Образовательная среда и школьная мотивация обучающегося



Скачать 33.33 Kb.
Дата14.05.2016
Размер33.33 Kb.
Образовательная среда и школьная мотивация обучающегося

(к выступлению на городском семинаре 26 марта 2015 года)


Мы исходим из одного из самых важных требований ФГОС: центром всего образовательного процесса является ученик, или обучающийся, как теперь принято говорить. При переходе на системно-деятельностный подход каждый обучающийся должен быть всесторонне мотивирован не столько на традиционное освоение знаний, сколько на овладение методологией их освоения, а это невозможно без изначальной ученической заинтересованности в конечном результате, которая, как показывают все наблюдения, последовательно падает при продвижении обучающихся по уровням образования от начальной школы к средней. Поэтому повышение школьной мотивации обучающихся становится сегодня отправной точкой претворения идей ФГОС.

В условиях школы существует основополагающее понятие образовательной среды, под которой понимается вся совокупность условий, средств и технологий для осуществления образовательной деятельности. По существу, результат любой реформы или модернизации школьного образования определяется диалектикой взаимоотношений обучающегося и образовательной среды, в результате которых и в процессе которых падает, поддерживается или повышается школьная мотивация обучающегося.

Почему мы ведём речь именно о школьной мотивации как о совокупности внутренних побуждений обучающегося к деятельности, связанной с удовлетворением потребности в образовании? Дело в том, что школьная мотивация не сводится только к учебной (или познавательной), а включает в себя ещё как минимум 3 сферы образовательной деятельности обучающегося: психологическую (самопознание, самореализация, самоутверждение), общественную (социальная активность) и деятельностную (достижение целей и практических результатов в какой-либо сфере деятельности).

В идеале диалектику взаимоотношений обучающегося и образовательной среды можно представить так. С одной стороны, образовательная среда, развиваясь и обогащаясь, предоставляет обучающемуся весь спектр образовательных возможностей как на уроке, так и во внеурочной деятельности. С другой стороны, обучающийся, потребляя предоставленные возможности, использует этот потенциал, осознанно или подсознательно формируя и развивая собственную мотивацию, которая тем самым, вновь вступая во взаимодействие с образовательной средой, помогает ей совершенствоваться дальше, отвечая на новые запросы. Иными словами, обучающийся в своих взаимоотношениях с образовательной средой является одновременно и субъектом, и объектом этих взаимоотношений.

Вот почему на схеме стендового доклада образовательная среда и школьная мотивация вместе составляют единый круг образовательной деятельности, делясь при этом на разделы и сектора (подразделы), а обучающийся расположен в центре этого круга, в равной степени имея отношение к образовательной среде и к психолого-педагогическим проблемам школьной мотивации.

Без осуществления такой диалектики не двинется с места ни одна образовательная инициатива, как это, собственно, происходило и происходит до сих пор.

Чтобы поддержать или повысить школьную мотивацию обучающихся, нужно настолько обогатить образовательную среду разнообразными компонентами урочной и внеурочной деятельности, чтобы у обучающихся возникал выбор пути, то есть именно то, что сегодня красиво называют индивидуальным образовательным маршрутом.

Заметим, что мотивация в нижнем полукруге названа «позитивной» и «внутренней». Именно позитивная внутренняя мотивация может быть признана идеальной моделью школьной мотивации обучающегося. Что за этим стоит? Позитивная мотивация ценна, поскольку она основана на целях каких-либо положительных достижений, а не на избегании неприятных последствий (например, не сдал чего-либо – не допустят к экзамену).

Более тонким является различение внешней и внутренней мотивации. О внешней мотивации говорят, когда речь идёт о намерениях, в первую очередь, поддержать свой престиж, социальный статус, заработать вознаграждение или награду, выглядеть достойно по сравнению с другими. В этой связи более ценной является внутренняя мотивация, когда для школьника важна результативная деятельность, удовлетворяющая его познавательные или социальные, психологические или целевые потребности. Это примерно так же, как иногда говорят: не сравнивайте ученика с другими учениками, а сравнивайте его сегодняшнего с ним же вчерашним или позавчерашним. Внутренняя динамика развития человека более ценна, чем его внешние ориентации.

В этом направлении и работает инновационная программа гимназии № 293 «Мотивация», которой мы будем заниматься в ближайшие годы. Отметим при этом, ещё раз взглянув на стендовый доклад, что на схеме отображены далеко не все компоненты образовательной среды, поскольку на их полное отображение просто не хватит места – это уже предмет для конструирования других схем и решения других задач. Сегодня же нам важно осмыслить сам принцип взаимоотношений обучающегося и образовательной среды.


Г.А. Иоффе


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница