Обоснование актуальности курса



Скачать 149.95 Kb.
Дата30.04.2016
Размер149.95 Kb.


Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа по литературе разработана на основании примерной программы по литературе Министерства образования и науки РФ, содержащих требования к минимальному объёму содержания образования по русскому языку, рекомендаций к разработке календарно-тематического планирования авторского коллектива: Программа для общеобразовательных учреждений 5-11 классы. Под редакцией А.Г. Кутузова. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации, М.: ДРОФА, 2007.

Согласно действующему в общеобразовательном учреждении учебному плану рабочая программа предполагает обучение в объёме 68 часов.

Обоснование актуальности курса.

Школьный курс «Литература» обладает особым потенциалом в духовно-нравственном воспитании личности, развитии его моральных качеств, гражданского сознания, коммуникативных способностей. Эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, эстетической культуры. В процессе освоения школьниками системы теоретико-литературных понятий, языковых и речевых умений, анализа литературных произведений следует учитывать возможности формирования гуманистического мировоззрения школьников, этической культуры, способности к межличностному и межкультурному диалогу. Литература предоставляет школьникам образцы нравственного поведения, духовной культуры личности, расширяет позитивный социальный опыт учащихся.

Изучение этого учебного предмета в школе позволяет школьникам осознать литературу как величайшую духовно-эстетическую ценность; освоить идейно-эстетическое богатство родной литературы в её лучших образцах и отдельных произведениях литературы народов России, познакомиться с шедеврами мировой классики; научиться анализировать и оценивать литературные произведения; получить представление о жизненном творческом пути выдающихся писателей; развивать коммуникативные навыки на основе осознания функций литературного языка.

Цели изучения курса:

воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения ,гражданского осознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

развития эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Главным отличием этой программы является то, что в основе её содержания и структуры лежит концепция литературного образования на основе творческой «деятельности : творчество-сотворчество-знание и умении». Важнейший принцип построения программы – формирование в каждом классе одного из базовых понятий, способствующее постоянному повышению читательской квалификации ученика. Поэтапно формируются специальные и общие учебные навыки и умения. От класса к классу учащиеся получают развёрнутые сведения об отдельных периодах развития литературы, знакомятся с некоторыми фактами из истории русской критики, у них формируется представление о литературных направлениях.



В 6 классе ведущая теоретико-литературная проблема –« миф – фольклор – литература».

Задачи курса:

дать понятия «миф», «фольклор», «литература»;

содействовать воспитанию духовно развитой личности, формировать гуманистическое мировоззрение, гражданское сознание, чувство патриотизма, любви и уважение к литературе и ценностям отечественной культуры;

способствовать освоению текстов художественных произведений в единстве формы содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико -литературных понятий;

развивать умение чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;

создавать условия для развития эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств;

развивать устную и письменную речь, умения ситуативно использовать средства русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний;

развивать потребность в самостоятельном чтении художественных произведений.


Содержание тем учебного курса.

1.Мифы.

Понятие о мифах. Время и место возникновения мифов. Отличие мифов о сказки. Мифы о происхождении мира и богов. Мифы о героях. Древнегреческие мифы. («Жизнь и подвиги Геракла»). Художественные особенности цикла мифов о Геракле. Геракл –любимый герой греков.

Влияние древнегреческой мифологии на мировую культуру. Г.Лонгфелло. Песнь о Гайавате.

2. Лироэпические произведения.

Дать понятия лирика как род литературы; жанры лирики; художественные особенности народной лирической песни. Беседа о многообразии народной песни, умение анализировать особенности народной лирической песни (работа в группах).

Лирика и поэзия. И.С.Никитин. Русь. А.С.Пушкин. Зимнее утро. Зимний вечер. М.Ю.Лермонтов. Листок. Ф.И.Тютчев «Есть в осени первоначальной…».А.А.Фет «Печальная берёза..». А.К.Толстой. «Край ты мой , родимый край».

Особенности стихосложения. Ритм и размер (двусложные размеры).

И.А.Бунин. Летняя ночь. Детство. Пахарь Поэтический мир Ивана Бунина.

Н.А.Заболоцкий. Мистер Кук Барла-Барла. Оттепель. «Я воспитан природой суровой..». Одинокий дуб. Журавли. Поэтический мир Николая Заболоцкого.

3. Лироэпические произведения.

Народная баллада. Особенности жанра баллады, основные балладные сюжеты; драматизм баллады; таинственное как основа сюжета баллады, герой баллады.

Любовные баллады разных народов, их тематическая близость; законы развития любовного сюжета

Крылов. Ворона и Лисица. Квартет. Свинья под дубом. Лебедь, Щука и Рак. Басня как эпический жанр. Поэтический мир басен И.А.Крылова; нравоучительность, аллегория, композиция басни; образ рассказчика и особенности интонации.



4.Духовная литерураат.

Понятие о духовной литературе; влияние религиозной литературы на светскую

Молитва Господня. А.С.Пушкин «Отец людей ,Отец небесный..».П.А.Вяземский. Молитва ангелу-хранителю.

5.Эпические произведения.

Понятие «эпос»; жанры эпоса; герой эпического произведения; роль художественного слова в эпическом произведении; многообразие произведений художественной литературы. Понятие «былины». Художественное своеобразие русских былин: повторяющиеся молитвы, образы, сюжетные элементы, роль зачина, художественного повтора, постоянных эпитетов и гипербол. Русские сказители; особенности Новгородского и Киевского цикла былин; особенности поэтики былины «Илья Муромец и соловей-разбойник», патриотизм былины, принципы создания образа былинного героя.

Эпические мотивы в русской поэзии. А.К.Толстой. Илья Муромец. А.С.Пушкин. Песня о Стеньке Разине. И.А.Бунин Святогор и Илья.

Ф.Рабле. Гаргантюа и Пантагрюэль. Понятие «романа»; отличие романа от повести и рассказа; творчество Ф.Рабле и особенности эпохи Возрождения.

А.С.Пушкин. Дубровский. Понятия «композиция» и «литературный конфликт», «литературный герой», «сюжет».

Образ главного героя, средства его создания; отношение автора к герою; честь и бесчестие как нравственная коллизия произведения. Эзоп. Ворона и Лисица. Лисица и виноград.

Крылов. Ворона и Лисица. Квартет. Свинья под дубом. Лебедь, Щука и Рак. Басня как эпический жанр. Поэтический мир басен И.А.Крылова; нравоучительность, аллегория, композиция басни; образ рассказчика и особенности интонации.

6.Драматические произведение.

Понятия «драма» и «феерия», основные понятия драмы; содержание драмы; философский смысл пьесы; художественные особенности драматических произведений; драматические произведения других авторов.

Итоговый урок. Читательская конференция.

художественные особенности драматических произведений; драматические произведения других авторов.


Литературное образование играет особую роль в процессах формирования и воспитания личности, развития её морально-нравственных качеств, в приобщении к отечественной и мировой духовной культуре, содействует закреплению национальных традиций, обеспечивает преемственность поколений.

Воспитательный потенциал курса литературы связан с особой возможностью формировать у учащихся систему нравственных ценностей, углублять интеллектуальную, эмоционально-чувствительную сферу личности, развивать социальную и культурную компетенции ученика.

Федеральный компонент стандарта общего образования выстроен по концентрическому принципу: первый концентр – начальное общее и основное общее образование, второй – среднее (полное) общее образование.
Требования к уровню подготовки учащихся на второй ступени обучения:

Предметно-информационная составляющая:

знать/понимать

образную природу словесного искусства;

содержание изученных литературных произведений;

основные факты жизни и творческого пути А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, поэтов пушкинской эпохи, Н.В.Гоголя, Н.С.Лескова, И.С.Тургенева, М.Е.Салтыкова - Щедрина, А.П.Чехова, поэтов Серебряного века;

изученные теоретико-литературные понятия;

основных деятелей художественной культуры Среднего Урала и их произведения;

способы реализации личных потребностей подростка путём соблюдения основных моральных, этических и трудовых норм.
деятельно-коммуникативная составляющая:

уметь

воспринимать и анализировать художественный текст;

выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного произведения;

определять род и жанр литературного произведения;

выделять и формулировать тему, проблематику изученного произведения; дать характеристику героев;

характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

сопоставлять эпизоды литературных произведений и их героев;

выявлять позицию автора;

выражать своё отношение к прочитанному;

выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

владеть различными видами пересказа (подробный, выборочный, краткий);

строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;

писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, владеть основными способами отбора достоверной и необходимой информации по заданной теме;

уметь использовать различные источники информации для повышения эффективности образования и самообразования;

уметь использовать различные способы передачи информации при взаимодействии с другими людьми;




использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
создания связного текста( устного и письменного) на необходимую тему с учётом норм русского литературного языка;

определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение и ресурсы Интернета).
Ценностно-ориентационная составляющая:

отношение к себе:

уверенность в личных возможностях успешного развития и саморазвития в учебной и внеучебной деятельности на этапе активного становления индивидуальности;

понимание ценности адекватной оценки собственных достижений и возможностей для обеспечения более полного раскрытия задатков, способностей в дальнейшей учебной деятельности, активном самоутверждении в различных группах;

принятие тех норм и правил, которые обеспечивают успешное регулирование собственного сознания и поведения;

ориентация на постоянное развитие и саморазвитие на основе понимания особенностей современной жизни, её требований к каждому человеку;

ценность собственного психофизического и социального здоровья ,необходимость его постоянного укрепления и сохранения.



отношение к другим:

умелое самоопределение в отношениях с родителями, педагогами и сверстниками в период взросления и в подростковом возрасте;

понимание ценности своей и чужой позиции при решении конкретных проблем; понимание роли коллектива сверстников в становлении индивидуальной позиции личности;

осознание ответственности за свои поступки при взаимодействии с различными группами и индивидуами.



отношение к учебной деятельности:

понимание особой ценности школьного образования на этапе подростковой позиции;

понимание личной ответственности за качество приобретаемых знаний и умений;

осознание ценности получаемых знаний для обоснованного выбора профиля обучения в старших классах;

понимание значимости умелого выбора методов самообразования для обеспечения более полного выявления способностей и их дальнейшего развития.

отношение к миру:

любовь к Родине, месту жительства, переживание ответственности за происходящие в социально – территориальном пространстве процессы;

готовность активно участвовать в улучшении экологической ситуации на территории проживания;

понимание взаимосвязи прошлого и настоящего и чувство ответственности за будущее;

понимание противоречивости развития современного мира и готовность активно саморазвиваться на основе постоянно возрастающих требований.

Реализация требований ГОС (региональный компонент) осуществляется в рамках как так и внеурочной деятельности через тематические вечера, участие в конкурсах и олимпиадах, экскурсии к различным историческим местам, посещение музее, выставок народного промысла, изучение фольклорных произведений и творчества Бажова, Мамина-Сибиряка, Крапивина, Бондина.


Планируемый перечень знаний, практических работ, упражнений, характерных

при обучении по данной программе на протяжении всей ступени обучения:

- чтение статьи учебника и его пересказ;

-чтение изучаемых произведений;

- комментированное чтение и беседа по прочитанному;

- пересказ эпизода и его анализ;

- самостоятельное чтение произведений, рекомендуемых программой и интересующих ученика;

- презентация самостоятельно прочитанного произведения, отзыв;

- словарная работа;

- иллюстрирование прочитанных произведений;

- подготовка сообщений, докладов творческих проектов;

- сопоставление героев древности и героев современной литературы;

- выразительное чтение и чтение наизусть;

- анализ и сопоставительный анализ стихотворения;

- устное и письменное сочинение-рассуждение;

-литературные игры, викторины, гостиные.
Краткие методические рекомендации, касающиеся оценки и форм контроля ЗУН, освоенных способов деятельности (познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной), форм и методов организации и проведения занятий, возможных видов занятий, технологий обучения, межпредметных связей.

При оценке выполнения письменной работы рекомендуются следующие критерии:

оценка «5» ставится, если ученик выполнил всё задание верно;

оценка «4» ставится, если ученик выполнил верно не менее ¾ заданий;

оценка «3» ставится за работу, в которой выполнено не менее половины заданий;

оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.

Обучающие работы оцениваются более строго, чем контрольные.

При оценке устных ответов, сочинений, изложений рекомендуется использовать «Нормы оценки знаний, умений, навыков учащихся по русскому языку».

В процессе изучения курса используются формы контроля ЗУН: фронтальные, групповые, индивидуальные; виды контроля: устные (опрос и взаимоопрос), письменные (письменный опрос, тесты); комбинированные (самоконтроль, рефлексия, олимпиады, представление читательских интересов); виды уроков: урок-беседа, урок-экскурсия (втом числе заочная), урок-викторина, урок-концерт, урок обобщения и систематизации изученного, контрольный урок, урок презентации работ.

Согласуясь с задачами урока, содержанием учебного материала, материальным обеспечением урока, степенью подготовленности уроков, используются следующие методы и приёмы при организации занятий:

объяснительно-иллюстративные (как правило, когда содержание материала сложнее);

методы проблемного изучения: проблемное изучение, частично-поисковые методы, исследовательские методы;

методы организации учебно-познавательной деятельности: словесные наглядные, практические; аналитическо-синтетические, индивидуальные, дедуктивные; репродуктивные, проблемно-поисковые, методы самостоятельной работы учащихся;

методы стимулирования и мотивации: методы стимулирования интереса к учению; методы стимулирования долга и ответственности (убеждении, предъявление требований, поощрений, порицания);

методы контроля и самоконтроля;

методы самостоятельной познавательной активности: наблюдение, работа с книгой, конструктивные, творческие т.д.).

методы программированного обучения

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности содействуют как целостному представлению содержания школьного образования, так и деятельностному его освоению.
В процессе изучения литературы используются следующие виды уроков: урок-беседа, урок с использованием учебного фильма, урок-экскурсия урок с разнообразными видами заданий (комбинированный урок), урок-практикум, урок-игра, урок-викторина, урок-концерт, урок систематизации изученного, контрольный урок.

Согласуясь с задачами урока, содержанием учебного материала, материальным обеспечением урока, степенью подготовленности учеников, используются следующие методы и приёмы при организации занятий:

объяснительно – иллюстративный (как правило, когда содержание материала сложное);

методы проблемного изучения: проблемное изложение, частично-поисковые методы, реже исследовательские методы;

методы организации учебно - познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические; индуктивные, дедуктивные; репродуктивные, проблемно-поисковые, методы самостоятельной работы учащихся;

методы стимулирования и мотивации: методы стимулирования интереса к учению; методы стимулирования долга и ответственности (убеждение, предъявление требований, поощрение, порицание);

методы контроля и самоконтроля;

методы самостоятельной познавательной деятельности: наблюдение, работа с книгой, творческие.


Литература тесно связана с другими учебными предметами и в первую очередь с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает прежде всего общий для всех филологических наук предмет изучения –слово как единица языка и речи в его функционировании в разных сферах, в том числе и в эстетической. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе деятельности людей. «Литература также взаимодействует с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой), формируя у учащихся представление о закономерностях эстетического и художественного освоения мира человеком, о критериях эстетической оценки произведения. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, воспитывает у школьников активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.

Перечень учебно-методического обеспечения

Программа для общеобразовательных учреждений 5-11 классы Под редакцией А.Г Кутузова. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации, ДРОФА,М.,2007

Сборник нормативных документов. Литература в образовательных учреждениях.

А.Г Кутузов др. В мире литературы 6 класс: Учебник для общеобразовательных заведении –М.:Дрофа,2006.



Список литературы

О.В. Ельцова. Поурочные разработки по литературе по программе под редакцией А.Г.Кутузова: 6 класс.-М.:ВАКО 2007.

Литература: Учимся понимать художественный текст: Задачник-практикум: 6-9кл. Г.Г.Граник, С.М.Бондаренко. М.: ООО “Изд-во АСТ”,2001.

М.Мещерякова. Литература в таблицах и схемах: Теория, История, Словарь 7-е издание.



В.П. Полухина Читаем, думаем, спорим… Вопросы и задание по литературе 6 класс Дрофа,2006.












.



База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница