Олимпиада учителей истории 2012



Скачать 227.65 Kb.
Дата30.04.2016
Размер227.65 Kb.
Олимпиада учителей ИСТОРИИ - 2012
Общее время выполнения работы – 4 часа (240 минут)

Максимальное количество баллов –100


Блок А: История края. Максимальный балл - 5
Задание А.1.

Какие события в истории нашего края и российской истории совпали или происходили почти одновременно (с разницей в 2-3 года).

Ответ дайте в виде таблицы, указав соответствующие буквы (события истории края) и числа (события российской истории), расположив факты в хронологической последовательности от более раннего к более позднему событию:

События истории края

События российской истории










События истории края

А) Создание Альбертины

Б) Разгром русской армии генерала А.В. Самсонова под Танненбергом

В) Основание Кёнигсберга

Г) Открытие в Кёнигсберге Восточной ярмарки

Д) Победа русских войск в битве при Гросс-Егерсдорфе

Е) Объединение Альтштадта, Лёбенихта и Кнайпхофа в один город

Ж) Отмена крепостного права в Пруссии

З) Первый Торнский мир

И) Первая встреча царя Петра I и курфюрста Фридриха III

К) Договор великого магистра Тевтонского ордена с московским князем Василием III

События российской истории

1. Учреждение Академии наук в России

2. Начало княжения великого Владимирского князя Александра Невского

3. Советско-польская война

4. Учреждение в России Академии художеств

5. Завершение экспедиции Г.Я Седова к Северному полюсу

6. Разгром немецких рыцарей польско-литовско-русскими войсками в Грюнвальдской битве

7. Присоединение Смоленска к Москве

8. Заключение Тильзитского мира между Россией и Францией

9. Разгром русских войск под Нарвой

10. Венчание Ивана IV на царство



Блок Б. История отечественной культуры. Максимальный балл - 5
Задание Б.1.

Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные.

Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента (2 балла).

Жанр

Название произведения

Автор

Летопись

А __________________

Нестор

Б _____________________

«Слово о Законе и Благодати»

В _____________________

Г _____________________

Д ___________________

Владимир Мономах

Житийная литература

«Житие Сергия Радонежского»

Е ____________________

Пропущенные элементы:



  1. Публицистическая литература

  2. Светская проповедь

  3. Авантюрный роман

  4. Богословско-политическая речь

  5. «Словеса и дней и царей и святителей Московских»

  6. «Слово о полку Игореве»

  7. «Повесть временных лет»

  8. «Поучение»

  9. Иосиф Волоцкий

  10. Епифаний Премудрый

  11. Илларион

  12. Монах Авраамий Палицын


Задание Б.2.

Выберите в приведённом списке ЧЕТЫРЕ верных факта, характеризующих русскую культуру Серебряного века.

Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны (3 балла).


  1. Наиболее совершенное выражение акмеизм получил в цикле «Стихи о Прекрасной Даме» А.А. Блока

  2. Манифест «Пощечина общественному вкусу» призывал «бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и пр. с Парохода современности»

  3. Сочетание звука и света А.Н. Скрябин применил при исполнении симфонической поэмы «Прометей» в 1910 г.

  4. Архитектор В.М. Васнецов спроектировал и построил фасад Третьяковской галереи (1902-1909 гг.) в стиле неоклассицизма.

  5. Символизм в живописи связан с деятельность объединения «Голубая роза»

  6. Художник М.В. Нестеров написал панно «Принцесса Грёза» для всероссийской выставки в Нижнем Новгороде в 1896 г.

  7. Для художников, входивших в объединение «Бубновый валет», характерны сюжеты, взятые из эпохи французского «короля-солнца» Людовика XIV.

  8. К.С. Малевич сформулировал манифест супрематизма – «высшей формы живописного реализма»


Блок В: История общественных движений и общественной мысли в России. Максимальный балл - 10
Задание В.1. Прочитайте отрывок из воспоминаний А.И. Герцена «Былое и думы» и выполните задания:

«Да, мы были противниками их, но очень странными. У нас была одна любовь, но не одинакая. У них и у нас запало с ранних лет одно сильное, безотчетное, физиологическое, страстное чувство, которое они принимали за воспоминание, а мы - за пророчество: чувство безграничной, обхватывающей все существование любви к русскому народу, русскому быту, к русскому складу ума. И мы, как Янус или как двуглавый орел, смотрели в разные стороны, в то время как сердце билось одно… Такова была наша семейная разладица лет пятнадцать тому назад».


а) О каких процессах в развитии русской общественной мысли, рассказывает А.И. Герцен? Укажите часть XIX века (с точностью до десятилетия), когда протекали эти процессы?

б) Приведите три положения, доказывающих утверждение Герцена, что у противников «сердце билось одно» и они были одной семьей.

в) Герцен пишет о «семейной разладице» и о том, что родственники и одновременно противники «смотрели в разные стороны». Приведите три положения, доказывающих это утверждение.

г) А.И. Герцен в другой части воспоминаний упрекает своих противников в том, что из-за них «мы долго не понимали ни народа русского, ни его истории… мешали нам разглядеть народный быт и основы сельской жизни». Что весьма важное в «основах сельской жизни» разглядел впоследствии Герцен? Какое это имело значение для эволюции его теоретических взглядов?
Блок Г: История российской экономики. Максимальный балл - 8
Задание Г.1. Прочитайте документы и выполните задания:
Отрывок из сочинения А.Н. Энгельгардта «Письма из деревни» (1879 г.):

«Сначала… помещики еще не понимали значения отрезков… Теперь же значение отрезков все понимают, и каждый покупатель имения, каждый арендатор, даже не умеющий по-русски говорить немец, прежде всего, смотрит, есть ли отрезки, как они расположены…. Оцениваются эти отрезки – часто, в сущности, просто ничего не стоящие – не по качеству земли, не по производительности их…»


Из описания имения Павла Ивановича Левицкого Чернского уезда Тульской губернии (1897 г.):

«Всего земли в имении 959 десятин…

Для обработки земли в хозяйстве употребляются: сохи, плуги Сакко однолемешные и двулемешные… бороны Говарда и шведские. Посев производится разбросную сеялкой.

Хлеб убирается косами, а иногда и машиной Джонстана «Континенталь»… Травы убираются сенокосилками Джонстона, конными граблями и стогометателями Кольмана.

Молотьба производится молотилкой «Малый богатырь» завода Буркгарда, приводимой в движение локомобилем Коломенского завода…»
а) В чем была ценность отрезков для помещиков?

б) Как называется тип помещичьего хозяйства, которое развивал П.И. Левицкий? Как называется тип помещичьего хозяйства, о котором говорится в первом документе?

в) Чем различались эти типы помещичьего хозяйства? В таблице для сравнения приведите три положения.

г) Почему многие помещики, получив выкупные платежи, не стремились модернизировать хозяйственную деятельность, не закупали хозяйственный инвентарь и рабочий скот? Назовите 4 причины

Мы просим Вас обозначить буквами части работы, соответствующие заданиям.
Блок Д: Энциклопедическая статья. Максимальный балл - 10
Задание Д.1. Ниже названы три исторических деятеля разных стран. Выберите из них ОДНОГО и выполните задание.

1) Отто фон Бисмарк;

2) Франклин Делано Рузвельт;

3) Шарль де Голль


Напишите краткую биографическую статью в историческую энциклопедию о выбранном деятеле; при этом обязательно укажите:

а) время жизни исторического деятеля (с точностью до десятилетия века)

б) не менее двух направлений его деятельности, кратко охарактеризовав их

в) результаты его деятельности по каждому из названных направлений

г) значение его деятельности для страны, мира.
Мы просим Вас обозначить буквами части работы, соответствующие пунктам плана.
Блок Е. Методика преподавания истории. Максимальный балл - 12
Задание Е.1.

На основе представленной разработки проанализируйте некоторые аспекты педагогического общения на уроке по истории Древнего мира по следующему плану:



а) Краткая общая характеристика урока:

- цели, задачи

- этапы урока

- методические приемы



б) Стиль педагогического общения

в) Соответствие педагогического общения целям, этапам, формам и средствам, способам обучения

г) Культура речи учителя

д) Сравнительный хронометраж речи учащихся и учителя и ее обоснование

Мы просим Вас обозначить буквами части работы, соответствующие пунктам плана.
УРОК ПО ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО МИРА

ТЕМА УРОКА: ДРЕВНЯЯ СПАРТА

21.11.2010 21:24 | Автор: К. О.В. |
Цель урока:

1. Познакомить учащихся с общественным и государственным устройством Спарты, сравнить их с Афинским государством.

2. Продолжить формирование умений правильно показывать на карте места изучаемых событий, анализировать ответы учащихся, составлять рассказ.
Слайд 2 (карта)

Вступление: Ребята, мы продолжаем знакомиться с жизнью людей в древнегреческих полисах. Сегодня на уроке мы познакомимся с общественным устройством Спарты и сравним их с Афинским государством.

На прошлом уроке мы с вами говорили об Афинах, знаем, что демос добивался прав участвовать в управлении Афинами и требовал отменить долговое рабство, и поделить землю. Для того, чтобы изменить эту опасную обстановку в 594 г. до н.э. сообща избрали архонтом Солона. Он начал осуществлять преобразования в стране, или реформы.
Повторение: Слайд 3 (Древние Афины)

? Что означает понятие реформы?

? Назовите дату, когда Солон начал проводить свои реформы?

? Чьи законы отменил Солон?

? Как в законах Солона решался вопрос о долгах?

? Какие реформы еще были проведены Солоном?

? Какие изменения произошли в суде?

? Как изменились права демоса?

? Почему граждан Афин назвали властелином государства?

? Что означает понятие демократия

Итак, друзья: Солон был политиком, поэтом, и мудрецом Афинского государства. В 594 г. до н.э. он начал проводить реформы. Первым делом он освободил всех должников от долгового рабства. Все граждане государства стали участвовать в работе главного органа власти Народного собрания, решавшего важные государственные дела, независимо от состояния, но честные и порядочные могли быть избраны судьями, или присутствовать на любых судебных заседаниях.

Т.О., реформы Солона заложили основы рабовладельческой демократии.

? Почему рабовладельческая демократия.

(выдержка из текста) «Поверьте, мне было нелегко. Все, все были недовольны! Одни корили меня тем, что я забыл о своем происхождении. Другие, правда, ставили в заслугу, что я очистил их поля от камней, лишивших многих сна и покоя. Но те же люди добавляли, что я остановился на полпути, не доведя дело до конца... Я точно волк, вертелся среди стаи псов...»

? Кто мог сказать о себе такие слова?

? Почему Солон вызвал недовольство и знати и демоса?

? Почему Солон вынужден был покинуть свое государство на длительный срок?

Вывод: реформами Солона были недовольны как аристократы, так и демос. Знать он лишил дешевой рабочей силы, запретил долговое рабство, и усилил роль народного собрания. Бедняки были недовольны тем, что он не произвел передела земли. Но, несмотря на ограниченный характер, Солон заложил основы афинской рабовладельческой демократии.


Переход к новой теме:

Итак, мы познакомились с реформами, которые проводил Солон в Афинском государстве. Но мы знаем, что подобных полисов в Древней Греции было много. Одним из крупнейших была Спарта. Сегодня на уроке мы узнаем, как жили жители Спарты, как осуществлялось управление в сравнении с Афинским государством.


Наша главная задача: сравнить условия жизни жителей Спарты и Афин в VIII - VII в. до н.э.
Слайд 4 (карта) Давайте обратимся к карте. (работа с картой)

? Где находится полис Афины?

? Определите месторасположение полиса Спарта?
Объяснение материала:

Слайд 5 (карта)

Древняя Спарта находилась тоже на территории южной части Балканского полуострова, в местечке Лакония. Предки спартанцев пришли с севера Балканского полуострова и обосновались в Южной Греции. В долине реки Еврот в области Лакония несколько соседних поселений объединились и стали называться Спартой. Постепенно спартанцы покорили всю Лаконию, а жителей её заставили работать на себя и стали называть их илотами. Илоты - по-гречески «захваченные». Но о жизни илотов мы поговорим позже, сначала рассмотрим государственное устройство Спарты.

Государственное устройство Спарты было очень простым и почти не менялось с VIII по III в. до н. э. Спарта напоминала военный лагерь, где никому не разрешалось жить, как хочется. Даже крепостных стен Спарта не имела, её жители утверждали, что единственная надежная защита города - храбрые воины. Военное дело было главным занятием спартанцев, а спартанская пехота считалась лучшей в Греции.


Слайд 6 (схема)

Во главе государства стоял Совет старейшин из 30 старейшин (геронтов), который решал все важные вопросы. Совет старейшин обладал огромной и бесконтрольной властью. В него входили самые достойные, не моложе 60 лет и находились там пожизненно. Выборы в Совет старейшин проходил на Народном собрании, состоящем из мужчин - спартанцев. Кандидаты в Совет старейшин молча, друг за другом проходили перед собранием. Народ встречал каждого криком одобрения. А чтобы определить, кто победил, в соседнем доме запирали несколько спартанцев, которым безоговорочно доверяли. Видеть они ничего не могли, только слышать и называли того, за кого кричали громче всех. Греки из других городов насмешливо называли такой способ голосования детским.

? А как в Афинах выбирали правителей?

Ещё в Спарте были два царя - полководца. Цари- полководцы командовали войском, власть их передавалась по наследству, но не была велика. Цари- полководцы входили в Совет старейшин и обычно послушно выполняли его волю. А для контроля над деятельностью царей - полководцев, из-за опасения, чтобы они не захватили всю власть, в Спарте был еще один небольшой совет - Совет Эфоров.


Теперь давайте посмотрим, что представляло собой спартанское общество.

? Давайте вспомним, чем занималось население Афин?

А в спартанском обществе все было иначе. Спартанское общество похоже на общество Древней Греции, только здесь были две главные касты: свободных воинов и крепостных земледельцев - илотов. Переход из одной группы в другую был невозможен. За преступление или трусость воина могли казнить или изгнать из Спарты, но превратить его в илота было нельзя. Также, ни за какие заслуги илот или чужеземец (метек) не мог войти в группу воинов - спартанцев.
? Кто же такие илоты?

Илоты - это жители Мессении, захваченные спартанцами и обращенные в рабов. Илоты принадлежали спартанскому государству.


Работа с учебником - стр. 142 читаем и отвечаем на вопросы:

? Какие обязанности существовали у илотов?

? Как спартанцы обращались с илотами.

Вывод: спартанцы вели себя по отношению к илотам жестоко, бесчеловечно. Жители остальной Греции называли убийство илотов гнусным делом, осуждали спартанцев за то, что они держат в рабстве своих соплеменников - греков.


Теперь посмотрим, как жили воины - спартанцы.

Слайд 7


Работа с учебником - стр. 143 читаем. Работа с документами. Отвечаем на вопросы:

? Что вы можете сказать об образе жизни спартанцев

? Что вы можете сказать о жизни женщин - спартанок?

? Почему Спарта не дала Элладе ни одного художника, поэта или ученого?

Слайд 8

Работа с документом « О воспитании в Древней Спарте». Отвечаем на вопросы:

? Как в Древней Спарте воспитывали мальчиков?

? Почему воспитание было таким жестоким?

? А что вам понравилось в воспитании мальчиков - спартанцев, что не понравилось? Почему?
Слайд 9

Вывод: Сегодня мы познакомились с еще одним полисом, Древней Спартой. Это уникальное государство, страна воинов и смельчаков. Жизнь спартанцев очень отличалась от жизни афинян. Подводя итог, давайте обратимся к таблице.

? Чем же отличались условия жизни жителей Спарты и Афин VIII - VII в до н.э.

Работа с таблицей: Слайд 10






Афины

Спарта

Основные занятия

Земледелие, ремесло, торговля

Военное дело

Использование труда рабов

После реформ Солона остались только привозные рабы.

Спартанцы держали в рабстве своих соплеменников - греков.

Достижения

В Афинах ценилось ораторское искусство, чтение, письмо, спорт, культура, архитектура.

Спартанцы были малограмотны, но очень дисциплинированы, стойкие, выносливые, военное искусство.

Основные выводы: Слайд 11

Спарта – полис на юге полуострова Пелопоннес.

Население Спарты составляли спартанцы, метеки и илоты.

За соблюдением всех правил следил Совет старейшин.

Все спартанцы были воинами, поскольку Спарта часто вела войны с соседями. Спартанцы должны были постоянно удерживать в своей власти покоренных илотов.

Спартанское воспитание было одним из самых жестоких в Греции и было полностью подчиненно интересам государства.
Домашнее задание: § 31 вопросы на стр.146.
Блок Ж. Исследовательский проект. Максимальный балл - 50
Задание Ж.1.

Умение анализировать исторические источники, извлекать необходимую информацию является одной из ключевых составляющих профессионального мастерства историка. Вашему вниманию предлагаются выдержки из трех документов, относящихся ко второй половине 1940-х годов. На основании анализа данных документов, используя знания по истории, напишите небольшую работу на тему: «У истоков «Холодной войны»: цели и основные концепции внешней политики СССР, Великобритании и США в первые послевоенные годы».

Рекомендуемый план работы:

а) Постановка проблемы, характеристика описанного в источниках исторического момента. (9 баллов)

б) Характеристика представленных документов и материалов, оценка возможностей, которые они дают для освещения проблемы. (7 баллов)

в) Анализ основных направлений внешней политики СССР, США и Великобритании в первое послевоенное десятилетие с указанием конкретных действий, предпринятых в рамках этих направлений. (15 баллов)

г) Характеристика основных аргументов, приведенных руководством указанных стран и призванных дать идеологическое обоснование проводимой внешней политике. (14 баллов)

д) Ответ на вопрос: «Можно ли было избежать «Холодной войны?» Сформулируйте свою точку зрения на проблему. (5 баллов)

Мы просим Вас обозначить буквами части работы, соответствующие пунктам плана.
Выдвигаемые положения желательно четко формулировать, аргументировать их с помощью источников, а также привлекать дополнительные знания по теме.

Документ №1



Уинстон Черчилль. «Мускулы мира».

Речь в Вестминстерском колледже, г. Фултон, штат Миссури,

США, 5 марта 1946 г. (извлечения)

Считаю своим долгом обратить ваше внимание на некоторые факты, дающие представление о нынешнем положении в Европе, излагая их перед вами такими, какими их вижу, против чего, мне хочется надеяться, вы не станете возражать. Протянувшись через весь континент от Штеттина на Балтийском море и до Триеста на Адриатическом море, на Европу опустился железный занавес. Столицы государств Центральной и Восточной Европы - государств, чья ис­тория насчитывает многие и многие века, - оказались по другую сторону за­навеса. Варшава и Берлин, Прага и Вена, Будапешт и Белград, Бухарест и София - все эти славные столичные города со всеми своими жителями и со всем населением окружающих их городов и районов попали, как я бы это на­звал, в сферу советского влияния. Влияние это проявляется в разных формах, но уйти от него не может никто. Более того, эти страны подвергаются все более ощутимому контролю, а нередко и прямому давлению со стороны Моск­вы. Одним лишь Афинам, столице древней и вечно прекрасной Греции, была предоставлена возможность решать свое будущее на свободных и равных выборах, проводимых под наблюдением Великобритании, Соединенных Штатов и Франции. Польское правительство, контролируемое Россией и явно поощряемое ею, предпринимает по отношению к Германии чудовищные и большей частью необоснованно жесткие санкции, предусматривающие мас­совую, неслыханную по масштабам депортацию немцев, миллионами выдво­ряемых за пределы Польши. Коммунистические партии восточноевропейских государств, никогда не отличавшиеся многочисленностью, приобрели непомерно огромную роль в жизни своих стран, явно не пропорциональную коли­честву членов партии, а теперь стремятся заполучить и полностью бескон­трольную власть. Правительства во всех этих странах иначе как полицейски­ми не назовешь, и о существовании подлинной демократии в них, за исклю­чением разве что Чехословакии, говорить, по крайней мере, в настоящее вре­мя, не приходится…

Уже дважды за последние четверть века мы видели, как Соединенные Штаты, вопреки своей воле и своим традициям, вопреки вполне объяснимому нежеланию участвовать в любого рода конфликтах, бы­ли все же втянуты в войну объективными силами, которым противостоять они не могли, и американская помощь в обоих случаях во многом обеспечила победу нашего правого дела, доставшуюся, увы, ценой огромнейших жертв и разрушений. Уже дважды Америка вынуждена была посылать миллионы сво­их сынов за Атлантический океан, где они находили войну и хаос, но отныне война и хаос сами будут находить ту страну, где хотели бы воцариться, в ка­кой бы точке Земли она ни находилась - там ли, где солнце восходит, там ли, где оно заходит, или где-то в промежутке между этими точками. Вот почему мы должны, действуя в рамках Организации Объединенных Наций и в соот­ветствии с ее уставом, делать все, что от нас зависит, ради достижения вели­кой цели - обеспечения прочного мира в Европе. Важнее этой миссии, как мне кажется, ничего быть не может.

По нашу сторону железного занавеса, разделившего надвое всю Европу, тоже немало причин для беспокойства. В целом ряде стран по всем миру, хотя они и находятся вдалеке от рус­ских границ, создаются коммунистические пятые колонны, действующие удивительно слаженно и согласованно, в полном соответствии с руководя­щими указаниями, исходящими из коммунистического центра. Коммунисти­ческие партии и их пятые колонны во всех этих странах представляют собой огромную и, увы, растушую угрозу для христианской цивилизации, и исклю­чением являются лишь Соединенные Штаты Америки и Британское Содру­жество наций, где коммунистические идеи пока что не получили широкого распространения,

Таковы реальные факты, с которыми мы сталкиваемся сегодня, буквально на второй день после великой победы, добытой нами, совместно с нашими доблестными товарищами по оружию, во имя свободы и демократии во всем мире. Но какими бы удручающими ни казались нам эти факты, было бы в высшей степени неразумно и недальновидно с нашей стороны не считаться с ними и не делать из них надлежащих выводов, пока еще не слишком позд­но...»
Документ №2

Интервью товарища И.В. Сталина корреспонденту «Правды»

относительно речи г. Черчилля, 13 марта 1946 г. (извлечения)

Вопрос. Как Вы расцениваете последнюю речь Черчилля, произнесенную им в Соединенных Штатах Америки?

Ответ. Несомненно, что установка г. Черчилля есть установка на войну, призыв к войне с СССР. Ясно также и то, что такая установка г. Черчилля несовмес­тима с существующим союзным договором между Англией и СССР. Правда г. Черчилль для того, чтобы запутать читателей, мимоходом заявляет, что срок советско-английского договора о взаимопомощи и сотрудничестве вполне можно было бы продлить до 50 лет. Но как совместить подобное заяв­ление г. Черчилля с его установкой на войну с СССР, с его проповедью вой­ны против СССР? Ясно, что эти вещи никак нельзя совместить.

Вопрос. Как Вы расцениваете ту часть речи г. Черчилля, где он нападает на демократический строй соседних с нами европейских государств и где он критикует добрососедские отношения, установившиеся между этими госу­дарствами и Советским Союзом?

Ответ. Эта часть речи г. Черчилля представляет смесь элементов клеве­ты с элементами грубости и бестактности. Г-н Черчилль утверждает, что «Варшава, Берлин, Прага, Вена, Будапешт, Белград, Бухарест, София - все эти знаменитые города и население в их рай­онах находятся в советской сфере и все подчиняются в той или иной форме не только советскому влиянию, но и в значительной степени увеличивающе­муся контролю Москвы». Г-н Черчилль квалифицирует все это, как не имею­щие границ «экспансионистские тенденции» Советского Союза.

Не требуется особого труда, чтобы показать, что г. Черчилль грубо и бес­пардонно клевещет здесь как на Москву, так и на поименованные соседние с СССР государства. Во-первых, совершенно абсурдно говорить об исключительном контроле СССР в Вене и Берлине, где имеются Союзные Контрольные Советы из пред­ставителей четырех государств и где СССР имеет лишь 1/4 часть голосов. Бывает, что иные, люди не могут не клеветать, но надо все-таки знать меру.

Во-вторых, нельзя забывать следующего обстоятельства. Немцы произве­ли вторжение в СССР через Финляндию, Польшу, Румынию, Болгарию, Венгрию. Немцы могли произвести вторжение через эти страны потому, что в этих странах существовали тогда правительства, враждебные Советскому Союзу. В результате немецкого вторжения Советский Союз безвозвратно по­терял в боях с немцами, а также благодаря немецкой оккупации и угону со­ветских людей на каторгу - около семи миллионов человек. Иначе говоря, Советский Союз потерял людьми в несколько раз боль­ше, чем Англия и Соединенные Штаты Америки, вместе взятые. Возможно, что кое-где склонны предать забвению эти колоссальные жертвы советского народа, обеспечивающие освобождение Европы от гитлеровского ига. Но Советский Союз не может забыть о них. Спрашивается, что же может быть удивительного в том, что Советский Союз, желая обезопасить себя на буду­щее время, старается добиться того, чтобы в этих странах существовали пра­вительства, лояльно относящиеся к Советскому Союзу? Как можно, не сойдя с ума, квалифицировать эти мирные стремления Советского Союза, как экс­пансионистские тенденции нашего государства?

Документ №3



Гарри С. Трумэн. Выступление перед Конгрессом США 12 марта 1947 года.

Серьезность ситуации, перед лицом которой сегодня стоит мир, делает необходимым мое появление перед объединенной сессией Конгресса. Внеш­няя политика и национальная безопасность этой страны переплелись. Один аспект современной ситуации, который я представляю вам в дан­ный момент, касается Греции и Турции.

Самому существованию греческого государства сегодня угрожа­ет террористическая активность нескольких тысяч вооруженных людей, воз­главляемых коммунистами, которые открыто не подчиняются власти прави­тельства в ряде районов, особенно вдоль северных границ. Комиссия, назна­ченная Советом безопасности ООН, в настоящее время расследует волную­щие условия в северной Греции и подтвержденные случаи нарушения грани­цы между Грецией и Албанией и Болгарией, с одной стороны, и Югославией - с другой... Греции необходима поддержка, ей суждено стать независимой демократической страной, обладающей чувством собственного достоинства. Соединенные Штаты должны оказать такую поддержку.

Одна из главных целей внешней политики Соединенных Штатов - это создание условий, при которых мы и другие будут способны создать образ жизни, освобожденный от насилия… Соединенные Штаты заняли лидирующую позицию в образовании ООН для того, чтобы обеспечить мирное, ненасильственное развитие наций. ООН намеревалась сделать возможными для всех своих членов достаточную сво­боду и независимость, намерение не было реализовано, однако мы до сих пор желаем помочь нациям в укреплении их институтов свободы и национальной це­лостности, а также в борьбе с агрессивными движениями, которые ищут воз­можность установить над ними тоталитарные режимы. Абсолютно очевидно, что тоталитарные режимы, установленные над свободными народами прямой косвенной агрессией, подрывают основы международного миропорядка, и, следовательно, безопасности Соединенных Штатов.

Над народами ряда стран мира недавно были помимо их воли установле­ны тоталитарные режимы. Правительство Соединенных Штатов часто про­тестовало против принуждения и устрашения Польши, Румынии и Болгарии, что нарушает ялтинские соглашения. Я так же должен утверждать, что в ряде других стран происходят схожие процессы. В настоящее время в новой истории почти каждая нация должна выбирать между альтернативными путями разви­тия. Слишком часто выбор не является свободным.

Первый путь базируется на воле большинства и отличается институтами свободы, представительным правительством, честными выборами, гарантиями индивидуальной свободы, свободой слова и религии, а также отсутствием политического угнетения.

Второй путь базируется на воле меньшинства, насильственно установ­ленной над большинством. Он полагается на террор и угнетение, контроли­руемые радио и прессу, подтасовку выборов и подавление личных свобод.

Я верю, что именно политика Соединенных Штатов должна поддержать свободные народы, которые сопротивляются попыткам подчинения со сторо­ны вооруженного меньшинства или внешнему воздействию. Я верю, что мы должны помогать свободным нациям строить их судьбы на собственных жиз­ненных путях. Я верю, что наша помощь должна быть преимущественно эко­номической и финансовой, необходимой для экономической стабильности и правильных политических процессов. Мир не статичен, и равновесие не не­прикосновенно.





База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница