«Нетрадиционные уроки как средство стимулирования познавательного интереса школьников»



Скачать 47.73 Kb.
Дата26.06.2016
Размер47.73 Kb.
Т.Г. Геннадьевич

ШГПИ факультет информатики 582 группа.

Статья.

Тема: «Нетрадиционные уроки как средство стимулирования познавательного интереса школьников »
Интерес является одной из важнейших характеристик, отражающих современное положение дел в обществе. В сложных и противоречивых условиях развития современного общества происходит становление взглядов, идеалов, интересов молодежи. Несмотря на то, что основной вид деятельности школьника - учебно-познавательная деятельность, у него начинают появляться новые интересы, явно соперничающие со школой. Поэтому развитие пытливости, любознательности, интереса к познавательной деятельности является в наше время одной из самых важных и необходимых задач школы.

В сферу познавательного интереса включаются не только приобретаемые знания, но и процесс овладения ими, процесс учения в целом, позволяющий приобретать необходимые способы познания.

В традиционном процессе обучения учащийся играет "пассивную" роль: слушает, запоминает, воспроизводит то, что дает учитель. Это формирует знания на уровне знакомства и мало развивает ученика. Снижение уровня знаний также в значительной степени объясняется качеством урока: надежным стандартом, шаблоном, однообразием, формализмом, скукой. Лучшие педагоги и учителя ищут разные способы "оживления" урока, привлечения школьников к активной работе. Социальная динамика диктует необходимость пересмотра содержания и форм обучения с тем, чтобы новыми, нетрадиционными средствами активизировать процесс учения.

Многие творчески работающие учителя стали применять необычные разновидности урока, новые построения учебных занятий, в корне отличающихся от так называемых стандартных уроков классического образца.

Однако, несмотря на достаточно широкий круг познавательного интереса учащихся, нетрадиционным урокам как средству стимулирования познавательного интереса учащихся уделяется недостаточно внимания. Кроме того, исследователи не дают подробной классификации таких уроков, слабо разработана технология их проведения. Поэтому, на наш взгляд, необходимо рассмотреть стимулирование познавательного интереса с помощью нетрадиционных уроков.

Интерес - (от лат. Interest - имеет значение, важно), - стремление к познанию объекта или явления, к овладению тем или иным видом деятельности. Интерес носит избирательный характер, выступает одним из наиболее существенных стимулов приобретения знаний, расширения кругозора, служит важным условием подлинно творческого отношения к работе. При наличии интереса знания усваиваются основательно, прочно; при его отсутствии учебный материал усваивается с трудом, часто формально.

Особой и важной областью общего феномена “интерес” является познавательный интерес.

Познавательный интерес можно охарактеризовать как сложное отношение человека к предметам и явлениям окружающей действительности, в котором выражено его стремление к всестороннему, глубокому изучению, познанию их существенных свойств.

Предметом познавательного интереса является самое значительное свойство человека познавать окружающий мир не только с целью биологической и социальной ориентировки в действительности, но и в самом существенном отношении человека к миру - в стремлении проникать в его многообразие, отражать в сознании сущностные стороны, причинно-следственные связи, закономерности, противоречивость. В познавательном интересе, направленном на отражение сущностных сторон действительности, заключены возможности проникать в научные истины, добытые человечеством, раздвигать рамки познания, отыскивать новые пути и возможности более полного освоения человеком избранной деятельности, области познания.

Основным источником интересов к самой учебной деятельности является, прежде всего, ее содержание. Для того чтобы содержание оказало особенно сильное стимулирующее влияние, оно должно отвечать целому ряду требований, сформулированных в принципах обучения (научность, связь с жизнью, систематичность и последовательность, комплексное образовательное, воспитывающее и развивающее влияние и т. д.) Однако имеются и некоторые специальные приемы, направленные на повышение стимулирующего влияния содержания обучения. К ним в первую очередь можно отнести создание ситуации новизны, актуальности, приближения содержания к самым важным открытиям в науке, технике, к достижениям современной культуры, искусства, литературы, к явлениям общественно-политической внутренней и международной жизни. С этой целью учителя подбирают элементы для нетрадиционных уроков, такие как специальные примеры, факты, иллюстрации, которые в данный момент вызывают особый интерес у всей общественности страны, публикуются в печати, сообщаются по телевидению и радио. В этом случае ученики значительно ярче и глубже осознают важность, значимость изучаемых вопросов и оттого относятся к ним с большим интересом.

Одним из ценных методов стимулирования интереса к учению можно назвать метод познавательных игр, который опирается на создание в учебном процессе игровых ситуаций в качестве нетрадиционных уроков. Игра давно уже используется как средство возбуждения интереса к учению. В практике работы учителей используются игры с познавательным содержанием. Например, это игры-путешествия, игры типа электровикторин, нетрадиционные уроки с помощью которых изучаются животный мир определенных районов, типы самолетов, кораблей. Весьма широко в последние годы стали использоваться игровые наборы «Конструктор». Их популярность у учеников общеизвестна. [1]

Стимулирование познавательного интереса – внешнее научно обоснованное целенаправленное воздействие, которое порождает адекватное внутреннее состояние активности в виде интереса.[2]

В виде стимулирования познавательного интереса и выступают нетрадиционные уроки.

Традиционные методы обучения предполагают работу непосредственно с материалом предмета, нагружают память, но не активизируют внимание, мышление, т.е. решаемые задачи и проблемы включены в область собственных проблем изучаемой науки.

Нетрадиционные уроки, занятия побуждают к самостоятельной работе и к постоянному поиску чего-то нового, повышая эффективность обучения, человек познает окружающую действительность, фантазирует, у него появляется возможность раскрыться и выразиться творчески.

Таким образом, преимущество нетрадиционного урока связывает обычно с повышением мотивации, стимулированием инициативы и творческого мышления, вовлечением в учебную деятельность практически всех учеников, приобретением ими опыта сотрудничества и системных представлений, «структурированием знаний», которые могут применяться в различных областях. Это установление оптимального соотношения между игровыми и неигровыми формами обучения. При частом употреблении игры происходит «насыщение», поддерживать мотивацию становится все труднее. Оптимизация соотношений игровых и неигровых форм нетрадиционного обучения связано с использованием именно игровой среды, которая не ограничивает действия строгим набором правил, дает обучаемым большое «поле самостоятельности» и возможность выбора между игрой и не игрой.


Литература:

  1. Бабанский  Ю. К. Педагогика [Текст].- М. : Педагогика.- 1983.- 560 с.

  2. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы [Текст] : учеб.

пособ.- СПб : Издательство «Питер», 2000,- С. 165-171.


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница