Организационно-педагогическое сопровождение трудоустройства выпускников



страница1/3
Дата30.04.2016
Размер0.54 Mb.
  1   2   3
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

АОУ ВО ДПО (ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ) СПЕЦИАЛИСТОВ «ВОЛОГОДСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»
РЕГИОНАЛЬНЫЙ КООРДИНАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР СОДЕЙСТВИЯ ТРУДОУСТРОЙСТВУ ВЫПУСКНИКОВ И НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ТРУДОУСТРОЙСТВА ВЫПУСКНИКОВ



СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ:

ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ
Методические рекомендации





ВОЛОГДА

2014
Составители:

О.Л. Андреева, руководитель регионального координационного центра содействия трудоустройству выпускников и непрерывного профессионального образования

Т.М. Скорюкова, методист регионального координационного центра содействия трудоустройству выпускников и непрерывного профессионального образования

Оглавление
Введение……………………………………………………………………………4 1. Повышение эффективности трудоустройства выпускников образовательных учреждений СПО в условиях рыночной экономики

1.1. Актуальные проблемы трудоустройства выпускников учреждений СПО……………………………………………………………………………….6

1.2. Оценка ситуации и собственных возможностей…………………………..9

1.3. Конструктивный и неконструктивный стили поведения при поиске 

работы………........................................................................................................13

2. Общие практические рекомендации для выпускников  СПО при трудоустройстве

2.1. Занятие № 1. Невербальное общение. Техники. Особенности невербального общения работодателем………………………………………..18

2.2. Занятие № 2. Нерефлексивное слушание. Техники …………………….25

2.2. Занятие № 3. «Собеседование с работодателем»………………………..35

2.3. Занятие № 4. «Правила составления резюме»…………………………..41

2.4. Занятие № 5. Ситуационно-ролевая игра «Интервью»………………...46

Заключение………………………………………………………………………50

Список литературы……………………………………………………………..52

Введение
Трудоустройство молодого специалиста и начало работы по специальности - важнейший этап его профессиональной жизни, а успешность трудоустройства - один из главных показателей качества образования.

В современных условиях государственное распределение выпускников после окончания учебных заведений отсутствует. С одной стороны, это дает более широкие возможности для самореализации, поскольку молодой специалист сам выбирает свой дальнейший профессиональный путь. С другой стороны, человек должен самостоятельно прилагать усилия по поиску места работы и трудоустройству в ситуации, когда количество вакансий ограничено, а желающих занять их значительно больше. Устройство на работу - непростой процесс. Далеко не каждый человек способен успешно пройти его, даже при наличии хорошего образования и опыта работы. Молодые же специалисты еще не имеют опыта работы по специальности, а иногда и опыта трудовой деятельности вообще.

Сегодня реализуют профессиональные возможности по своей профессии не более 70% выпускников образовательных учреждений. Остальные либо выбирают работу, не связанную с полученной специальностью, либо обращаются в службу занятости за содействием в трудоустройстве. Практика показывает, что молодые люди, работающие не по специальности, плохо адаптируются на предприятии, не используют полностью свой потенциал, что замедляет процесс обновления рабочей силы.

Анализ практики работы с молодежью на рынке труда свидетельствует о наличии серьезных проблем в системе профессионального становления молодых людей. Одна из них - несоответствие между потребностями рынка труда, с одной стороны, и мотивацией, характерологическими особенностями и профессиональными качествами работников - с другой. Формирование у молодежи мотивации к труду, потребности приобретения востребованной на рынке труда профессии становятся приоритетными в системе общего и профессионального образования. В данной ситуации возрастают роль и значение профессиональной ориентации и психологической поддержки в личностно профессиональном самоопределении молодых граждан, прежде всего учащихся общеобразовательных учреждений.

Молодежи свойственно отсутствие активной позиции на рынке труда, необъективная оценка собственных возможностей и завышенные требования к условиям труда и заработной плате, размытость личностных и профессиональных целей. Поэтому необходимо формировать у выпускников профессионального образования адекватные представления о рынке труда, необходимости получения навыков самостоятельных поисков работы.

Психологическое сопровождение среднего профессионального образования - это система социально-психологических и профессионально - реабилитационных технологий, способствующих наиболее эффективному становлению личности обучающегося, преодолению кризисов, повышению конкурентоспособности выпускников СПО на рынке труда, улучшение адаптации к условиям реализации собственного профессионального развития.

Цель данного пособия - психологическая помощь выпускникам СПО в трудоустройстве по окончании учебы и реализации знаний и навыков, приобретенных во время обучения в образовательном учреждении.

Повышение эффективности трудоустройства выпускников образовательных учреждений СПО в условиях рыночной экономики
1.1. Актуальные проблемы трудоустройства выпускников учреждений СПО
Российскими учеными неоднократно проводились социологические исследования, касающиеся профессиональной карьеры молодежи, однако выпускники системы начального и среднего профессионального образования оказывались в фокусе внимания социологов не часто.

Вместе с тем, анализ трудоустройства выпускников СПО в течение двух лет после окончания профессионального учебного заведения показывает, что выпускники за этот период сменили от одного до четырех мест работы.

Основной причиной смены работы являлось стремление больше зарабатывать. Изучение причин увольнения дал представление о характеристиках мест работы выпускников учреждений начального профессионального образования. Как правило, это низкооплачиваемые малоквалифицированные рабочие места с плохими условиями труда и неудовлетворяющим выпускников содержанием профессиональной деятельности. Также одной из причин выбора работы не по профессии, с удовлетворением запросов по заработной плане была указана причина, связанная с трудностями поиска работы, а также недостатком мест соответствующей квалификации. Тем не менее, среди причин несоответствия рабочего места полученной профессии преобладают собственные инициативы выпускников, а не ограничения со стороны работодателей.

В исследовании процессов трудовой мобильности особое внимание обращается на характеристику информационных сетей (каналов информации), анализ которых является ключевым моментом для понимания реального поведения выпускников на рынке труда.

С позиции работника как действующего агента на рынке труда поиск работы заключается в обращении к тем или иным источникам информации о вакансиях. Другими словами, использование информационных каналов является способом поиска работы. При исследовании рынка труда информационные сети традиционно разделяют на формальные и неформальные. Формальные каналы включают государственную службу занятости, частные агентства по найму и трудоустройству, объявления в средствах массовой информации. Помимо этих институциональных каналов активно функционируют неформальные механизмы распространения информации, которые включают личные связи и обращение непосредственно к работодателю (самостоятельный обход отделов кадров предприятий с целью поиска подходящего рабочего места). Наиболее распространенными информационными каналами о вакансиях, к которым обращаются выпускники в процессе поиска работы, являются личные связи, объявления в средствах массовой информации и обращение непосредственно к работодателю.

В плане поиска работы обращение к СМИ предполагает пассивные и активные варианты действий. С одной стороны, объявления являются для соискателя источником информации о вакансиях, с другой стороны, дают возможность самому предложить свои услуги. Наиболее распространенным вариантом среди выпускников профессиональных учебных заведений являлся «просмотр объявлений», который свидетельствовал о выборе пассивной стратегии. Незначительная часть респондентов демонстрируют активный вариант поведения: «сами давали объявление». Просмотр объявлений при поиске работы, как правило, совмещает с обращениями к другим каналам информации о вакансиях. Чаще всего это использование личных связей и обход предприятий.

Непосредственное обращение на предприятия при поиске работы подразумевает прямой контакт с работодателем при отсутствии каких-либо посредников. Использование данного канала достаточно распространено среди выпускников системы СПО. Можно отметить, что к самостоятельному поиску чаще прибегают те, кто не используют (не имеют?) обширных связей. Как правило, каналом самостоятельного трудоустройства пользуются категории потенциальных работников, которые не претендуют на престижные места с хорошей заработной платой. Практика обращения в службы занятости и в частные агентства найма в процессе поиска работы слабо распространена. Как правило, обращение в службу занятости рассматривается как крайняя мера в тех случаях, когда остальные каналы не срабатывают. Помощь учебного заведения заключается в предоставлении информации о возможных местах трудоустройства. Результаты качественной части исследования позволяют говорить о том, что практика помощи учебного заведения в трудоустройстве выпускников малоэффективна.

Анализ трудностей при поиске работы показывает, что почти каждый третий молодой рабочий считает, что удачно трудоустроиться ему мешал недостаток предложения мест работы и низкий уровень зарплаты. И почти четверть респондентов указали, что не обладают дополнительными знаниями и умениями, и это является препятствием для успешного трудоустройства.

Развитие любого муниципального образования напрямую зависит от профессиональной подготовленности и возможности трудоустройства его жителей. Более того, кадровый потенциал должен постоянно обновляться за счет максимального привлечения к трудовой деятельности молодежи. Но ее низкая конкурентоспособность на рынке труда, связанная с отсутствием как жизненного, так и профессионального опыта, приводит, как правило, не к увеличению числа специалистов на предприятиях, а к пополнению состава безработных.

Анализ проведенных исследований показывает наличие следующих проблем при трудоустройстве, как и в вышеприведенном примере:



  1. Большинство опрашиваемых придерживались пассивной, выжидательной позиции в поиске работы, то есть в большей степени полагались на родственников, знакомых и службы занятости (то есть не владели полной информацией о каналах занятости).

  2. Основная помощь, которую хотели бы получить респонденты у психолога-консультанта:

  • это консультация по обучению навыкам эффективных переговоров с работодателями;

  • выбор наиболее подходящей работы с учетом желаний, возможностей и сложившихся жизненных обстоятельств;

  • преодоление негативного состояния, вызванного потерей работы и трудностями при поиске.

Проводимые исследования лишний раз доказывают проблематичность не только трудоустройства, но и самореализации молодежи на рынке труда.  
1.2. Оценка ситуации и собственных возможностей

В ходе поиска работы выпускник образовательного учреждения, анализируя ситуацию и собственные возможности, должен учесть следующие моменты:



  1. Определить свои профессиональные интересы и склонности («Что Я хочу?»).

  2. Оценить свои профессионально важные качества: здоровье, квалификацию, способности, которые определяют профессиональную пригодность и возможности («Что Я могу?»).

  3. Узнать, какие профессии пользуются спросом на рынке труда, по каким профессиям можно найти себе работу («Надо»).

Общая идея эффективных действий при приеме на работе прямо вытекает из основ рыночной экономики. Соискатель вакансии – это продавец своего товара, который предлагает свои умения, знания, квалификацию, опыт, молодость, энергию, желание работать и быть полезным покупателю.

Общая задача любого покупателя состоит в том, чтобы приобрести именно тот товар, который будет максимально удовлетворять его потребности. Работодатель, выступающий в роли покупателя на рынке труда, хочет того же. Он желает нанимать людей, которые могут выполнять именно ту работу, которая им поручена. Однако если молодой человек полагает, что на работу нанимают самого лучшего, опытного, знающего и умелого кандидата, то он недостаточно хорошо понимает, как работает рынок.

Представьте вполне реальную ситуацию. Стоят два продавца. У обоих одинаковый товар и цена одна, но у одного покупают, а другой стоит без дела. Почему? Вероятно, успешный продавец правильно выбрал время и место продажи, или удачно расположил свой товар, или хорошо его рекламирует. А может быть, продавец просто приятно выглядит, вызывает доверие и желание купить именно у него. Любая торговая компания прекрасно знает, насколько сильно успех торговли зависит от причин, не связанных с качеством самого товара.

Исходя из этого, целью наших действий является, максимально полно и выигрышно представить свои личные и рабочие качества и дать работодателю ту информацию, которая убедит его, что ваш «товар» лучше всего удовлетворит его потребности. Поэтому мы рассмотрим правила позитивного влияния на мнение работодателя и то, как правильно преподнести себя. Важно при этом обсудить главное - внутренние убеждения, установку, исходя из которой мы начинаем действовать в поиске работы.

К сожалению, часто бывает, что человек приступает к каким-то конкретным действиям, не имея позитивного настроя - такой установки, которая помогает эффективно и успешно действовать. Прежде всего, необходимо понять, что не бывает плохих и хороших установок.

Все наши убеждения-установки хороши, но не все из них полезны и эффективны в данной конкретной ситуации. Установка считается полезной и эффективной, если она позволяет достигать успеха в конкретных условиях. В противном случае, мы считаем ее неполезной.




Если есть вакансия, значит, я могу быть принятым на это место
НЕПОЛЕЗНЫЕ УСТАНОВКИ ПОЛЕЗНЫЕ УСТАНОВКИ


МЕНЯ ВСЕ РАВНО НЕ ПРИМУТ (низкая самооценка)





Я




Я должен доказать, что наиболее подхожу на эту вакансию




МЕНЯ ВСЕ РАВНО ПРИМУТ! (высокая самооценка)




Меня возьмут, если продемонстрирую свои позитивные профессиональные и личные качества

Рис.1 Полезные и неполезные установки при трудоустройстве


Существует две неполезные установки, которые мешают достигать успеха в ситуации трудоустройства. Первое неполезное убеждение может быть выражено словами: «Меня все равно не примут» (рис.1).

Действительно, если человек убежден в том, что цель непостижима, то прикладывать усилия к ее достижению бессмысленно. Потому, имея такую установку, он даже не пытается всерьез проверить достижимость своей цели. Встречаясь с самым минимальным препятствием, он не пытается сообразить, как его обойти, а сразу говорит: «Ага! Я же знал, что меня не возьмут. Цель недостижима!» Можно сказать, что человек сам себя загоняет во внутреннюю ловушку. С одной стороны он вроде хочет достичь цели, с другой, хочет, чтобы его убеждения оказались правильными. Психологам известно, что в ситуации такого выбора человек всегда предпочитает подтвердить свое убеждение. Поэтому некоторые люди как будто специально делают все, чтобы их цель не была достигнута.

Другая неполезная установка выражается словами: «Меня все равно возьмут!» (рис.1). Это убеждение неполезно в данном случае потому, что мешает верно оценить объективную ситуацию. Если человек действует, исходя из такого убеждения, то он обычно не замечает реальных препятствий на своем пути. Достижение цели зачастую требует усилий, учета обстоятельств, сообразительности и быстрой реакции на изменения ситуации. Однако зачем все это, если «меня все равно возьмут». И после бывает крайне неприятно, болезненно и даже трагично услышать вежливые слова: «Извините, но Вы нам не подходите».

Установка, наиболее полезная и эффективная для достижения успеха в трудоустройстве, основана на объективном анализе ситуации и логике. Ход рассуждений может быть следующий: «Если работодатель объявил о наличии свободного рабочего места, значит, он объективно нуждается в работнике. Если бы в его распоряжении был работник, который подходит для этого места, то он и был бы принят. Следовательно, работодатель нуждается в работнике, но не знает, кого ему взять. Значит, я могу быть принятым на это место. Однако, работодатель, объявив о свободном рабочем месте, получает выбор из нескольких кандидатур. Следовательно, я должен доказать, что моя кандидатура наиболее подходит, что именно я могу наиболее эффективно выполнять ту работу, которую мне поручат» (рис.1).

Исходя из этого рассуждения, полезная и эффективная установка может быть сформулирована так: «Меня обязательно возьмут на работу, если я докажу работодателю свою полезность и нужность, продемонстрирую свои позитивные профессиональные и личные качества» (рис.1).

Именно это убеждение в наибольшей степени учитывает реальное положение вещей и потому, опираясь на него, можно с наибольшим успехом выполнять все последующие действия.


1.3. Конструктивный и неконструктивный стили поведения при поиске работы
В ситуации поиска работы можно выделить два разных подхода или два разных стиля поведения: конструктивный и неконструктивный. Конструктивный стиль помогает находить оптимальные пути и самоопределиться в любых условиях для достижения целей. Неконструктивный стиль либо не приводит к успеху, к удовлетворению, либо сопряжен со многими непродуктивными затратами сил, эмоций и времени.

Особенности НЕКОНСТРУКТИВНОГО стиля.



  1. Подчеркивание тяжести проблем, безвыходности положения. Люди с неконструктивным стилем поведения оценивают любую стрессовую ситуацию как чрезвычайную, катастрофическую. Ситуация кажется настолько сложной и безвыходной, что человек не знает с какого конца к ней подступиться, за какую ниточку потянуть, чтобы начать распутывать этот сложный узел проблем. «Катастрофа» - наиболее подходящее слово, характеризующее ситуацию отказа в трудоустройстве.

  2. Собственная беспомощность и ожидание помощи со стороны. Не принимая на себя ответственности за свою судьбу, человек часто осознает свою бесполезность, он ждет, что ему помогут. Он даже уверен в том, что ему должны помочь - а как же иначе? Так было всегда. (Большинство решений за Вас принимали взрослые: родители, учителя). И сейчас с чьей-то помощью должно произойти нечто, что изменит Вашу ситуацию в лучшую сторону. Но люди ждут помощи еще и потому, что не верят в себя, в свои возможности и способности. Неверие же в себя порождает незнание своих сил, способностей, своего потенциала.

  3. Расплывчатое представление о собственных целях. Неконструктивно мыслящие люди не знают не только своих возможностей, они, как правило, не знают и своих потребностей, не знают, чего они хотят. Желания, если они и высказываются, оказываются недостижимыми, или человек не видит путей их достижения. Это опять же оправдывает бездеятельность и не способствует изменению ситуации.

  4. Поиск оправданий. Неконструктивность предполагает, кроме подчеркивания тяжести проблемы, поиск оправдания своего бездействия. Нередко можно видеть, как человек с легкостью находит объяснения, почему та или другая работа ему не подходит. Скорее всего, такой человек живет по сценарию неудачника.

  5. Привязанность к одному варианту. Незнание себя, неверие в себя, нежелание брать на себя ответственность за изменение своей жизни - все это позволяет человеку увидеть насколько широким может быть его выбор. Цепляние за один единственный вариант делает маловероятным быстрое трудоустройство. Подобный стиль поведения лишает человека возможности увидеть и опробовать другие варианты. Кроме этого возможно и зацикливание на придуманном, идеализированном варианте, который никак не соотносится с возможностями и ситуацией, но упорно отстаивается, не приводя к результату.

Особенности КОНСТРУКТИВНОГО стиля поведения

  1. Вера в возможность выхода. Человек с конструктивным стилем поведения в ситуации неудачи с трудоустройством мобилизует свои силы для разрешения ситуации. Отрицательные эмоции, безусловно, появляются, но не культивируются. Кто-то, уверенный в себе, в своих силах, сразу приступает к поиску возможного приложения сил. Другим необходимо сначала справиться со своим состоянием, «попереживать», оглядеться, принять отказ как факт, может быть, пройти через трудные размышления и смену установок на себя и жизнь.

  2. Активность. Вера в свои силы и в благополучное разрешение ситуации заставляет человека действовать. Такие люди активны в поиске информации об имеющихся вакансиях, в анализе своих возможностей и нахождении различных вариантов. Они не ждут, что им на голову «свалятся какие-то сногсшибательные варианты». Они сами находят эти варианты. Эти люди настраивают себя на положительный результат. Вот эта уверенность, что все равно или поздно получится, положительный образ результата помогает человеку преодолевать неудачу, пробовать различные варианты и в итоге находить их.

  3. Четкое представление о своих желаниях и возможностях. Конструктивно мыслящие люди стараются следовать своим потребностям и желаниям. Они хорошо знают, к чему стремятся, чего ищут. При этом желания соотносят с ситуацией, с возможностями. Конструктивно мыслящий человек имеет четкое представление о работе, которая ему нужна.

  4. Неудача как повод к новым действиям. Воспринимая свою ситуацию как задачу, человек психологически готов к возможным неудачам. Трудную задачу вряд ли можно решить с первой попытки при этом неудачи воспринимаются как основание для новой попытки.

Итак, конструктивность - это вера в свои силы и возможность преодоления стрессовой ситуации. Это принятие на себя ответственности, знание своих возможностей и ограничений и активный поиск выхода из кризиса.

В ситуации поиска работы необходимо, прежде всего, собраться с духом, ведь чем дольше себя жалеешь, тем больше теряешь веру в свои силы и тем беспомощной становишься. Поиск работы должен стать в этой ситуации работой: с 9.00 до 18.00 с понедельника по пятницу, даже когда это надоедает и выводит из себя! Человек должен действовать целенаправленно, активно искать работу.

Что же это означает?

Активный поиск работы включает в себя:



  • целенаправленность поиска;

  • изучение спроса на рынке труда;

  • регулярное ведение журнала предпринятых ходов поиска работы;

  • систематическая работа с оперативной информацией;

  • телефонные звонки на удачу, поисковые визиты;

  • подбор подходящей работы по специальности, не по специальности, временной, общественной;

стремление найти подходящую работу из имеющихся вакансий и, возможно, из непривлекательных выбрать наилучшую для себя;

обучение на другую специальность с последующим трудоустройством;

презентация самого себя;

работа над собой в плане укрепления уверенности;

систематический анализ своих действий.


  1. Первым шагом в поиске работы является наша личная инвентаризация: нужно проанализировать собственные возможности, вспомнить свое образование, практики, курсовые, обобщить все, что умеем делать в профессиональной сфере. Оценить с точки зрения полезности свои увлечения, хобби, случайный опыт работы и т.д. Определить, что является наиболее значимым фактором рабочей обстановки, что имеет главное, а что второстепенное значение или вообще не важно.

  2. Следующий шаг - определение целей.

Каждый решает для себя, что он будет делать: искать любую работу, искать работу по специальности, искать работу, аналогичную предыдущей, стремиться, наконец, к осуществлению своих самых смелых мечтаний. Здесь тоже необходима систематизация. Она может быть представлена так:

  • идеальные варианты

  • реальные варианты

  • запасные варианты

  • временные варианты

У каждого из нас есть представление о тех видах деятельности, которые могли бы удовлетворить наши потребности в большей степени. Хорошо, если есть вариант. Он «греет», мобилизует человека, он может породить множество возможных путей его достижения. Пусть в реальности его непросто осуществить, но к нему можно стремиться, проверяя его возможность, делая шаги к его достижению, ставя конкретные цели.

Однако работа, которая представляется идеальным вариантом, требует, как правило, высокой квалификации, наличия профессионального опыта. Высокая оплата, хорошие условия достаются знающим и умеющим. Выпускникам, хотя бы на первых порах, видимо следует надеяться на реальные варианты.


  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница