Нормативные правовые основы государственно-общественного управления образованием



Скачать 179.63 Kb.
Дата07.06.2016
Размер179.63 Kb.
Нормативные правовые основы

государственно-общественного управления образованием
Закон Российской Федерации «Об образовании» одним из принципов государственной политики в области образования закрепляет принцип демократического, государственно-общественного характера управления образованием ( п.6 ст.2). Этот принцип находит отражение в закреплении Законом норм, гарантирующих его реализацию.

Образовательное учреждение вправе самостоятель­но устанавливать структуру управления деятель­ностью учреждения (п. 9 ст. 32), при этом учитывая, что управление образовательным учреждением осуществляется на принципах единоначалия и са­моуправления (п. 2 ст. 35). Законом гарантируется право на участие в управлении образовательным уч­реждением обучающимся (п. 4 ст. 50), их родителям (законным представителям) (п. 1 ст. 52), работникам учреждения (п. 1 ст. 55). В действующих федеральных законах и нормативных актах не говорится о возможности или необходимости включения в состав совета лиц, не имеющих юридических отношений с данным учреждением: представителей общественных организаций, органов управления, работодателей и т. д. Но поскольку работа членов совета образовательного учреждения осуществляется на общественных началах, рекомендации о включении в его состав указанных лиц содержатся в методических документах Министерства образования и науки РФ. Включение в состав управляющего совета представителей общественности не противоречит и не запрещено действующим федеральным законодательством.

Участники образовательного процесса могут реализовать свое право на управление учреждени­ем в работе совета образовательного учреждения, попечительского совета, общего собрания, педа­гогического совета и других формах самоуправле­ния (п. 2, ст.35). Соответственно, образовательное учреждение обязано обеспечить деятельность различных форм самоуправления, закрепив в своем Уставе формы самоуправления, их структуру, порядок выборов, компетенцию каждого органа самоуправления.

Нормативно-правовым основанием для придания совету реальных управленческих полномочий является пункт 5 статьи 35 Федерального Закона «Об образовании», согласно которому образовательному учреждению дано право разграничивать в уставе полномочия между советом образовательного учреждения и руководителем образовательного учреждения. Другие органы самоуправления, с которыми можно было бы разграничить полномочия руководителя, в законе не предусматриваются.



«Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» (Распоряжение Правительства РФ от 29 декабря 2001 г. № 1756-р) предусматривает развитие отечественного образования в качестве открытой и единой государственно - общественной системы, в которой неуклонно расширяется участие общества в выработке, принятии и реализации политико-правовых и управленческих решений, выделяются и согласовываются государственная и общественная составляющие в деятельности всех управленческих структур в сфере образования.

В Концепции сформулировано положение о том, что «активными субъектами образовательной политики должны стать все граждане России, семья, родительская общественность, федеральные и региональные институты государственной власти, органы местного самоуправления, профессиональное, педагогическое сообщество, научные, культурные, коммерческие и общественные институты», отмечено, что «в процессе модернизации предстоит обеспечить, во-первых, открытость образования как государственно - общественной системы и, во-вторых, переход от патерналистской модели к модели взаимной ответственности в сфере образования, к усилению роли всех субъектов образовательной политики и их взаимодействия».

В «Концепции модернизации российского обра­зования до 2010 года» указаны меры, направленные на развитие образования как открытой и единой го­сударственно-общественной системы: создание нормативно-правовой базы для обеспечения широкого развития многообразных договорных отношений в сфере образования (меж­ду гражданами и образовательным учреждением; между образовательным учреждением и его учредителями; между соучредителями образовательного учреждения; между образовательными учреждени­ями и работодателями); расширение публичности деятельности образовательных учреждений и органов управления образованием, в том числе и в части использования бюджетных и внебюджетных средств.

В апреле 2004 года Министерство образования и науки Российской Федерации подготовило письмо «О поддержке инициативы общеобразова­тельных учреждений, органов управления образова­нием по апробации ими модели управляющих сове­тов общеобразовательных учреждений»:

«Министерство образования и науки Российской Федерации считает, что усиление общественного участия в управлении общеобразовательными уч­реждениями является одним из важнейших направ­лений развития российского образования.

В письме предлагалось « в целях развития демократического, государс­твенно-общественного характера управления об­разовательными учреждениями в системе общего образования, широкого привлечения к управлению образовательными учреждениями представителей профессионального педагогического сообщест­ва, родителей (законных представителей) обучаю­щихся, выпускников образовательных учреждений и представителей местной общественности поддержать инициативу общеобразовательных уч­реждений, муниципальных органов управления об­разованием по апробации ими модели управляющих советов общеобразовательных учреждений».

Согласно письму № АФ-144 от 27.04.2004 Депар­таментом общего и дошкольного образования Министерства образования и науки РФ были разработаны и направ­лены в регионы «Методические рекомендации по функциям, организации и работе управляющих советов обще­образовательных учреждений для использования в проводимой органами управления образованием, органами местного самоуправления и общеобразо­вательными учреждениями работе».

Приложение к письму Минобразования России

от 14 мая 2004 г. № 14-51-131/13

«В соответствии с Законом РФ «Об образовании» (ст. 35 п. 2) управление государственными и муници­пальными образовательными учреждениями стро­ится на принципах единоначалия и самоуправления, при этом возможны различные формы самоуправ­ления в образовательном учреждении. В настоящее время в целях развития демократического, госу­дарственно-общественного характера управления получает развитие такая форма самоуправления общеобразовательным учреждением, как управля­ющий совет.

Управляющий совет общеобразовательного уч­реждения (далее - Совет) - это коллегиальный орган школьного самоуправления, имеющий полномочия, определенные уставом школы, по решению вопро­сов функционирования и развития учреждения.

1) Основные функции (компетенция) управля­ющих советов. Основные функции Совета общеоб­разовательного учреждения (далее - Учреждение) могут определяться следующим примерным переч­нем:

- согласование компонента образовательного учреждения государственного стандарта общего образования («школьного компонента») и профилей обучения;

-утверждение программы развития Учреждения;


  • согласование выбора учебников из числа рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ;

  • установление режима занятий обучающихся по представлению педагогического совета, в том числе продолжительность учебной недели (пятидневная или шестидневная), время начала и окончания занятий;

  • решение о введении (отмене) единой в период занятий формы одежды для обучающихся;

  • рассмотрение жалоб и заявлений обучающихся, родителей (законных представителей) на действия (бездействие) педагогического и административного персонала Учреждения;

- содействие привлечению внебюджетных средств для обеспечения деятельности и развития Учреждения;

- согласование по представлению руководителя Учреждения заявки на бюджетное финансирование и сметы расходования средств, полученных


Учреждением от уставной приносящей доход деятельности и из иных внебюджетных источников;

- согласование на сдачу в аренду Учреждением закрепленных за ним объектов собственности;

- заслушивание отчета руководителя Учреждения по итогам учебного и финансового года;

- рассмотрение вопросов создания здоровых и безопасных условий обучения и воспитания в Учреждении.

Совет может также при наличии оснований хо­датайствовать перед руководителем Учреждения о расторжении трудового договора с педагогически­ми работниками и работниками из числа админист­ративного персонала.

Ежегодно Совет должен представлять учредите­лю и общественности информацию (доклад) о со­стоянии дел в Учреждении.

Совет несет ответственность перед учредителем за своевременное принятие и выполнение решений, входящих в его компетенцию. Директор Учреждения вправе самостоятельно принимать решение в слу­чае отсутствия решения Совета в установленные сроки.

Учредитель вправе распустить Совет, если Совет не проводит свои заседания в течение полугода, не выполняет свои функции или принимает решения, противоречащие действующему законодательству РФ. В этом случае происходит либо новое форми­рование Совета по установленной процедуре, либо учредитель принимает решение о нецелесообраз­ности формирования в данном Учреждении управ­ляющего Совета на определенный срок.

В случае возникновения конфликта между Советом и директором Учреждения, который не мо­жет быть урегулирован путем переговоров, решение по конфликтному вопросу принимает учредитель.

2) Состав, формирование, начало работы Совета. Совет формируется с использованием процедур выборов, делегирования и кооптации. Избираемыми членами Совета могут быть пред­ставители от родителей (законных представите­лей) обучающихся, представители от работников Учреждения, представители от обучающихся 3-й ступени общего образования.

В состав Совета входят руководитель (директор) Учреждения, а также делегируемый представитель учредителя. Также в состав Совета могут быть кооп­тированы представители местной общественности по представлению учредителя или избранных чле­нов Совета.

Количество членов Совета устанавливается ус­тавом Учреждения.

При определении соотношения (либо предста­вительства) различных категорий граждан в Совете рекомендуется следующее:



  • члены Совета из числа родителей (законных представителей) обучающихся избираются на общем родительском собрании. Количество членов Совета из числа родителей не может быть меньше одной трети и больше половины общего числа членов Совета;

  • представители обучающихся входят по одному представителю от параллели на ступени среднего (полного) общего образования;

  • члены Совета из числа работников Учреждения избираются общим собранием работников данного Учреждения. Количество членов Совета из числа работников Учреждения не может превышать одной четверти от общего числа членов Совета.

Руководитель Учреждения после получения спис­ка избранных членов Совета извещает о том учреди­теля и членов Совета в трехдневный срок.

Учредитель издает приказ с утверждением перво­начального состава Совета и с поручением директо­ру Учреждения провести первое заседание Совета. Учредитель может оспорить первоначальный состав Совета (избранных членов) только в случае наруше­ния процедуры выборов (неинформирование потен­циальных участников выборных собраний, отсутс­твие кворума и др.).

На первом заседании Совета избираются его председатель, заместители председателя и секре­тарь Совета. При этом представитель учредителя в Совете, обучающиеся, руководитель и работники Учреждения не могут быть избраны на пост предсе­дателя Совета.

Совет, состав избранных и назначенных членов которого утвержден приказом учредителя, обязан в период до двух месяцев со дня издания приказа кооптировать в свой состав не менее одной четвер­ти членов (из числа лиц, окончивших Учреждение; работодателей или их представителей, прямо или косвенно заинтересованных в деятельности Учреждения или в социальном развитии террито­рии, на которой оно расположено; граждан, извес­тных своей культурной, научной, общественной, в том числе благотворительной, деятельностью; иных представителей общественности и юридических лиц). Кандидатуры для кооптации в Совет, предло­женные учредителем, рассматриваются Советом в первоочередном порядке.

Учредителю рекомендуется вести отдельное де­лопроизводство по вопросам советов подведомс­твенных учреждений.

3) Организация работы Совета. Заседания Совета проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в три месяца. График заседа­ний Совета утверждается Советом. Председатель Совета может созвать внеочередное заседание на основании поступивших к нему заявлений (от членов Совета, учредителя, директора Учреждения).

Дата, время, повестка заседания Совета, а также необходимые материалы доводятся до сведения чле­нов Совета не позднее, чем за пять дней до заседания Совета. Решения Совета считаются правомочными, если на заседании Совета присутствовали не менее половины его членов. По приглашению члена Совета в заседании с правом совещательного голоса могут принимать участие лица, не являющиеся членами Совета, если против этого не возражают более поло­вины членов Совета, присутствующих на заседании.

Каждый член Совета обладает одним голосом. В случае равенства голосов решающим является го­лос председательствующего на заседании. Решения Совета принимаются простым большинством голо­сов присутствующих на заседании членов Совета и оформляются протоколом. Протокол заседания Совета подписывается председательствующим на заседании и секретарем. Постановления и прото­колы заседаний Совета включаются в номенклатуру дел Учреждения и доступны для ознакомления всем членам Совета, а также любым лицам, имеющим право быть избранными в члены Совета (работни­кам Учреждения, его обучающимся классов старшей ступени, их родителям и законным представи­телям).

Администрации Учреждения рекомендуется ока­зывать организационно-техническое обеспечение заседаний Совета, осуществлять подготовку бухгал­терских, педагогических, справочных и других мате­риалов к заседаниям Совета.

Совет имеет право для подготовки материалов к заседаниям Совета, выработки проектов его решений в период между заседаниями создавать постоянные и временные комиссии Совета. Совет определяет струк­туру, количество членов и персональное членство в ко­миссиях, назначает из числа членов Совета их пред­седателя, утверждает задачи, функции, персональный состав и регламент работы комиссий. В комиссии мо­гут входить с их согласия любые лица, которых Совет сочтет необходимыми для организации эффективной работы комиссии. Руководство работы любой комис­сии возлагается только на члена Совета.

4) Права и ответственность членов Совета. Члены Совета работают на общественных началах. Член Совета имеет право:


  • принимать участие в обсуждении и принятии решений Совета, выражать в письменной форме свое особое мнение, которое приобщается к протоколу
    заседания Совета;

  • требовать от администрации Учреждения пре­доставления всей необходимой для участия в работе Совета информации по вопросам, относящимся к
    компетенции Совета;

- присутствовать на заседании педагогического совета Учреждения с правом совещательного голоса;

- досрочно выйти из состава Совета по письменному уведомлению председателя.

Член Совета, не посещающий заседания без уважительных причин, может быть выведен из его состава по решению Совета. Член Совета выводит­ся из его состава по решению Совета в следующих случаях:


  • по его желанию, выраженному в письменной форме;

  • при отзыве представителя учредителя;

- при увольнении с работы руководителя Учреждения или увольнении работника Учреждения, избранного членом Совета, если они не могут быть
кооптированы в состав Совета после увольнения;

  • в связи с окончанием Учреждения или отчисле­нием (переводом) обучающегося, представляющего в Совете обучающихся ступени среднего (полного) общего образования, если он не может быть кооптирован в члены Совета после окончания Учреждения;

  • в случае совершения противоправных действий, несовместимых с членством в Совете;

  • при выявлении следующих обстоятельств, препятствующих участию члена Совета в работе Совета:
    лишение родительских прав, судебное запрещение заниматься педагогической и иной деятельностью, связанной с работой с детьми, признание по решению суда
    недееспособным, наличие неснятой или непогашенной судимости за совершение уголовного преступления.

Выписка из протокола заседания Совета с ре­шением о выводе члена Совета направляется учре­дителю. После вывода из состава Совета его члена Совет принимает меры для замещения выбывшего члена (довыборы либо кооптация)».

При рассмотрении Правительством РФ Приоритетных направлений развития образова­тельной системы России в декабре 2004 года было констатировано, что «реализация Концепции мо­дернизации российского образования позволила... приступить к формированию основ государственно-общественной системы управления образованием». В то же время в качестве одной из нерешенных про­блем было названо «низкое общественное участие в проводимых преобразованиях». Отмечено также, что «недостаточно развиты механизмы привлечения общественных организаций к вопросам формирова­ния и реализации образовательной политики».

Изменению этой ситуации на уровне общеобра­зовательных учреждений призвано служить созда­ние в школах новой формы государственно-обще­ственного управления — школьных Управляющих советов, призванных взять на себя определенные управленческие функции и, более того, влиять на выработку и реализацию стратегии жизнедеятель­ности школы, стать органом стратегического управ­ления школой.

В «Федеральной целевой программе раз­вития образования на 2006-2010 годы» даны ха­рактеристика и прогноз развития сложившейся про­блемной ситуации, где констатируется, что «сегод­няшняя российская система образования характе­ризуется фактическим отсутствием ответственности учебных заведений за конечные результаты образо­вательной деятельности. Не развиты в достаточной степени независимые формы и механизмы участия граждан, работодателей, профессиональных сооб­ществ в вопросах образовательной политики».

В программе констатируется, что слабая воспри­имчивость традиционной системы образования к внешним запросам и дефицит квалифицированных кадров являются следствием несоответствия дей­ствующих в этой сфере механизмов государствен­ного управления задаче создания благоприятных условий для развития системы образования.

В то же время недостаточно развиты механизмы привлечения общественных и профессиональных организаций к решению вопросов формирования и реализации образовательной политики. Отсутствуют условия для развития независимых форм оценки ка­чества образования, а также механизмы определе­ния, поддержки и распространения лучших образ­цов инновационной образовательной деятельности.

Среди стратегических задач, поставленных Программой, выделена задача «повышения эф­фективности управления в системе образова­ния».

Решение данной стратегической задачи повыше­ния эффективности управления в сфере образова­ния должно быть обеспечено «за счет реализации программных мероприятий по следующим основ­ным направлениям:


  • внедрение моделей государственно-общественного управления образовательными учреждениями в целях развития институтов общественного
    участия в образовательной деятельности и повышения открытости и инвестиционной привлекатель­ности сферы образования;

  • повышение эффективности институционального управления при изменении организационноправовых форм деятельности учебных заведений в целях обеспечения развития экономической са­мостоятельности образовательных учреждений, усиления их ответственности за конечные резуль­таты деятельности, повышения результативности и прозрачности финансирования сферы образо­вания».

Социальная эффективность реализации Федеральной целевой Программы определяется с помощью системы показателей и индикаторов, отражающих основные стратегические приорите­ты развития страны, связанные со сферой образо­вания, включая содействие развитию институтов гражданского общества в системе образования и в стране в целом.

Расширение социального партнерства и ис­пользование следующих принципов в управле­нии образованием:

развитие общественно-гражданских форм управления в системе общего образования (увели­чение удельного веса образовательных учреждений, имеющих Попечительские, Управляющие обще­ственные советы);


  • развитие общественно-гражданских форм управления в системе профессионального образования (увеличение доли учреждений профессионального образования, имеющих институты
    общественно-гражданского участия в управлении образованием);

  • развитие общественно-гражданских форм управления в системах регионального образования(увеличение удельного веса субъектов Российской
    Федерации, имеющих общественно-гражданские институты, участвующие в управлении образованием);

  • развитие системы общественной экспертизы, государственно-общественных консультаций, общественного мониторинга состояния и развития образования (доля органов власти субъектов Российской Федерации, использующих процедуры общественно-гражданской экспертизы образовательных программ и проектов, систем консультаций в образовании, доля субъектов Российской Федерации, осуществляющих мониторинг развития
    образования и представляющих данные в открытый доступ, доля федеральных учреждений образования, регулярно представляющих отчеты в открытый
    доступ).

Среди конкретных показателей Федеральной це­левой программы выделен специальный раздел 16 «Внедрение моделей государственно-обществен­ного управления образовательными учреждениями в целях развития институтов общественного учас­тия в образовательной деятельности и повышения открытости и инвестиционной привлекательности сферы образования»:

- удельный вес общеобразовательных учреждений, имеющих институты общественного участия в управлении образованием:

этап 1 - 2006 год - 1 %; 2007 год - 3%;

этап 2 - 2008 год - 5%; 2009 год - 10%;

этап 3 - 2010 год - 20%.

- увеличение удельного веса субъектов Российской Федерации, имеющих общественно-гражданские институты, участвующие в управлении образованием:

этап 1 - 2007 год - 15 %;

этап 2 - 2009 год - 25%;

этап 3 - 2010 год - 45%.

В документе «Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года», ( постановление Правительства РФ от 17 ноября 2008г. № 1663-р) отмечается, что «будет обеспечено широкое внедрение общественно-государственных форм управления в системе общего образования, создание во всех образовательных учреждениях советов самоуправления (управляющих советов). Они получат право влиять на распределение стимулирующей части фонда оплаты труда учреждения в зависимости от результатов работы каждого учителя и руководства школы. К 2012 году управляющие советы будут действовать во всех учреждениях общего образования».



Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» неотъемлемой частью эффективности развития образовательных систем определяет активное участие общественности во всех структурных, организационных и содержательных изменениях.

26 февраля 2010 г. на заседании президиума Совета при Президенте России по реализации приоритетных национальных проектов Председатель Правительства В.В.Путин в своем выступлении отметил, что «…создаваемые в школах общественные управляющие советы …должны обладать реальными возможностями влиять на решения по ключевым вопросам в жизнедеятельности школы».

В докладе Министра образования и науки РФ А.А.Фурсенко на этом же заседании «Об использовании результатов комплексных проектов модернизации образования при реализации Национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" и обеспечении права граждан на выбор образовательного учреждения» среди основных эффектов названо «повышение открытости системы образования» и отмечено, что «в рамках комплексных проектов на всех уровнях управления достигнуто понимание, что общественное участие в принятии решений требуется на всех этапах выработки этих решений. Будь то вопросы изменений в сети или оценки труда учителей и распределения на ее основе стимулирующих выплат. Ключевая роль здесь принадлежит школьным советам, наделенным реальными полномочиями, а также информационной открытости школ потребителям»

Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 г. включила мероприятие 1.8. «Создание условий для распространения моделей государственно-общественного управления образованием».

Принятие новых Федеральных государственных образовательных стандартов ставит задачу участия управляющих советов в разработке образовательной программы. Директор Департамента стратегического развития Министерства образования и науки РФ И. Реморенко так характеризует эту перспективу: «С введением нового стандарта родители получат возможность непосредственно влиять на образовательный процесс и будут более активно вовлечены в управление школой».

На расширение общественного участия в управлении образованием в Вологодской области, на управление государственными и муниципальными образовательными учреждениями с позиции единоначалия и самоуправления ориентирует закон «О начальном и среднем профессиональном образовании в Вологодской области» от 16 января 2007 года № 1553-03, письмо Департамента образования Вологодской области «Об организации работы по расширению общественного участия в управлении образованием» от 30.01.2007 г. № 03-01-15/216.

В «Стратегии развития образования Вологодской области на период до 2020 года» ( постановление Правительства Вологодской области от 3 марта 2009 г. N 398, с последующей редакцией от 22.12.2011 N 1653) содержится раздел 3 «Расширение общественного участия в управлении образованием», в котором поставлена задача внедрения вариативных моделей государственно-общественного управления образованием на уровне образовательного учреждения, регионального и муниципальных органов управления образованием в целях развития институтов общественного участия в образовательной деятельности и повышения открытости сферы образования, а также развитие системы публичной отчетности образовательных учреждений и органов управления образованием.

В феврале 2012 года была принята «Концепция государственно – общественного управления образованием в Вологодской области» (Утверждена приказом Департамента образования Вологодской области от 10.02.2012 г. № 204). В ней дана характеристика региональной системы государственно-общественного управления, определены задачи развития государственно-общественного управления системой образования, основные идеи и принципы, а также предложена модель организационной структуры государственно-общественного управления системой образования Вологодской области.



Материалы подготовлены доцентом кафедры управления и экономики образования АОУ ВО ДПО «Вологодский институт развития образования» Т.В.Зайцевой.



База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница