Оценка учебных достижений учащихся на современном этапе развития образования



Скачать 67.18 Kb.
Дата03.05.2016
Размер67.18 Kb.

Оценка учебных достижений учащихся на современном этапе развития образования


Д.С. Братцева

Руководитель: к.п.н., доцент Е.В. Телеева

ГОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт», г. Шадринск

Ориентация образовательного процесса современной школы на личностное развитие, создание условий для самореализации и самопознания учащихся выдвигает новые требования к оценке образовательных достижений современных школьников, связанных с:

- отказом от преимущественной ориентации контрольных проверок на оценку результатов зазубривания, на проверку алгоритмических знаний и переходом к оценке уровня владения компетентностями, к интегральным многомерным оценкам, характеризующим способность учащихся к творческой деятельности;

- ориентацией не на абсолютные, фиксированные оценки, а на относительные показатели детской успешности, на сравнение сегодняшних достижений ребенка с его собственными вчерашними достижениями;

- внесением изменений в систему оценивания: дифференциация оценивания по видам работы, само- и взаимооценивание, максимальная объективация оценивания, открытость критериев для учащихся.

Современный уровень развития образования требует отказа от привычной ориентации на «среднего ученика» и перехода к индивидуализированным методам, формам и средствам контроля, использованию аутентичной оценки, предполагающей выставление значимых для учащихся оценок по результатам выполнения ситуационных заданий и широкую проверку комплексных умений; изменение практики разовых выборочных проверок на отслеживание динамики изменения личностных достижений каждого ученика, на оценку комплекса работ, выполненных за определенный период.

Модернизация контрольно-оценочной системы не является самоцелью. Необходимо помнить о том, что контрольно-оценочная система выполняет обслуживающую функцию по отношению к содержанию и организации образовательного процесса. Она не имеет самостоятельных целей.

Основные направления модернизации контрольно-оценочной системы не отменяют и не заменяют достойные традиционные формы и методы оценивания, они лишь способствуют эффективной организации многоступенчатого и многофункционального контрольно-оценочного процесса для доведения его характеристик до уровня, адекватного современным задачам модернизации образования. Вместе с тем, надо избежать опасности выстраивания громоздкой конструкции, сохраняющей всю прежнюю систему оценки и добавляющей новые тесты, экзамены и пр. Введение новых оценочных процедур должно сопровождаться разумным сокращением традиционных и приводить к созданию гибкой современной системы оценивания учебных достижений учащихся. При этом созданная система должна работать в режиме постоянной коррекции и обновления, учитывающего, с одной стороны, реальную педагогическую практику (иначе учитель будет поставлен в невыполнимые условия), а с другой, потребности общественного развития (иначе мы обречем себя на застой).

В каждом образовательном учреждении целесообразно, творчески переработав накопленный опыт по оцениванию образовательных результатов, разработать целостную систему оценивания, соответствующую типу учреждения, реализуемым образовательным программам и учитывающую современные тенденции развития практики оценивания достижений учащихся:

Объективная оценка уровня достижений учащихся предназначена для:

- получения объективной информации о достигнутых учащимися результатах учебной деятельности и степени их соответствия требованиям образовательных стандартов;

- выявления положительных и отрицательных тенденций в деятельности учителя;

- установления причин повышения или снижения уровня достижений учащихся с целью последующей коррекции образовательного процесса.

В документе «Стратегия модернизации структуры и содержания общего образования» подчеркивается, что сложившаяся на сегодняшний день система оценки качества учебных достижений учащихся в общеобразовательной школе трудно совместима с требованиями модернизации образования. К наиболее серьезным недостаткам относятся:

- направленность оценки исключительно на внешний контроль, сопровождаемый педагогическими и административными санкциями, а не на поддержку мотивации, направленной на улучшение образовательных результатов;

- преимущественная ориентация контрольно-оценочных средств на проверку репродуктивного уровня усвоения, на проверку лишь фактологических и алгоритмических знаний и умений.

Планируемые изменения в системе общего среднего образования не могут быть достигнуты без существенного трансформирования системы оценки качества учебных достижений учащихся и качества образования в целом.

Трудно не согласиться с мнением Т.Г. Новиковой и А.С. Прутченкова о том, что в процессе модернизации системы контроля целесообразно сохранить и распространить все то положительное, что было накоплено в ряде школ страны за последние годы (введение мониторинга учебных достижений в рамках уровневой дифференциации в обучении; использование разнообразных форм контроля при итоговой аттестации учащихся, введение компьютерного тестирования и др.), и изменить то, что тормозит развитие системы образования (субъективизм оценок, преимущественная ориентация на проверку фактологического материала, недостаточное использование средств контроля, формирующих заинтересованность каждого ученика в результатах своей познавательной деятельности, несопоставимость результатов контроля по школам, недостаточная подготовленность учителей и администрации школ к использованию современных средств измерения уровня образовательных достижений и др.).

Основными условиями модернизации системы контроля и оценки учебных достижений, обозначенных в Концепции модернизации российского образования до 2010 года, являются:

• открытость требований к уровню подготовки обучающихся и процедур контроля для всех участников образовательного процесса: обучающихся, родителей, педагогов, специалистов, широкой общественности;

• создание системы оценки достижения требований образовательных стандартов в процессе текущего и итогового контроля, адекватной новым образовательным целям и направленной на совершенствование системы образования; стандартизация и объективизация оценки качества подготовки выпускников школ с помощью системы внешнего контроля;

• введение, дополнительно к традиционным, новых видов, форм, методов и средств оценки динамики продвижения учащихся в учебном процессе, способствующих повышению мотивации и интереса к обучению, а также учитывающих индивидуальные особенности учащихся.

Важна переориентация контроля на оценку способности применять полученные в процессе обучения знания и умения в различных жизненных ситуациях.

Необходимо, чтобы модернизированная система работала в «режиме постоянной коррекции и обновления, учитывающего, с одной стороны, реальную педагогическую практику, а с другой - потребности общественного развития» [6].

В настоящее время в практике работы отечественных школ широко используются кумулятивные показатели оценки успешности учебно-познавательной деятельности учащихся, которые составляют основу рейтингового контроля. В педагогической теории и образовательной практике отсутствует однозначное понимание сути и смысла рейтинговой системы контроля и не существует единой технологии рейтингового контроля.

Исходя из этого, возникает проблема: как эффективно организовать рейтинговую систему контроля знаний, в том числе, средствами компьютерных технологий, чтобы учителя-предметники могли получать объективную информацию об успеваемости учащихся.



Рейтинговая система контроля знаний - это совокупность диагностирующих мероприятий, нацеленных на получение суммарной оценки степени обученности учащегося, выраженной в баллах, которая при этом будет учитывать участие учащегося, его активность и творческую самостоятельность в период всего процесса обучения.

Составной и неотъемлемой частью рейтинговой системы контроля знаний является рейтинг. В своей совокупности рейтинг подразделяется на различные виды, регулирующие порядок изучения учебной дисциплины и оценку ее усвоения, в их числе [3]:



  1. рейтинг по дисциплине, учитывающий текущую работу учащегося;

  2. совокупный рейтинг, отражающий успеваемость ученика по всем предметам, изучаемым в данный период времени;

  3. заключительный рейтинг за цикл родственных дисциплин, изучаемых в течение определенного периода;

  4. интегральный рейтинг за определенный период обучения, отражающий успеваемость учащегося в целом в течение какого-то периода обучения.

При использовании рейтинговой системы контроля знаний в школе можно применять любой из выше указанных видов рейтинга.

Возможности рейтинговой системы контроля знаний очень широки: рейтинговая система обладает ни с чем не сравнимой гибкостью, что позволяет выстроить свою систему оценивания по каждому предмету с учетом его специфики и особенностей учащихся, его изучающих.

Рейтинговая система контроля знаний позволяет ученику быть более активным в учебной деятельности, уменьшает субъективизм педагога при оценке знаний, стимулирует соревновательность в учебном процессе, что отражает объективно существующую конкуренцию.

Таким образом, рейтинг- это некоторая числовая величина, выраженная, как правило, по многобалльной шкале и интегрально характеризующая успеваемость и знания учащихся по одному или нескольким предметам в течение определенного периода обучения. Рейтинг является составной и неотъемлемой частью рейтинговой системы контроля знаний. Под рейтинговой системой понимают научно обоснованную систему педагогического контроля, направленную на выделение индивидуальной оценки каждого учащегося на основе систематического контроля.


Литература

1. Бенькович Т.М. Модель образовательного рейтинга в портфолио учебных достижений// Профильная школа. 2005. №2.С. 48 – 50.

2. Модернизация образовательных систем: от стратегии до реализации: Сборник научных трудов / Науч.ред. В.Н.Ефимов, под общ. ред. Т.Г.Новиковой. – М.:АПК и ПРО, 2004. – 192с.

3. Нохрина Н.Н., Лапко Т.М. Организация рейтингового контроля. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2004. – 45с.

4. Остапенко А.А. Основы моделирования системы школьной оценки // Педагогическая диагностика. 2004. №3.

5. Переверзев В.Ю., Ярочкина Г.В. Оценка ключевых компетенций учащихся// Профессиональное образование. 2006. №3. С. 26 – 27.



6. Шадриков В.Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход // Высшее образование сегодня. 2004. № 8.


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница