Образовательная программа по направлению подготовки бакалавриата 44. 03. 01 «Педагогическое образование»



Скачать 199.15 Kb.
Дата30.04.2016
Размер199.15 Kb.
Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(ФГБОУ ВО МГГУ)


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Б3.В.21 История начального образования


образовательная программа

по направлению подготовки бакалавриата
44.03.01 «Педагогическое образование»

профиль – Начальное образование
очная форма обучения


Составитель:

Пастушкова М. А., к.п.н, доцент








Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Планы практических занятий

Раздел 1. История педагогики и образования как область научного знания



Семинар 1. Образование на ранних этапах развития человечества и вантичном мире.

План.


1. Школьное дело и зарождение педагогической мысли на ранних этапахразвития человечества.

2. Возникновение письменности и школы. Влияние религии навоспитание и школу.

3. Три основные типа школ в древнем Египте: жреческие (храмовые),дворцовые, школы писцов-чиновников.

4. Кастовое воспитание, различные типы светских и религиозных школ вИндии и Китае.

5. Воспитание в Древней Греции (воспитание в Афинах – семья,мусические школы, палестры, гимназии, эфебия, доминирующая рольвоенно-физического воспитания в Спарте).

6. Педагогические взгляды Демокрита, Сократа, Платона, Аристотеля идр.

7. Воспитание и школа в Древнем Риме (воспитание в семье,тривиальные, грамматические, риторские школы).

8. Влияние христианства на развитие школы и педагогической мысли.


Задание для самостоятельной работы

При подготовке к занятию обратите внимание на содержаниеобразования жреческих школ в Древнем Египте, выделите особенностивоспитания в Спарте и Афинах, обусловленные экономическим,политическим и культурным развитием этих городов-государств.

Начертите таблицу, в которой наглядно представьте систему школ вАфинах (школы грамматиста, кифариста, палестра, гимнасия, эфебия).
Литература


  1. Джуринский А.Н. История образования и педагогической мысли. М.: Владос, 2003.История педагогики и образования: учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования / З.И. Васильева Н.В. Седова, Т.С. Буторина и др.; под ред. З.И. Васильевой. - 6-е изд., перераб. – М: Издательский центр Академия, 2011. – 432 с.

  2. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца 20 в. / Под.ред. А.И. Пискунова. - М.: ТЦ «Сфера», 2005.

  3. История педагогики и образования: учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования / З.И. Васильева Н.В. Седова, Т.С. Буторина и др.; под ред. З.И. Васильевой. - 6-е изд., перераб. – М: Издательский центр Академия, 2011. – 432 с.

  4. Истрин В.А. Возникновение и развитие письма. – М., 1965.

  5. Савельева Т.Н. Как жили египтяне во время строительства пирамид. – М., 1971.

  6. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики / Под ред. А.И.Пискунова. - М., 1981.

Раздел 2. Развитие воспитания, образования и педагогической мысли вистории мировой культуры



Семинар 2. Воспитание, образование и педагогическая мысльСредневековья.

План.


1. Система образования: домашнее воспитание, элементарное образование- школы грамоты, среднее образование – частные, церковные игосударственные грамматические школы, высшее образование –«Аудиториум»). Интеллектуальные кружки.

2. Основные типы церковных и городских школ средневековья (показатьотличие городских школ от других типов школ).

3. Рыцарская система воспитания (в чем заключался идеал рыцарскойобразованности).

4. Зарождение и развитие университетского образования в Европе(охарактеризуйте роль университетов в развитии просвещения).


Задание для самостоятельной работы

При рассмотрении основных типов средневековых учебных заведенийнеобходимо выявить специфику различных церковных и светских школ.Основное образовательное пространство на всем протяженииСредневековья занимали школы, которые открывались и содержалисьцерковью (монастырские, соборные и приходские).

В XII веке в Италии (Болонский), Франции (Парижский), Англии(Оксфордский и Кембриджский) появляются первые университеты -добровольные объединения ученых разных специальностей и школяров,пользовавшиеся известной автономией по отношению к церковной исветской власти.

При изучении данного вопроса семинара следует обратить внимание наорганизационную структуру классического университета, содержание,формы и методы университетского образования и вклад этих учебныхзаведений в дальнейшее развитие европейской науки и культуры.


Литература

  1. Антология педагогической мысли христианского Средневековья: В 2-хт. - М., 1994.

  2. Джуринский А.Н. История образования и педагогической мысли. М.:Владос, 2003.

  3. История педагогики и образования: учебное пособие для студентовучреждений высшего профессионального образования / З.И. ВасильеваН.В. Седова, Т.С. Буторина и др.; под ред. З.И. Васильевой. - 6-е изд.,перераб. – М: Издательский центр Академия, 2011. – 432 с.

  4. История педагогики и образования. От зарождения воспитания впервобытном обществе до конца 20 в. / Под.ред. А.И. Пискунова. - М.:ТЦ «Сфера», 2005.

  5. Уваров Ю.П. Университет в средневековом городе// Культура иискусство западноевропейского средневековья. – М., 1981.

  6. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики /Под ред.А.И.Пискунова. - М., 1981.

  7. Школа и педагогичсекая мысль Средних веков, Возрождения и Новоговремени. – М., 1991.


Семинар 3. Воспитание и педагогическая мысль в эпоху Возрождения.

План.


1. «Дом радости» Витторино де Фельтре

2. Педагогические взгляды Эразма Ротердамского

3. Педагогические идеи утопистов в сочинениях Томаса Мора и ТоммазоКампанеллы.

4. Развитие гуманистических идеалов образования педагогами имыслителями эпохи Возрождения.


Задание для самостоятельной работы

Основными общепедагогическими и дидактическими принципами дляпедагогов-гуманистов стали общедоступность, добровольность исознательность обучения, связь обучения с природой и жизнью (Л.-Б.Альберти, Монтень и др.), наглядность, самообразование, трудовоевоспитание (Альберти, Верджерио, Мор). В школьной практике тогопериода впервые используются воспитательные возможности детскогосамоуправления, прослеживается стремление стимулировать живойинтерес учащихся к знаниям через создание такой атмосферы учения,которая сможет превратить его в радостный познавательный процесс.


Литература

  1. Антология педагогической мысли христианского Средневековья: В 2-х т. - М., 1994.

  2. Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики. - М., 1998.

  3. Джуринский А.Н. История образования и педагогической мысли. М.: Владос, 2003

  4. Западноевропейская средневековая школа и педагогическая мысль. - М., 1989-1990. - Вып. 1. - Ч. 1-2.

  5. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца 20 в. / Под.ред. А.И. Пискунова. - М.: ТЦ «Сфера», 2005.

  6. История педагогики и образования: учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования / З.И. Васильева Н.В. Седова, Т.С. Буторина и др.; под ред. З.И. Васильевой. - 6-е изд., перераб. – М: Издательский центр Академия, 2011. – 432 с.

  7. Монтень М. О воспитании детей //Опыты: В 3-х кн. - М., 1979.

  8. Мор Т. Утопия. - М., 1953.

  9. Роттердамский Эразм. Похвала глупости. - М., 1991.

  10. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики /Под ред. А.И.Пискунова. - М., 1981.

  11. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики/Сост. А.И. Пискунов. – М., Просвещение, 1981.

  12. Школа и педагогическая мысль Средних веков, Возрождения и Нового времени. - М., 1991.


Семинар 4.Развитие образования и ведущих педагогических идей вистории зарубежной педагогики XVII-XVIII веков.

План.


1. Цель и задачи воспитания в педагогических теориях Я.А. Коменского,Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, И.Ф. Гербарта, А. Дистервегаи Р. Оуэна.

2. Факторы развития личности в педагогических теориях Д. Локка, Ж.-Ж.Руссо, И.Г. Песталоцци, А. Дистервега и Р. Оуэна.

3. Принцип природосообразности в воспитании (Я.А. Коменского, Дж.Локка, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, А. Дистервега)

4. Проблема соединения обучения с производительным трудом (Ж.-Ж.Руссо, И.Г. Песталоцци, А. Дистервег, Р. Оуэн)

5. Возникновение и развитие научной дидактики (Я.А. Коменского, Дж.Локка, И.Г. Песталоцци, А. Дистервег)
Задание для самостоятельной работы

Проследите, как развивается категория «цели воспитания» впедагогических теориях Западной Европы.При заполнении таблицы ответьте на вопросы, которые вызываютзатруднение, обсудите их во время занятия.

Обращаясь к первоисточникам, выпишите названия основныхпедагогических теорий, время их написания. Сделайте аннотацию и вподтверждение кратких записей, сделанных в таблице, выпишите из текстацитаты, иллюстрирующие то или иное положение.
Таблица

Сравнительная характеристика основных педагогических категорий впедагогических теориях зарубежной педагогики XVII-XVIII вв.




Автор, дата, страна


Характеристика

мировоззрения,

эпохи


Факторы развития

личности



Цели, задачи воспитания


Принцип

природосообразности




Место воспитания (семья,

школа)



Задачи, содержание,

принципы обучения




Формы организации

обучения



Трудовое воспитание


Нравственное воспитание


Другие аспекты

воспитания




Требования к учителю

(воспитателю)




Оценка педагогической

теории









































Литература



  1. Антология педагогической мысли христианского Средневековья: В 2-хт. - М., 1994.

  2. Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики. - М., 1998.

  3. Джуринский А.Н. История образования и педагогической мысли. М.:Владос, 2003.

  4. Дистервег А. Руководство к образованию немецких учителей.-Избр.пед.соч.М., Учпедгиз, 1956

  5. Западноевропейская средневековая школа и педагогическая мысль. -М., 1989-1990. - Вып. 1. - Ч. 1-2.

  6. Иванов Е.В. Развитие идеи свободного воспитания в историиевропейской педагогической мысли: Методические рекомендации. -Новгород, 1995.

  7. История педагогики и образования. От зарождения воспитания впервобытном обществе до конца 20 в. / Под.ред. А.И. Пискунова. - М.:ТЦ «Сфера», 2005.

  8. История педагогики и образования: учебное пособие для студентовучреждений высшего профессионального образования / З.И. ВасильеваН.В. Седова, Т.С. Буторина и др.; под ред. З.И. Васильевой. - 6-е изд.,перераб. – М: Издательский центр Академия, 2011. – 432 с.

  9. Пискунов А.И. Спенсер Гербарт. – В кн. Педагогическая энциклопедия.– М, Советская энциклопедия, 1968, т.4, с.87-89.

  10. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики /Под ред.А.И.Пискунова. - М., 1981.


Семинар 5. Образование и педагогическая мысль Западной Европы и США вXIX веке.

План:


  1. Развитие образования в Западной Европе и США в XIX в

  2. Становление идей воспитывающего и развивающего обучения в педагогической мысли Западной Европы до 80-х гг. XIX в

Задание для самостоятельной работы

  1. Определите связь между мировоззрением Я.А. Коменского и еготрактовкой цели воспитания.

  2. Выясните, почему Дж. Локк отрицательно относился к «теорииврожденных идей». Каким образом педагогические взгляды Дж. Локкасвязаны с историческими условиями Англии XVII века?

  3. Назовите основные положения концепции воспитания Дж. Локка.

  4. Проследите развитие принципа природосообразности воспитания впедагогических учениях Я.А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо, И.Г.Песталоцци

  5. Проследите развитие трудового воспитания в педагогических ученияхЯ.А. Коменского, Дж. Локка, И.Г. Песталоцци, Р. Оуэна.

  6. Дайте характеристику взглядов французских материалистов XVIII векана роль воспитания в формировании личности.

  7. Раскройте содержание теории элементарного обучения И.Г.Песталоцци.

  8. В чем заключается прогрессивность взглядов ипедагогической деятельности Р. Оуэна?

Литература



  1. Джуринский А.Н. История образования и педагогической мысли. М.:Владос, 2003. Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики. - М., 1998.

  2. История педагогики и образования. От зарождения воспитания впервобытном обществе до конца 20 в. / Под.ред. А.И. Пискунова. - М.:ТЦ «Сфера», 2005.

  3. История педагогики и образования: учебное пособие для студентовучреждений высшего профессионального образования / З.И. ВасильеваН.В. Седова, Т.С. Буторина и др.; под ред. З.И. Васильевой. - 6-е изд.,перераб. – М: Издательский центр Академия, 2011. – 432 с.

Раздел 3. Ведущие тенденции современного развития мировогообразовательного процесса



Семинар 6. Зарубежные педагогические концепции и практика воспитанияв ХХ веке.

План.


1. Социальная педагогика (Эмиль Дюркгейм, Вильгельм Дильтей, ПаульНаторп, Эдвард Шпрангер).

2. Концепция «свободного воспитания»: Эллен Кей, Мария Монтессори.

3. Экспериментальная педагогика: Август Вильгельм Лай (педагогикадействия), Эрнст Мейман.

4. Педология: Стэнли Холл, Э. Торндайк, А. Бине.

5. Педагогическая концепция ОвидаДекроли: центры интересов.

6. Трудовая школа: Георг Кершенштейнер (социальная педагогика).

7. Прагматическая педагогика Джона Дьюи.
Самостоятельная работа.

Рассмотреть тему, опираясь на дополнительную литературу:Кризис традиционной педагогики, реформаторская педагогика, илиновое воспитание первой половины ХХ века.


Литература

  1. Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики. - М., 1998.

  2. Джуринский А.Н. История образования и педагогической мысли. М.:Владос, 2003.

  3. История педагогики и образования. От зарождения воспитания впервобытном обществе до конца 20 в. / Под.ред. А.И. Пискунова. - М.:ТЦ «Сфера», 2005.

  4. История педагогики и образования: учебное пособие для студентовучреждений высшего профессионального образования / З.И. ВасильеваН.В. Седова, Т.С. Буторина и др.; под ред. З.И. Васильевой. - 6-е изд.,перераб. – М: Издательский центр Академия, 2011. – 432 с.

  5. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики /Под ред.А.И.Пискунова. - М., 1981.

Семинар 7. Ведущие тенденции современного развития мировогообразовательного процесса.

План.
1. Гуманистическая педагогика: Абрахам Маслоу, Дж.Браун, К. Роджерс,К. Паттерсон).

2. Концепция программированного обучения в 50-60-е годы (БерресСкиннер, Н. Краудер, Е. Стоунс)

3. Концепция проблемного обучения в 60-х гг. ХХ в. (ДжеромБрунер, Дж.Кэрролл, Б.С. Блум, Дж. Блок, Л. Андерсон и др.)
Самостоятельная работа.

Подготовить доклад о сторонниках т.н. направлении «педагогика мира»(Э. Фромм, Дж. Верч, У. Бронфенбреннер, Дж. Рид)


Литература

  1. Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики. - М., 1998.

  2. Джуринский А.Н. История образования и педагогической мысли. М.:Владос, 2003.

  3. История педагогики и образования. От зарождения воспитания впервобытном обществе до конца 20 в. / Под.ред. А.И. Пискунова. - М.:ТЦ «Сфера», 2005.

  4. История педагогики и образования: учебное пособие для студентовучреждений высшего профессионального образования / З.И. ВасильеваН.В. Седова, Т.С. Буторина и др.; под ред. З.И. Васильевой. - 6-е изд.,перераб. – М: Издательский центр Академия, 2011. – 432 с.

  5. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики /Под ред.А.И.Пискунова. - М., 1981.

Вопросы для самоконтроля:

1. В чем сущность цивилизационного, культурологического и

антропологического подходов к изучению историко-педагогического

процесса?

2. Как осуществлялась подготовка подрастающего поколения к жизни в

условиях первобытнообщинного строя?

3. Как осуществлялось воспитание и образование в древнейших

государствах Ближнего Востока?

4. Каковы особенности образования в Древних Египте, Индии и Китае?

5. В чем сходство и различие систем образования в Спарте и Афинах?

6. Как связаны образование и государство в концепции Платона?

7. В чем состоит вклад в образование Аристотеля?57

8. Философия Древней Греции и Древнего Рима о воспитании (Сократ,

Платон, Аристотель, Квинтилиан).

9. Какими особенностями отличалась педагогика и образование Древнего

Рима?

10.В чем проявлялось влияние христианства на развитие педагогической



мысли и образования?

11.Как сочеталось религиозное и светское образование в позднем

Средневековье?

12.В чем состояли особенности рыцарского воспитания?

13.Когда, где и почему возникли университеты?

14.В чем состояли принципы гуманизма Возрождения и как они повлияли

на образование?

15.Какую роль в развитии образования сыграла Реформация?

16.Дайте характеристику педагогической мысли французских гуманистов.

17.Как изменилось содержание университетского образования в позднем

Возрождении?

18.Почему одной из ведущих идей в эпоху Просвещения стала идея

природосообразности?

19.Каковы педагогические идеи Республики ученых?

20.Какие положения педагогической системы Я.А. Коменского позволяют

считать его основателем педагогики Нового времени?

21.Каковы основные положения концепции Ж.Ж. Русо?

22.Какое место в истории педагогической мысли и образования занимает

И.Г.Песталоцци?

23.Какое место занимают проблемы воспитания детей дошкольного

возраста в педагогике Фридриха Фребеля?

24.В чем сущность дидактики развивающего и воспитывающего обучения

Фридриха Дистервега?

25.Охарактеризуйте школу и педагогическую мысль в США в 19 веке?

26.Каковы особенности развития школы и педагогики в Западной Европе

(Германия, Франция, Англия) и США на рубеже 19-20 веков?

27.Кем и какие философские основания образования были выдвинуты в

конце 19 - начале 20 вв.?

28.Проблема развивающего обучения в педагогической системе

А.Дистервега и краткая биографическая справка.

29.Учение Р.Оуэна о формировании человеческого характера. Опыт его

деятельности в Нью-Лэнарке.

30.Идея воспитывающего обучения И.Ф.Гербарта.

31.Общая характеристика образования и педагогической мысли Западной

Европы и США в XIX веке (до 80-х годов).

32.Реформаторская педагогика XIX-нач.ХХ вв. – «филантропизм»

(И.В.Базедов, Х.Г.Зальцман, Э.Х.Трапп и др. и «новое воспитание»

(А.Ферьер, О.Декроли, Э.Демолен, Дж.Дьюи и др.).58

33.Охарактеризуйте педагогические идеи С.И. Гессена.

34.Дайте характеристику реформаторско-экспериментальной педагогики?

35.Как развивалось дошкольное воспитание и обучение?

36.Как новые открытия в науке повлияли на образование?

37.В чем сущность социальной педагогики?

38.В чем сущность концепции «свободного воспитания»?

39.Каковы отличительные черты экспериментальной педагогики?

40.В чем особенности педологии?

41.Охарактеризуйте основные черты трудовой школы и прагматической

педагогики?

42.Как развивались образование и педагогическая мысль в зарубежной

педагогике второй половины 20 века?

43.Каковы отличительные черты гуманистической педагогики?

44.Каковы ведущие тенденции современного развития мирового

образовательного процесса?

45.Современные развивающие технологии обучения.


Типовые тесты:

А. Закрытая форма(найти один правильный ответ)


1. В школах Древнего Востока обучались только:

а) мальчики,

б) девочки,

в) мальчики и девочки совместно,

г) мальчики и девочки раздельно.
2. Наиболее легкой для усвоения была письменность в:

а) Древнем Египте,

б) Индии,

в) Китае,

г) Месопотамии.
3. В Месопотамии писали на:

а) бересте,

б) бумаге,

в) глиняных табличках,

г) папирусе.
4. В древности индийские дети проходили период ученичества в:

а) доме учителя,

б) собственном доме,

в) монастыре,

г) школе.59
5. В число "шести искусств", которым в древности обучали китайцев,

не входила:

а) музыка,

б) литература,

в) стрельба из лука,

г) этика.


6. В Афинах в период Античности дети обучались последовательно у:

а) кифариста, педотриба, грамматиста,

б) грамматиста, педотриба, кифариста,

в) грамматиста, кифариста, педотриба,

г) педотриба, кифариста, грамматиста.
7. Эфебия - это:

а) ходьба зимой босиком,

б) охота на сбежавших рабов,

в) избиение розгами перед алтарем Артемиды,

г) завершающий этап спартанского воспитания.
8. "Отцом римской образованности" называют:

а) Квинтилиана,

б) Марка ТеренцияВаррона,

в) Сенеку,

г) Цицерона.
9. "Майевтикой" свой метод обучения называл:

а) Аристототель,

б) Демокрит,

в) Платон,

г) Сократ.
10. Произведение "Воспитание оратора" написал:

а) Квинтилиан,

б) Марк ТеренцийВаррон,

в) Орбилий,

г) Цицерон.
11. В Средние века изучали труды античного философа:

а) Аристотеля,

б) Демокрита,

в) Платона,

г) Цицерона.
12. В число "семи свободных искусств" не входила:

а) астрономия,

б) история,

в) музыка

г) риторика.
13. Для средневекового рыцаря необязательным было умение:

а) читать и писать,

б) плавать,

в) охотиться,

г) играть в шахматы.
14. В первых средневековых университетах не было факультета:

а) богословского,

б) медицинского,

в) философского,

г) юридического.
15. Школу "Дом радости" в эпоху Возрождения создал:

а) П.Верджерио,

б) Г.Веронезе,

в) М. де Монтень,

г) В. де Фельтре.
16. Сильное влияние на формирование дидактических взглядов

Я.А.Коменского оказала философия:

а) Р.Бэкона,

б) Ф.Бэкона,

в) Р.Декарта,

г) Платона.


17. Создателем классно-урочной системы обучения является:

а) И.Ф.Гербарт,

б) Я.А.Коменский,

в) И.Г.Песталоцци,

г) В.Ратке.
18. Ступени обучения в системе И.Ф.Гербарта располагаются в следую-

щемпорядке:

а) ассоциация, метод, система, ясность,

б) ассоциация, ясность, система, метод,

в) метод, ассоциация, система, ясность,

г) ясность, ассоциация, система, метод.


19. По мнению Дж.Локка, джентльмена нужно воспитывать:

а) дома,


б) в школе,

в) на природе,

г) в специальном закрытом заведении.
20. Принцип свободы является основным в педагогической теории:61

а) Дж.Локка,

б) Я.А.Коменского,

в) И.Г.Песталоцци,

г) Ж.Ж.Руссо.
21. Принцип утилитаризма является одним из основных в педагогике:

а) Дж.Дьюи,

б) М.Монтессори,

в) А.Нейлла,

г) Р.Штайнера.
22. "Золотой материал" М.Монтессори предназначен для:

а) изучения родного языка,

б) изучения математики,

в) развития речи,

г) упражнения внешних чувств.
23. Не является характерной особенностью вальдорфской школы:

а) изучение основных предметов "эпохами",

б) преподавание эвритмии,

в) проведение учебных занятий в разновозрастных группах,

г) отсутствие директора.
24. В школе "Саммерхилл" А.Нейлла дети:

а) обязаны были посещать все уроки,

б) обязаны были посещать уроки по основным предметам,

в) обязаны были посещать уроки по своему выбору,

г) могли вообще никогда не посещать уроки.
25. Книга "Век ребенка" (1900 г.), ставшая своеобразным манифестом

свободного воспитания, принадлежит перу:

а) Ф.Гансберга,

б) Э.Кей,

в) М.Монтессори,

г) Л.Н.Толстого.


Б. Открытая форма(вставить пропущенное слово).

1. В первобытном обществе переход в категорию взрослых сопровождался обрядом … (инициациями).

2. Этические и педагогические взгляды Конфуция содержатся в книгах"…" и "Лунь юй".

3. Ученик в Древнем Риме должен был испить (сколько?) … "чашимуз".

4. В идеальном государстве Платона предполагалось воспитывать воинов, государственных чиновников и … (правителей).

5. В средневековых школах и университетах Западной Европы обучение велось на … языке.

6. Педагоги-гуманисты эпохи Возрождения были против средневековой ... и выступали за сознательное усвоение знаний.

7. Сильное влияние на древнерусское образование и культуру оказывала ... империя.

8. По мнению И.Г.Песталоцци, в ребенке нужно развивать ум, ... и сердце.

9. А.Дистервег создал теорию ... обучения.

10. Н.И.Пирогов отдавал предпочтение … образованию перед реальным.

11. Девизом "Маленькой республики" Г.Лейна был лозунг "Через … к свободе".



12. Как и М.Монтессори, в своей педагогической деятельности О.Декроли использовал идеи и опыт … и Э.Сегена.

Перечень вопросов к зачету

  1. Предмет и задачи истории педагогики и образования.

  2. История образования и педагогической мысли как область научного знания (методологические основания)

  3. Школьное дело и зарождение педагогической мысли на ранних этапах развития человечества (первобытное общество, страны Древнего Востока:Индия, Китай, Египет).

  4. Общая характеристика воспитания и школы в античном мире.

  5. Философия Древней Греции и Древнего Рима о воспитании (Сократ, Платон, Аристотель, Квинтилиан).

  6. Спартанская и Афинская системы воспитания.

  7. Воспитание и образование в эпоху Средневековья (монастырские, гильдейские школы, средневековые университеты).

  8. Воспитание и образование Эпохи Возрождения в странах Ближнего и Среднего Востока (мектебе, медресе), Западной Европы (приходские, кафедральные, соборные, цеховые, гильдейские школы и гимназии).

  9. Педагогическая система Я.А.Коменского.

  10. Педагогическая концепция Ж.Ж.Руссо, Дж.Локка.

  11. Педагогическая деятельность Ж.Ж.Руссо.

  12. Видный представитель гуманистического и демократического направления в западноевропейской педагогике И.Г.Песталоцци.

  13. Проблема развивающего обучения в педагогической системе А.Дистервега и краткая биографическая справка.

  14. Учение Р.Оуэна о формировании человеческого характера. Опыт его деятельности в Нью-Лэнарке.

  15. Идея воспитывающего обучения И.Ф.Гербарта.

  16. Общая характеристика образования и педагогической мысли Западной Европы и США в XIX веке (до 80-х годов).

  17. Реформаторская педагогика XIX-нач.ХХ вв. – «филантропизм»(И.В.Базедов, Х.Г.Зальцман, Э.Х.Трапп и др. и «новое воспитание»(А.Ферьер, О.Декроли, Э.Демолен, Дж.Дьюи и др.).

  18. Общая характеристика зарубежной школы и педагогики в периодмежду первой и второй мировыми войнами.

  19. Педагогические взгляды С.И.Гессена.

  20. Российская школа и педагогика в новой социально-экономическойситуации и тенденции ее развития (альтернативные типы школ).

  21. Ведущие тенденции современного развития мирового образовательногопространства


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница