Организационно-экономические основы развития малых форм хозяйствования в региональном апк



Скачать 359.16 Kb.
Дата07.06.2016
Размер359.16 Kb.


На правах рукописи

Клименко Алла Владимировна


ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МАЛЫХ ФОРМ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ В РЕГИОНАЛЬНОМ АПК

(НА МАТЕРИАЛАХ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ)

Специальность 08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством

(экономика, организация и управление предприятиями,

отраслями, комплексами. АПК и сельское хозяйство)

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата экономических наук

Новосибирск 2008

Работа выполнена в ФГОУ ВПО Омский государственный аграрный университет.



Научный руководитель:

доктор экономических наук, профессор

Стукач Виктор Федорович

Официальные оппоненты:


доктор экономических наук, профессор

Зотов Виктор Петрович

кандидат экономических наук, старший

научный сотрудник

Попова Людмила Рихардовна


Ведущая организация:

Государственное научное учреждение Сибирский научно-исследовательский институт сельского хозяйства


Защита состоится 25 декабря 2008 г. в 10 часов на заседании диссертационного совета ДМ 220.048.05 при ФГОУ ВПО Новосибирский государственный аграрный университет по адресу: 630039, г. Новосибирск, ул. Никитина, 155, аудитория 433.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Новосибирского государственного аграрного университета и на официальном сайте www.nsau.edu.ru.
Автореферат разослан 22 ноября 2008 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета

кандидат экономических наук, доцент С.А. Шелковников

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. Сектор малых форм хозяйствования в АПК имеет значительную долю в валовом производстве продукции и землепользовании. Эта категория товаропроизводителей представлена во всех сегментах рынка. При этом многие хозяйства не обеспечены техникой, невосприимчивы к инновациям, не имеют возможности привлекать дополнительные ресурсы. Отставание в технологическом развитии замедляет рост, отражается на конкурентоспособности отрасли, региона и страны в целом. Для малых форм хозяйствования необходим комплекс мер, которые бы позволили повысить эффективность деятельности как отдельных товаропроизводителей, так и аграрного сектора. Это подтверждает актуальность выбранной темы диссертационного исследования.

Степень научной разработанности темы. В отечественной науке проблемы функционирования малых форм хозяйствования исследовали Н.Д. Кондратьев, Б.Н. Книпович, Н.П. Макаров, Г.А. Студенский, А.В. Чаянов, А.Н. Челинцев и др. В работах Н.Ф. Вернигора, Г.М. Гриценко, В.П. Зотова, Г.У. Козачун, Э.Н. Крылатых, В.Г. Крючкова, Е.Г. Лысенко, А.К Михальченко, А.А. Никонова, П.М. Першукевича, Л.И. Раковецкой, Е.В. Серовой, А.И. Сучкова, В.В. Устюковой, И.Г. Ушачева, Г.И. Шмелева, З.Н. Шуклиной и других анализируются крестьянские хозяйства с точки зрения их роли в общем объеме производства продукции сельского хозяйства. На проблеме эффективности функционирования хозяйствующих субъектов в рамках процессов интеграции и кооперации заостряют свое внимание А.П. Балашов, А.М. Зубахин, О.В. Кожевина, К.В. Копач, Б.С. Кошелев, В.Н. Папело, А.В. Петриков, А.Т. Стадник, В.П. Теплов, С.А. Шелковников, И.В. Щетинина. Теория институционального становления рыночного хозяйства получила отражение в работах М. Портера, М. Энрайта, В.А. Кундиус, А.А. Миграняна, И.В. Пилипенко, В.Ф. Стукача и др.

Однако недостаточно исследованными остаются вопросы функционирования сектора малых форм хозяйствования как единой системы в рамках взаимодействия с другими институтами агропродовольственного рынка, а также проблемы управления трансакционными издержками в данном секторе. Это и послужило основой выбора темы диссертационного исследования.



Цель и задачи исследования. Целью диссертационного исследования является разработка организационно-экономических основ развития малых форм хозяйствования в региональном АПК и обоснование предложений по их практической реализации. В соответствии с целью поставлены и решены следующие задачи:

  • уточнить положения научных основ развития малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе;

  • оценить потенциал малых форм хозяйствования для продовольственного обеспечения Омской области;

  • разработать предложения по государственному регулированию деятельности хозяйствующих субъектов, обеспечивающие решение задачи расширенного воспроизводства в секторе малых форм хозяйствования в АПК;

  • обосновать предложения по развитию кластера малых форм хозяйствования в АПК региона;

  • разработать рекомендации по формированию механизма регулирования трансакционных издержек субъектов малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе.

Объект исследования – экономические и организационно-управленческие проблемы субъектов малых форм хозяйствования, рыночных институтов и органов государственной власти, возникающие в процессе их взаимодействия.

Предмет исследования – управленческие отношения, возникающие в процессе функционирования малых форм хозяйствования и сопутствующие взаимодействию с рыночными институтами явления.

Объект наблюдения – субъекты малых форм хозяйствования в АПК – крестьянские (фермерские) и личные подсобные хозяйства, организации инфраструктуры, сельскохозяйственные и перерабатывающие предприятия различных форм собственности, органы государственного управления сельским хозяйством.

Область исследования. Диссертационное исследование соответствует п. 15.48 «Экономика, организация и управление крестьянскими (фермерскими) хозяйствами»; 15.49 «Сочетание коллективного, фермерского и личного подсобного производств; организация обслуживания хозяйств населения на селе; исследование российского феномена личных подворий» Паспорта номенклатуры специальностей научных работников (экономические науки).

Теоретическую и методологическую основу исследования составляют результаты фундаментальных и прикладных исследований отечественных и зарубежных ученых-экономистов по кругу затрагиваемых проблем, законодательные акты и нормативно-методические материалы, регулирующие отношения в агропромышленном комплексе. Методы исследования: системного анализа, экономико-статистический, конъюнктурного изучения, абстрактно-логический, экспертный, монографический и др.

Научная новизна представленных к защите результатов исследования заключается в следующем:

  • уточнены положения научных основ развития малых форм хозяйствования в АПК в рамках новой стратегии, отличительной особенностью которой является инновационное развитие, основанное на взаимодействии участников агропродовольственного рынка на территории региона, обеспечивающее организационно-управленческое решение задачи повышения конкурентоспособности в рамках кластерной политики;

  • разработаны предложения по государственному регулированию деятельности хозяйствующих субъектов, которые в отличие от существующих позволяют объединить организационно-экономические, административные и социальные меры воздействия на агропродовольственный рынок, включающие развитие институтов инфраструктуры, передачу через механизм государственной поддержки ресурсов для технического и технологического перевооружения, обеспечивающие решение задачи расширенного воспроизводства в секторе малых форм хозяйствования;

  • разработаны организационно-экономические основы формирования кластера малых форм хозяйствования в АПК региона. В отличие от известных подходов предлагается реализация комплекса мер, включающих создание некоммерческого партнерства «Кластер малых форм хозяйствования в АПК», разработку кластерной инициативы, стратегии развития, технологии взаимодействия в рамках «пилотных проектов», обеспечивающих развитие взаимодействия хозяйствующих субъектов с институтами инфраструктуры, органами региональной власти и местного самоуправления в масштабах территории;

  • разработаны рекомендации по формированию механизма регулирования трансакционных издержек в секторе малых форм хозяйствования в АПК, отличающиеся проблемно-ориентированным подходом к оценке трансакционных издержек, предложенным механизмом построения продуктовых цепочек в звене «производство – конечное потребление», обеспечивающих оптимальное их соотношение в общей структуре затрат хозяйствующих субъектов.

Практическая значимость полученных результатов заключается в возможности использования предложений и рекомендаций региональными органами власти и местного самоуправления, хозяйствующими субъектами при разработке и реализации программ развития сектора малых форм хозяйствования в АПК.

Апробация результатов исследования. Диссертационная работа выполнена в соответствии с планом научно-исследовательской работы Омского государственного аграрного университета. Автор является исполнителем научных разработок по теме «Усовершенствование взаимоотношений малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе» (номер государственной регистрации 01.20.0 407907). Результаты диссертационного исследования докладывались на международных научно-практических конференциях (Омск, 2007, 2008; Харьков, 2007; Красноярск, 2007), отмечены наградой на конкурсе работ по актуальным вопросам реализации приоритетных национальных проектов в Омской области, проведенном в соответствии с постановлением правительства Омской области №48-П от 11.04.07, в Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Омской области. Имеются акты внедрения.

Публикации. По теме диссертационной работы опубликовано 12 научных работ объемом 4,88 п.л., в том числе работа в издании, рекомендованном ВАК, объемом 0,75 п.л.

Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, выводов и предложений, списка использованных источников и приложений. Объем диссертации составляет 212 страниц компьютерного текста, включает 33 таблиц, 38 рисунков, 19 приложений. Список литературы состоит из 205 наименований.

Во введении обоснована актуальность темы исследования, степень ее изученности, раскрываются цель и задачи диссертационной работы, определяются объект, предмет и методы исследования, отражаются научная новизна и практическая значимость работы.

В первой главе «Методологические аспекты развития малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе» рассматривается сектор малых форм хозяйствования в АПК: социально-экономическая сущность, специфика функционирования, основы трансформации в рамках кластерной политики, трансакционные издержки, методы изучения и оценки эффективности функционирования хозяйствующих субъектов сектора малых форм хозяйствования.

Во второй главе «Региональные особенности развития малых форм хозяйствования в АПК» исследованы показатели развития данного сектора, определены его место и роль в экономике Омской области, выявлены основные проблемы функционирования малых форм хозяйствования в АПК.

В третьей главе «Перспективные направления развития малых форм хозяйствования в АПК региона» предложена концепция развития данного сектора, рассмотрены направления совершенствования взаимоотношений малых форм хозяйствования в системе агро­продовольственного рынка в рамках кластерной политики, предложен механизм управления трансакционными издержками малых форм хозяйствования в АПК.

В выводах и предложениях обобщены основные результаты выполненного исследования.



ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ

Научные основы развития малых форм хозяйствования в АПК в рамках новой стратегии, ориентированной на инновационное развитие, взаимодействие между всеми участниками агропродовольственного рынка на территории региона, обеспечивающее организационно-управленческое решение задачи повышения конкурентоспособности в рамках кластерной политики.

К малым формам хозяйствования в АПК относятся крестьянские (фермерские) и личные подсобные хозяйства, которые заняли свою социально-экономическую нишу и в совокупности образуют базу сельскохозяйственного производства. Эффективное функционирование данного сектора имеет большое значение для развития агропромышленного комплекса России в целом и каждого региона – в частности.

С появлением новых стратегических направлений в сельском хозяйстве, ориентированных на инновационное развитие, возникла необходимость в качественно иных способах взаимоотношений между всеми участниками агропродовольственного рынка. Данные процессы необходимо исследовать в категориях институциональной экономики, рассматривающей рыночные отношения в русле определенных норм, правил, традиций, деятельности организаций инфраструктуры. Суть заключается в том, что невозможно проанализировать деятельность малых форм хозяйствования вне их взаимосвязи с институтами инфраструктуры, институтом государственной власти и между собой. В этой связи трансформация процессов на агропродовольственном рынке рассматривается в рамках присущих институциональной экономике категорий: контрактные отношения, трансакционные издержки, кластерная стратегия. Сутью инновационной политики в этих условиях является структурное объединение потенциалов государства, экономики и науки. Сегодня одним из базовых элементов реализации мер подобного взаимодействия становится кластерный подход.

Кластер – это группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний (производителей, поставщиков ресурсов) и связанных с ними институтов инфраструктуры, органов власти, действующих в определенной сфере, характеризующихся общностью деятельности и дополняющих друг друга.

Для формирования кластера малых форм хозяйствования в АПК региона разработана региональная программа, предусматривающая осуществление мер как на федеральном, так и на местном уровне, направленных на внесение изменений в нормативные акты, определяющие порядок предоставления хозяйствующими субъектами необходимой информации; выполнение государством более широкого спектра регулирующих функций. Реализация программы станет возможной при осуществлении организационного, экономического и правового регулирования.

Концептуальные положения по государственному регулированию деятельности хозяйствующих субъектов, включающие развитие институтов инфраструктуры, передачу через механизм государственной поддержки ресурсов для технического и технологического перевооружения, обеспечивающие решение задачи расширенного воспроизводства в секторе малых форм хозяйствования.

Сектор малых форм хозяйствования имеет значительный вес в объемах производства сельскохозяйственной продукции. На его долю в регионе приходится до 70% производства продукции растениеводства, 50% от общего объема продукции животноводства (табл. 1).


Таблица 1. Объем и структура производства продукция сельского хозяйства по категориям хозяйств (в фактических ценах)

Показатель

2005 г.

2006 г.

2007 г.

млрд руб.

% к итогу

млрд руб.

% к итогу итогу

млрд руб.

% к итогу

Хозяйства всех категорий

Продукция сельского хозяйства

в том числе:



35,5

100,0

41,3

100,0

47,6

100,0

растениеводства

18,1

100,0

22,1

100,0

26,6

100,0

животноводства

17,4

100,0

19,2

100,0

21,0

100,0

Сельскохозяйственные организации

Продукция сельского хозяйства

в том числе:



13,4

37,9

15,5

37,5

16,7

35,1

растениеводства

5,3

29,6

6,6

29,7

8,2

30,8

животноводства

8,1

46,4

8,9

46,4

8,5

40,5

Крестьянские (фермерские) хозяйства

Продукция сельского хозяйства

в том числе:



3,2

9,0

4,1

9,9

5,5

11,6

растениеводства

2,6

14,4

3,3

15,2

4,6

17,3

животноводства

0,6

3,4

0,8

3,9

0,9

4,3

Хозяйства населения

Продукция сельского хозяйства

в том числе:



18,9

53,1

21,7

52,6

25,4

53,4

растениеводства

10,2

56,0

12,2

55,1

13,8

51,9

животноводства

8,7

50,2

9,5

49,7

11,6

55,2

С учетом столь значительного веса данного сектора в экономике региона становится очевидным, что вопросы поддержки, обеспечения должного уровня коммуникаций между органами государственной власти, рыночными институтами и субъектами малых форм хозяйствования являются наиболее актуальными.

В этой связи разработаны предложения по государственному регулированию деятельности малых форм хозяйствования, включающие следующие направления.


  1. Реализация системы мер по государственному регулированию сектора малых форм хозяйствования в АПК. Отправной точкой для разработки механизма данного процесса послужила адаптированная для этих целей методика М. Портера – цепочка приращения стоимости (Porter’s value chain) – это модель, которая в данном случае позволяет проанализировать конкретные действия органов государственной власти по созданию ценности и конкурентных преимуществ сектора малых форм хозяйствования в АПК. Ее основная цель реализуется в рамках шагов: выработка системы мер, ведущих к внутренней логистике государственного аппарата. Затем, через создание законодательных и нормативных актов, регулирующих весь спектр взаимодействия рыночных субъектов, – к внешней логистике, ведущей к непосредственному получателю – малым формам хозяйствования. Для более успешной реализации мер по поддержке малых форм хозяйствования параллельно реализуются маркетинговые мероприятия. Предлагаемая модель государственного регулирования сектора малых форм хозяйствования представлена на рис. 1.

Рис. 1. Модель государственного регулирования сектора малых форм

хозяйствования на основе концепции М. Портера
Таким образом, определив основные цепочки в разработке механизма регулирования сектора малых форм хозяйствования, можно проводить анализ предполагаемых результатов путем обсуждения и мониторинга на каждом ключевом звене, тем самым обеспечивая эффективный механизм регулирования, основанный на взаимодействии и ранних этапах выявления противоречий.


  1. Программа развития институтов инфраструктуры, обслуживающей малые формы хозяйствования в АПК. Крестьянские хозяйства являются участниками рынка производственных услуг (около 25% от всего объема – 472 млн руб.). В Омской области институты производственной инфраструктуры достаточно развиты. Однако существуют недостатки в сфере информационно-консультационного обслуживания, доступа к финансово-кредитным ресурсам, регулирования реализации программ по мониторингу агропродовольственного рынка. Необходимо добиться равномерного рассредоточения организаций инфраструктуры по территории региона путем создания недостающих и повышения эффективности существующих обслуживающих организаций (табл. 2).

Таблица 2. Развитие институтов инфраструктуры, обслуживающей малые формы хозяйствования в регионе



Сфера

деятельности



Коэффициент

развития


Необходимость

развития

создания

Производственное

обслуживание



0,9

Складское хозяйство




Снабженческо-сбытовые кооперативы

Научное обеспечение, подготовка кадров

1,0

Сеть сформирована

Информационное обслуживание

0,8

ИКС




Информационно-аналитические системы в сети Internet

Торговля, переработка,

посреднические организации



0,7

Центры торговли, заготовительные предприятия

Пункты закупа молока, мяса

Финансово-кредитные

организации



0,7

Филиальная банковская сеть, страховые компании, кредитные кооперативы

Реализация программы развития инфраструктуры обеспечит повышение уровня товарности продукции, производимой малыми формами хозяйствования, и увеличение доли хозяйствующих субъектов в конечной цене продукции через создание мини-производств по переработке сельскохозяйственной продукции, организации закупочных пунктов и сбытовых кооперативов, а также развитие рынков в Омской области.

3. Передача через механизм государственной поддержки ресурсов для технического и технологического перевооружения в секторе малых форм хозяйствования, использования интенсивных технологий производства сельскохозяйственной продукции. Осуществление государственной поддержки субъектов малых форм хозяйствования в форме субсидирования процентных ставок по кредитам, возмещения части затрат обеспечивает значительный эффект, который выражается в росте объемов производства и уровне дохода крестьянского хозяйства. Расчетами подтверждена эффективность привлечения кредитных ресурсов на развитие хозяйства с использованием средств государственной поддержки. По истечении второго года доход личного хозяйства с учетом расходов на личное потребление составляет 45 тыс. руб. Кроме того, появляются средства для воспроизводственного процесса, ведения хозяйства с использованием интенсивных технологий. Рассчитана эффективность мероприятий по внесению минеральных удобрений с учетом компенсации затрат на приобретение семян – 30%, удобрений – 70% согласно программе восстановления плодородия почв Омской области. В результате рост прибыли крестьянского (фермерского) хозяйства составляет 27,4 тыс. руб. (в расчете на 100 га).

4. Поддержка отраслевой концентрации. В основе данного направления находятся принципы кластерной политики:



  • использование синергического эффекта взаимодействия;

  • содействие развитию хозяйственной самостоятельности производителей;

  • поощрение инновационной деятельности и т. д.

5. Оптимизация трансакционных издержек. Данное направление развития сектора малых форм хозяйствования в АПК Омской области является одновременно и следствием всех реализуемых программ, поскольку данные мероприятия позволяют снижать уровень этих затрат хозяйствующих субъектов.

Для оценки эффективности перечисленных направлений необходимо указать и систему оценочных показателей. Выделяем следующие комплексные показатели для оценки: наличие и качественный состав малых форм хозяйствования, административный блок, доступ к финансированию, доступ к системе информации, развитость системы коммуникаций, функционирование системы рынков. Каждый из блоков включает в себя основной перечень критериев оценки (табл. 3).


Таблица 3. Критерии эффективности программы развития малых форм хозяйствования в АПК

Показатель

Критерий оценки

Рост (+), снижение (-) критерия

2007 г к 2004 г.

2012 г. к 2007 г.

Динамика и качественный состав малых форм хозяйствования

  • количество вновь зарегистрированных хозяйств в год;

-

+

  • количество новых хозяйств с высоким потенциалом;

+

++

  • наличие быстрорастущих хозяйств;

+

+

  • количество или доля людей, рассматривающих возможность ведения сельскохозяйственного производства

-

+

Административный блок

  • время, необходимое для регистрации хозяйства;




-

  • количество консультаций в государственных органах, предоставляемых напрямую и через Интернет;

+

++

  • время получения лицензий




-

Доступ к финансированию

  • доступность кредитных и страховых ресурсов для малых форм хозяйствования;

+

++

  • количество кредитов и займов, предоставленных малым формам хозяйствования

+

+

Доступ к системе информации

  • количество оказанных информационно-консультационных услуг;

+

++

  • количество хозяйств, имеющих доступ в Интернет;

+

++

  • доля хозяйствующих субъектов, вовлеченных в Е-коммерцию




++

Функционирование системы рынков

  • доля хозяйств, имеющих прямой доступ на рынок;

+

++

  • уровень товарности продукции, производимой малыми формами хозяйствования;

+

++




++

Кроме того, существуют так называемые интегрированные показатели оценки эффективности программ поддержки и развития: достижение поставленных целей; оценка дополнительных эффектов от программы; оценка достижений программы вне зависимости от ее целей; оценка всеми заинтересованными сторонами; оценка непосредственными объектами (реципиентами).

Предложенные меры обеспечат прирост объемов производства продукции малыми формами хозяйствования к 2012 г. в сравнение с 2006 г. по молоку на 17 % (9,5 тыс. тонн), мясу – 26 % (20,8 тыс. тонн). Для увеличения объемов закупок продукции в секторе малых форм хозяйствования планируется расширить сеть пунктов закупа молока и мяса.

Организационно-экономические основы формирования кластера малых форм хозяйствования в АПК региона. Предложены меры, включающие создание некоммерческого партнерства «Кластер малых форм хозяйствования в АПК», выработку стратегии развития, обеспечивающие взаимодействие хозяйствующих субъектов с институтами инфраструктуры, органами региональной власти и местного самоуправления в масштабах территории.

Кластер малых форм хозяйствования – целостная система пространственно сконцентрированных специализированных рыночных субъектов, включающая в себя не только предприятия малых форм собственности, но и связанных с ними органов государственной власти, местного самоуправления, организаций производственной, финансовой, маркетинговой инфраструктуры, образования, консалтинга и пр.

Механизм организации кластера весьма разнообразен и включает в себя пять этапов - от кластерной инициативы до зрелого кластера: исследование и анализ проблем функционирования субъектов малых форм хозяйствования в АПК и объединение деловых усилий; выбор целевых сегментов и разработка стратегии развития кластера; осуществление пилотных проектов; реализация стратегических направлений деятельности; решение вопроса о расширении или трансформации кластера.

В региональных масштабах известны кластеры трех типов: высокотехнологичные, ориентированные на производственную деятельность и на сквозные технологии. Применительно к цели данной работы кластер малых форм хозяйствования мы относим ко второму типу. В рамках существующего в России законодательства организационной формой данной структуры предлагается некоммерческое партнерство.

Для Омской области региональное некоммерческое партнерство может иметь структуру (рис. 2), включающую в себя органы государственной власти различного уровня, научные, опытно-производственные и сервисные организации, инвесторов, ассоциации товаропроизводителей и других участников рынка.

Инновационная составляющая в системе кластера включает организации сферы услуг, обеспечивающие: информационное сопровождение, инновационные разработки, консультирование, осуществление инновационных сделок и др. В совокупности данные организации образуют инфраструктуру инновационного процесса.



Рис. 2. Принципиальная схема некоммерческого партнерства

«Кластер малых форм хозяйствования в АПК региона»
При поиске резервов повышения эффективности функционирования кластера использован проблемно-ориентированный подход, реализуемый в три этапа. На первом этапе изучена среда, в которой взаимодействуют субъекты малых форм хозяйствования с партнерами в АПК. Второй этап – определен круг проблем, препятствующих их эффективному функционированию. Это позволяет выявить источники сверхнормативных издержек. Как правило, кластерный подход в развитии сектора малых форм хозяйствования позволяет оптимизировать издержки, имеющие в основном трансакционную составляющую (около 30% от общей суммы затрат). По итогам анализа сгруппированы основные проблемы сектора малых форм хозяйствования по блокам: организационно-экономические, административные, социально-демографические. На третьем этапе намечены пути устранения противоречий во взаимодействии представителей малых форм хозяйствования с рыночными институтами.

Создание кластера малых форм хозяйствования в АПК региона создаст условия для реализации мер, предусмотренных концепцией развития малых форм хозяйствования. Обеспечит доступ хозяйствующих субъектов на рынок, что позволит увеличить долю производителей в конечной цене продукта; создаст условия для осуществления воспроизводственного процесса, что приведет к увеличению прибыли, оптимизирует процесс реализации продукции.



Рекомендации по формированию механизма регулирования трансакционных издержек в секторе малых форм хозяйствования в АПК, отличающиеся проблемно-ориентированным подходом к оценке трансакционных издержек, предложенным механизмом построения продуктовых цепочек в звене «производство – конечное потребление», обеспечивающих оптимальное их соотношение в общей структуре затрат хозяйствующих субъектов.

Трансакционные издержки являются издержками, связанными с осуществлением рыночных операций, правовым и информационным их сопровождением. Существующие виды и типологии трансакционных издержек не позволяют хозяйствующим субъектам вести их полный учет. Это и вызвало необходимость классификации по направлениям деятельности.

Применительно к сектору малых форм хозяйствования в АПК нами сгруппированы основные виды затрат, имеющие трансакционную составляющую. Данная классификация включает в себя издержки продавца, покупателя и затраты, связанные с деятельностью организаций инфраструктуры, так называемые общие издержки. На практике была рассчитана величина данных издержек по представленной классификации. Так, фермерское хозяйство Е.М. Дендеря Калачинского района Омской области –типичное для условий южной лесостепной зоны, имеет площадь сельскохозяйственных угодий 882 га, в том числе пашни 850 га, сенокосов 32 га. Анализ проводился в рамках одного из направлений деятельности хозяйства – производства и реализации пшеницы: площадь посевов – 600 га, годовая выручка от реализации пшеницы 3 класса – составляет 2880 тыс. руб. Величина трансакционных издержек в 2007 г. оценена в 464 тыс. руб. (29,8% от общей суммы затрат хозяйства). Анализ показал, что основная часть издержек приходится на внешний сектор, где большое влияние оказывает оппортунистическое поведение субъектов рыночных отношений (табл. 4).

Таблица 4. Классификация трансакционных издержек хозяйствующего субъекта на агропродовольственном рынке за 2007 год



Продавец товаров и услуг

Общие издержки

Покупатель товаров и услуг

Издержки сбора и обработки информации

  • Изучение конкурентов на рынке сбыта – 500 руб.

  • Выявление круга реальных и потенциальных потребителей – 980 руб.

  • Маркетинговые исследования – 3600 руб.

  • Получение консультационных услуг – 500 руб.

  • Услуги посредников – 8000 руб.

  • Изучение предложений на рынке – 650 руб.

  • Выявление круга реальных и потенциальных поставщиков – 700 руб.

  • Логистические исследования – 800 руб.

Издержки измерения

  • Расчет норм потребления – 5000 руб.

  • Согласование размера и формы оплаты товаров, услуг – 800 руб.

  • Оценка качества товаров, работ, услуг – 4500 руб.

  • Расчет норм расхода – 5000 руб.

  • Согласование размера и формы оплаты товаров, услуг –

800 руб.

Издержки ведения переговоров

  • Установление деловых контактов – 800 руб.; Представительство и презентации – 1000 руб.;

  • Юридическое оформление сделки – 4500 руб.

Издержки оппортунистического поведения

  • Риск занижения стоимости товаров, услуг покупателем – 250 000 руб.

  • Получение односторонних выгод в ущерб партнеру – 150000руб.

  • Риск завышения стоимости товаров, услуг продавцом – 25800 руб.

Издержки спецификации и защиты прав собственности

  • Предусмотренные договором санкции, форс-мажорные обстоятельства – 70руб.

По итогам анализа как таковых внутренних трансакционных издержек в крестьянском хозяйстве выявлено не было, поскольку глава является одновременно и работодателем и работником и весь спектр ключевых задач решается одним лицом. Если в крупном предприятии имеется отдел логистики, бухгалтерская, инженерная, кадровая служба, то в крестьянском (фермерском) хозяйстве все функции выполняет глава. Эта особенность крестьянского хозяйства учтена при разработке механизма регулирования трансакционных издержек в секторе малых форм хозяйствования в АПК (табл. 5).

Поскольку издержки сбора информации, спецификации, измерения и ведения переговоров требуют неоднозначного подхода (для более эффективного функционирования на рынке главе крестьянского (фермерского) хозяйства порой целесообразно и увеличить расходы по данным направлениям), основной акцент при выстраивании механизма регулирования трансакционных издержек следует делать именно на необходимости сокращения риска оппортунизма.

Таблица 5. Механизм управления трансакционными издержками в сфере деятельности субъектов малых форм хозяйствования



Составляющие затрат

Меры, позволяющие

оптимизировать издержки



Вид эффекта

Издержки сбора и обработки информации главой крестьянского хозяйства

Затраты, необходимые фермеру для поиска; потери, связанные с неполнотой и несовершенством получаемой информации

Развитие системы информации

Повышение эффективности информационного обмена. Предупреждение оппортунистического поведения

Развитие Е-коммерции

Развитие и обеспечение доступа хозяйствующих субъектов к Internet-ресурсам

Издержки измерения

Затраты на измерительную технику, непосредственное измерение, потери от ошибок измерения

Развитие таких форм деловой практики, как проведение полевых семинаров, гарантийный ремонт, фирменное обслуживание, приобретение партий товаров по образцам и т.д.

Предупреждение оппортунистического поведения. Экономия на издержках поиска информации, защиты своих интересов

Реализация кластерной политики в секторе малых форм хозяйствования

Издержки ведения переговоров

Средства на проведение переговоров, оформление контрактов

Организация зерновых площадок, развитие системы электронных торгов, фьючерсных сделок

Снижение затрат ресурсов, необходимых для реализации товаров крестьянскими хозяйствами

Качественное юридическое сопровождение сделок

Издержки оппортунистического поведения

Связаны с риском занижения стоимости товаров и услуг, трудностями точной оценки постконтрактного поведения участников сделки


Содействие при поиске информации о потенциальных покупателях и продавцах

Снижение доли издержек негативного характера, минимизация риска потери дохода (упущенной выгоды)


Развитие системы страхования субъектов малых форм хозяйствования.

Усиление взаимодействия глав крестьянских хозяйств с районными ИКЦ

Принятие главами крестьянских хозяйств эффективных управленческих решений, основанных на комплексной оценке рыночных процессов

Реализация региональной кластерной политики в секторе малых форм хозяйствования

Развитие интеграционных структур, включающих субъекты малых форм хозяйствования

Организация доступа хозяйствующих субъектов малых форм на рынки населенных пунктов

Издержки спецификации и защиты прав собственности

Затраты времени и ресурсов, необходимых для восстановления нарушенных прав

Формализованный юридический контроль

Возможность планировать, контролировать и регулировать уровень трансакционных издержек

Пропаганда соблюдения общепринятых норм и правил поведения на рынке

Предлагаемые направления оптимизации трансакционных издержек в секторе малых форм хозяйствования включают шаги: в информационной сфере – развитие сети информационно-консультационных услуг и Internet-технологий; в сфере измерения – развитие процессов интеграции и кооперации; при ведении переговоров – качественное правовое сопровождение сделки; в целях предупреждения оппортунистического поведения – реализация региональной кластерной политики, усиление взаимодействия глав крестьянских хозяйств с институтами рыночной информации, прогнозирование риска потери доходов.

Особым направлением в рамках оптимизации трансакционных издержек является выбор для малых форм хозяйствования рациональных цепочек товародвижения. Проведенные исследования позволили выявить альтернативные варианты продуктовых цепочек и определить долю каждого участника в конечной цене продукции. При реализации продукции напрямую (через систему электронных торгов, рынки населенных пунктов и губернскую ярмарку) доля товаропроизводителя в цене продукции возрастает до 70%.

В рамках исследования были сформированы варианты товародвижения на региональном агропродовольственном рынке. Логика состоит в том, чтобы через кооперирование товаропроизводителей в сфере сбора, переработки и реализации продукции достичь большей доли в цене. В данном случае шире используются возможности рынков населенных пунктов, тем самым продовольствием обеспечивается по приемлемым ценам значительная часть населения.

Реализация мер предложенного механизма позволяет сократить размер трансакционных издержек на 25-30%. Применительно к условиям типичного представителя сектора малых форм хозяйствования в АПК Омской области КФХ Дендеря снижение трансакционных издержек составит 60-70 тыс. руб. Это достигается за счет использования информационных ресурсов при принятии управленческих решений, предотвращения потерь продукции, сохранения и правильного определения ее качества, реализации по боле выгодным ценам, минуя излишние посреднические звенья.


ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ


  1. К малым формам хозяйствования в АПК относятся крестьянские (фермерские) и личные подсобные хозяйства, которые заняли свою социально-экономическую нишу и в совокупности образуют базу сельскохозяйственного производства. Развитие данного сектора необходимо рассматривать в рамках присущих институциональной экономике категорий: контрактные отношения, трансакционные издержки, кластерная стратегия. Сутью инновационной политики в этих условиях является структурное объединение потенциалов государства, экономики и науки. Базой для реализации мер подобного взаимодействия является кластерный подход, позволяющий хозяйствующим субъектам получить доступ к информационным, финансовым и страховым ресурсам, обеспечить решение задачи повышения конкурентоспособности малых форм хозяйствования в АПК.

  2. Крестьянские (фермерские) и личные подсобные хозяйства имеют значительный вес в продовольственном обеспечении Омской области. В 2007 г. ими произведено продукции на 30,9 млрд руб. (64,9% от общего объема сельскохозяйственной продукции). При этом многие хозяйства не обеспечены техникой, имеются проблемы в привлечении дополнительных ресурсов.

  3. Исследованиями обоснованы предложения по государственному регулированию деятельности малых форм хозяйствования в АПК. Концепция предусматривает развитие институтов инфраструктуры, обслуживающей малые формы хозяйствования в АПК; передачу через механизм государственной поддержки ресурсов для технического и технологического перевооружения; поддержку отраслевой концентрации, оптимизацию трансакционных издержек, государственное регулирование процессов, происходящих на агропродовольственном рынке региона. Предлагаемые мероприятия увеличат объемы производства продукции малыми формами хозяйствования до 2012 г. по молоку на 9,5 тыс. тонн, мясу –20,8 тыс. тонн. Для увеличения объемов закупок продукции в секторе малых форм хозяйствования планируется расширить сеть закупочных пунктов. Кроме того, кредитование граждан на развитие личного хозяйства приносит дополнительную прибыль в расчете на одно товарное хозяйство в размере 45 тыс. руб. Передача через механизм государственной поддержки ресурсов для использования интенсивных технологий обеспечивает дополнительную прибыль крестьянскому (фермерскому) хозяйству в размере 27,4 тыс. руб. в расчете на 100 га пашни.

Предложенный в диссертации механизм формирования кластера представлен в виде совокупности этапов: выявление проблем функционирования субъектов малых форм хозяйствования в АПК и объединение деловых усилий; создание некоммерческого партнерства «Кластер малых форм хозяйствования в АПК», выбор целевых сегментов и разработка стратегии развития кластера; реализация стратегических направлений деятельности. Создание кластера малых форм хозяйствования в АПК региона обеспечит доступ хозяйствующих субъектов на рынок и увеличит долю производителей в конечной цене продукта с 35 до 60 – 70%; повысит финансовую устойчивость крестьянских хозяйств, создаст условия для осуществления воспроизводственного процесса, что приведет к повышению эффективности деятельности. Эффект от привлечения заемных средств для осуществления расширенного воспроизводства в личном подсобном хозяйстве составит 0,4 руб. с учетом личного потребление; оптимизирует процесс реализации продукции, что приведет к увеличению выручки до 40%; обеспечит хозяйствующим субъектам оптимальные условия материально-технического обеспечения, что позволит сократить потери урожая в период сезонных работ; обеспечит качественное информационное обслуживание субъектов малых форм хозяйствования.

  1. Предлагаемый механизм управления трансакционными издержками обеспечивает их регулирование. Для эффективной реализации данного механизма необходимо осуществлять следующие меры: реализация региональной кластерной политики, развитие рыночной инфраструктуры, повышение уровня правового регулирования, интеграция и кооперация, информатизация, повышение управляемости поведения субъектов хозяйствования, формирование рациональных продуктовых цепочек. Реализация механизма управления трансакционными издержками обеспечивает снижение их уровня на 25-30%. Применительно к условиям КФХ Дендеря снижение трансакционных издержек составляет 65,5 тыс. руб.

  2. СПИСОК ОПУБЛИКОВАННЫХ РАБОТ

Статьи в научных изданиях, рекомендованных ВАК

  1. Клименко А.В. Инфраструктура, обеспечивающая развитие кластера малых форм хозяйствования / А.В. Клименко // Известия ОГАУ. – 2007. – №4 (16). – С. 146-151.

Прочие публикации по теме диссертационного исследования

  1. Клименко А.В. Совершенствование механизма взаимоотношений предприятий малых форм в системе агропродовольственного рынка в рамках кластерной политики / В.Ф. Стукач, Е.В. Коваленко, И.А. Флейклер, А.В. Клименко // Современные тенденции развития АПК России: материалы V Междунар. науч.-практ. конф. молодых ученых Сиб. федерал. округа / Краснояр. гос. аграр. ун-т. – Красноярск, 2007. – Ч. 2. – С. 178-183.

  2. Клименко А.В. Система менеджмента качества / А.В. Клименко // Студенческая наука 10-летию университета: материалы конкурса студентов ОмГАУ на лучшую научно-исследовательскую работу. – Омск: Изд-во ОмГАУ, 2005. – С. 94-101.

  3. Клименко А.В. Инновационное развитие малых форм хозяйствования в АПК / А.В. Клименко // Рыночная трансформация экономики: состояние, проблемы и перспективы: материалы Междунар. форума молодых ученых / Харьков. нац. техн. ун-т сел. хоз-ва. – Харьков: ХНТУСГ, 2007. – С. 30-32.

  4. Клименко А.В. Кластерная политика – инструмент инновационного развития малых форм хозяйствования в АПК / А.В. Клименко // Аграрно-экономическая наука о проблемах инновационного развития агропромышленного производства: материалы I междунар. науч.-практ. конф. / Омск. гос. аграр. ун-т. – Омск: Изд-во ОмГАУ, 2007. – С. 204-208.

  5. Клименко А.В. Развитие инфраструктуры малых форм хозяйствования в региональном АПК / В.Ф. Стукач, А.В. Клименко // Инновационное образование и экономика. – 2007. – №12 (1). – С. 70-74.

  6. Клименко А.В. Развитие интеграции и кооперации малых форм хозяйствования в системе регионального АПК // Экономика и финансы. – 2007. – № 14(139). – С. 42-44.

  7. Клименко А.В. Механизм развития сектора малых форм хозяйствования в АПК Омской области / А.В. Клименко // Вестник КИЭМ. – 2007. –№2 (5). – С. 135-139.

  8. Клименко А.В. Реализация региональной кластерной политики в секторе малых форм хозяйствования / В.Ф. Стукач, А.В. Клименко // Сибирская деревня : история, современное состояние, перспективы развития: материалы VII междунар. науч.-практ. конф. – Омск: Изд-во Омск. аграр. ун-та, 2008. – Ч. 3. – С. 138-142.

  9. Клименко А.В. Сектор малых форм хозяйствования в АПК и инфраструктура его поддержки / А.В. Клименко // Там же. – С. 138-142.

  10. Клименко А.В. Механизм оптимизации трансакционных издержек сектора малых форм хозяйствования в АПК / А.В. Клименко // Молодые ученые – аграрной науке: материалы Междунар. конф. молодых ученых, посвящ. 180-летию Сиб. аграр. науки / РАСХН. Сиб. отд-ние. СибНИИСХ. – Омск, 2008. – С. 81-86.

  11. Клименко А.В. Развитие малых форм хозяйствования в АПК: монография / В.Ф. Стукач, А.В. Клименко. – Омск: Изд-во ФГОУ ВПО ОмГАУ, 2008. – 180 с.




База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница