О том, является или не является та или иная новация революцией



Скачать 36.16 Kb.
Дата21.05.2016
Размер36.16 Kb.
НАУЧНЫЕ РЕВОЛЮЦИИИ.

Революции - это вид новаций которые отличаются от других видов не столько характером и механизмами своего генезиса, сколько своей значимостью, своими последствиями для развитии науки и куль­туры.

Поскольку речь идет об оценках, то очевидно, что здесь нет точных границ и всегда возможны споры на тему о том, является или не является та или иная новация революцией.

Однако не вызывает сомнений, что,



  • во-первых, научные революции связаны с перестройкой основ­ных научных традиций,

  • а во-вторых, они, как правило, затрагивают мировоззренческие
    и методологические основания науки, изменяя нередко сам
    стиль мышления.

В этом плане научные революции могут по своей значимости выходить далеко за рамки той конкретной области, где они произошли. Можно поэтому говорить о частнонаучных и общенаучных революциях, а в последнем случае специальнонаучных и общенаучных аспектах одной и той же революции.

Мы выделим и рассмотрим три вида научных революций, которые нередко тесно друг с другом связаны:

построение новых фундаментальных теорий,

внедрение новых методов исследования,

открытие новых миров.

НОВЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ

Именно со сменой фундаментальных теоретических концепций связывал свое представление о революциях Т.Кун. И с этим нельзя не согласиться, ибо и теория относительности Эйнштейна, и квантовая механика знаменуют собой кардинальные сдвиги в нашем познании мира. При анализе перечисленных выше теоретических революций бросаются в глаза две основные особенности, которые мы уже отмечали для революций вообще.

— Речь идет о центральных для той или иной области теорети­ческих концепциях, определяющих в данный период лицо науки.

— Революция касается не только специальнонаучных представ­лений,


но затрагивает мировоззренческие и методологические проблемы.

Очевидно, что речь должна идти не только о методах наблюдения или эксперимента, но обо всем арсенале методических средств вообще.



  • Не меньшее значение, например, могут иметь методы обработки
    и систематизации эмпирических данных — вспомним хотя
    бы роль статистичес­ких методов в социальных исследованиях...

  • Огромное революционизирующее значение имеет и развитие
    чисто теоретических методов — например, перевод естество­-
    знания на язык математического анализа.

.

Вообще проникновение математических методов в новые области науки всегда приводит к их революционной перестройке, к изменению стандартов работы, характера проблем и самого стиля мышления.

Но главное, что бросается в глаза и что хотелось бы подчерк­нуть,— если в нарисованной Т.Куном глобальной картине узловыми точками являются новые теоретические концепции, то в такой же степени можно организовать весь материал истории науки, включая и естествознание, и науки об обществе, вокруг принципиальных скачков в_развитии методов. (Качественная перестройка методического арсена­ла — это своеобразная координатная сетка, не менее удобная чем перечень куновских парадигм.)

ОТКРЫТИЕ НОВЫХ МИРОВ

Перед исследователем в силу тех или иных обстоятельств открывается новая область непознанного, мир новых объектов и явлений, у которых нет еще даже имени. Далее в ход идет весь арсенал уже имеющихся средств, методов, теоретических представлений, исследовательских программ... Новой является сама область познания. И в такой же степени, как новые методы, новые миры тоже образуют своеобразную координатную сетку, позволяющую упорядочить и организовать огромный материал истории науки. Следует подчеркнуть, что открытие нового мира и определение его границ — это не одноактное событие. Понимание того, что в поле зрения не отдельные интересные явления, а именно новый мир, занимает иногда целые годы. Но еще Т.Куп отмечал, что научные революции растянуты во времени.


РЕВОЛЮЦИИ И ТРАДИЦИИ



Выше уже отмечалось, что революции как вид новаций выделя­ются не по особенностям своего генезиса, а исключительно по своей значимости, по характеру своего воздействия на дальнейшее развитие науки и культуры. Поэтому механизмы революций и их отношение к традициям те же самые, что и в случае новаций вообще. Все традиционны, и тем не менее происходит революция. Все полностью соответствует уже рассмотрен­ной нами схеме: побочные результаты, получен­ные в рамках одной традиции, подхватываются другой, которая точно стоит на страже. Впрочем, иногда эта схема нарушается, и побочный результат фиксируется в той же самой традиции работы, коренным образом, однако, изменяя ее функции. Это имеет место тогда, когда побочный результат состоит в неожиданной невозможности реализовать привычный способ деятельности, привычный способ решения задачи.
(Философия и методология науки. В 2-х частях. М.1996.Ч.1.С.214-227.)





База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница