целостности, выполнена не творчески, не оригинально.

8-9 баллов – Методическая разработка соответствует требованиям, предъявляемым к тематике и ее оформлению, соответствует возрастным особенностям детей, может быть реализована в других школах, отвечает требованиям целостности, но выполнена недостаточно творчески, и оригинально. Главный критерий перемены – польза.

10 балловМетодическая разработка соответствует требованиям, предъявляемым к тематике и ее оформлению, соответствует возрастным особенностям детей, требованию целостности, выполнена творчески, оригинально. Перемены отличаются необычностью, полезностью, интересны участникам.


  1. Кроссворд «Основные категории педагогики»


Цель конкурса: выявить представления об основных категориях педагогики

Организация конкурса: работа связана с решением кроссворда выполняется индивидуально.

Критерии оценки:

  1. правильность заполнения кроссворда

Шкала оценки:

1-3 баллов — работа выполнена до 20%;

4—5 баллов - работа выполнена на 21- 45%;

6-7 баллов - работа выполнена на 46- 65%;

8-9 баллов - работа выполнена на 66 — 90%;

10 баллов — работа выполнена на 91-100%.














1





























































2











































3









































































4





























































5

















































6





























































7














































8



































































9























































10



































































11












































По горизонтали (начальная буква слова стоит в клетке после клетки с указанием номера данного слова)

1. форма организации учебной деятельности в школе, при которой учитель занимается в рамках точно установленного времени с постоянным составом учащихся – классом, по твердому расписанию, используя разнообразные методы для достижения поставленных им дидактических целей, определяемых требованиями учебной программы

2. целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни

3. совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования

4. управление делами общности, организации или коллектива, самостоятельно осуществляемое их членами либо через выборные органы, либо непосредственно

5. результаты познания, научные сведения; совокупность сведений в какой-либо области, наличие понятий, представлений о чем-либо

6. способ взаимодействия воспитателя и воспитанников, учителя и ученика используемый для реализации обозначенных образовательных целей и задач

7. действие приобретенное в результате многократного его выполнения; действие доведенное до автоматизма

8. деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства

9. системная совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей

10. лицо, пользующееся уроками и наставлениями другого в какой-либо области знаний, последователь, сторонник учения или практической деятельности кого-либо. С.Л. Соловейчик в своей книге «Час ученичества» написал о том, что всей своей жизнью его идеальный образ создал М.В.Ломоносов. Его образовывала жизнь и школа. Жизнь давала запас впечатлений, обостряла любознательность, оттачивала характер. Школа – это хорошие книги и хорошие учителя. «Дерзость нужна в науке; в учении же требуется смирение перед наукой… И вряд ли тот, кто не склонялся перед огромностью знания во время учения, - вряд ли сможет он дерзать, когда выучиться»

11. в сочетании со словами «коллективное творческое» было введено в обиход Игорем Петровичем Ивановым, как социальная деятельность детской группы, направленная на создание нового продукта


По вертикали у вас получится слово, обозначающее единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции, определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов
Задания для олимпиады по педагогике и психологии для учащихся 11 педагогических классов

1. Викторина «Школа»

2. Исследовательский проект «Урок для ученика»

3. Эссе «Мой самый счастливый школьный день»


1. Викторина «Школа»

Цель конкурса: выявить знания по истории образования

Организация конкурса: Задание выполняется индивидуально или группой не более 3 человек.

Критерии оценки:

  • правильность ответа на вопросы

  • обоснованность собственной точки зрения

Шкала оценки:

1-3 баллов — работа выполнена до 20%;

4—5 баллов - работа выполнена на 21- 45%;

6-7 баллов - работа выполнена на 46- 65%;

8-9 баллов - работа выполнена на 66 — 90%;

10 баллов — работа выполнена на 91-100%.
1. Когда и где возникли первые школы?

2. Каково первоначальное значение слова «школа»?

3. Придумайте основания и классифицируйте следующие типы школ: лицей, гимназия, церковно-приходская школа, народное училище, реальное училище, школа рабочей молодежи, общеобразовательная школа, вечерняя школа, воскресная школа, специальная школа, школа – интернат, лесная школа, школа цифрового века, школа-парк.

4. Дайте определения следующим словам: эдубба, сян, сюй, агела, дидаскалейон, палестра.

5. Перед вами перечень основные педагогических профессий прошлого и настоящего, дайте их толкование, определите специфику: воспитатель, гувернёр, дядька, ментор, наставитель, наставник, педагог, пестун, поучатель, преподаватель, руководитель, учитель.

6. Кого считают основателем классно-урочной системы?

7. Кто был основателем первой гимназии в России?

8.  На рубеже XIX–XX вв. в России создаются воспитательно-образовательные учреждения, отличающиеся от традиционной школы содержанием воспитания и обучения и его организацией: «Дом свободного ребенка», «Сетлемент»,«Детский труд и отдых». Кто был основателями этих учреждений и чем они отличались от традиционной школы?

9.
2. Эссе «Мой самый счастливый школьный день»
Цель конкурса: выявить умение вычленять сложные и важные вопросы педагогической теории и практики, рассуждать на проблемные темы.

Организация конкурса: работа по написанию педагогического эссе носит индивидуальный характер.

Критерии оценки:


  • адекватность понимания темы;

  • опора на понятийный аппарат педагогики;

  • интеграция философских, психологических, педагогических знаний;

  • аргументированность и обоснованность собственной точки зрения на рассматриваемую проблему;

  • яркость и образность изложения (использование средств художественной изобразительности);

  • оригинальность изложения;

  • креативность мышления.

Шкала оценки:

1-3 балла - рассматриваемая проблема представлена нечетко и неубедительно, выявлены просчеты в логическом и стилистическом построении текста, индивидуальное восприятие показано слабо.

4-5 балла - тема раскрыта недостаточно полно; рассуждения автора, раскрывающие основную мысль, представлены, но логика рассуждения не всегда четкая и последовательная.

6-7 баллов - автор понимает суть рассматриваемой проблемы, представляет свою точку зрения, но недостаточно эмоционально и образно.

8-9 баллов - раскрыта сущность поставленной проблемы, хорошо представлена и обоснована индивидуальная позиция, текст изложения стилистически грамотен.

10 баллов - проявлено понимание актуальности и значимости рассматриваемой проблемы, четко выделена и аргументирована собственная точка зрения, отмечена художественность, оригинальность изложения.
3.Исследовательский проект на тему «Урок для ученика»
Цель конкурса: выявить сформированность исследовательских умений школьников.

Организация конкурса: работа может быть выполнена индивидуально или в группе до 3 человек.

Задание предусматривает выполнение исследовательского проекта по предложенному основополагающему вопросу.



Для этого необходимо:

  1. Сформулировать творческое название проекта.

  2. Сформулировать 2-3 проблемных вопроса к основополагающему.

  3. Сформулировать гипотезы по проблемным вопросам. Гипотезы являются возможными вариантами решения проблем. Например, ставим вопрос: каким должен быть урок, чтобы он побуждал учеников учиться? Гипотезой может служить размышление: чтобы ученики захотели учиться надо на уроке ...

  4. Составить план исследования (подбор источников информации, литературы, сбор данных, анализ, опросы, анкетирование, продумывание вариантов оформления и представления результатов).

  5. Доказательство выдвинутых гипотез на основе собранного материала.

  6. Оформление результатов исследования. Подготовка презентации по отчету о проделанной работе (это может быть доклад объемом не более 3 страниц печатного текста с иллюстрациями, электронная презентация, буклет, информационный бюллетень и др.) Результаты исследования должны включать описание, дать четкий ответ на вопрос: какой урок ученики будут считать своим?

Критерии оценки:

  1. Отражение в работе всех этапов исследования.

  2. Наличие четкого доказательного ответа на основополагающий вопрос проекта.

  3. Оформление результатов исследования.

Шкала оценки:

1-3 баллов — Проект имеет творческое название, но не имеет четких проблемных вопросов, гипотезы сформулированы без опоры на проблемные вопросы. Ответ на основополагающий вопрос не имеет четких доказательств.

4—5 баллов - Проект имеет творческое название, сформулированы проблемные вопросы, гипотезы. Ответ на основополагающий вопрос не имеет четких доказательств, нарушена целостность во взаимосвязи целей, вопросов исследование, гипотез и выводов. Работа оформлена не творчески, не оригинально.

6-7 баллов – Проект имеет творческое название, сформулированы проблемные вопросы, гипотезы. Ответ на основополагающий вопрос не имеет четких доказательств, нарушена целостность во взаимосвязи целей, вопросов исследование, гипотез и выводов. Работа выполнена творчески, оригинально.

8-9 баллов – Проект имеет творческое название, сформулированы проблемные вопросы, гипотезы. Ответ на основополагающий вопрос имеет четкие доказательства, не нарушена целостность во взаимосвязи целей, вопросов исследование, гипотез и выводов. Работа выполнена не творчески, не оригинально.

10 баллов — Проект имеет творческое название, четко сформулированы проблемные вопросы, гипотезы. Ответ на основополагающий вопрос имеет доказательства, не нарушена целостность во взаимосвязи целей, вопросов исследование, гипотез и выводов. Работа выполнена творчески, оригинально.


Желаем успеха!






База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница