О некоторых научно-методических аспектах разработки и внедрения электронных продуктов образовательного назначения



Скачать 39.87 Kb.
Дата14.05.2016
Размер39.87 Kb.
О НЕКОТОРЫХ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИХ АСПЕКТАХ РАЗРАБОТКИ И ВНЕДРЕНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ПРОДУКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ



Л.М. Хаславская, Т.Е. Алексеева, Н.Г. Горелова, А.М. Задорожный, В.Г. Казаков, Н.Л. Панина


Новосибирский государственный университет

e-mail: hasl@mail.ru

Успешность решения задач по внедрению высоких технологий в процесс обучения во многом зависит от эффективности интеграции информационных и педагогических технологий. Накопление опыта внедрения компьютерных технологий в учебный процесс будет расширять научно-методическую базу разработки и апробации электронных обучающих продуктов, что, в свою очередь, должно способствовать развитию инновационных процессов в образовании и росту их эффективности.



На базе Мультимедиа центра Новосибирского государственного университета ведется планомерная работа по внедрению компьютерных и мультимедиа технологий в учебный процесс, в том числе области преподавания гуманитарных дисциплин.

  • Создан научно-образовательный ресурс в Интернет "Древнее искусство Сибири", представляющий информацию о более 1000 образцах древнего и средневекового искусства Сибири, научно-справочную информацию, электронные лекции и экспозиции.

  • Подготовлены и внедрены в учебный процесс на гуманитарном факультете НГУ три мультимедиа спецкурса: «Средневековое искусство кочевников Южной Сибири», «Средневековая книжная миниатюра Франции и России», «Средневековая торевтика Ирана, Китая и Южной Сибири»;

  • Разработан и издан тиражом 1000 экземпляров мультимедиа учебник для общеобразовательной школы «Родная история».

Междисциплинарная группа разработчиков включает исследователей различных областей знания, педагогов и специалистов в области высоких технологий. Особенностями нашего подхода является:

  • во-первых, параллельная работа, связанная как с разработкой и внедрением, так и анализом научно-методической стороны этой деятельности (анализ работы школьников и студентов с инновационными обучающими продуктами, оценка эффективности освоения материала, тестирование, диагностика ошибок обучаемого, анкетирование и др.);

  • во-вторых, разработка и апробация разнообразных учебных пособий (мультимедиа спецкурсы, учебники, виртуальный музей) и для всех образовательных уровней (школа, среднеспециальные учебные заведения, вуз);

  • в-третьих, широкое использование возможностей корпоративного сотрудничества для разработки ресурсов образовательного назначения.

В результате апробации были выявлены следующие позитивные стороны обучения с использованием разработанных нами образовательных продуктов:

  • возможность выстраивания индивидуальных траекторий обучения школьников и студентов с учетом индивидуальных особенностей обучающегося и его образовательного уровня (выбор уровня и времени освоения материала, возврат к любой части учебника или спецкурса для повторения и т.п.);

  • доминирование самостоятельного изучения учебного материала (в наших курсах самостоятельная работа достигает 80% отведенного на курсы времени);

  • широкие возможности внедрения в учебный курс компонентов творческого исследовательского характера (например, заданий включающих анализ материала, оценку источников и др.);

  • всестороннее освещение изучаемых вопросов (наличие больших объемов наглядного материала и научно-справочной информации);

  • расширение возможностей междисциплинарного подхода и создания интегрированных курсов;

  • открытость информационного пространства курса, возможность их технологического и содержательного изменения обновления;

  • оперативность поиска необходимых материалов и их сравнительного анализа;

  • возможность самоконтроля.

Анализ опыта разработки и внедрения новейших технологий в процесс обучения демонстрирует необходимость и возможность учета таких особенностей человеческого восприятия и памяти, как избирательность внимания, параллелизм обработки информации, особенности одномоментного восприятия для организации учебного материала наиболее эффективным для изучения образом.

Особое внимание при конструировании электронного обучающего продукта необходимо уделять активизации обучения за счет технологических возможностей. Для этой цели можно использовать самые разнообразные способы: соответствующее структурирование материала с необходимыми переходами в разные информационные разделы, контраст цвета, звук и т.д. Различные визуальные аспекты объектов: форма, размеры, цвет и др. - это элементы, от сочетания которых зависит не только дизайн, но и восприятие информации и работа памяти. Усиление «заметности» рисунка, слова, схемы может придать им роль активного обучающего элемента. Учет подобного рода особенностей будет способствовать эффективности освоения учебного материала.



Остаются актуальными вопросы эргономики компьютерных технологий в учебном процессе: проблемы безопасности здоровья, информационной перегруженности, комфортного сочетания цветов, удобных для чтения текстов и др.

Накопление опыта конструирования и апробации электронных продуктов образовательного назначения, а также анализ этого опыта позволят сформулировать наиболее продуктивные подходы к построению обучающих продуктов, выработать критерии оценки их эффективности, создать некоторые стандартные модели для определенных видов учебных продуктов, сократить трудозатраты каждого отдельного разработчика и реально расширить возможности использования высоких технологий для повышения уровня образования в школе и вузе.


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница