«Обеспечение социального взросления дошкольников посредством приобщения к детской субкультуре» осуществляется по этапам



Скачать 471.89 Kb.
страница1/3
Дата03.06.2016
Размер471.89 Kb.
  1   2   3
Приложение 2

Реализация инновационного проекта по теме «Обеспечение социального взросления дошкольников посредством приобщения к детской субкультуре» осуществляется по этапам:


I этап Подготовка педагогов к принятию особенностей детской субкультуры.
Задача:

  1. Способствовать развитию у педагогов диалогических отношений с миром детства на основе познания и принятия особенностей детской субкультуры.

Работа по реализации содержания I этапа осуществляется через организацию и проведение педагогических и рефлексивных практикумов:



Основными задачами педагогических и рефлексивных практикумов являются:

– оказание помощи педагогам в понимании и принятии особенностей детской субкультуры.

– профессиональное развитие и обучение.

На педагогических практикумах формируются профессиональные умения педагогов по использованию возможностей детской субкультуры для построения взаимоотношений с миром детства. С этой целью используются разные активные формы, помогающие педагогам решить спектр проблем в области понимания и использования детской субкультуры в педагогическом процессе.

На рефлексивных практикумах решается задача по развитию перцептивно-рефлексивных способностей педагогов. Эта задача поставлена не случайно. Принимая во внимание тот факт, что детская субкультура может удовлетворять основные социально-психологические потребности детей, воспитателю необходимо знать, насколько данный ребенок включен в детскую субкультуру, насколько у него сформированы способы деятельности и общения, характерные для традиционного детского сообщества.

Программа практикума рассчитана на 4 встречи; продолжительность каждой встречи 2 часа.

В содержание практикума включены упражнения на снятие эмоционального напряжения педагогов; формирование позитивного принятия себя; упражнения и практические задания, направленные на формирование гуманистической позиции в общении с детьми дошкольного возраста; на переосмысление представлений о ребенке дошкольного возраста; на поиск оптимальных средств передачи информации; отработку навыков понимания мира ребенка, мотивов его поступков и поведения.

Тематическое планирование практикумов




Цели и задачи

Примерное содержание игр и упражнений

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

Формирование умений педагогов в определении компонентов детской субкультуры и их содержания.


Упражнение 1. «Вертушка» - участники выбирают шарик с вложенным в него заданием. В заданиях указаны компоненты детской субкультуры и вопросы по содержанию компонентов.

Упражнение 2. «Кроссворд» по теме «Содержательные компоненты детской субкультуры» / традиционная народная игра, детский юмор, специфический способ воздействия на сверстника, детский правовой кодекс, источник информации, детский фольклор и т.д./



РЕФЛЕКСИВНЫЙ

1. Сформировать мотивацию для анализа собственных педагогических взглядов и установок.

2. Развивать умения, позволяющие определять включенность ребенка в детскую субкультуру.

3. Способствовать самодиагностике и самораскрытию.


1. Упражнение «Личность педагога»

2. Упражнение «Мое педагогическое кредо»

3. Упражнение-активатор «Геометрия»

4. Игра «Три колпака»

5. Интервью «Реальный ребенок» (авторское)

6. Интервью «Идеальный ребенок» (авторское)

7. Тест «Психологический портрет педагога: опыт самодиагностики»


Педагогический


1. Формирование умений педагогов по использованию в работе с дошкольниками форм приобщения к детской субкультуре

Упражнение 1. «Угадай-ка»

- Определение по характеристике название формы и её отличительных особенностей. /событие, презентация, игровой проект, выставка/

Упражнение 2. «Раздумье»

- Определение задач социализации к предложенной форме работы с детьми.

/выставка, игровой проект, событие, презентация/

Упражнение 3. «Мозговая атака» /задания в конвертах/

- Назвать возможные экспонаты выставки «Смеховой мир детства»;

- Определить последовательность работы над игровым проектом;

-Перечислить возможную тематику презентаций.

Упражнение 4. «Калейдоскоп»

/команды получают перфокарты с заданиями и вариантами ответов/. Выбрать варианты ответов в соответствии с заданиями, например:

-Возможные варианты предварительной работы к «Выставке»; к «Презентации»; к «Игровому проекту» и т.д.



Рефлексивный


1. Активизировать уровень подсознательной памяти: вхождение взрослого в «детский мир»

2. Выработка умения выстраивать собственную тактику общения с ребенком с максимальной пользой для него.

3. Развитие способности к «вхождению» в ситуацию


1. Упражнение «Дошкольник в эпитетах» (авторское)

2.Упражнение «Возвращение в свое детство»

3. Упражнение «Движение по кругу»

4. Упражнение «Если я сейчас…»

5. Упражнение «Подкрепление»

6. Упражнение «Ожившая картина» (авторская)



Педагогический

1. Формирование умений педагогов в определении компонентов детской субкультуры для развивающей среды и их значения для социального развития дошкольников


Упражнение 1. «Реклама»

/Педагогам предлагаются фотоматериалы с изображением компонентов среды/. Задание: Характеристика компонента, периодичность присутствия в группе, его содержание, значимость.

Упражнение 2. «Дизайнеры»

Разработка вариантов оформления компонентов среды /сундучки «нужных-ненужных вещей», сокровищницы, паровозики времени, коллекции, материалы выставок и игровых проектов и т.д./



Рефлексивный


1. Способствовать расширению возможностей понимания ребенка.

2. Упражнять в активном слушании

3. Отработка навыков безоценочного отношения

4. Способствовать осознанию необходимости построения диалогических отношений с миром детства



1. Визуально-рефлексивное упражнение «Призвание»

2. Игра «Объяснялки» - проигрывание роли ребенка, поиск оптимальных средств передачи информации

3. Упражнение «Активное слушание детей» (авторское)

4. Упражнение «Первое впечатление» (авторское)

5. Игры-формулы «Толстый, жирный – поезд пассажирный» (авторская)


Педагогический


1. Формирование умений педагогов построению предметно-развивающей среды с учётом социализирующих возможностей детской субкультуры.


Упражнение 1. Презентация

- /педагоги каждой группы делают презентацию одного из компонентов детской субкультуры предметно-развивающей среды своей группы/.

Упражнение 2. «Что лишнее и почему?»

-/педагоги определяют, какие компоненты в развивающей среде лишние в зависимости от возраста детей и объясняют причину /


Рефлексивный

1. Актуализация «комплекса детства».

2. Активизация внутреннего состояния открытости к взаимодействию

3. Способствовать принятию детской субкультуры

4. Способствовать учету результатов самоанализа в целях самосовершенствования



1. Упражнение «Я - ребенок»

2. Упражнение «Ритм»

3. Упражнение «Мои сильные стороны»

4. Игра «Джунгли» (авторская)

5. Игра-активатор «Мены» (авторская)

6. Игра «Запретные» места» (авторская)

7. Упражнение «Мои перспективы»


II этап – Освоение ребенком содержания детской субкультуры.
Задачи:


  1. Способствовать раскрытию ребенком собственного внутреннего мира.

  2. Развивать у детей инициативу в общении.

  3. Способствовать самореализации ребенка в группе сверстников, освоению социальных ролей.

Основными технологиями реализации содержания II этапа являются формы приобщения дошкольников к детской субкультуре. Творческой группой детского сада разработаны и апробированы такие формы приобщения дошкольников к детской субкультуре как: выставки, презентации, события, игровые проекты. Данные формы способствуют естественному включению ребенка в систему социальных связей и отношений, раскрытию своих возможностей и освоению различных социальных ролей.


Характеристика форм
► Для накопления ребенком первичного опыта общения и оказания помощи в осознании себя как члена детского коллектива используется такая форма работы как презентация. Презентация - активная форма работы, позволяющая в различных видах детской деятельности выразить общие интересы группы.

Условно можно выделить следующие виды презентаций:

- Презентации группы (т.е. предметно-развивающей среды в целом или ее отдельных игровых «зон»),

- Презентации выставочных материалов, которые знакомят с жизнью группы (это может быть знакомство с традициями группы, отдыхом детей, праздниками и увлечениями).

- Презентации групповых достижений, раскрывающие результаты детской группы в каком-либо виде деятельности.

Методические рекомендации по проведению презентаций.

Большая роль в подготовке презентаций отводится предварительной работе, в которую входит:

- изготовление приглашений для детей другой группы;

- изготовление подарков и призов для гостей;

- приготовлений угощений для всех участников;

- подготовка групповой среды к презентации, а также личных или групповых объектов и материалов для презентации;

- подбор и разучивание стихов, песен, рассказов, которые будут включены непосредственно в презентацию и др.

Презентации могут быть разными по структуре и по содержанию, но должны выражать общие интересы группы.

Презентации рекомендуется проводить со среднего возраста, начиная с презентаций результатов группы в каком-либо виде детской деятельности, где дети могут продемонстрировать свои умения, например: презентация «Вода – водичка» - дети показывают свои умения, как проводить опыты с водой и т. д. В предварительную подготовку включается работа по изготовлению приглашений, подарков для гостей, разучивание стихов, песен, развлекательных игр и упражнений.

Со старшего возраста добавляются презентации группы (т.е. предметно-развивающей среды в целом или ее отдельных игровых «зон»), например: презентация «Путешествие в сказку» - здесь дети представляют зоны группы - через сказочных персонажей «Лукоморья»; презентации выставочных материалов, которые знакомят с жизнью группы (это может быть знакомство с традициями группы, отдыхом детей, праздниками и увлечениями), например: презентация «Фотовыставка» - где происходит знакомство с жизнью группы через фотографии, которые отражают отдых, развлечения и деятельность детей в разное время года.

В предварительную работу добавляется приготовление угощений для участников и гостей, подготовка групповой среды к презентации, личных и групповых объектов, материалов, подбор развлекательных игровых упражнений, стихов, песен и рассказов, которые будут включены непосредственно в презентацию и др.


Выставки. По определению В.И.Даля, выставки - это «собрание каких-либо замечательных предметов», в словаре Ожегова - собрание предметов, расположенных для обозрения, а также место, где они собраны.

Выставки могут быть тематическими (коллекционные, творческие); раскрывающими или представляющими предметы, объединённые общим содержанием и авторскими (семейные, персональные), в создании которых может принимать участие семья или лично один ребенок или взрослый.

Для расположения и размещения выставки определяется специальное место в группе, учитывается при этом тематика, объём, материалы. Выставочные материалы должны содержать информацию о владельце; экспонаты – название, имя, фамилию владельца.

Участие ребенка в выставке позволяет ему транслировать окружающим собственный внутренний мир и осознавать значимость своей личности, осваивать социальные роли и соответственно правила и нормы поведения, определяющиеся этой ролью.

Выставки могут быть:

- авторскими (персональными или семейными),

- тематическими (по материалам коллективного собирательства-коллекционные, совместного творчества - творческие.)

Дети на выставках могут выступать и в роли организаторов (предлагают тематику), и в роли участников (авторов работ), и в роли экскурсоводов, и в роли посетителей.



Методические рекомендации по организации выставок.

При организации выставок особая роль отводится предварительной работе, которая включает в себя: работу по накоплению, расширению или уточнению знаний детей о предметах (объектах) выставки; используется чтение познавательной литературы, проводятся беседы, экскурсии, организуется совместная продуктивная деятельность по созданию выставочных экспонатов, т.е., делается всё, чтобы вызвать у детей интерес и желание поучаствовать в выставке. Педагог вместе с детьми определяет место расположения выставки, ведется работа по ознакомлению с новыми социальными ролями (экскурсовод, посетитель, автор работы).

В младшей и средней группах устраиваются в основном тематические выставки, тематикой которых являются самые близкие и значимые для ребенка предметы (модные игрушки – года, игрушки из киндер-сюрпризов, наклейки и др.).

К старшему возрасту диапазон тематических выставок расширяется, к ним добавляются выставки по материалам совместного творчества. Кроме тематических выставок, добавляются авторские или персональные выставки, семейные, на которых представляются увлечения детей, педагогов, родителей.

В предварительную работу добавляется продуктивная деятельность детей по созданию выставочных экспонатов, помощь детей в оформлении выставок, в предложении тематики выставок, привлечение детей к роли организаторов и экскурсоводов.
Игровые проекты – это способ организации деятельности, характеризующийся поэтапным практическим взаимодействием педагогов и воспитанников по достижению игровой цели.

Игровые проекты позволяют обогатить социальный опыт ребенка, осознать ему нормы и правила поведения, освоить разнообразные социальные роли. Участие в игровых проектах формирует умение сотрудничать, отстаивать свои суждения.


Методические рекомендации по проведению игровых проектов.

Организация и проведение игровых проектов требует длительного времени. Проекты могут быть как кратковременные, так и долгосрочные. Они включают в себя мероприятия, направленные на достижение цели. Через проекты могут проходить и презентации, и выставки.

К игровым проектам предъявляется ряд требований:

- обязательное получение продукта, который в дальнейшем будет использоваться в детской деятельности,

- включение игровых моментов, способствующих развитию коммуникативных навыков.

Проекты рекомендуется проводить со среднего возраста, отдавая предпочтение в данном возрасте кратковременным проектам, например: издательство журналов про любимых сказочных героев, любимые игрушки; оформление фотоальбомов с фотографиями детей в разные их возрастные периоды, например: проект « Я расту » включает в себя: сбор фотографий детей группы, начиная с раннего возраста, и организацию мероприятий по заполнению фотоальбома в рамках одного возрастного периода жизни детей («Страна малышей», « Я пришел в детский сад», « Я перешел в группу…») и т.д.

Со старшего возраста особое внимание уделяется межгрупповым проектам, в которых дети пробуют себя в роли «учителя» и «ученика», например: «Практикум по ручному труду», здесь дети подготовительной группы учат детей старшей группы работе с природным материалом, или игровой проект «Пушкинские вечера», где дети старшей группы знакомят детей средней группы с творчеством Пушкина через привлечение их к театрализованным мини - постановкам и т. д.
► «События» – это форма, с помощью которой создаются условия для самореализации ребенка в группе сверстников и развития у него адекватной самооценки своих возможностей.

В словаре Ожегова «событие» трактуется как значительное явление, факт общественной, личной жизни.

В педагогике событийный подход предполагает наличие в жизни детей ярких, эмоционально-насыщенных дел, которые значимы и привлекательны, как для коллектива, так и для личности.

Методические рекомендации по проведению событий.

«События» могут быть приурочены к праздничным календарным или знаменательным датам группы, в дальнейшем на основе событий могут формироваться традиции группы, но в основном это самостоятельное мероприятие.



Обязательным в организации событий является:

- подбор игр и упражнений, где дети могут говорить о разных качествах сверстников, демонстрировать свои способности и узнавать ближе друг друга, знакомиться друг с другом;

- подбор игр и ситуаций, направленных на формирование нравственной основы и развития у детей чувства собственного достоинства.

В события, как и во все другие формы приобщения детей к детской субкультуре, обязательно включаются минуты свободного общения детей разных возрастных групп.

Использовать в работе с детьми такую форму работы, как события, можно, начиная со 2- младшей группы, отдавая предпочтение играм и упражнениям на обучение нормам и правилам поведения, развитие начал культурного общения, например: событие - «Час улыбки и доброты» включает в себя игру, которую педагоги назвали «Сюрпризка» - сначала детям предлагается встать в круг, почувствовать тепло рук, улыбнуться друг другу, а затем по очереди о каждом сказать ласковые и добрые слова, после чего каждый участник получает приз, которым в свою очередь предлагается поменяться по желанию с другом.

В старшем возрасте при проведении событий ставятся уже более сложные задачи на осознание и творческое применение норм и правил поведения, самореализацию ребенка в группе сверстников и адекватную оценку своих возможностей. В события включаются игры, в которых дети могут говорить о разных качествах сверстников, демонстрировать свои способности и узнавать ближе друг друга, знакомиться. События, приуроченные к темам и датам: « Пасха», «Остров Дружбы», в которых с целью групповой сплоченности используется практическая деятельность (украшение пасхальных яиц) и блок игр с целью сближения и знакомства детей друг с другом.

Выше перечисленные формы приобщения дошкольников к детской субкультуре создают оптимальные условия для развития самооценки ребенка, формирования его личности, зарождения и становления межличностных отношений. В реализации данных форм активное участие принимают родители воспитанников.


Тематическое планирование выставок.

Тема

Участники

Выставочные материалы

«Моя любимая

игрушка»


Вторая младшая группа

Любимые игрушки детей.

Фотографии детей.



«Моя любимая книга»

Вторая младшая группа


Любимые книжки детей, фотографии детей.

«Киндер- страна»

Средняя группа



Игрушки из киндер - сюрпризов различных серий.

«Осенние причуды»

Организаторы – дети средней группы.

Гости – дети старшей группы


Овощи и фрукты необычной формы и размера; поделки из овощей и фруктов, выполненные вместе с родителями; фотографии авторов.

«Я - маленький»

Организаторы – дети старшей группы.

Гости – дети подготовительной группы

Любимые игрушки и фотографии детей до 1,5 лет.

«Семейные увлечения»

Организаторы – дети старшей группы.

Гости – дети подготовительной группы.


Поделки разной тематики и семейные фотографии.

Персональные выставки детских работ

Организаторы дети подготовительной группы.

Гости – дети старшей группы

Рисунки, вязание, бисероплетение, вышивка и другое, фотография ребенка.

«Остров обезьян»

(актуальная игрушка года)



Организаторы – дети старшей группы.

Гости – дети подготовительной группы

Игрушки – обезьянки из разного материала и разной величины


«Смеховой мир детства»

Организаторы – дети подготовительной группы. Гости – дети старшей группы

Книги, журналы, игрушки. Групповой альбом с "групповыми смешинками" на фотографиях. Газеты, ширмы и т. д.


Тематическое планирование презентаций

Тема

Участники

Атрибуты и материалы

Экскурсия по фотовыставкам

Организаторы – дети средней группы.

Гости – дети тоже средней группы;


- фотовыставки, отражающие разные виды детской деятельности;

- иллюстративные материалы с видами города;

- иллюстрации с изображением символики города;

- изготовленный в качестве подарка символ группы / цветок «Незабудка»/;

- ткань для оформления фона выставки;

- самодельные рамки для фотографий



«Страна малышей»





Организаторы – дети старшей группы.

Гости – дети подготовительной группы.


- игрушки, в которые дети играли, когда были маленькими;

- фотографии детей до 1,5 лет:

- любимые игрушки детей;

- пустышки на шнурочках по количеству детей;

- нагрудники по количеству детей;

- две сюрпризные коробки;

-ворота для подлезания;

Аудиокассеты с музыкальными фрагментами («День рождения» С.Михалкова, записанный плач ребенка).



Мир увлечений детей и родителей


Организаторы – дети подготовительной группы.

Гости – дети подготовительной группы.

- поделки, изготовленные для выставки детьми и их родителями;

- свеча;


- витаминный чай;

-аудиозапись песни «Маленькая страна» муз. И.Николаева.



«Давайте познакомимся»


Организаторы – дети старшей группы.

Гости – дети подготовительной группы

- приглашения;

-подарки для гостей;




«Новогодние фантазии»




Организаторы – дети средней группы. Гости тоже дети средней группы.


-папка-передвижка с фотовыставкой по темам «Мы на прогулке», « Мы кормим голубей»;

- рисунки сказочных героев с лицами детей группы (карнавал);

-макет «Зимой в лесу»;

-новогодняя ёлка и хоровод кукол возле неё;

- коробочки, изготовленные детьми для угощения;

- сладкое угощение ( печенье);

- бумага для изготовления новогодних экспонатов.


«В гостях у сказки»




Организаторы – дети подготовительной группы;

Гости – дети старшей группы.

- волшебный клубок (из ниток);

- «следы» невиданных зверей из бумаги;

-перья (из бумаги)

-элементы костюмов( кокошник, платок, шапочки-колпачки, накидки;

- самовар;

-угощение (чай, баранки, пряники)



« Наше любимое увлечение»

Организаторы – дети подготовительной группы;

Гости – дети старшей группы.


- постройки из разных видов конструкторов и строительного материала;

- ширма с фотографиями с играми детей «Как мы играем»;

-альбомы с коллекциями машин, парфюмерии, игрушек(материалы проектов «выпуски детских журналов»;

-выставка «Новогодний карнавал» (рисунки сказочных героев с лицами детей)

-угощение для гостей / молоко, мороженное, шоколад, бананы для приготовления коктейля/.


  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница