Организация дистанционного обучения в сибади



Скачать 39.28 Kb.
Дата04.05.2016
Размер39.28 Kb.
ОРГАНИЗАЦИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В СИБАДИ



А.В. Кукин


Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия

e-mail: Akukin@sibadi.omsk.ru

Современный этап научно-технической революции в мире часто называю информационным. Использования современных средств хранения, передачи и обработки информации позволило во многих областях производства и услуг перейти на принципиально новый уровень. Широкое распространение информационных технологий имеет под собой, прежде всего, экономическую основу. Это возможность снижения издержек производства, оптимизация бизнес-процессов и, как следствие, увеличение прибыли. Не обошли такие тенденции и образовательные учреждения, и вузы в частности. Однако, в силу того, что до недавнего времени бюджетное финансирование образования было единственным источником развития учебных заведений, современные информационные технологии использовались преимущественно только в процессе обучения студента той или иной дисциплине учебного плана и не затрагивали вопросы организации учебного процесса и экономического анализа образовательной деятельности. Рост внебюджетной составляющей учебного процесса, появление негосударственных учебных заведений предопределило интерес к использованию современных информационных технологий в организации учебного процесса с целью снижения затрат на обучение.

В данной статье приводятся практические подходы в области организации учебного процесса в Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии (СибАДИ). Так одной из острых проблем в СибАДИ является высокая средняя нагрузка на преподавателя, которая превышает 800 часов в год. Традиционная форма реализации учебных планов предполагает и большую аудиторную нагрузку на студентов. Открытие новых специальностей при неизменном общем плане бюджетного набора также вызывает рост средней нагрузки. Перед вузом стоит проблема: с одной стороны уменьшить среднюю часовую нагрузку на преподавателя, с другой ни в коем случае не снизить качество подготовки специалистов при существующей конкуренции на рынке образовательных услуг. Одно из решений, это развитие дистанционных форм обучения. В СибАДИ был объявлен конкурс на получение грантов на создание электронных курсов для дистанционного обучения. Были разработаны требования к курсу, принципиальные из которых следующие: Курс для ДО должен соответствовать требованиям государственного стандарта на данную дисциплину и содержать следующие компоненты:


  • перечень требований и вопросов для аттестации в виде зачета или экзамена;

  • набор учебных материалов, достаточного для подготовки к аттестации по приведенным вопросам (авторский курс лекций, отсканированные материалы из учебников и др.);

  • тесты для аттестации.

Ведущий преподаватель по дисциплине для ДО должен подтвердить эквивалентность результатов электронного теста традиционным способам аттестации.

Одним из требований по созданию курсов для дистанционного обучения является возможность размещения курса на сервере СибАДИ www.sibadi.omsk.ru.

Другим, не менее важным требованием к организации учебного процесса в дистанционной форме, является возможность реализации авторских подходов ведущих преподавателей к вопросам контроля знаний и аттестации студентов, возможность интегрирования дистанционных форм обучения с традиционными.

Всем этим требованиям, на наш взгляд, отвечает программный комплекс LearningSpace, работающий в среде Lotus Notes. Так только создание билетов для контроля и оценки знаний предполагает семь вариантов организации тестирующих вопросов, что в полном объеме перекрывает все существующие в СибАДИ формы проверки знаний студентов.

В результате проведенного конкурса были созданы 8 курсов по различным дисциплинам. Следующим этапом внедрения ДО в СибАДИ стал эксперимент по переводу обучения для некоторых студентов очной и заочной формы обучения в дистанционный вид. По заявлению студента и согласия преподавателя более 20 студентов прекратили посещать занятия в сетке расписания и перешли на изучение предметов через электронные курсы. Не смотря на то, что существует возможность получить доступ к курсу через Интернет, большинство студентов стали посещать дисплейный класс, в котором для них было выделено время в вечернее время для работы с курсами. Популярность такого вида обучения превзошла все ожидания. Все студенты успешно преодолевали тесты и задания, прошли аттестацию по контрольным неделям и в настоящее время работают на получение зачета по дисциплине. Наибольший эффект при обучении выпал на дисциплину «Основы предпринимательства и бизнеса» для студентов 2 курса. Этот факт подтверждает существующее мнение о том, что не все дисциплины возможно эффективно использовать для дистанционного обучения. Подробная статистика с сервера показывает все затраты времени студентов и преподавателей при работе с курсом.

Следующим этапом развития ДО в СибАДИ станет вовлечение большего числа преподавателей и студентов в учебный процесс. Хорошей мотивацией участия в разработке и внедрение курсов для дистанционного обучения станет предложение по сокращению аудиторной нагрузки по тем дисциплинам, для которых создан необходимый набор материалов для дистанционного изучения. Принципиальным моментом в этом должен быть тот факт, что при снижении учебной нагрузки на кафедре не последует сокращение штатного расписания.



Мы стоим только в начале пути по широкому внедрению современных информационных технологий в область организации учебного процесса, но уже первые практические результаты наглядно демонстрируют хорошую перспективу в этом направлении.


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница