Нормативно-правовое обеспечение специального образования



Скачать 396.9 Kb.
страница1/2
Дата27.04.2016
Размер396.9 Kb.
  1   2
Целью освоения дисциплины «Нормативно-правовое обеспечение специального образования» является создание условий для комплексного развития правосознания, содействие становлению специальной профессиональной компетентности студентов на основе раскрытия сущности международных, федеральных и региональных нормативно-правовых актов, направленных на защиту прав детей на образование, укрепление гражданской позиции и мировоззренческих установок.

Задачи учебного курса вытекают из специфики самого учебного предмета и из конечной цели подготовки специалиста – всесторонне развитого специального психолога, владеющего знанием международных документов, основных законодательных актов Российской Федерации, регионального законодательства в области образования, приоритетных направлений модернизации специального (дефектологического) педагогического образования.

Курс «Нормативно-правовое обеспечение специального образования» ориентирован на решение следующих задач:


  • на овладение знаниями, раскрывающими правовой статус, правовые и педагогические механизмы реализации прав детей на образование;

  • раскрытие значения международных нормативно-правовых документов, федеральных, региональных законодательных актов в области образования;

  • ознакомление с конкретным содержанием пакета международных документов правового стандарта, федеральных и региональных документов;

  • анализ и интерпретация международных, федеральных и региональных документов в области образования;

  • развитие у студентов умений, обеспечивающих их самообразование и саморазвитие в профессиональной подготовке на основе овладения правовой компетентностью.

Содержание и структура курса отражает модель подготовки педагога-психолога и реализуют связи с дисциплинами общекультурного и специального цикла.

Изучение дисциплины осуществляется на лекциях, семинарских занятиях и в процессе самостоятельной работы.

В лекциях раскрывается содержание документов международного правового стандарта, направленных на решение проблем в области образования, раскрывается содержание основных законодательных актов Российской Федерации, региональных нормативно-правовых документов, а также инструктивных, методических писем, приказов Министерства образования и науки Российской Федерации.

На семинарах систематизируются знания международных, федеральных и региональных документов, отрабатываются умения решать профессионально-педагогические задачи, связанные с диагностикой проблем международного нормативно-правового, федерального, регионального обеспечения.

Внеаудиторная работа студентов предполагает самостоятельное изучение теоретического материала по разделам, подготовку реферативных сообщений по темам, выполнение различных заданий и тестовых материалов, а также самостоятельный поиск, изучение, обобщение и классификацию законодательных актов.

В процессе обучения студенты овладевают теоретическими знаниями об основных международных правовых стандартах, знаниями понятий детского права, умениями анализировать законодательные акты, компетентно выбирать действующие международные правовые нормы, свободы и обязательства, касающиеся детей.


В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

  1. Знать

  • основные положения международных документов;

  • основные положения федеральных и региональных документов в области образования;

  • правовые и педагогические механизмы реализации прав детей на образование.



  1. Уметь

  • раскрывать значение международных, федеральных и региональных нормативно-правовых документов в области защиты детства;

  • анализировать и интерпретировать документы, направленные на систему образования;

  • формировать систематические правовые знания для осмысления общественных процессов.


Темы для самостоятельного изучения


№ п/п

Наименование раздела дисциплины. Тема

Форма самостоятельной работы

Кол-во часов

Форма контроля выполнения самосто-ятельной работы



Ребенок как субъект права: право на образование

Анализ международно-правовых актов по защите прав детей на образование

12 10

Промежу-точный тест



Международно-правовая защита инвалидов и умственно отсталых лиц в нормативных документах ООН

Социально-педагогические технологии защиты прав детей-инвалидов и умственно отсталых лиц

6 4

Схема развития законо-творческой, правоохра-нительной деятель-

ности ООН





Отражение прав детей с ограниченными возможностями на образование в законодательстве Российской Федерации

Законы РФ по вопросам образования детей с ограниченными возможностями

8 4

Тест



О государственной политике в системе образования Российской Федерации»


Конституция РФ, Закон РФ «Об образовании», Закон РФ «О социальной защите инвалидов в РФ»

6 4

Самостоя-тельная контрольная работа



Законодательство Мурманской области по вопросам образования детей с ограниченными возможностями

Законодательно-правовые документы, обеспечивающие государственную гарантированную защиту прав детей на образование в Мурманской области

8 6

Подготовка сообщений о реализации долгосроч-ных региональ-ных программ



О системе государственной поддержки и реализации прав детей с ограниченными возможностями в Мурманской области


Право ребенка с о.в.з. на особую заботу государственных и общественных органов и организаций

6 4

Самостоя-тельная работа



Инструктивно-методические письма и приказы Министерства образования и науки РФ по вопросам обеспечения специального образования

Изучение нормативных актов по вопросам обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями

12 8

Конспектирование методичес-ких писем



Методические рекомендации по организации изучения дисциплины (модуля)

Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу (планы последовательного проведения занятий: ПР, СМ по предлагаемой схеме:


Практическое занятие № 1 Ребенок как субъект права: Современная мировая практика защиты и охраны детства в международных нормативно-правовых актах. (2час)

План


    1. Причины, обусловившие необходимость защиты прав человека.

    2. Современные тенденции по выработке нового взгляда на положение детей в мире, признание приоритетности их интересов, значение для благополучия и выживания человечества.

  1. Специфика правового статуса ребенка в современном мире

  2. Наличие в мировой практике доступных средств защиты и значительного облегчения страданий детей.

  3. Роль программ помощи детям.

Вопросы для коллективного обсуждения



  1. Перечислите особенности современного мира.

  2. Какие доступные средства защиты детства имеются у мирового сообщества?

Задания для самостоятельной работы



    1. Составьте схему законотворческой деятельности ООН

Литература (основная)



  1. Архип И. А.    Дети с ограниченными возможностями здоровья севера России и Норвегии. Сопоставление способов государственного решения проблем / И. А. Архип, Ю. Серенсен. - Тромсе : [б. и.], 2006.

  2. Архип И.А. Нормативно-правовое обеспечение проблемы выживания, защиты, развития и интеграции детей с ограниченными возможностями в документах Организации Объединенных наций и Российской Федерации. – Мурманск: МГПУ, 2005.

  3. Специальная педагогика: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. завед./ Под ред. Н.М.Назаровой. – М: Академия, 2008.

Литература (дополнительная)



      1. АзбельЕ.Ю. Права инвалидов и детей с ограниченными возможностями в России и Великобритании: учеб.-метод. пособие / Е. Ю. Азбель, И. А. Архип, А. З. Лысова ; науч. ред. Архип И. А. ; М-во образования РФ, Мурм. гос. пед. ин-т. - Мурманск, 2000.

    1. Основы управления специальным образованием: Учеб. пос. для вузов /Под ред. Д.С. Шилова. - М.: Академия, 2001.



Практическое занятие № 2 Ребенок как субъект права: Отражение прав детей с ограниченными возможностями во Всеобщей декларации прав человека», «Декларации прав ребенка» и «Конвенции о правах ребенка» (2 час)

План


  1. Ответственность государств за защиту, развитие выживание и интеграцию детей в общество.

  2. Назовите основную концептуальную направленность перечисленных документов.

  3. Дайте анализ принципа 5 Декларации прав ребенка.

  4. Изложите своими словами содержание принципа 7 Декларации прав ребенка.

5. Прокомментируйте положения ст. 23 Конвенции о правах ребенка.

6. Охарактеризуйте ст.26 Всеобщей декларации прав человека и дайте ей свою интерпретацию.

Вопросы для коллективного обсуждения


  1. Значение документов в привлечении мирового общественного мнения к проблемам прав детей.

  2. Когда и каким форумом приняты все эти три документа?

  3. Выскажите свое отношение к принципу 5 Декларации правх ребенка.

Задания для самостоятельной работы



    1. Напишите вариант адаптированного Вами содержания 10 принципов Декларации прав ребенка.

Литература (основная)

1. Архип И.А. Выживание, защита, развитие и интеграция в обществе детей с ограниченными возможностями здоровья (по материалам международных и отечественных правовых актов). – Мурманск: МГПУ, 1999.

2. Архип И.А. Нормативно-правовое обеспечение проблемы выживания, защиты, развития и интеграции детей с ограниченными возможностями в документах Организации Объединенных наций и Российской Федерации. – Мурманск: МГПУ, 2005.

3.Архип И.А. Философско-культурологический и социальный подход к проблемам исключительного ребенка: Сборник научных трудов. – Мурманск: МГПУ, 2000.

4.Дубровская И.А. Права ребенка. – М.: ГроссМедио, 2008 г.

5. Декларация о правах ребенка [Текст]: офиц. текст [Провозглашена резолюцией 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеей от 20.11.1959 года]

6. Конвенция о правах ребенка [Текст]: офиц. текст. [Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеей от 20.11.1989 года: вступил в силу 02.09.1990 года]


Литература (дополнительная)

1.Положение детей в мире. 1993 г. – М.: Детский фонд организации объединенных наций (ЮНИСЕФ), 1994.

2. Права ребенка. Основные международные документы. – М.: Дом, 1992.

Практическое занятие № 3 Международно-правовая защита инвалидов и умственно-отсталых лиц в нормативных документах ООН (2 час)

План


  1. Защита прав инвалидов в международно-правовых актах, принятых Организацией Объединенных наций.

  2. Правовая защита умственно отсталых лиц и инвалидов на образование

  3. Значение Декларации ООН о правах инвалидов и Декларации ООН о правах умственно отсталых лиц.

Вопросы для коллективного обсуждения



  1. Дайте общую оценку изученных документов, направленных на защиту прав инвалидов и умственно отсталых лиц.

  2. Охарактеризуйте обеспечение всеобщего доступа детей с проблемами в развитии к образованию.

Задания для самостоятельной работы



    1. Составьте сопоставительную таблицу двух документов, направленных на защиту лиц с психическими и физическими нарушениями.

2. Заполните таблицу:




Наименование документа

Дата принятия

Где и каким форумом принята

Основная направленность

Структура документа

1

Всеобщая декларация прав человека













2

Декларация прав ребенка













3

Пекинские правила













4

Конвенция о правах ребенка













5

Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития ребенка













6

Декларация ООН о правах инвалидов













7

Декларация ООН о правах умственно отсталых лиц













8

Саламанкская декларация о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями













Литература (основная)



  1. Азбель Е.Ю., Архип И.А., Лысова А.З. Права инвалидов и детей с ограниченными возможностями в России и Великобритании. – М.: МГПУ, 2000.

  2. Архип И.А. Выживание, защита, развитие и интеграция в обществе детей с ограниченными возможностями здоровья (по материалам международных и отечественных правовых актов). – Мурманск: МГПУ, 1999.

  3. Архип И.А. Философско-культурологический и социальный подход к проблемам исключительного ребенка: Сборник научных трудов. – Мурманск: МГПУ, 2000.

  4. Основы управления специальным образованием: Учеб. пос. для вузов /Под ред. Д.С. Шилова. - М.: Академия, 2001.

Литература (дополнительная)



      1. Голубева А.В., Кац Л.И., Кац Ю.М. Права ребенка с ограниченными возможностями и его семьи (в вопросах и ответах). – Владимир: Транзит Икс, 2003

2. Дубровская И.А. Права ребенка. – М.: ГроссМедио, 2008 г.

3. Малер А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями: Книга для родителей. – М.: АПК и ПРО, 2003.

4. Мишина Г.А., Моргачева Е.Н. Коррекционная и специальная педагогика. – М.: ИНФРА-М, 2007.

5. Шнекендорф З.К. Младшим школьникам о правах ребенка: Пособие для учителя. – М.: Вита-Пресс, 1997.

6. Шипицына Л.Н. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка: Пособие для учителя-дефектолога.- М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003.
Практическое занятие № 4 О государственной политике в системе образования Российской Федерации (4 час)
План
1. Право каждого человека в Российской Федерации на образование (какие документы РФ признают это право?).

2. Каким образом обеспечивается общедоступность и бесплатность образования?

3. Дайте понятие системы образования.

4. Что является организационной основой государственной политики в системе образования?

5. На каких принципах основывается государственная политика в области образования?

6. Как государство содействует получению образования детьми с ограниченными возможностями здоровья?


Вопросы для коллективного обсуждения

Право на образование является основным и неотъемлемым конституционным правом граждан РФ - как Вы понимаете данное выражение?


Задания для самостоятельной работы
Выполнить самостоятельную контрольную работу на тему «Государственная политика в системе образования».
Литература (основная)

  1. Архип И.А. Нормативно-правовое обеспечение проблемы выживания, защиты, развития и интеграции детей с ограниченными возможностями в документах Организации Объединенных наций и Российской Федерации. – Мурманск: МГПУ, 2005

  2. Конституция РФ [Текст]: офиц. текст – М.: Маркетинг, 2001.

  3. Российская Федерация. Законы. О высшем и послевузовском профессиональном образовании [Текст]: федеральный закон: [принят Гос. Думой 19 июля 1996 года: одобрен Советом Федерации 7 августа 1996 года] - М., 2003 г.

  4. Российская Федерация. Законы О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [Текст]: федеральный закон: [принят Гос. Думой 4 декабря 1996 года: одобрен Советом Федерации 10 декабря 1996 года] - М., 1997 г.

  5. Российская Федерация. Законы. Об образовании [Текст]: федеральный закон: [ принят Гос. Думой10 июля 1992 года №: одобрен Советом Федерации]

  6. Российская Федерация. Законы. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации [Текст]: федеральный закон: [принят Гос. Думой 3 июля 1998 года: одобрен Советом Федерации 9 июля 1998 года] - М., 2007 г.

  7. Российская Федерация. Законы. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации [Текст]: федеральный закон: [принят Гос. Думой 20 июля 1995 года: одобрен Советом Федерации 15 ноября 1995] - М., 2005 г.

  8. Семейный кодекс Российской Федерации [Текст]: офиц. текст – М.: ИНФРА-М, 2007

  9. Шипицына Л.Н. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка: Пособие для учителя-дефектолога.- М.:Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003.

Литература (дополнительная)



    1. Апанасевич В.С. Потребности ребенка. В центре внимания – адаптация в жизни обществе. /Материалы международной конференции. – Апатиты: Шведское общество по оказанию международной помощи детям, 2006.

    2. Голубева А.В., Кац Л.И., Кац Ю.М. Права ребенка с ограниченными возможностями и его семьи (в вопросах и ответах). – Владимир: Транзит Икс, 2003.


Практическое занятие № 5 Законодательно-правовые документы, обеспечивающие государственную гарантированную защиту прав детей на образование в Мурманской области (2час)
План

1. Право Мурманской области на законодательное урегулирование отношений в сфере образования.

2. Кто обеспечивает получение образования детьми-инвалидами в Мурманской области, на основании какого документа и как?

3. Меры социальной поддержки инвалидам, проживающим на территории Мурманской области.

4. Анализ ст.5 «Воспитание и обучение детей-инвалидов» и ст. 6 «Образование инвалидов» в законе Мурманской области «О мерах социальной поддержки инвалидов».

5. Порядок воспитания и обучения детей-инвалидов на дому, в дошкольных образовательных и общеобразовательных учреждениях.

6. Региональные нормативы финансирования системы образования Мурманской области для обеспечения государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного образования.
Вопросы для коллективного обсуждения

Каким путем обеспечиваются государственные гарантии прав граждан Мурманской области на получение общедоступного и бесплатного образования?


Задания для самостоятельной работы
Выполнить самостоятельную контрольную работу на тему «Государственная политика в системе образования».
Литература (основная)

    1. Мурманская область. Законы. О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей , лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. [Текст]: региональный закон: [принят Мурманской областной Думой 23 декабря 2004 года] – М.: 2004 г.

    2. Мурманская область. Законы. Об образовании в Мурманской области. [Текст]: региональный закон: [принят Мурманской областной Думой 8 декабря 2005 года] – М.: 2005 г.

    3. Мурманская область. Законы. О мерах социальной поддержки инвалидов. [Текст]: региональный закон: [принят Мурманской областной Думой 23 декабря 2004 года] – М.: 2004 г.

    4. Мурманская область. Законы. О региональных нормативах финансового обеспечения образовательной деятельности в Мурманской области. [Текст]: региональный закон: [принят Мурманской областной Думой 8 декабря 2005 года] – М.: 2005 г.

    5. Постановление Правительства Мурманской области. [Текст]: [Об утверждении Порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в дошкольных образовательных, общеобразовательных учреждения] – М., 2004 г.

Литература (дополнительная)

1..Волкова А.В. Нормативно-правовое обеспечение системы образования Мурманской области в условиях реформирования бюджетной сферы. – Мурманск: Пазори, 2005.
Практическое занятие № 6 О системе государственной поддержки и реализации прав детей с ограниченными возможностями в Мурманской области (4 час)
План

1 Региональная государственная политика в области образования в Мурманской области.

2 Меры социальной поддержки инвалидам, проживающим на территории Мурманской области.

3. Меры социальной поддержки детям с ограниченными возможностями здоровья.

4. Региональные целевые программы, направленные на образование детей, социальную поддержку.

Вопросы для коллективного обсуждения

Проанализируйте долгосрочные региональные программы: «Развитие образования Мурманской области на 2001-2015 годы», «Дети Кольского Заполярья на 2011-2015 годы», «Социальная поддержка инвалидов в Мурманской области на 2010-2012 годы».
Задания для самостоятельной работы

Подготовьте сообщения о направлениях деятельности по поддержке и реализации прав детей с ограниченными возможностями.


Литература (основная)

1. Апанасевич В.С. Потребности ребенка. В центре внимания – адаптация в жизни обществе. /Материалы международной конференции. – Апатиты: Шведское общество по оказанию международной помощи детям, 2006.

2. Мурманская область. Законы. О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителе, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. [Текст]: региональный закон: [принят Мурманской областной Думой 23 декабря 2004 года] – М.: 2004 г.

3. Мурманская область. Законы. Об образовании в Мурманской области. [Текст]: региональный закон: [принят Мурманской областной Думой 8 декабря 2005 года] – М.: 2005 г.

4. .Мурманская область. Законы. О мерах социальной поддержки инвалидов. [Текст]: региональный закон: [принят Мурманской областной Думой 23 декабря 2004 года] – М.: 2004 г.

5. Мурманская область. Законы. О региональных нормативах финансового обеспечения

образовательной деятельности в Мурманской области. [Текст]: региональный закон: [принят Мурманской областной Думой 8 декабря 2005 года] – М.: 2005 г.

6.. Постановление Правительства Мурманской области. [Текст]: [Об утверждении Порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в дошкольных образовательных, общеобразовательных учреждения] – М., 2004 г.


Литература (дополнительная)

1. Архип И.А. Специальное образование в Мурманской области //Программа и методические рекомендации. – М, 2003.

2. Архип И.А. Становление и развитие специального образования на Кольском Севере: традиции, итоги и перспективы: Монография.- СПб.: Издательство СОЮЗ, 2003.



Практическое занятие № 7 Инструктивно-методические письма и приказы Министерства образования и науки РФ по вопросам обеспечения специального образования» (4 час)
План

1.Создание условий, обеспечивающих полноценное развитие личности каждого ребенка и его самореализацию в жизни.

2. Инклюзивное образование как часть интегрированного обучения и воспитания.

3. Центральная и территориальные психолого-медико-педагогические комиссии.

4. Деятельность логопунктов в системе образования.

5.Специфика деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов.

6.Деятельность групп кратковременного пребывания в дошкольных образовательных учреждениях.
Вопросы для коллективного обсуждения

Дайте характеристику специфики образовательного процесса в специальных классах, группах, группах продленного дня для обучающихся, воспитанников, имеющих сложный дефект и для глубоко умственно отсталых детей (различия в подходах организации их обучения и воспитания).


Задания для самостоятельной работы

1. Составьте перечень основных нормативных актов, обеспечивающих специальное (коррекционное) образование.

2. Законспектируйте методические и инструктивные письма Министерства образования и науки РФ: «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения». «Интегрированное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях». «О направлении пакета документов «Организационное и программно-методическое обеспечение новых форм дошкольного образования на основе кратковременного пребывания детей в дошкольных образовательных учреждениях Российской Федерации».
Литература (основная)

1. Методическое письмо Министерства образования РФ [Текст]: [Об организации работы с обучающимися, имеющими сложный дефект] – М., 2003 г.

2. Письмо Министерства образования РФ [Текст]: Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения] – М., 2001 г.

3. Методическое письмо Министерства образования РФ [Текст]: [«Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения] – М., 2003 г.

4. Инструктивно-методическое письмо Министерства образования РФ [Текст]: О специфике деятельности специальных (коррекционных( образовательных учреждений I-VIII видов ] – М., 1997г.

5 Методическое письмо Министерства образования РФ [Текст]: [Об организации логопедической работы в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида] – М., 2001 г.

6. Письмо Министерства образования РФ [Текст]: [О психолого-медико-педагогическом консилиуме. (ПМПк) образовательного учреждения] – М., 2003 г.

7. Письмо Министерства образования РФ [Текст]: [ Интегрированное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях] – М, 2000 г.

8. Письмо Министерства образования РФ [Текст]: [О направлении пакета документов «Организационное и программно-методическое обеспечение новых форм дошкольного образования на основе кратковременного пребывания детей в дошкольных образовательных учреждениях Российской Федерации]:- М., 2002 г.

9. Приказ Министерства образования и науки РФ [Текст]: [Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии] – М., 2009 г.


Литература (дополнительная)
1. Шипицына Л.Н. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка: Пособие для учителя-дефектолога.- М.:Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003

13. Учебно-методическое обеспечение и информационное обеспечение дисциплины (модуля)

Основная и дополнительная литература

1. Азарова Е.Г. Пособия и льготы гражданам с детьми: комментарии законодательства. Ответы на вопросы граждан. – М.: Норма-Инфра-м, 2001.

2. Азбель Е.Ю., Архип И.А., Лысова А.З. Права инвалидов и детей с ограниченными возможностями в России и Великобритании. – Мурманск: МГПИ, 2000.

3. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. – М.: ВЛАДОС, 2003.

4. Апанасевич В.С. Потребности ребенка. В центре внимания – адаптация в жизни обществе. /Материалы международной конференции. – Апатиты: Шведское общество по оказанию международной помощи детям, 2006.

5. Архип И.А. Специальное образование в Мурманской области //Программа и методические рекомендации. – М, 2003.

6. Архип И.А. Становление и развитие специального образования на Кольском Севере: традиции, итоги и перспективы: Монография.- СПб.: Издательство СОЮЗ, 2003.

7. Архип И.А. Нормативно-правовое обеспечение проблемы выживания, защиты, развития и интеграции детей с ограниченными возможностями в документах Организации Объединенных наций и Российской Федерации. – Мурманск: МГПУ, 2005.

8. Архип И.А. Хрестоматия. Выживание, защита, развитие и интеграция в обществе детей с ограниченными возможностями (по юридическим документам ООН и РФ): Учебное пособие - М: МГПУ, 1999.

9. Волкова А.В Нормативно-правовое обеспечение системы образования Мурманской области в условиях реформирования бюджетной сферы. – Мурманск: Пазори, 2005.

10. Дубровская И.А. Права ребенка. – М.: ГроссМедио, 2008 г.

11. Инструктивно-методическое письмо Министерства образования РФ [Текст]: О специфике деятельности специальных (коррекционных( образовательных учреждений I-VIII видов ] – М., 1997г.

12. Колосков С. Права ребенка в образовании// Народное образование. – 2001. - № 9.

13. Комментарий к Гражданскому кодексу РФ части первой (постатейный). // под ред. О.Н. Садикова. – М.: Норма, 2004.

14. Конвенция о правах ребенка. //Семейное право: Учебное пособие. – М.:РИОР, 2007.

15. Методическое письмо Министерства образования РФ [Текст]: [Об организации работы с обучающимися, имеющими сложный дефект] – М., 2003 г.

16. Методическое письмо Министерства образования РФ [Текст]: [«Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения] – М., 2003 г.

17. Методическое письмо Министерства образования РФ [Текст]: [Об организации логопедической работы в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида] – М., 2001 г.

18. Миндель А. . Мы обречены жить вместе и быть счастливыми //Защити меня! – 2006. - №

Мурманская область. Законы О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителе, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. [Текст]: региональный закон: [принят Мурманской областной Думой 23 декабря 2004 года] – М.: 2004 г.

19. Мурманская область. Законы Об образовании в Мурманской области. [Текст]: региональный закон: [принят Мурманской областной Думой 8 декабря 2005 года] – М.: 2005 г.

20. .Мурманская область. Законы О мерах социальной поддержки инвалидов. [Текст]: региональный закон: [принят Мурманской областной Думой 23 декабря 2004 года] – М.: 2004 г.

21. Мурманская область. Законы О региональных нормативах финансового обеспечения

образовательной деятельности в Мурманской области. [Текст]: региональный закон: [принят Мурманской областной Думой 8 декабря 2005 года] – М.: 2005 г.
20.Опыт социальной работы в рамках реализации концепции независимой жизни в деятельности неправительственных организаций: Дайжест методических материалов к 10-летию основания социальной работы в РФ и деятельности Московского городского клуба инвалидов «Контакты-1». – СПб., 2001.

21. Организация деятельности коррекционных образовательных учреждений: Сб.документов: учеб. пособие для студ.высш.и сред.пед.учеб.заведений /Сост.и коммент.Ф.Ф.Водоватова,Л.В.Бумагиной. – М.: Академия, 2000.

22. Основы управления специальным образованием: Учеб.пособие для студ. / Малофеев\

23. Обзор национальной образовательной политики. Высшее образование и исследования в Российской Федерации. – М.: «Весь мир», 2000.

24. Основы управления специальным образованием: Учеб.пособие для студ. / Малофеев Н.Н.,Макшанцева Э.Н.,Назарова Н.М. и др.; Под ред.Д.С.Шилова. - М: Академия, 2001

25. Обзор национальной образовательной политики. Высшее образование и исследования в Российской Федерации. – М.: «Весь мир», 2000.

26. Основы управления специальным образованием: Учеб.пособие для студ. / Малофеев Н.Н.,Макшанцева Э.Н.,Назарова Н.М. и др.; Под ред.Д.С.Шилова. - М: Академия, 2001

27. Письмо Министерства образования РФ [Текст]: Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения] – М., 2001 г.

28. Письмо Министерства образования РФ [Текст]: [О психолого-медико-педагогическом консилиуме. (ПМПк) образовательного учреждения] – М., 2003 г.

29. Письмо Министерства образования РФ [Текст]: [ Интегрированное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях] – М, 2000 г.

30.Письмо Министерства образования РФ [Текст]: [О направлении пакета документов «Организационное и программно-методическое обеспечение новых форм дошкольного образования на основе кратковременного пребывания детей в дошкольных образовательных учреждениях Российской Федерации]:- М., 2002 г.

31.Приказ Министерства образования и науки РФ [Текст]: [Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии] – М., 2009 г.

32. Постановление Правительства Мурманской области. [Текст]: [Об утверждении Порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в дошкольных образовательных, общеобразовательных учреждения] – М., 2004 г.

33. Реабилитация инвалидов: новый взгляд на новые проблемы. // Учительская газета -2003. - № 4.

34..Рожков М.И., Байбородова Л.В., Ковальчук М.А. Воспитание толерантности у школьников – Ярославль: Академия развития, Академия холдинг, 2003.

35. Российская Федерация. Законы О высшем и послевузовском профессиональном образовании [Текст]: федеральный закон: [принят Гос. Думой 19 июля 1996 года: одобрен Советом Федерации 7 августа 1996 года] - М., 2003 г.

36. Российская Федерация. Законы О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [Текст]: федеральный закон: [принят Гос. Думой 4 декабря 1996 года: одобрен Советом Федерации 10 декабря 1996 года] - М., 1997 г.

37. Российская Федерация. Законы Об образовании [Текст]: федеральный закон: [ принят Гос. Думой10 июля 1992 года №: одобрен Советом Федерации]

38. Российская Федерация. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации [Текст]: федеральный закон: [принят Гос. Думой 3 июля 1998 года: одобрен Советом Федерации 9 июля 1998 года] - М., 2007 г.

39. Российская Федерация. Законы О социальной защите инвалидов в Российской Федерации [Текст]: федеральный закон: [принят Гос. Думой 20 июля 1995 года: одобрен Советом Федерации 15 ноября 1995] - М., 2005 г.

40. Семейный кодекс Российской Федерации [Текст]: офиц. текст – М.: ИНФРА-М, 2007

41. Саломатина И. В. Международный форум слепоглухих правозащитников // Дефектология. — 2005. — № 4.

42. Смолин О.Н. Почему возможности не равны? Правовые проблемы реализации права инвалидов на образование в современной России// Коррекционная педагогика. – 2004. - № 2.

43.. Сборник нормативных документов «Защита прав ребенка в Российской Федерации». - СПб.: Виктория плюс, 2000.

44. Шкатулла В.И. Образовательное право: Учебник для вузов. – М.: Норма, 2001.

45. Шнекендорф З.К. Младшим школьникам о правах ребенка. Пособие для учителя. – М.: Вита-Пресс, 2000.

46. Шохина Л.Н. Правовые основы государственной поддержки детей-сирот. //Гражданин и право- 2002. - № 1.

Электронные образовательные ресурсы (ЭОР )


  • http://www.informika.ru

  • WWW.IKPRAO.RU

  • http://www.mon.gov.ru

  • http://ru.wikipedia.org

  • http://www.edu.ru

  • http://www.rsl.ru

  • http://www.gnpbu.ru

  • http://www. Gramota.ru

  • http://www. Philology.ru

  • http://www.logoped.ru

  • http://www.downsideup.org/index.htm

  • http://curative.chat.ru

  • http://www.defectolog.ru/

  • http://www.specialneeds.ru/

  • http://www.osoboedetstvo.ru

  • http://www.shishkova.ru

  • Российское образование. Федеральный образовательный портал: нормативные документы http://www.informika.ru



электронно-библиотечные системы (ЭБС), базы данных, информационно-справочные и поисковые системы
Программное обеспечение
Лента времени» Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л., Королевская Т.К. Лента времени // Цикл специализированных компьютерных программ «Картина мира». — М.: Полиграф-сервис, 2002. — 40 Мб;

«Видимая речь» (IBM);

«Мир за твоим окном» Гончарова Е.Л., Королевская Т.К., Кукушкина О.И.;

«Математика для тех, кому трудно: состав числа» Больших И.В., Кукушкина О.И.;

«Состав слова» Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л., Королевская Т.К. ;

«В городском дворе» Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л., Королевская Т.К.;

«Развивающие игры в среде ЛОГО».


  • ие.




  • Лента времени» Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л., Королевская Т.К. Лента времени // Цикл специализированных компьютерных программ «Картина мира». — М.: Полиграф-сервис, 2002. — 40 Мб;

  • «Видимая речь» (IBM);

  • «Мир за твоим окном» Гончарова Е.Л., Королевская Т.К., Кукушкина О.И.;

  • «Математика для тех, кому трудно: состав числа» Больших И.В., Кукушкина О.И.;

  • «Состав слова» Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л., Королевская Т.К. ;

  • «В городском дворе» Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л., Королевская Т.К.;

  • «Развивающие игры в среде ЛОГО».


Примерные зачетные тестовые задания.


    1. Назовите причины, обусловившие необходимость защиты прав человека:

- разница в развитии стран

- разница в правовых гарантиях людей.



    1. Когда была создана Организация Объединенных Наций:

- 1948 г.

- 1959 г.

- 1945 г.


    1. Всеобщую декларацию прав человека называют:

- Конституция прав гражданина планеты Земля

- «Мировая конституция прав ребенка».

- Конституция прав


    1. Сколько лет прошло от Всеобщей Декларации прав человека до Декларации прав ребенка, прежде чем от магистральной линии на защиту прав ребенка человека ответвились права детей:

- 13 лет

- 40 лет


- 11 лет.

    1. В каком международном документе впервые отражаются права аномальных детей:

- Конвенция о правах ребенка

- Декларация о правах ребенка

- Пекинские правила.


    1. Из какого документа следующая цитата «ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения»:

- Декларация прав ребенка

- Всеобщая декларация прав человека

- Конвенция о правах ребенка.


    1. Из какого документа следующая цитата: «каждый человек должен обладать всеми указанными в них правами и свободами без какого-то ни было различия по таким признакам, как раса, цвет кожи …»:

- Декларация прав ребенка

- Всеобщая декларация прав человека

- Конвенция о правах ребенка.


    1. Из какого документа следующая цитата: «… с момента рождения ребенок имеет право на имя и на приобретение гражданства, а также, насколько это возможно, право знать своих родителей и право на их заботу.»:

- Декларация прав ребенка

- Всеобщая декларация прав человека

- Конвенция о правах ребенка.


    1. Из какого документа следующая цитата: «неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и обеспечивают его активное участие в жизни общества»:

- Декларация прав ребенка

- Всеобщая декларация прав человека

- Конвенция о правах ребенка.


    1. Входит ли Международная организация здравоохранения в список агентств по защите прав человека в системе ООН?

- Да

- Нет.


    1. Заявление от имени государства, правительства, партий, организаций, торжественное провозглашение основных принципов, а также документ, в котором они изложены – это:

- Декларация

- Конституция

- Кодекс

- Хартия.



    1. Где проходила Всемирная конференция по образованию лиц с особыми потребностями: доступ и качество:

- Австрия

- Испания

- Италия

- Россия.



    1. Декларация прав ребенка была провозглашена ООН в :

- 1924

- 1948


- 1959

- 1989


- 1924

- 1948


- 1959

- 1989


    1. Кем может быть ограничено право на образование ребенка-инвалида?

- органами образования

- органами здравоохранения

- психолого-медико-педагогической комиссией

- любой из перечисленных организаций

- никем.


    1. Какой документ является основным документом всемирной программы гуманистической направленности для всех государств мира, подписавших и ратифицировавших ее:

- Декларация прав ребенка

- Всеобщая декларация прав человека

- Конвенция о правах ребенка.

- Всемирная Декларация.


    1. Какие два международно-правовых акта приняты ООН в защиту прав инвалидов и лиц с ограниченными возможностями:

- Декларация прав ребенка

- Декларации о правах инвалидов

- Декларация о правах умственно отсталых лиц

- Всеобщая декларация прав человека

- Конвенция о правах ребенка.


    1. Какие международно-правовые документы явились правовым и общественно-политическим фундаментом Конвенции о правах ребенка:

- Декларация прав ребенка

- Всеобщая декларация прав человека

- Женевская декларация прав ребенка


    1. Принцип 5 Декларации прав ребенка требует обеспечения детям с ограниченными возможностями гарантированного права на

- специальный охранительный режим

- улучшение условий жизни

- образование

- заботу
Примерный перечень вопросов к экзамену.



  1. Специфика правового статуса ребенка в современном мире.

  2. Международные акты по защите прав несовершеннолетних.

  3. Защита прав ребенка как направление деятельности в специальной, социальной педагогике и социальной работе.

  4. Наличие в мировой практике доступных средств защиты и облегчения страданий детей.

  5. Конвенция ООН о правах ребенка.

  6. Отражение прав детей с ограниченными возможностями в Конвенции о правах ребенка.

  7. Международно-правовая защита инвалидов и умственно отсталых лиц в нормативных документах ООН.

  8. Международно-правовые документы, направленные на обеспечение выживания, защиты, развития и интеграции детей в период с 1985-1990 годы.

  9. Право каждого ребенка на образование (от Всеобщей декларации прав человека до Саламанской декларации о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями).

  10. Отражение прав детей с ограниченными возможностями на образование в международно-правовых документах ООН.

  11. Международно-правовая защита детей с ограниченными возможностями в нормативных документах ООН.

  12. Саламанская декларация и Рамки действий по образованию лиц с особыми образовательными потребностями.

  13. Решение проблем в области правонарушений, возникающих при совершении несовершеннолетними фактов правонарушений (Пекинские правила).

  14. Декларация прав ребенка.

  15. Всеобщая декларация прав человека.

  16. Всемирная Декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей и План действий по осуществлению Всемирной Декларации об обеспечении выживания, защиты и развития на 90-е годы.

  17. О правах детей с ограниченными возможностями в Декларации прав ребенка.

  18. Об обучении детей с особыми образовательными потребностями в Саламанской декларации.

  19. Правовое положение ребенка-инвалида в международном законодательстве.

  20. Декларация ООН о правах умственно отсталых лиц.

  21. Декларация ООН о правах инвалидов.

  22. О правах детей с ограниченными возможностями в Конвенции о правах ребенка.

  23. Отражение прав детей-инвалидов и умственно отсталых лиц на образование в международно-правовых документах ООН.

  24. Саламанская декларация и Рамки действий по образованию лиц с особыми образовательными потребностями.

  25. Современные типы, виды и формы обучения детей с ограниченными возможностями в России.

  26. О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения.

  27. О системе государственной поддержки в реализации прав детей-инвалидов в Мурманской области.

  28. О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I - VIII видов.

  29. Об основных гарантиях прав ребенка в законодательстве Российской Федерации.

  30. Об использовании рабочего времени педагога-психолога в образовательном учреждении.

  31. О мерах социальной поддержки детей с ограниченными возможностями в Мурманской области.

  32. Интегрированное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях.

  33. Обеспечение прав детей с ограниченными возможностями здоровья на образование в Конституции РФ.

  34. Отражение прав детей-инвалидов на образование в Законе Мурманской области «О мерах социальной поддержки инвалидов».

  35. Нормативно-правовое обеспечение воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в дошкольных образовательных, общеобразовательных учреждениях в Мурманской области.

  36. Нормативно-правовое обеспечение организации работы с детьми, имеющими сложный дефект.

  37. Отражение прав детей-инвалидов на образование в Законе РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

  38. Законодательство Мурманской области по вопросам образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

  39. Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения.

  40. Региональное законодательство по вопросам организации обучения и воспитания детей-инвалидов.

  41. Формирование государственной политики в отношении защиты детства в Российской Федерации.

  42. Отражение прав детей с ограниченными возможностями здоровья в Законе РФ «Об образовании».

  43. О государственной политике в системе образования Российской Федерации.

  44. Нормативно-правовое обеспечение организации работы с детьми, имеющими глубокую умственную отсталость.

  45. Отражение прав детей-инвалидов на образование в Законе Мурманской области «Об образовании в Мурманской области».

  46. Организационное и программно-методическое обеспечение новых форм дошкольного образования на основе кратковременного пребывания детей в дошкольных образовательных учреждениях РФ.

  47. О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения.

  48. Обеспечение прав детей с ограниченными возможностями здоровья на образование в законодательстве Российской Федерации.

  49. Обеспечение прав детей с ограниченными возможностями здоровья на образование в законодательстве Мурманской области.


Примерная тематика рефератов, эссе


    1. Роль ООН и ее специализированных организаций в установлении правоотношений детей.

    2. Общая характеристика международного права детей.

    3. Правовое положение ребенка-инвалида (по материалам международно-правовых документов).

    4. Права и обязанности родителей (по материалам международно-правовых документов).

    5. Международно-правовая защита детей с ограниченными возможностями в нормативных документах ООН.

    6. Отражение прав родителей в международно-правовых документах по защите детства.

    7. Наличие в мировой практике доступных средств защиты и облегчения страданий детей.

    8. Современные тенденции по выработке нового взгляда на положение детей в мире.

    9. Защита прав ребенка как направление деятельности в специальной, социальной педагогике и социальной работе.

    10. Международные акты по защите прав несовершеннолетних

    11. Специфика правового статуса ребенка в современном мире.

    12. Международно-правовые документы, направленные на обеспечение выживания, защиты и развития детей в период с 1985-1990 гг.

    13. Международно-правовая защита инвалидов и умственно-отсталых лиц в нормативных документах ООН.

    14. Деятельность международных организаций в защиту детства.

    15. ЮНИСЕФ – чрезвычайная организация по координации деятельности программы помощи детям.

    16. Конкретные меры по обеспечению выживания, защиты и развития детей.

    17. Право каждого ребенка на образование (от Всеобщей декларации прав человека до Саламанкской декларации о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями).

    18. Решение проблем в области правоотношений, возникающих при совершении несовершеннолетними фактов правонарушений (Пекинские правила).


Примерная тематика курсовых работ


    1. Правовое положение ребенка-инвалида

    2. Специфика правового статуса ребенка в современном мире.

    3. Проблемы социальной интеграции инвалидов в обществе.

    4. Положение детей-инвалидов на современном этапе развития

    5. Состояние и перспективы образования, досуга и культурной деятельности детей с ограниченными возможностями.

    6. Социально-правовые проблемы аномального детства в России.

    7. О системе государственной поддержке и реализации прав детей–сирот в России.



Примерная тематика квалификационных (дипломных) работ


    1. Государственные меры социальной поддержки детей-инвалидов.

    2. Возможности получения образования детьми-инвалидами в условиях Кольского Севера.

    3. Региональные целевые программы по вопросам защиты прав детей с ограниченными возможностями.


Методические указания по изучению дисциплины (или её разделов) и контрольные задания для студентов заочной формы обучения (если необходимо указать)

  1   2


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница