Обязательные для выполнения задания самостоятельной работы (1 раздел)



Скачать 99.13 Kb.
Дата19.05.2016
Размер99.13 Kb.
Обязательные для выполнения задания самостоятельной работы (1 раздел)


  1. Составить глоссарий основных категорий педагогики. Необходимо, используя учебники по педагогике разных авторов (Белухин Д.А., Бордовская Н.В., Сластенин В.А., Пидкасистый П.И., Подласый и др.),а также словари по педагогике выписать по 2-3 трактовки с указанием источника следующих педагогических терминов: педагогика, человек, личность, образование, обучение, воспитание, развитие, формирование, становление, сопровождение, поддержка, помощь, педагогическое взаимодействие, педагогическая система, педагогический процесс, педагогическая деятельность, учитель, воспитатель, педагог, преподаватель, тьютор, модератор, гувернер, ученик, самовоспитание, самообразование, социализация. В выписанных определениях подчеркнуть ключевые слова.

  2. Составить таблицу «Основные концепции и подходы к изучению педагогических явлений»



Название концепции, подхода, авторы

Определение понятия личность, структура личности

Развитие личности

Особенности педагогических влияний

1

Аксиологический подход










2

Психоаналитический подход










3

Гуманистический подход










4

Бихевиористский подход










5

Культурно-исторический подход










6

Деятельностный подход










7

Системный подход










8

Личностный подход










9

Личностно-ориентированный подход










10

Развивающий подход










Литература: Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. - М., 2002.
3. Составить профессиограмму учителя ИЗО

Профессиограмма предполагает описание профессии в соответствии со следующим планом:



  • предназначение, миссия профессии, ее роль в обществе, направленность на человека,

  • распространенность профессии;

  • предмет труда в профессии – стороны окружающей действительности, на которые воздействует человек в ходе труда;

  • профессиональные знания как совокупность сведений о сторонах труда в профессии;

  • деятельность, действия, приемы, умения, способы работы, технологии, техники, применяемые в данной профессии;

  • средства труда (материальные и идеальные объекты), которые человек использует для воздействия на предмет труда при реализации своих целей;

  • условия труда: режим работы и отдыха, характеристика социального окружения, санитарно-гигиенические условия, интенсивность, темп труда, продолжительность нагрузки, рабочее место;

  • организация и кооперация труда: формы индивидуальной, групповой и коллективной деятельности, преобладающие в профессии, виды профессионального общения, позиции в нем, субординация и иерархия подчинения, социальный статус и должности в рамках профессии;

  • продукт труда (или его результат): те качественные и количественные изменения, которые человек привносит в предмет труда;

  • возможные уровни профессионализма и квалификационные разряды в данной профессии;

  • права представителя данной профессии: в безопасности, наличии благоприятного микроклимата, социальные гарантии, размеры оплаты труда, отпуск, охрана труда, допустимость индивидуального стиля в выполнении трудовой деятельности и индивидуального варьирования операций, возможность повышения квалификации, служебного продвижения и поощрения;

  • обязанности представителя данной профессии: владение профессиональной компетентностью, знание этических норм профессионального поведения, умелое ведение документации, ограничения (чего не следует делать), должностные обязанности;

  • позитивное влияние данной профессии на человека: возможность личностной самореализации, векторы и возможности личностного роста, возможность развития индивидуальности;

  • негативные стороны профессии: трудности и ошибки, потери, наличие экстремальных и стрессовых ситуаций, резкая смена ситуаций, профессиональные деформации личности, вредности профессии.


4.Подобрать методики диагностики личностных качеств учителя, провести самодиагностику, составить психологический портрет себя как учителя определенного предмета.

Задачами профессиональной диагностики являются:



  • определение наличного уровня профессионализма у человека;

  • установление соответствия человека требованиям профессии;

  • установление соответствия профессии запросам человека;

  • выявление потенциальных профессиональных возможностей человека;

  • помощь конкретному работнику в использовании его реальных профессиональных возможностей для эффективного выполнения труда.

Профессиональная диагностика предполагает психологический анализ того, как человек справляется с профессией, приспосабливается к профессии и приспосабливает профессию к себе, как развивает себя в профессии, творчески обогащает профессию. В этой связи важно определить качества человека необходимые для данной профессии.

К профессионально значимым качествам личности можно отнести:



  • мотивы, интересы, отношения, ценностные ориентации,

  • профессиональные притязания, профессиональную самооценку,

  • эмоции, психические состояния,

  • удовлетворенность человека трудом, его процессом и результатом,

  • профессиональные способности, профессиональную обучаемость, открытость профессиональному росту,

  • профессиональное мышление, в том числе креативность, возможность обогатить опыт профессии.

Литература:

  1. Немов Р.С. Психология: учебник для студентов высших учебных заведений; в 3 кн.; Кн. 3; Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. – М., 1995.

  2. Рогов Е.И. Личность учителя: теория и практика. – Ростов-на-Дону, 1996.


5. Составить программу самообразования учителя

Программа - результат процесса программирования. Под программированием нужно понимать четкое определение стратегических и тактических целей деятельности, выбор эффективных форм и методов их достижения и описание основных направлений реализации замысла (Таран Ю.Н.)‏. Под программой понимается особый документ, определяющий цели, задачи, содержание и способы организации деятельности педагога, а также ее предполагаемые результаты. Определение программы как документа подчеркивает ее регламентирующий характер, обеспечивающий правила и логику деятельности, объем содержания и принципы его реализации. Это структурированное описание идеи и шагов по ее реализации. Любая программа представляет собой модель деятельности. Исходя из общих подходов к определению представлений о программе Программа самообразования педагога должна включать:

  • Цель самообразования

  • Задачи самообразования на определенный период деятельности

  • Тема самообразования

  • Основные виды деятельности педагога, сроки выполнения (план)

  • Формы представления результатов самообразования (выступления на заседаниях методического объединения, педагогических советах, подготовка публикации и т.д.)


Дополнительные задания
Из предложенных ниже заданий

надо выполнить только 5 по собственному выбору

1. Сделать развернутый анализ одной из концепций или подходов изучения педагогических явлений

Анализ делается письменно по следующей схеме:



  • название концепции; и авторы ее разработавшие;

  • исторические, научные предпосылки возникновения концепции;

  • время появления концепции;

  • научные работы, публикации раскрывающие сущность концепции;

  • основные научные идеи: представления авторов о личности, ее развитии, факторах, влияющих на развитие и формирование личности, о необходимых педагогических влияниях на личность, методах, технологиях обучения и воспитания;

  • оценка возможности использования идей предлагаемой концепции в современной системе образования.


2. Сделать презентацию на одну из тем: «Место педагогики в системе общенаучных знаний о человеке и обществе», «Роль обучения и воспитания в развитии личности», «Личность ребенка как объект и субъект педагогического процесса»

Презентация должна содержать текстовый и иллюстративный материал, раскрывающий тему. В презентации должно быть не менее 12-15 слайдов. Первый слайд должен содержать название работы, фамилию автора. На втором слайде должен быть план изложения материала. В презентации должны быть четко выделены понятия, на которых строится текст. Автор презентации должен быть готов к выступлению с данной презентацией в учебной группе и к ответу на вопросы по теме презентации.


3. Нарисовать схему: «Взаимосвязь основных категорий педагогики». Схема рисуется на 1 странице с использованием символов, знаков, отдельных слов. Для схемы обязательно использовать следующие категории: образование, обучение, воспитание, развитие, формирование, личность ребенка, педагог, взаимодействие. По желанию автора можно использовать и другие категории. Автор должен быть готов к объяснению схемы.
4. Сделать конспект Главы 6 «Педагогическое взаимодействие в воспитании» учебника М.И. Рожкова и Л.В. Байбородовой Теория и методика воспитания. - М., 2004.
5.Сделать презентацию на тему «Решение педагогических задач» по книге Л.Ф. Спирина «Теория и технология решения педагогических задач». – М., 1997. В презентации объясните, что такое педагогическая задача, виды задач, этапа решения. Презентация должна содержать текстовый и иллюстративный материал, раскрывающий тему. В презентации должно быть не менее 12-15 слайдов. Первый слайд должен содержать название работы, фамилию автора. На втором слайде должен быть план изложения материала. В презентации должны быть четко выделены понятия, на которых строится текст. Автор презентации должен быть готов к выступлению с данной презентацией в учебной группе и к ответу на вопросы по теме презентации.
6. Сделать презентацию на тему «Роль учителя в обществе». Презентация должна содержать текстовый и иллюстративный материал, раскрывающий тему. В презентации должно быть не менее 12-15 слайдов. Первый слайд должен содержать название работы, фамилию автора. На втором слайде должен быть план изложения материала. В презентации должны быть четко выделены понятия, на которых строится текст. Автор презентации должен быть готов к выступлению с данной презентацией в учебной группе и к ответу на вопросы по теме презентации.
7. Написать основные требования, касающиеся аттестации учителя. Изучите Положение об аттестации педагогических работников (2010 г.), выпишите требования.
8. Написать эссе на тему «Учитель новой школы». Для написания эссе необходимо познакомиться со следующими документами: национальная инициатива «Наша новая школа», Федеральными государственными образовательными стандартами средней школы, Положением об аттестации педагогических работников (2010 г.)
9. На основе документов министерства образования выписать основные ценности профессиональной деятельности учителя. Для работы познакомьтесь со следующими документами:

          1. Федеральный Закон «Об образовании в РФ»

          2. Конвенция о правах ребенка

          3. Федеральные государственные образовательные стандарты общего среднего образования

          4. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. - М., 2011.


10. Обобщить педагогический опыт одного из учителей-предметников

Изучение и обобщение передового опыта является одним из основных источников развития педагогической науки, поскольку этот метод позволяет выявлять актуальные научные проблемы, создает основу для изучения закономерностей педагогического процесса.



Выделяют две разновидности передового педагогического опыта: 1) педагогическое мастерство, которое заключается в умелом, рациональном, комплексном использовании педагогом рекомендаций науки; 2) педагогическое новаторство, т.е. опыт, содержащий собственные творческие находки: новые образовательные услуги, новое содержание, формы и методы, приемы и средства обучения и т.д. Для описания опыта можно выбрать один из предложенных вариантов и в рамках первого ответить на вопрос в чем мастерство учителя, как он добивается высоких результатов, в рамках второго – описать те нововведения, которые характерны для деятельности педагога.


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница