О состоянии и перспективах развития



Скачать 179.62 Kb.
Дата04.06.2016
Размер179.62 Kb.


О СОСТОЯНИИ И ПЕРСПЕКТИВАХ РАЗВИТИЯ

СРЕДНЕГО ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
П.Ф. Анисимов, начальник Управления среднего профессионального образования Минобразования России, доктор экон. наук

А.Л. Коломенская, главный специалист Управления среднего профессионального образования Минобразования России, канд. пед. наук
Среднее профессиональное образование развивается как звено в системе непрерывного образования, призванное удовлетворять потребности личности, общества и государства в получении гражданами послесреднего образования и профессиональной квалификации специалиста среднего звена.

Специалисты со средним профессиональным образованием – это работники преимущественно интеллектуального труда, в основе деятельности которых лежит решение диагностических задач, требующих анализа ситуации и выбора решения в рамках заданного алгоритма действий.

Можно выделить следующие основные на­правления деятельности специалистов со средним профессиональным образованием в отраслях экономики, имеющие устойчивый характер: подготовка и обработка технической, технологической и другой информации в целях подготовки материалов для принятия инженерных решений, обеспечение функционирования сложных технических и технологических систем, руководство первичными трудовыми коллективами.

В области здравоохранения специалисты среднего звена осуществляют оказание фельдшерской и доврачебной лечебно-профилактической помощи, уход за больными, выполнение назначений врача, проведение лабораторных исследований, осуществление санитарного надзора, противоэпидемических и других мероприятий (под руководством врача), изготовление химико-фарма­цев­тических средств. В области физической культуры и спорта они ведут педагогическую и организаторскую деятельность в учебных заведениях, в секциях физической культуры, спортивных клубах, лечебно-профилак­ти­че­ских учреждениях.

В области образования специалисты со средним профессиональным образованием работают в качестве организаторов образовательного процесса: воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов и отдельных учебных предметов основной общеобразовательной школы, мастеров производственного обучения, музыкальных и художественных руководителей детских коллективов, в области культуры и искусства – в качестве артистов, художников, сотрудников культурно-массовых учреждений, организуют работу подразделений театрально-зрелищных организаций, руководят самодеятельными творческими коллективами.

Наряду с традиционными местами деятельности расширяется занятость специалистов со средним профессиональным образованием в рыночной инфраструктуре, налогово-бюд­жет­ной сфере, в отраслях, осуществляющих обслуживание населения (технический, технологический, информационный, транспортно-коммуникационный сервис), где они являются наиболее массовой и мобильной частью рабочей силы.

Таким образом, среднее профессиональное образование реализует широкий спектр направлений подготовки специалистов: в технической области, в социальной сфере, в области сервиса. Однако, в период возрождения российской экономики особенно актуальным становится вопрос о подготовке кадров технического профиля.

Российская система подготовки специалистов среднего звена технического профиля имеет богатые традиции. На различных этапах общественного развития среднее техническое образование играло значительную роль в обеспечении экономики квалифицированными кадрами, повышении образовательного уровня населения. И сегодня среднее техническое образование занимает важное место в кадровом обеспечении экономики, повышении ее эффективности и конкурентоспособности. Происходящий в настоящее время подъем производства сопровождается возрастанием потребности в специалистах со средним профессиональным образованием технического профиля. О роли среднего технического образования в современной экономике можно судить по таким данным: доля специалистов среднего звена технического профиля составляет в промышленности 32 % от общей численности занятых, в строительстве – 30 %, на транспорте и в связи – 36 % (рис. 1).



Рис. 1. Доля специалистов со средним техническим

образованием в отраслях экономики


Будучи практикоориентированным образованием, максимально приближенным к потребностям реального сектора экономики, среднее техническое образование в значительной мере испытало на себе трудности переходного периода, связанные с резким спадом производства и последующей проблемой восстановления кадрового потенциала. Развитие этого вида образования осуществляется под влиянием многих факторов – это и изменение технического уровня экономики, и ее структурная перестройка, и развитие рыночных механизмов. Однако, наиболее важным фактором, отражающим перспективы мирового экономического развития, является переход от технической модернизации к технологической или постиндустриальной, развитие высокотехнологичного производства, основанного на автоматизации и информатизации. Развитие производства в ведущих отраслях промышленности осуществляется не на прежней технической базе, а основывается на применении нового поколения технических устройств, переходе к автоматизированным технологиям. Именно это определяет принципиальную новизну современного среднего технического образования – и по месту в экономике, и по профильной структуре, и по содержанию образовательных программ.

В современном высокотехнологичном производстве изменяется соотношение между работниками, решающими эвристические, диагностические и стереотипные задачи. Применение наукоемких автоматизированных процессов, технологизация производства, глобальная информатизация – все это приводит к резкому возрастанию удельного веса диагностических задач. Вследствие этого расширяется потребность в практикоориентированных специалистах – специалистах среднего звена, сочетающих теоретическую подготовку с умени­я­ми по обеспечению ремонта и наладки оборудования, его диагностики и текущей эксплуатации, выполнению диспетчерских и административно-техни­че­ских функций, контролю характеристик материалов и качества продукции, проведению испытаний и метрологических проверок. В условиях автоматизированного производства такие специалисты становятся необходимыми на всех этапах подготовки и реализации производственного процесса – как при внедрении оборудования и технологий, так и в ходе их эксплуатации.

В настоящее время специалисты со средним техническим образованием востребованы по двум основным направлениям: на должностях инженерно-тех­ни­ческих работников и на особо сложных рабочих профессиях (рис. 2).

Первое направление – инженерно-технический труд – является традиционной областью деятельности выпускников средних специальных учебных заведений.

Рост технического уровня производства вызывает расширение деятельности инженерно-технических работников, направленной на внедрение и обслуживание производственного оборудования и управляющих электронно-вычис­ли­­тель­ных комплексов, информационное обеспечение управления. Это требует практикоориентированных знаний и умений по использованию новой техники и информационно-ком­му­никаци­он­ных технологий и приводит к повышению востребованности специалистов среднего звена. В современном высокотехнологичном производстве деятельность специалистов среднего звена на должностях инженерно-тех­ни­ческих работников связана с внедрением, модернизацией, диагностикой и восстановлением работоспособности систем автоматического управления, обслуживанием вычислительной техники, разработкой и сопровождением программных продуктов, эксплуатацией автоматизированных информационных систем и компьютерных сетей, подготовкой технической, технологической и другой документации в целях информационного обеспечения принятия инженерных решений, выполнением функций нормативно-технологиче­ского, контроль­но-диспетчер­ско­­го и организационно-управ­лен­че­ско­го характера.

Рис. 2. Квалификационный спектр специалистов

со средним техническим образованием


Специалисты среднего звена заняты в службах главного технолога, главного механика, главного энергетика, главного конструктора, в производственно-диспетчерских службах, в службах материально-технического снабжения и технического контроля продукции. Они работают в качестве техников-техно­ло­гов, механиков, элек­­т­ри­ков, электроников, программистов, кон­структо­ров.

В соответствии с Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих (в части общеотраслевых квалификационных характеристик должностей работников технического профиля) для 45 % должностей предусмотрено использование специалистов как с высшим, так и со средним профессиональным образованием, для 16 % – только со средним профессиональным образованием. По дан­ным государственной статистики, за 2 последних года рост численности инженерно-технических работников среднего звена составил более 20 %.

Помимо традиционного направления деятельности выпускников средних специальных учебных заведений в качестве инженерно-тех­ни­че­ских работников, развивается новое направление их занятости – в непосредственном производстве продукции. Расширение востребованности специалистов со средним техническим образованием на особо сложных рабочих профессиях связано с внедрением новых технологий и соответствующим повышением уровня интеллектуализации труда по производству продукции. Основным содержанием труда современного рабочего становится не столько непосредственное воздействие на предмет труда, сколько управление технологическим процессом. Это вызывает рост потребности в использовании специалистов со средним профессиональным образованием на рабочих местах оператора автоматических линий, станков и манипуляторов с программным управлением, контролера измерительных приборов и др.

Специалисты среднего звена, занятые на особо сложных рабочих профессиях, не являются рабочими в традиционном понимании, они выступают в качестве технологов автоматизированных производственных систем, основной функцией которых является обеспечение эффективного использования оборудования, поддержание его технического состояния, контроль хода производственного процесса. Они заняты на таких должностях, как контролер работы технологического оборудования, монтажник оборудования, наладчик автоматических линий, оператор станков с программным управлением, электромеханик средств автоматики.

Специалисты со средним профессиональным образованием работают и в качестве руководителей первичных трудовых коллективов на должностях мастера, начальника участка, начальника смены, бригадира, помощника мастера.

Динамика занятости специалистов среднего звена в высокотехнологичном производстве характеризуется поэтапным возрастанием (рис. 3).



Рис. 4. Динамика удельного веса и квалификационного

спектра специалистов со средним техническим образованием

в высокотехнологичном производстве
Если в 1980 году специалисты среднего звена составляли 20 % от общего числа работающих, то в 2000 году их доля выросла до 32 %, к 2010 году прогнозируется рост до 40 %. При этом, если в 1980 году такие специалисты работали в основном в качестве инженерно-технических работников, то в 2000 году их распределение между инженерно-техническими работниками и рабочими составило 23 и 9 %, к 2010 году прогнозируется 25 и 15 %.

Эта тенденция подтверждается данными исследования, проведенного в рамках федеральной целевой программы «Национальная технологическая база». Анализ динамики количества рабочих мест в про­из­вод­стве США показывает, что наиболее востребованные категории работников – это техники, механики и ремонтники: в 2000 году потребность в создании таких рабочих мест составила 2,4 млн. (таблица 1).



Таким образом, в современном производстве расширяется функциональный спектр специалистов среднего звена, повышается их значимость в профессионально-квалификационной структуре кадрового ресурса. Нами выделены приоритетные направления востребованности специалистов среднего звена в высокотехнологичном производстве. Это, прежде всего: наладка, обеспечение работоспособности и эксплуатация сложного оборудования – автоматических линий, станков с программным управлением, робототехнических комплексов; технологическое обеспечение автоматизированных производственных процессов; поддержка энергетических и электронных систем инфраструктуры; обслуживание вычислительной техники и телекоммуникационных сетей; контроль качества сложной высокоточной продукции.

Современное производство предъявляет новые требования к содержанию подготовки специалистов среднего звена. Прежде всего, повышается значимость личностных качеств специалистов, таких, как высокая общая культура, дисциплинированность, самостоятельность, ответственность за свои действия. От специалиста требуется широкая профессиональная подготовка, готовность к переходу к новым производственным процессам, к постоянному самосовершенствованию; необходимы знания в области экономики и управления, владение информационными технологиями. Нарастает разнообразие требований, связанных с особенностями конкретных условий работы.

Рассмотренные требования обусловливают необходимость модернизации всех аспектов среднего технического образования.

В сложных экономических условиях 90-х годов средние специальные учебные заведения сумели сохранить свой образовательный потенциал, необходимый для подготовки специалистов технического профиля. Дальнейшее развитие среднего технического образования, осуществляемое в соответствии с Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года и Программой развития среднего профессионального образования России на 2000-2005 годы, позволило достигнуть целого ряда позитивных результатов: увеличение масштабов и рационализация структуры подготовки специалистов, совершенствование содержания образования и организации образовательного процесса, укрепление связи среднего технического образования с производством.

Сегодня подготовку кадров по техническим специальностям осуществляют 1080 средних специальных учебных заведений (42 % от их общего количества), находящиеся в ведении 14 федеральных министерств и ведомств. Численность студентов составляет 1 млн., прием на обучение – более 320 тысяч человек или 37 % от общего приема в средние специальные учебные заведения. Подготовка специалистов технического профиля ведется по 166 специальностям. В системе среднего технического образования большую роль играют образовательные учреждения, находящиеся в ведении Минобразования России – 500 средних специальных учебных заведений, осуществляющих подготовку специалистов по 142 специальностям технического профиля.

Динамика подготовки специалистов технического профиля в государственных и муниципальных средних специальных учебных заведениях характеризуется стабильным ростом приема, численности студентов и выпуска специалистов. Если общий рост приема в средние специальные учебные заведения за последние 5 лет составил 160 тысяч или 23 %, то прием на технические специальности увеличился на 90 тысяч или 38 %. Это 56 % от общего прироста приема. За этот период произошло возрастание приема по всем основным направлениям среднего технического образования. При этом по специальностям, ориентированным на высокотехнологичное производство – в области машиностроения, энергетики, автоматизации, электроники и вычислительной техники, метрологии и стандартизации – прием наращивается опережающим темпом – за 5 лет он увеличился на 59 тысяч или 44 % (рис. __).



Рис. 4. Динамика приема студентов в средние специальные

учебные заведения (в % к базовому году)


В условиях отсутствия государственного прогноза кадровой потребности, неразработанности профессиональных стандартов обоснованное формирование масштабов и структуры подготовки весьма затруднено. Мы решаем эти вопросы на основе взаимодействия с отдельными предприятиями. В частности, в конце 2003 года нами проведено изучение квалификационной структуры на одном из крупнейших предприятий компании «Северсталь» – Заволжском моторостроительном заводе, сейчас проводится аналогичная работа на ряде предприятий других отраслей.

Внесены изменения в содержание образования. Реализация среднего технического образования осуществляется в соответствии с Государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования (ГОС СПО) второго поколения, сформированным совместно с заказчиками кадров, работодателями и их ассоциациями. Основными аспектами качественного обновления содержания среднего технического образования в ГОС СПО второго поколения являются:



  • расширение профессионального профиля специалистов, направленное на повышение их мобильности в сфере труда;

  • значительная общепрофессиональная подготовка, обеспечивающая базовые знания и умения в области профессиональной деятельности;

  • усиление гуманитарной и естественнонаучной подготовки;

  • подготовка в области экономики, менеджмента, права;

  • подготовка в области информационных технологий применительно к конкретной области профессиональной деятельности.

Это позволило сформировать содержание среднего технического образования как практикоориентированного образования, которое имеет значительный общепрофессиональный фундамент, обеспечивает широкий функциональный профиль специалиста, позволяет ему работать с использованием методов информатики и телекоммуникационных средств, решать вопросы экономико-пра­вового характера в сфере профессиональной деятельности.

Важным фактором совершенствования содержания среднего технического образования является расширение в ГОС СПО второго поколения академических свобод средних специальных учебных заведений, что создает возможности для формирования содержания образования в соответствии с региональными условиями и потребностями работодателей – заказчиков кадров. Образовательное учреждение может использовать для самостоятельного проектирования содержания образовательных программ около 1/3 учебного времени – это позволяет разрабатывать вариативные образовательные программы, настраивать подготовку на освоение определенных функций с учетом требований работодателей, идти в ногу с оснащенностью производства, учитывать его перспективные тенденции.

Все большее место в деятельности средних специальных учебных заведений технического профиля занимает реализация программ дополнительного профессионального образования. Ежегодно на их базе повышают квалификацию и проходят профессиональную переподготовку более 120 тысяч человек. В ближайшие годы развитие дополнительного профессионального образования станет одним из наиболее значимых направлений деятельности системы среднего технического образования, обеспечивающим повышение квалификации и профессиональную переподготовку специалистов среднего звена по перспективным направлениям, таким, как новые технологии в различных отраслях экономики, использование автоматизированных методов в проектировании изделий и технологических процессов, сертификация и обеспечение качества продукции, управление современным оборудованием, информатизация профессиональной деятельности.

Среднее техническое образование играет важную роль в формировании системы непрерывного профессионального образования. Осуществляется реализация сопряженных образовательных программ начального и среднего профессионального, среднего и высшего профессионального образования технического профиля. Расширяется взаимодействие средних специальных учебных заведений с вузами и учреждениями начального профессионального образования в рамках многоуровневых образовательных комплексов.

В последние два года осуществлено улучшение ресурсного обеспечения сред­него технического образования. Впервые произведена поставка оборудования и вычислительной техники для материально-технического оснащения кабинетов и лабораторий в рамках Федеральной программы развития образования. Активизировалась инновационная работа средних специальных учебных заведений, что позволило обеспечить инноваци­он­ный фундамент модернизации среднего технического образования.

Большое значение для развития среднего технического образования, представляющего собой практикоориекнтированное образование, имеет расширение взаимодействия со сферой труда. Такое взаимодействие является одним из путей повышения адекватности результатов деятельности системы среднего технического образования потребностям производства, приближения подготовки специалистов к требованиям отраслей экономики и конкретных работодателей, обеспечения связи обучения студентов с предприятиями, на которых им предстоит работать, привлечения дополнительных источников для совершенствования материально-тех­ни­че­ской базы средних специальных учебных заведений. Среднее техническое образование требует значительной практической подготовки студентов в условиях реального производства. Только взаимодействие с работодателями может обеспечить использование материально-технической базы производства в образовательном процессе, обучение студентов на уникальном оборудовании, в условиях современных автоматизированных комплексов.

В настоящее время осуществляется восстановление взаимосвязей среднего технического образования с производством на различных уровнях управления. На современном этапе этот процесс принимает организованный характер. Мы взаимодействуем с крупными производственными компаниями, союзами и ассоциациями работодателей. Ведется сотрудничество между Минобразованием России и Международным союзом металлургов, Союзом производителей сельскохозяйственной техники и оборудования для АПК «Союзагромаш», Рослегпромом. Заключено около 3000 договоров между средними специальными учебными заведениями и социальными партнерами в лице промышленных предприятий, объединений, конструкторских организаций и др.

К сожалению, сегодня развитие среднего технического образования сопровождается рядом значительных проблем, в основном имеющих общесистемный характер.

Наибольшие проблемы в системе среднего технического образования связаны с кадровым и материально-техническим обеспечением образовательного процесса. В связи с отсутствием притока молодых специалистов наблюдается старение преподавательского персонала. Штат учебных заведений почти не пополняется преподавателями, имеющими опыт профессиональной деятельности в соответствующих отраслях производства. Недостаточно активно ведется профессиональная переподготовка и повышение квалификации педагогических и руководящих работников учебных заведений технического профиля.

Многие средние специальные учебные заведения, осуществляющие подготовку по техническим специальностям, имеют учебные и учебно-производ­ст­вен­ные корпуса, введенные в эксплуатацию ранее 1980 года. Материально-тех­ни­ческая база учебных заведений характеризуется значительным износом, отсутствуют современные стендовые установки, лабораторные модули, позволяющие организовать практическое обучение на современном уровне.

Отсутствует нормативно закрепленный механизм взаимодействия с предприятиями, обеспечивающий их заинтересованность в инвестировании профессионального образования.

Требует значительного совершенствования научное обеспечение развития среднего технического образования и ряд других.

Необходимыми условиями для развития системы среднего технического образования являются:


  • наличие объективных прогнозов спроса отраслей производства на специалистов со средним техническим образованием;

  • расширение пространства социального партнерства, развитие различных форм взаимодействия его субъектов;

  • развитие взаимодействия среднего технического образования с другими уровнями в системе профессионального образования для обеспечения непрерывности образования;

  • формирование гибкой системы поддержки профессиональной карьеры специалистов со средним техническим образованием на всех этапах обучения и производственной деятельности с обеспечением возможностей профессиональной переподготовки и повышения квалификации;

  • привлечение к преподаванию в средних специальных учебных заведениях молодых педагогов, специалистов, имеющих опыт про­фес­сиональной деятельности в соответствующих отраслях производства, стимулирование научного роста педагогических кадров учебных заведений;

  • обновление учебно-материальной базы средних специальных учебных заведений на основе их многоканального финансирования и взаимодействия с предприятиями и организациями различных организационно-пра­во­вых форм;

  • использование современной технологической базы предприятий и организаций для практической подготовки студентов средних специальных учебных заведений.

--------------------------------------- * ---------------------------------------


Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года определена необходимость опережающего развития среднего профессионального образования, поскольку на современном этапе развития экономики страны возрастает потребность в высококвалифицированных практикоориентированных работниках, способных реализовывать широкий спектр производственных функций. Это требует не только наращивания масштабов подготовки специалистов, но прежде всего – обеспечения качества среднего технического образования, соответствующего современным и перспективным требованиям, повышения конкурентоспособности и профессиональной мобильности выпускников на рынке труда. Важным аспектом развития среднего технического образования является ориентация на потребности реального сектора экономики, кадровое обеспечение ведущих отраслей производства, прежде всего оборонно-про­мыш­ленного, машиностроительного комплекса, других отраслей, играющих значительную роль в формировании экономического потенциала.

В целях обеспечения развития среднего технического образования, адекватного потребностям экономики, Минобразованием России разработаны и утверждены Основные мероприятия по развитию среднего технического образования на 2004-2006 годы, которые представляют собой конкретизацию Программы развития среднего профессионального образования с учетом специфики технического образования, ориентированного на реальный сектор экономики.



Проект основных мероприятий охватывает все основные аспекты развития среднего технического образования. В то же время мы выделяем ряд приоритетных направлений работы:

  • изучение профильно-квалификационной структуры занятости и динамики ее развития, места специалистов среднего звена в производстве с учетом развития российской экономики и международных тенденций;

  • обеспечение вариативности содержания образования по всему квалификационному спектру специалистов среднего звена, усиление направленности образовательных программ на изучение современных и перспективных производственных технологий;

  • повышение роли среднего технического образования в формировании кадрового потенциала оборонно-про­мыш­ленного комплекса и других отраслей высокотехнологичного производства, определяющих научно-техниче­ский уровень развития экономики;

  • расширение пространства социального партнерства, формирование правовых и социально-экономических условий для установления долгосрочных связей с реальным производством, обеспечение согласованности работы учебных заведений с производственными структурами;

  • обеспечение развития среднего технического образования в контексте европейской интеграции в соответствии с Болонским и Копенгагенским процессами.

Наша задача – обеспечить, чтобы эти направления заняли ведущее место в деятельности всей системы среднего профессионального образования: в Министерстве образования, в региональных и отраслевых органах управления, в каждом учебном заведении.




База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница