Об особенностях педагогической науки, ее методологии, структуре, взаимосвязи с другими науками; о сущности педагогического процесса, его закономерностях и организации



Скачать 141.5 Kb.
Дата26.06.2016
Размер141.5 Kb.
8. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю):
Общие сведения

1.

Кафедра

Общей и специальной педагогики


2.

Направление подготовки

050600 Художественное образование

3.

Дисциплина (модуль)

Педагогика: Теоретическая педагогика

4.

Тип заданий

Тест, кейс-задания

5.

Количество ДЕ

6


Критерии и показатели оценивания

Знания: об особенностях педагогической науки, ее методологии, структуре, взаимосвязи с другими науками; о сущности педагогического процесса, его закономерностях и организации; об особенностях процессов воспитания, обучения и образования.

Умения: анализировать и прогнозировать объективную информацию;

Навыки: владеть навыками выбора различных методов исследования и осуществления педагогической деятельности.

Опыт деятельности: -


Этапы формирования ЗУН


Педагогическая наука и педагогическая деятельность




Методология педагогики и логика педагогического исследования




Педагогический процесс




Гражданское воспитание




Законы, закономерности, принципы и правила обучения




Образовательное целеполагание и мониторинг качества образования





Шкала оценивания (за правильный ответ дается 1 балл)


«2» – 60% и менее «3» – 61-80% «4» – 81-90% «5» – 91-100%


Типовое контрольное задание (контрольная работа, тест, кейс-задание и пр.)

Включить тест, контрольную работу или кейс-задание и т.д.

ДЕ 1 «Общие основы педагогики»

Установите соответствие между наименованием понятия и его содержанием.

Понятие

Содержание понятия

1. Дидактика

А). Теоретические положения, позволяющие внедрить в практику целостные модели образования, принципиальные для научно-педагогического сообщества

2. Методология

Б). Учение о принципах построения, формах и способах научно-познавательной деятельности

3. Парадигма

В). Теория обучения

4. Педагогика

Г). Стратегические, тактические и оперативные

5. Педагогические задачи

Д). Разделы общей педагогики, в которых уточняется сущность, принципы и методы, цели и содержание процесса воспитания

6. Теория и методика воспитания

Е). Наука, изучающая сущность, закономерности, принципы, методы, и формы организации педагогического процесса как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни


2. К методологическим принципам педагогики относятся:

1. авторитарный

2. антропологический

3. деятельностный

4. культурологический

5. личностный

6. полисубъектный

7. системный



8. этнопедагогический

3. Существуют различные философские учения (направления), выступающие в качестве методологии педагогики, в том числе:

  1. бихевиоризм

  2. гуманизм

  3. неопозитивизм

  4. неотомизм

  5. прагматизм

  6. прогрессивизм

  7. реализм

  8. экзистенциализм

4. По Э.Г. Юдину, структура методологического знания включает следующие уровни:

  1. конкретно-научный

  2. общенаучный

  3. рецептивный

  4. технологический

  5. федеральный

  6. философский

5. Структура педагогики включает несколько разделов, среди которых:

  1. возрастная педагогика

  2. история педагогики и образования

  3. коррекционная педагогика

  4. педагогическая психология

  5. теория обучения

  6. философия


ДЕ 2. Введение в педагогическую деятельность

6. Изучение учителем состояния, результатов своей деятельности, установление причинно-следственных взаимосвязей между элементами педагогических явлений, определение путей дальнейшего совершенствования процессов обучения и воспитания - это ...

    1. педагогический эксперимент

    2. профессиональное развитие

    3. самоанализ педагогической деятельности

    4. теория обучения

7. Установите соответствия между компонентами педагогической деятельности и их содержанием.

Компоненты

Содержание компонентов

  1. Гностический

  2. компонент

  1. Особенности коммуникации, взаимосвязь коммуникации с эффективностью деятельности

  1. Коммуникативный компонент

  1. Система умений педагога организовывать собственную деятельность, а также активность учащихся

  1. Конструктивный

  2. Компонент

  1. Представления о перспективных задачах педагогического процесса, стратегиях и способах их достижения

  1. Организационный компонент

  1. Сфера знаний педагога в области преподаваемого предмета, педагогики и психологии, а также самопознание

  1. Проектировочный компонент

  1. Особенности конструирования деятельности с учетом ближайших целей обучения и воспитания


8. Род трудовой деятельности, требующей специальной подготовки и являющейся источником существования.

  1. призвание

  2. профессия

  3. специальность

  4. труд

9. Вид занятий в рамках определенной профессии.

  1. квалификация

  2. компетентность

  3. специальность

  4. труд

10. Документ, в котором дана полная квалификационная характеристика педагога, основанная на требованиях к его личности и профессиональной подготовке (идеальная модель учителя) называется …
ДЕ 3. Теория обучения

11. Установите соответствия.

  1. Автор концепции обучения младших школьников на повышенном уровне трудности, ориентированной на общее развитие учащихся

  1. Форма организации педагогического процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них значимых общих признаков (гомогенная группа)

  1. Автор труда «Великая дидактика»

  1. Л.В. Занков

  1. Дифференциация

  1. Организационная система обучения

  1. Классно-урочная система

  1. Я.А. Коменский

  1. Компоненты (уровни) государственного образовательного стандарта

  1. Линейный, модульный, концентрический, спиралеобразный

  1. Способы построения учебной программы

  1. Федеральный, национально-региональный, школьный, ученический


12. Основы классно-урочной системы заложил:

  1. И.Г. Песталоцци

  2. Ж.-Ж. Руссо

  3. Я.А. Коменский

  4. В. Ратке

13. К формам обучения относятся: консультация

  1. внеклассные чтения

  2. урок

  3. упражнения

14. Обязательными компонентами всех типов уроков является (-ются):

  1. проверка домашнего задания

  2. изложение нового материала

  3. организационный момент и подведение итогов урока

15. Современная перестройка вузовского обучения предполагает:

  1. компьютеризацию

  2. удлинение сроков обучения

  3. увеличение объема лекционных занятий

  4. профессионализацию

  5. повышение роли самостоятельной работы


ДЕ 4. Теория и методика воспитания

16. Совокупность идей и взглядов, утверждающих ценность человека независимо от его общественного положения и право личности на свободное развитие своих творческих сил, называется …

17. Установите соответствия.

  1. Внешнее выражение, устройство, оформление педагогического процесса

  1. Методы воспитания

  1. Объяснение, рассказ, лекция, работа с книгой

  1. Формы воспитания

  1. Разнообразные материалы и орудия труда, с помощью которых организуется процесс воспитания

  1. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения

  1. Соревнование, поощрение, наказание

  1. Методы стимулирования

  1. Способы взаимодействия педагога и воспитанника

  1. Методы формирования сознания личности

  1. Упражнение, поручение, пример, педагогическое требование

  1. Средства воспитания


18. Советский педагог, автор концепции воспитания личности в коллективе и через коллектив.

  1. А.С. Макаренко

  2. Н.Е. Щуркова

  3. Дж. Дьюи

  4. А.Н. Лутошкин

19. Расположите по возрастанию стадии становления коллектива (по А.Н. Лутошкину).

  1. «алый парус»

  2. «горящий факел»

  3. «мерцающий маяк»

  4. «мягкая глина»

  5. «песчаная россыпь»

20. Движущими силами процесса воспитания выступают:

  1. образовательные учреждения

  2. противоречия

  3. методы воспитания

  4. социальные нормы


ДЕ 5. Управление образовательными системами

21. Общие принципы управления педагогическими системами:

  1. принцип демократизации и гуманизации

  2. принцип единства единоначалия и коллегиальности в управлении

  3. принципы научности, оптимальности и эффективности

  4. принцип рационального сочетания централизации и децентрализации

  5. принцип системности и целостности в управлении

  6. принцип фундаментализации


22. … - это деятельность, направленная на выработку решения, организацию, контроль, регулирование объекта управления в соответствии с заданной целью, анализ и подведение итогов на основе достоверной информации.
23. Организационную основу государственной политики РФ в области образования, составляющую стратегию приоритетного развития системы образования и меры ее реализации отражает…

  1. Закон РФ «Об образовании»

  2. Постановление правительства «О мерах по развитию образовательной системы в РФ»

  3. Указ Президента РФ «О совершенствовании системы образования в РФ»

  4. Федеральная программа развития образования


24. Процесс предоставления прав образовательному учреждению (ОУ) на ведения образовательной деятельности и соответствующие льготы, устанавливаемые законодательством РФ называется … образовательного учреждения.

  1. лицензирование

  2. инспектирование

  3. аттестация

  4. аккредитация


25. Подтверждением государственного статуса ОУ, уровня реализуемых образовательных программ, соответствия содержания и качества подготовки выпускников требованиям ГОСТ, а также подтверждение права на выдачу выпускникам документов государственного образца о соответствующем уровне образования является…

  1. свидетельство о государственной аккредитации

  2. свидетельство о государственной аттестации


Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний

Ключ к тестовому заданию



Правильные ответы



1-В. 2-Б. 3-А. 4-Е. 5-Г. 6-Д.



2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



1,2,3,4,5,8



1,2,4,6



1,2,3,5



3



I-4, II-1, III-5, IV-2, V-3



2



3



Профессиограмма



1-Б. 2-Г. 3-А. 4-В. 5-Е. 6-Д.



3



1,2,3



3



1,4,5



Гуманизм



1-Б, 2-Д, 3-Е, 4-Г, 5-А, 6-В



1



5,4,3,1,2



2



1,2,3,4,5



Управление



4



1



1


Ссылка на электронную программу для самоподготовки студента:

Организации изучения дисциплины предполагает самостоятельную работу обучающихся на Интернет-тренажерах, представляемых Единым порталом проведения интернет-тестирования в сфере образования www.i-exam.ru.


Кейс-задания1

Кейс 1. Заключительный урок биологии по теме «Грибы» в 6 классе учитель планировал провести в форме защиты учебных проектов, подготовленных микрогруппами учащихся. Поскольку в 6 классе технология проектной деятельности ранее не использовалась, за две недели до проведения урока учитель сам предложил учащимся возможную тематику проектов, разделил учащихся на микрогруппы, назначил ответственных за работу каждой из микрогрупп. В течение двух недель учащиеся неоднократно обращались к учителю за консультациями, делились найденной информацией, обсуждали возможные формы презентации продуктов проектов. План урока, составленный учителем, предполагал взаимное оценивание результатов проектной деятельности учащихся.

Подзадача 1. План урока не содержит …

Подзадача 2. Данный проект относится к … (укажите вид проекта).

Подзадача 3. Установите последовательность этапов технологии проектного обучения.

1




 проблематизация, разработка проектного задания

2




 планирование и организация деятельности

3




 осуществление деятельности

4




 презентация и оценка результатов


Кейс 2. Педагогическим коллективом школы совместно с родительским активом 7-9 классов была подготовлена и проведена научно-практическая конференция «Семья как фактор социализации, воспитания и развития подростка». При подготовке конференции психологом школы была проведена диагностика детско-родительских отношений в семьях подростков. В рамках конференции был обобщен опыт семейного воспитания, организованы встреча с психологом, педиатром, социальным педагогом, подготовлен обзор литературы и Интернет-источников по проблемам семейного воспитания, подведены итоги конкурса исследовательских проектов учащихся «Семья - семь Я». В качестве одного из решений, принятых на конференции, была предложена организация системы тематических семинаров и тренингов для родителей подростков «Родительская школа».

Подзадача 1. Семья относится к … социализации личности.

Подзадача 2. Формами организации взаимодействия школы с родителями являются …

Подзадача 3. Установите хронологическую последовательность произведений, определявших приоритеты в семейном воспитании детей.

1




«Поучение Владимира Мономаха своим детям»

2




«Домострой»

3




«Юности честное зерцало»

4




«Семейное воспитание и его значение» П.Ф. Лесгафта

Кейс 3. Разработайте стратегию повышения толерантности и сокращения культурной дистанции в одной из ситуаций проявления дискриминации в школьном классе (группе):

Ситуация 1. Представьте, что в вашем классе (группе) появился ученик (студент) из семьи мигрантов. Составьте программу сокращения культурной дистанции между ним и остальными детьми.

Составьте список культурных характеристик, отличающих ребенка-мигранта от основной массы обучающихся. Обсудите в группе, что общего может быть у него с представителями других меньшинств в классе (школе).



Ситуация 2. Представьте, что в вашем классе (группе) появился обучающийся, говорящий на диалекте (сибирском, рязанском и др.). Разработайте стратегию, способную помочь новичку и остальным обучающимся обогатить свой опыт мультикультурного поведения.
Кейс 4. В начале второй четверти учитель предлагает ученикам начального класса:

- Давайте я вас рассажу так, чтобы мне было удобно с вами работать. Те, кто получил «3» или более низкую оценку, сядьте, в ряд справа от меня. А те, кто получил другие отметки, сядьте, пожалуйста, слева от меня. Для чего? Дело в том, что как только ты получишь уже не «3», а «5», я тебя пересаживаю в другой ряд, а как только станешь снова получать оценки ниже 4, я пересаживаю тебя обратно. Это игра в движение будет наглядно показывать ваши успехи и неудачи в учебе. Те ребята, кто сидит справа, больше нуждаются в моей помощи и помощи одноклассников. Они должны заниматься прилежнее, изменить отношение к сво­ей работе в школе и дома.

 Вопросы и задания


  1. Какие закономерности учитывает педагог при стимулировании к учебе?

  2. Можно ли перенести этот прием на подростков?

  3. В чем состоит воспитательная ценность такой педагогической стра­тегии?


Вопросы к зачету/экзамену

Перечень вопросов.



  1. Идеи гуманизма как основа современной педагогики.

  2. Инновационная педагогика.

  3. Источники и факторы развития личности. Наследственность, среда и воспитание.

  4. Личность как педагогическая и психологическая категория.

  5. Место педагогики в общей системе наук о человеке, связь с другими нау­ками.

  6. Методология педагогики.

  7. Методологические принципы педагогики.

  8. Методология педагогической науки.

  9. Научное исследование в педагогике. Логика педагогического исследования.

  1. Характеристика методов научно-педагогического исследования.

  2. Педагогика как наука. Ее социальные функции. Объект, предмет и задачи педагогики.

  3. Педагогическая аксиология.

  4. Педагогическая наука и педагогическая практика как единая система.

  5. Понятийно-категориальный аппарат педагогики. Взаимосвязь основных категорий педагогики

  6. Современные мировые педагогические тенденции.

  7. Социализация и воспитание.

  8. Структура педагогической науки, её ведущие отрасли.

  9. Типы, модели и стили воспитания.

  10. Цели воспитания в зарубежных воспитательных концепциях.

  11. Цель и задачи воспитания как педагогического процесса.




1 Использованы материалы Единого портала Интернет-тестирования в сфере образования: http://i-exam.ru.



База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница