О некоторых проблемах информатизации образования на математическом факультете



Скачать 40.13 Kb.
Дата30.04.2016
Размер40.13 Kb.
О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ НА МАТЕМАТИЧЕСКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ
Гавришина О.Н., Грузина Э.Э.

Кемеровский государственный университет, кафедра вычислительной математики

E-mail: gee@kemsu.ru

Развитость и совершенство методов и средств современных информационных технологий создают реальные возможности для их использования в системе образования с целью развития творческих способностей человека в процессе его образования, посредством более эффективной организации познавательной деятельности обучаемых в ходе учебного процесса на основе такого важнейшего дидактического свойства компьютера, как индивидуализация учебного процесса.

Первостепенную роль должны играть дисциплинарные и междисциплинарные курсы, которые содержат наиболее фундаментальные знания, являющиеся базой для формирования общей и профессиональной культуры, быстрой адаптации к новым профессиям, специальностям и специализациям. Следовательно, речь идет о таких знаниях, которые, во-первых, способны формировать широкий, целостный, энциклопедический взгляд на современный мир и место человека в этом мире; во-вторых, позволяют преодолеть предметную разобщенность и изолированность.

Поскольку готовность к эффективному использованию средств вычислительной техники для решения любых задач определяется, в конечном счете, наличием и уровнем развития соответствующего способа мышления человека (информационной культуры), то у будущего специалиста должны быть сформированы умения, составляющие основу этой культуры.

Однако, следует отметить, что компьютеризация процесса обучения сталкивается с рядом проблем, среди которых следует отметить такие, как:


  • необходимость совершенствования и разработки новых предметных программ с целью осуществления принципов взаимопреемственности, интеграции и непрерывном использовании компьютерных технологий в процессе всего периода обучения;

  • большой информационный поток, различная скорость восприятия информации у студентов, первоначальная неоднородная подготовка студентов в области компьютерных технологий создают проблему рационального сочетания классического и дифференцированного подходов в обучении;

  • проблема интеграции информационных технологий в специальные и междисциплинарные курсы;

  • с вышеуказанной проблемой связана проблема информационной культуры преподавателей и их готовности к использованию компьютерных технологий в обучении;

  • техническое оснащение компьютерной техникой математического факультета, отсутствие свободного времени в компьютерных классах для самостоятельной работы студентов;

  • слабое использование студентами ресурсов Интернет в образовательном процессе в связи с недостаточной сформированностью мотивации к обучению и существующего психологического барьера у некоторых студентов.

Стремясь найти пути и средства решения указанных проблем, мы разрабатываем новые предметные программы, которые предусматривали бы использование компьютерных технологий на протяжении всего процесса обучения, содержащие несколько уровней сложности.

Последние годы наблюдается большой разрыв в уровне стартовой компьютерной подготовки. По результатам анкетирования первокурсников (143 студента) было выявлено, что 40% первокурсников имеют дома компьютер. 87% студентов хотят, чтобы их будущая деятельность была связана с компьютером. 8% студентов продемонстрировали полное отсутствие знаний в области информатики (в качестве основных причин студенты указывают на плохое компьютерное оснащение и низкую подготовку учителя информатики в школе, 80% из этих студентов являются иногородними). 66% имеют низкий уровень знаний по информатике, 17% - хороший и 9% - высокий уровень подготовки. Студенты с высоким уровнем подготовки уже имеют сформированную компьютерную грамотность. Для эффективного обучения в сложившейся на протяжении последних лет объективной ситуации необходим дифференцированный подход, которого мы придерживаемся при изучении курсов "Компьютерные науки", "Методы вычислений", "Языки программирования и методы трансляции". На основе рейтинговой системы, разделяя студентов по подгруппам в соответствии с уровнем знаний, осуществляем личностно-ориентированный подход в обучении. Это может быть достигнуто при сочетании различных технологий, причем обучающие программно-педагогические средства должны содержать несколько уровней сложности. При таком подходе к решению проблемы у преподавателя появляется возможность реализовать дифференцированное, а также разноуровневое обучение в традиционных вузовских условиях.

Совершенно новые возможности для преподавателей и учащихся открывают Интернет и телекоммуникационные технологии, однако, по результатам опроса студентов специальности "математика" 4-го курса, 40% из них не обладают навыками работы в сети Интернет. Эта проблема должна быть разрешена введением в программу курса "Компьютерные науки" изучение принципов работы в сети Интернет. Следует отметить, что на отделении "прикладная математика", благодаря более высокому стартовому рейтингу и сформированности мотивации к изучению информационных технологий, картина более благоприятная.

Процесс обучения может быть более эффективным при интеграции компьютерных технологий в специальные предметы. Анкетный опрос преподавателей математического факультета показал, что 95% преподавателей испытывают постоянную необходимость в повышении квалификации. Часть преподавателей (30%), предметы которых не связаны с непосредственным использование компьютеров, отмечает, что применение компьютеров могло бы существенно повысить эффективность их занятий, но ввиду того, что сами не обладают в достаточной мере компьютерной эрудицией, не готовы к тому, чтобы использовать компьютеры при обучении студентов.



Итак, для достижения более качественного уровня знаний в области компьютерных технологий на математическом факультете, необходимо решение обозначенных проблем.


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница