Обучение сочинению – рассуждению по тексту В. Астафьева



Скачать 53.34 Kb.
Дата08.06.2016
Размер53.34 Kb.
Обучение сочинению – рассуждению по тексту В. Астафьева

(интерпретация в жанре эссе с элементами рецензии)
Цель урока:

  1. Провести комплексный анализ текста;

  2. Развить у учащихся умение вступать в «диалог с автором»

  3. Формировать умения рассуждать на предложенную тему;

  4. Подготовить учащихся к написанию творческой работы.

Оборудование: портрет писателя, словари, иллюстрированный материал,

компьютер, проектор, презентация

Ход урока:

Слайд № 1 В чём сила музыки?
1. Индуктор ВИКТОР АСТАФЬЕВ - Слайд

Учитель: Это имя писателя, публициста, статья которого послужит

для написания сочинения.
Задание 1

Составить ассоциативный ряд



к имени и фамилии писателя

звуковой образный звуковой образный

(победа открытость (свет совесть чистота)

чистота требовательность)

вера
Слушая ответы товарищей, сделать приращение.

Задание 2

Из высказывания А.Кондратовича выписать слова, которые вас зацепили:

«Астафьев – писатель чистейших тонов правды, какой бы она ни была тревожной и даже страшной. Он считает, что Человек в ответе за гармонию в природе, за мир, в котором он живет, за свою родную землю».
Задание 3

Напишите 3-4 предложения о Викторе Астафьеве, основываясь на услышанном.


2. Чтение текста. Фон – полонез Огинского, видеоряд – Россия, Сибирь,

природа…
Слайд 2.


3. Слайд 3. Материал для справок
4. Беседа с классом.

- Какое впечатление произвел на вас этот текст? (печали, грусти)

- Найдите ключевые слова (Родина, неистребимая любовь к Родине,

музыка на вздох).


5. Озаглавьте текст:

1. Музыка о неистребимой любви к Родине.

2. Власть музыки.

3. О чем может рассказать музыка.



6. Слайд 4. Строение произведения.

П = Т + И + П + A

Любое произведение, образно говоря, «стоит на четырех китах»

П – произведение

Т – тема (о чем?)

И – идея (с какой целью выступил автор?)

П – проблематика

A – форма(средства, какими автор достигает цели)


7. Слайды 5, 6, 7

1. Лексические особенности текста.


2.Особенности использования морфологических средств.
3. Синтаксические особенности текста.

- парцелляция (усиливает чувства автора

- разговорные конструкции придают тексту задушевность.

- чужая речь (цитата) подчеркивает достоверность, точность сообщения.


8. Что волнует автора, беспокоит как человека и гражданина?
Слайд 8 Наметим круг проблем.
9. Прокомментируем некоторые проблемы.

Обращаясь к тексту, сформулируйте свое мнение по одной из проблем,

поставленных автором, опираясь на жизненный или читательский опыт.

Сформулируйте позицию автора.


10. Презентация ученических работ.

Позиция автора:

Во мне звучала музыка о неистребимой любви к Родине, народу, который нельзя победить.
Слайд 9 1942 год. Ленинград. Блокада. Дмитрий Шостакович в осажденном городе создает «Седьмую симфонию», реквием павшим, но непобежденным героям. Страна терпела поражение. Посреди отчаяния и жизненного хаоса, бедствий и потерь, эта величественная музыка, полная любви к людям и веры в их способность к борьбе, доказала торжество свободы и человечности. Это был голос из пепла войны, из центра схватки и кровопролития, страдания и противостояния.
11.Позиция автора.

«Музыка хватала за горло, но не выжимала слез, не прорастала жалостью. Она звала куда-то, заставляла что-нибудь делать».


Слайд 10. «Вставай, страна огромная!»

22 июня 1941 года с этой песней шли красноармейцы на фронт. Она стала призывом к действию, вела в бой, сокрушая на своем пути, стреляла, как пушка, стоявшая в засаде.


12. Позиция автора:

«Музыка властвовала над оцепеневшим от горя городом…»(Сила музыки в том, что дает возможность подняться над обстоятельствами жизни и изменить свою судьбу).


Слайд 11 В.Короленко «Слепой музыкант».

Подавленный личным несчастьем человек поборол в себе пассивное страдание, поднялся над обстоятельствами жизни, преодолел страдание – обрел свет в душе, благодаря музыке.


13. Позиция автора:

«Всё проходит: любовь, сожаление о ней, горечь утрат, даже боль он ран, - но никогда не проходит и не гаснет тоска по Родине».


Слайд 12. Танец Н.Ростовой из романа Л.Н.Толстого «Война и мир».

Танец Наташи – это постижение е. русского народного духа.

«Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, которым она дышала, - эта графинечка, воспитанная эмигранткой – француженкой, - этот дух, откуда взяла она эти приемы? Но дух и приемы были те самые, неподражаемые, неизучаемые, русские.

Наташа умела понять все то, что было в Анисье, в отце Анисьи, и в матери, и во всяком русском человеке.


Слайд 13. Позиция автора.

«Давно нет композитора на свете, но боль его, тоска его, любовь к родной земле, которую никто не может отнять, жива до сих пор».



И.Тургенев «Певцы»

Соревнование Яшки Турка и рядчика. Пение вскрыло глубинные тайники души. Таким образом, музыка – средство самовыражения души.


Обобщение.

Не иссякнет

магическая сила того,

что мы именуем – Родина.

Не остынет душевное тепло к ней,

что мы именуем Любовью.

Покуда мир стоит.
Домашнее задание. Написать сочинение по прочитанному тексту.

Текст
На задворках нашего села стояло на сваях длинное помещение из досок. Я первый раз в жизни здесь услышал музыку – скрипку. На ней играл Вася – поляк. О чём же рассказывала мне музыка? О чём – то очень большом. На что же это жаловалась она, на кого гневалась? Тревожно и горько мне. Хочется заплакать, оттого что мне жалко самого себя, жалко за тех, что спят непробудным сном на кладбище!

Вася, не переставая играть, говорил: «Эту музыку написал человек, которого лишили самого дорого. Если у человека нет матери, нет отца, но есть родина, он ещё не сирота. Всё проходит: любовь, сожаление о ней, горечь утрат, даже боль от ран, но никогда не проходит и не гаснет тоска по родине. Эту музыку написал мой земляк Огинский. Написал на границе, прощаясь с родиной. Он посылал ей последний привет. Давно уже нет композитора на свете, но боль его, тоска его, любовь к родной земле, которую никто не может отнять, жива до сих пор»

«Спасибо вам, дяденька», - прошептал я. «За что, мальчик?» - «За то, что я не сирота». Восторженными слезами благодарил я Васю, этот мир ночной, спящее село, а так же спящий за ним лес. В эти минуты не было для меня зла. Мир был добр и одинок так же, как я. Во мне звучала музыка о неистребимой любви к родине. Енисей, не спящий даже ночью, молчаливое село за моей спиной, кузнечик, из последних сил работающий наперекор осени в крапиве, вроде он один во всём мире, трава, отлитая как будто из металла, - это и была моя родина.



…Прошло много лет. И вот однажды в конце войны я стоял возле пушек в разрушенном польском городе. Кругом пахло гарью, пылью. И вдруг в доме, стоящем через улицу от меня, раздались звуки органа. Эта музыка разбередила воспоминания. Когда – то мне хотелось умереть от непонятной печали и восторга после того, как я послушал полонез Огинского. Но теперь та же музыка, которую я слушал в детстве, переломилась во мне и закаменела, особенно та её часть, от которой я плакал когда – то. Музыка так же, как в ту далёкую ночь, хватала за горло, но не выжимала слёз, не прорастала жалостью. Она звала куда – то, заставляла что – нибудь делать, чтобы потухли эти пожары, чтобы люди не ютились в горящих развалинах, чтобы небо не подбрасывало взрывами. Музыка властвовала над оцепеневшим от горя городом, та самая музыка, которую, как вздох своей земли, хранил в сердце человек, никогда не видавший родины и всю жизнь тосковавший о ней.

( По В.Астафьеву)


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница