Необходимо выявить информационные потребности общества



Скачать 92.19 Kb.
Дата01.05.2016
Размер92.19 Kb.
Необходимо выявить

информационные потребности общества
Марк АГРАНОВИЧ
Перед реформой образовательной статистики стоят три тесно взаимосвязанные задачи: нужно менять систему показателей, менять систему сбора информации и создавать систему статистики финансов в образовании.

У нас не хватает целого ряда показателей, которые давно и активно используются в мире и для целей управления, и для анализа образовательных систем – например, в связи с половыми различиями учащихся, трудоустройством выпускников. И, конечно, отражающие финансирование образования. Выпадают из обзоров учебные заведения, которые не подчинены Министерству образования (например, находящиеся в ведении МПС). В результате существующая на сегодня система показателей фактически никак не отражает информационные потребности пользователей!

Сейчас должен начаться проект по созданию статистических центров в десяти пилотных регионах. Первая задача, которая там ставится – это выявление информационной потребности в данных об образовании. Когда разговариваешь с наиболее «продвинутыми» руководителями региональных органов управления образованием, они говорят: «Я еще смогу свою потребность сформулировать, но мои заместители – не уверен!» Создание методики выявления такой потребности является проблемой само по себе. Кроме того, необходимо выявить информационную потребность работодателей, других структур регионального уровня, родителей… Именно информационные потребности различных групп общества должны лечь в основу новой системы образовательной статистики.

Система сбора статданных является многоканальной, многоступенчатой и технологически достаточно устаревшей. На федеральный уровень приходят данные, агрегированные на уровне региона, а проводить по ним анализ – то же самое, что лечить, исходя из средней температуры по больнице. Считать соотношение учащихся на одного преподавателя по области бессмысленно – так же, как и считать среднюю наполняемость учебных заведений по региону. Нужно выделять группы школ, имеющих общие параметры, выявлять их соотношение, динамику… А для этого необходимо создавать базу данных на основе форм, заполняемых учебными заведениями и поступающих непосредственно в Центр. В России порядка 70 тыс. учебных заведений, и современные средства обработки данных вполне позволяют справиться с таким массивом. Тогда можно будет говорить о каком-то серьезном анализе – межрегиональном, внутрирегиональном…

Очень существенный недосток существующих в образовании форм обязательной отчетности заключается в том, что в них плохо представлены данные по структуре расходов учебных заведений. Это не позволяет проводить оценки эффективности. Между тем отдельные обследования показывают негативную динамику: увеличение расходов на текущие нужды в ущерб расходам на развитие. Такие процессы необходимо отслеживать, а для этого – связываться с казначейской отчетностью, с обследованиями домохозяйств…

Мы попытались на основе результатов единого экзамена в Чувашии рассчитать нормативы подушевого финансирования и потребности в дополнительных средствах на повышение качества образования. То есть мы совместили качество (в формализованном его понимании – средний балл по школе и его соответствие среднему по республике) и структуру расходов на образование: разбили школы на шесть групп в зависимости от количества учащихся, по каждой группе выделяли те школы, которые соответствуют среднему баллу по республике, и те, которые выше – на 0,1 балла, 0,2 балла… Затем посчитали средний уровень затрат на образование одного учащегося в каждой из этих школ. В итоге обнаружилось своеобразное «насыщение»: дополнительные расходы на образование после некоторого момента не приносят качественных результатов. Это можно интерпретировать как свидетельство того, что нынешние педагогические технологии себя исчерпали и переход к более качественному образованию предполагает использование иных технологий…

Таким образом, можно предположить, что если сейчас существенно повысить финансирование школ, резкого подъема качества образования мы не увидим. Финансирование должно идти на новые технологии, на переподготовку, на развитие образовательного процесса, а не латание дыр! Пока же мы финансируем увеличивающееся (в расчете на число учащихся) количество преподавателей, из которых более 20% пенсионного возраста и которые при своей нищенской зарплате заняты проблемами выживания…

Вообще статистическое исследование результатов ЕГЭ позволяет сделать количественную оценку доступности образования по территориальным основаниям, а при условии получения дополнительной информации о социальном положении семей учащихся – и по социальным основаниям. Здесь по сути объединяются статистика и качественные характеристики… Можно проводить факторный анализ (при условии сбора дополнительных данных): в чем причины того, что в даннной школе (городе, области) результаты по данному предмету именно такие? Что влияет на оценку – начиная со структуры расходов и заканчивая наполняемостью классов?.. Я думаю, очень сильно будут влиять факторы, связанные с социальной ситуацией в районе (здесь, вероятно, понадобится статистика МВД). В Англии, где школы финансируются по подушевому нормативу, формируется отдельный фонд, примерно 20% от общей суммы расходов, чтобы дополнительно финансировать школы, которые работают в неблагоприятном социальном окружении (промышленный район, порт), либо со сложным контингентом учащихся, либо где много детей, для которых английский – не родной язык.

Важной задачей является создание системы индикаторов, позволяющей анализировать образовательную ситуацию в регионе и сравнивать регионы между собой. В рамках исследования расходов на финансирование образования в шести регионах мы попытались выделить факторы, определяющие степень готовности территории к восприятию новаций в системе образования: доля и уровень расходов на образование, соотношение сельского и городского населения, доля собственных доходов в бюджете и средний уровень оплаты труда… Один из этих формализованных показателей мы условно назвали «социально-экономическая ориентация региональной власти». И когда провели анализ, выяснилось, что основной, если не единственный, фактор, который реально влияет на динамику образовательной системы, на ее готовность к восприятию нового и на целый ряд качественных параметров – это именно последний.

Остальные индикаторы влияния практически не оказывали: бедный регион по относительным и даже абсолютным цифрам экономического участия родителей в образовании превосходит гораздо более богатый, но со сложившимися консервативными традициями. Более того: такие относительно богатые регионы часто работают в полном отрыве от запросов родителей. Например, власти одной территории развивали в рамках регионального компонента курсы, связанные с историей края, духовной культурой, народными ремеслами – а у родителей на первом месте среди потребностей стояли конкретные навыки вроде вождения автомобиля или печатания на машинке!


_________________________

Марк Львович АГРАНОВИЧ, заместитель директора Государственного научно-исследовательского института информационных технологий и телекоммуникаций «ИНФОРМИКА», руководитель Центра мониторинга и статистики образования, кандидат экономических наук
СТАТФАКТ

Расходы домохозяйств на образование

(за период сентябрь 2000 – февраль 2001 гг.)




Расходы д/х-ва в рублях на 1 ребенка

Регион

Класс

Всего

В школе

Вне школы

Челябинская область

9

11


4718

9805


1612

2033


3106

7772


Белгородская область

9

11


2750

3649


899

1042


1851

2607


Чувашская Республика

9 и 11

2018

698

1320

Хабаровский край

9

11


3440

4288


1696

1399


1744

2889


Самарская область

9

11


2789

4060


1383

1404


1406

2656


Вологодская область

9

11


2867

4432


920

961


1947

3471



Предпочтения родителей в выборе

дополнительных образовательных услуг

Регион

Какие предметы надо добавить (в % от числа опрошенных по каждому пункту в отдельности)

Готовность оплачивать доп. услуги (% отв. «да»)

1

2

3

4

5




Челябинская область

69

78

43

56

15

61

Белгородская область

53

98

45

62

26

46

Чувашская Республика

67

81

51

54

23

57

Хабаровский край

54

67

49

44

12

58

Самарская область

52

93

36

41

12

68

Вологодская область

35

91

27

59

14

44

Среднее по регионам

55

85

42

53

17

56

Примечание: 1 – Иностранный язык (увеличение часов, второй ин. яз.); 2 – Обучение работе с компьютером; 3 – Углубленное изучение отдельных предметов; 4 – Обучение профессиям (водитель, секретарь-референт и т.д.); 5 – Другое.
Комментарий:

Общей тенденцией по всем регионам является несоответствие широты ассортимента, объема и качества дополнительных платных образовательных услуг в школе запросу родителей. Медленное развитие этой сферы деятельности объясняется руководителями образовательных учреждений трудностями, связанными с несовершенством нормативной базы, недостатком помещений, а чаще всего, неплатежеспособностью родителей и отсутствием с их стороны достаточного интереса. Это распространенное среди руководителей мнение противоречит полученным в обследовании результатам, что свидетельствует об отсутствии у руководителей навыков проведения первичного маркетинга. Данные опроса свидетельствуют об обратном: при наличии предоставления в школе желаемых родителями видов дополнительных образовательных услуг объем затрат домохозяйств на образование непосредственно в школе может быть увеличен более чем в два раза.



Можно констатировать, что родители во все большей степени осознают значение образования для будущего своих детей. Роль внебюджетных средств в финансировании образования возрастает не только в абсолютной сумме, но и в относительных показателях. Однако значительная часть родительских средств реализуется вне учебных заведений, что указывает на несоответствие предлагаемых ими образовательных услуг по качеству, структуре и содержанию запросу потребителя. Это позволяет говорить о том, что развитие содержания образования и структуры образовательных услуг являются резервом повышения уровня финансирования.
Источник: Материалы итогового семинара «Обзор бюджетных расходов на образование» (проект технического содействия реформе бюджетной системы на региональном уровне при участии Министерства финансов РФ и Некоммерческого фонда реструктуризации предприятий) Москва, 2001 г.
Журнал «школьное обозрение» 1/02

Подписной индекс: в каталоге «Газеты и журналы» агентства «Роспечать» - 48891


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница