Организация паллиативной помощи сестер милосердия в россии: социологический анализ



страница1/17
Дата21.05.2016
Размер3.03 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17


ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»


На правах рукописи


ГОТОВКИНА Маргарита Сергеевна

ОРГАНИЗАЦИЯ ПАЛЛИАТИВНОЙ ПОМОЩИ СЕСТЕР МИЛОСЕРДИЯ В РОССИИ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Специальность 22.00.04. – Социальная структура, социальные институты и процессы

Диссертация

на соискание ученой степени

кандидата социологических наук
Научный руководитель:

Кандидат социологических наук, доцент Реутов Е.В.


Белгород – 2015



СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………….……..3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ПАЛЛИАТИВНОЙ ПОМОЩИ СЕСТЕР МИЛОСЕРДИЯ ……..19

1.1. Милосердие как духовная основа организации паллиативной помощи...19

1.2.Социальные практики паллиативной помощи инкурабельным больным.36

1.3.Межсекторальное социальное партнерство в процессе оказания паллиативной помощи сестричествами милосердия...................................…..62

ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА ОРГАНИЗАЦИИ ПАЛЛИАТИВНОЙ ПОМОЩИ СЕСТРИЧЕСТВ МИЛОСЕРДИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ……………81

2.1.Организация деятельности сестричеств милосердия…………..………….81

2.2.Социальная роль и социально-психологический портрет сестер милосердия…...............................................................................................……110

2.3.Перспективы институционализации паллиативной помощи сестер милосердия в современной России………………………………………........134

Заключение……………………………………………………………………...153

Список источников и литературы...…………………………………………..161

Приложение…………………………………………………………..………...184

ВВЕДЕНИЕ



Актуальность темы исследования. В начале XXI века человечество столкнулось с проблемой глобального старения населения. В развитых странах мира люди живут дольше, и все большее их число преодолевает 65-летний рубеж и достигает преклонного возраста1. Одновременно растет число людей с впервые установленным диагнозом злокачественного новообразования. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), количество ежегодно регистрируемых новых случаев онкологических заболеваний в мире возросло в 2014 году по сравнению с 2013 г. с 12,7 до 14,1 млн. случаев, а смертность от онкологических заболеваний – с 7,6 до 8,2 млн. случаев. В России ежегодно умирает около 300 тыс. онкологических больных2. По прогнозам, к 2030 г. эти показатели могут увеличиться примерно на 70% и составят 21,6 млн. человек3

Также, кроме увеличения численности людей с онкологическими заболеваниями, постоянно растет число больных, страдающих другими неизлечимыми заболеваниями. Одной из наиболее острых проблем в современном обществе является рост заболеваемости ВИЧ/СПИДом. По данным Федерального научно-методического центра по профилактике и борьбе со СПИДом, число людей, живущих с ВИЧ, в Российской Федерации продолжает увеличиваться и по состоянию на конец 2014 года составляет 799 тыс. человек. Однако, по разным методам оценки, реальное количество ВИЧ-инфицированных может составлять от 950 тыс. до 1 млн. 300 тыс. человек4.

Совокупность вышеперечисленных тенденций приводит к постоянному увеличению группы лиц, которым необходима не просто медицинская, но специализированная социально-медицинская, или паллиативная, помощь.

Паллиативная помощь представляет собой комплекс мер, направленных на поддержание качества жизни неизлечимо больного (инкурабельного) пациента посредством купирования болевого синдрома с одной стороны, и через оказание социальной, психологической и духовной помощи, с другой1. Паллиативная помощь является одной из наименее изученных отраслей медицины, тогда как в условиях растущего числа нуждающихся в специализированной помощи лиц актуальность ее исследований не вызывает сомнения. Кроме того, нельзя отрицать, что предоставление доступной помощи тяжело и/или неизлечимо больным – проблема не только и не столько медицинская или социоэкономическая, но, прежде всего, нравственная. Для обеспечения достойного качества жизни страдающему человеку наравне с врачебной (а порой и более) необходимы духовная, психологическая и социальная помощь. При этом в отечественной системе здравоохранения наблюдается значительная нехватка специализированных медико-социальных учреждений по оказанию помощи неизлечимо больным людям, а также персонала, подготовленного для ее оказания. Поэтому в сложившейся ситуации перспективным направлением институционализации паллиативной помощи является социальное партнерство государственных (муниципальных) учреждений здравоохранения с Русской Православной Церковью в лице сестричеств милосердия.

Паллиативная помощь, оказываемая силами православных сестричеств милосердия, представляет собой особое явление современного российского общества. В последние десятилетия мы можем наблюдать рост социальной значимости Русской Православной Церкви. Это обусловлено, во-первых, увеличением числа людей, в той или иной мере ориентированных на приобщение (понимание, принятие) традиционных для отечественной культуры православных ценностей; а, во-вторых, тем, что сама Русская Православная Церковь стремится иметь всё большую роль в жизни российского общества. Последнее с очевидностью вытекает, в частности, из такого программного документа, как Основы Социальной Концепции Русской Православной Церкви, преамбула которого гласит: «Настоящий документ, принимаемый Освященным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви, излагает базовые положения её учения по вопросам церковно-государственных отношений и по ряду современных общественно значимых проблем. Документ также отражает официальную позицию Московского Патриархата в сфере взаимоотношений с государством и светским обществом. <…> основным его предметом являются фундаментальные богословские и церковно-социальные вопросы, а также те стороны жизни государств и обществ, которые были и остаются одинаково актуальными для всей церковной Полноты в конце XX века и в ближайшем будущем»1. Далее в Основах Социальной концепции РПЦ говорится о том, что одно из приоритетных направлений сотрудничества Церкви и государства – это взаимодействие РПЦ и системы здравоохранения. Многие социальные проекты по оказанию помощи различным категориям граждан осуществляются Русской Православной Церковью как совместно с государственными2 и частными3 структурами, так и независимо от них4. Причем подобная социальная деятельность Церкви в большинстве случаев осуществляется как раз силами православных сестричеств милосердия.

Таким образом, при всей очевидности того, что систему паллиативной помощи в российском обществе необходимо развивать, отметим определенную маргинальность подобной практики. Поскольку государственная система здравоохранения не может в полной мере реализовать социальный запрос на оказание паллиативной помощи, включение в данную деятельность негосударственных институтов и, прежде всего, православных сестричеств милосердия представляется оптимальным способом решения проблемы. Данный факт актуализирует необходимость исследования особенностей организации сестричеств милосердия, духовно-нравственную и социальную базу данного вида деятельности, мотивацию ее участников, а также перспективы институционализации паллиативной помощи сестер милосердия.



Степень изученности проблемы. Основную теоретическую базу исследования составили разработки отечественных и зарубежных ученых в области оказания паллиативной помощи населению. Значительным вкладом в развитие научного анализа данной проблематики следует считать публикацию докладов Всемирной организации здравоохранения «Паллиативная помощь. Убедительные факты» (2005) и «Совершенствование паллиативной помощи пожилым людям» (2005)1. В них не только приведены статистические данные, но осуществлен компаративный пострановый анализ, дана развернутая трактовка сущности паллиативной помощи, определены перспективы ее развития и обоснованы механизмы совершенствования данного вида деятельности.

В работах Е.С. Введенской, А.В. Гнездилова, Г.А. Новикова, Т.В. Орловой, А.К. Хетагуровой, Н.В. Эккерт2 и других авторов рассмотрены различные аспекты оказания паллиативной помощи в условиях современной России. Большой вклад в разработку проблем, поднятых в настоящем диссертационном исследовании, внесли также работы основателей «хосписного движения» Э. Клюбер-Росс, С. Сандерс1.

Однако, несмотря на это, при изучении литературы и источников заметен недостаток исследований по данной теме. Существующие на сегодняшний день работы в основном касаются изучения медицинского аспекта организации помощи неизлечимо больным пациентам, тогда как паллиативная помощь – это целый комплекс направлений.

Кроме того, до настоящего времени исследования, посвященные паллиативной помощи, проводились в подавляющем большинстве в рамках медицинской, а не социологической науки. Исключением можно назвать работы авторов середины прошлого века – Ф. Арьеса, Б. Глейзера, А. Страуса2.

Следующий круг вопросов – особенности организации деятельности сестричеств милосердия. В современной научной литературе тема сестер милосердия в основном представлена работами исторического плана. К ним относятся монографии и статьи К.В. Зорина, Л.А. Карпычевой, Е.Н. Козловцевой, А.С. Коноховой, А.В. Постернака, Т.С. Сорокиной и других авторов3. Особо стоит отметить работу Е.Н. Правдиковской «Общины сестер милосердия в культуре России»1. Однако специального изучения организаций сестер милосердия в рамках социологических исследований ранее не проводилось.

Третий круг вопросов, затронутых в настоящем диссертационном исследовании, относится к рассмотрению механизмов социального партнерства. Среди современных исследователей данной проблематики можно назвать В.А. Бурляеву, А.Г. Здравомыслова, В.Н. Киселева, В.Г. Смолькова2.

Вопросы, касающиеся анализа проблем формирования и развития социального партнерства в различных областях, рассмотрены в работах А.В. Борилова, Т.Н. Захаровой, М.А. Ковалевой, В.В. Михайлова, Н.С. Нестеренко, Н.В. Тюкаловой и др.3

Наконец, четвертый круг вопросов, затронутых в настоящем диссертационном исследовании, связан с Русской Православной Церковью и ее социальной деятельностью (причем к данной теме примыкают и проблемы медицинской этики). Так, вопросам взаимодействия РПЦ с государственной системой здравоохранения посвящены исследования М.В. Манько, И.В. Силуяновой, Т.И. Туликовой, С.В. Филимонова, С.М. Хренниковой, А.Е. Черкасовой1.

Этические проблемы современной медицины с позиции православного вероучения представлены работами митр. Антония Сурожского2. Социальные аспекты биоэтики рассмотрены в публикациях О.О. Казьминой, И.В. Силуяновой3. Изучению социальной функции Русской Православной Церкви посвящены труды М. Е. Добрускина, архиеп. Димитрия Тобольского (А.М. Капалина), С.В. Филимонова4.

Представления об актуальности темы и степени ее разработанности в научной литературе дают основание для формулировки основной проблемы исследования. Она определяется противоречием между востребованностью паллиативной помощи, оказываемой сестрами милосердия, и недостаточной методологической и практической разработанностью механизмов ее институционализации, в том числе, в рамках социального партнерства Церкви и государственных (муниципальных) учреждений здравоохранения.



Гипотеза исследования заключается в нескольких взаимосвязанных предположениях. Во-первых, инкорпорация института сестер милосердия в систему оказания паллиативной помощи на основе социального партнерства Русской Православной Церкви и органов здравоохранения позволяет преодолеть формализованный подход к осуществлению паллиативной помощи в рамках государственных и муниципальных медицинских учреждений, расширить ее ресурсную базу и наполнить духовно-нравственным содержанием. Во-вторых, оказание паллиативной помощи сестричествами милосердия является социальной практикой, обладающей существенной спецификой по отношению к соответствующей деятельности государственных (муниципальных) учреждений здравоохранения. В деятельности сестер милосердия на данном поприще органично сочетаются духовная, медицинская и социальная помощь, эта деятельность носит легитимный, с точки зрения экспектаций пациентов и их родственников, характер, и в ней наличествует психотерапевтический эффект, значимый не только для пациентов и их родственников, но и для самих сестер милосердия.

Объект исследования – социальная практика паллиативной помощи инкурабельным больным.

Предмет исследования – особенности организации паллиативной помощи сестричествами милосердия Русской Православной Церкви.

Цель диссертационного исследования состоит в выявлении связей и отношений, складывающихся между индивидуальными и институционализированными участниками организации паллиативной помощи, оказываемой сестричествами милосердия РПЦ и в обосновании перспектив развития этой деятельности.

Задачи исследования:

  • исследовать генезис и развитие милосердия в России как основы организации паллиативной помощи сестер милосердия;

  • обосновать социально-инклюзивную функцию паллиативной помощи сестер милосердия по отношению к инкурабельным больным и их родственникам;

  • разработать модель межсекторального социального партнерства Русской Православной Церкви и государственных (муниципальных) учреждений здравоохранения в процессе оказания паллиативной помощи инкурабельным больным сестрами милосердия РПЦ;

  • выявить специфику оказания паллиативной помощи инкурабельным больным сестрами милосердия Русской Православной Церкви;

  • составить социальный и социально-психологический портрет современных сестер милосердия;

  • выявить основные тенденции и обосновать перспективы институционализации паллиативной помощи сестер милосердия в современной России.

Теоретико-методологической основой исследования является институциональный подход, а также основные положения теории социального партнерства, теории гражданского общества, теории социального взаимодействия.

Значимыми в теоретико-методологическом плане для диссертационного исследования явились концептуальные положения социологии социальной сферы (В.И. Жуков, Г.И. Осадчая и др.), социологии медицины (И.В. Венгрова, А.В. Решетников, В.М. Черников, Ю.А. Шилинс), деятельностный подход к изучению социальных структур и социальных процессов (А.П. Климов, В.Г. Немировский, В.И. Патрушев и др.).

Особое значение для диссертационного исследования имеют теоретические и прикладные результаты исследований сестринского дела П.В. Власова, В.А. Лопотникова, И.В. Островской, И.Э. Ромашок, Т.С. Сорокиной и других.

В диссертационном исследовании были использованы методы системного, ситуационного, структурного, факторного и функционального анализа. Первичная социологическая информация была получена посредством анализа документов, анкетного и экспертного опросов, нарративного интервью и включенного наблюдения.



Эмпирическую базу исследования составили:

  1. Результаты социологических исследований, проведенных автором:

  • «Смысложизненные ориентации сестер милосердия (на примере сестричеств г. Москвы)». Метод исследования – глубинное интервью, нарративный анализ (сентябрь 2012 г.). Выборка составила N=47. Признаки репрезентации: пол, возраст, сфера занятости.

  • «Социологический опрос населения об информированности относительно развития системы оказания паллиативной помощи в современной России». Метод исследования – анкетный опрос (ноябрь – декабрь 2012 г.). Выборка составила N=624. Опрос проводился по случайной выборке в г. Москве, г. Санкт-Петербурге и ряде населенных пунктов Московской и Ленинградской областей. Признаки репрезентации: пол, возраст, место проживания.

  • «Социальный портрет современных сестер милосердия (на примере сестричеств г. Москвы)». Метод исследования – анкетный опрос (май 2013 г.). Выборка составила N=225. Признаки репрезентации: пол, возраст, сфера занятости.

  • «Сестры милосердия: восстановление традиции или новая социальная роль». Метод исследования – экспертный опрос (ноябрь – декабрь 2013 г.). Респонденты – пациенты отделений клинических больниц г. Москвы и их родственники, средний медицинский персонал. Выборка составила N=103. Признаки репрезентации: пол, возраст, место лечения (работы).

  1. Правовые и нормативные акты, определяющие состояние и развитие института паллиативной помощи в России (конвенции, декларации, конституции, программы Всемирной Организации Здравоохранения, законодательные акты Министерства здравоохранения РФ и другие документы).

  2. Результаты вторичного анализа социологических исследований, проведенных различными организациями и исследовательскими центрами, данные Министерства здравоохранения РФ, Федерального научно-методического центра по профилактике и борьбе со СПИДом, Всемирной Организации Здравоохранения.

В диссертационном исследовании автором использованы материалы ряда других медико-социологических исследований, посвященных проблемам оказания паллиативной помощи.

Соответствие темы диссертации требованиям паспорта специальности ВАК. Диссертация соответствует следующим пунктам паспорта специальности 22.00.04 - социальная структура, социальные институты и процессы: 6. Становление гражданского общества в России, его элементы и структура; 31. Здоровье населения в социальном контексте. Факторы, влияющие на формирование здорового поколения, как критерий социальной дифференциации.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:

  • разработана структурно-функциональная модель паллиативной помощи, в которой медицинский аспект (облегчение страданий инкурабельных больных) органично взаимосвязан с социальным (преодолением социальной эксклюзии пациентов и членов их семей);

  • обоснован оптимальный механизм организации паллиативной помощи в России на основе социального партнерства Русской Православной Церкви и государственных (муниципальных) учреждений здравоохранения;

  • составлен социальный и социально-психологический портрет современной сестры милосердия, включающий комплекс гендерных, возрастных, социоэкономических, мотивационных характеристик;

  • разработаны перспективный и инерционный сценарии институционализации паллиативной помощи сестер милосердия в России.

Положения, выносимые на защиту:

  1. Милосердие является духовной основой организации паллиативной помощи сестер милосердия и представляет собой комплексную социальную практику, объединяющую духовно-эмоциональное сопереживание и конкретно-практическую деятельность. В православной социокультурной традиции, в рамках которой сформировались сестричества милосердия, оно имеет особое значение, так как является практической реализацией заповеди о любви к ближнему. Именно в акте милосердия, которое является не только внутренним чувством сострадания, но и действенной помощью другим, индивид самосовершенствуется. При этом не только нуждающийся получает вспомоществование, но и сам благотворитель, помогая страждущему, духовно обогащается. Наличие такой основы принципиально отличает паллиативную помощь сестер милосердия от деятельности государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, для которых в настоящее время приоритетным становится регламентация и стандартизация процесса оказания медицинских услуг.

  2. В современных условиях паллиативная помощь представляет собой комплекс социальных практик, направленных на облегчение страданий тяжелобольных людей (и их родственников) посредством мер медицинского, духовно-нравственного, психологического характера, а также обеспечения медицинского ухода за пациентом. Ожидаемым результатом данных практик является социальная инклюзия адресатов паллиативной помощи, преодоление ими состояния психологической фрустрации и социальной дезадаптации. Комплексный подход к оказанию паллиативной помощи, осуществляемой сестричествами милосердия, предполагает, что ее немедицинские (социальные и духовно-нравственные) направления являются не менее, а зачастую и более важными, чем медикаментозная терапия, доминирующая в государственных (муниципальных) учреждениях.

  3. Организационным механизмом институционализации паллиативной помощи сестер милосердия в России, формирующим условия для взаимодействия и установления устойчивых связей между ее субъектами, является межсекторальное социальное партнерство Русской Православной Церкви и государственных (муниципальных) учреждений здравоохранения. Перспективная модель социального партнерства основана на агрегации специфических ресурсов, имеющихся у субъектов социального партнерства. Функциональная роль государства состоит в создании правовых и экономических стимулов для развития социального партнерства, а также в формировании баланса интересов, на основании которого граждане как потребители социальных услуг получают заботу при гарантированном качестве по определенным стандартам. Функциональная роль Церкви заключается в духовно-нравственной легитимации паллиативной помощи, рекрутировании ее участников и организации их взаимодействия с государственными (муниципальными) учреждениями здравоохранения.

  4. Современные сестричества милосердия представляют собой организованные группы православных христианок, сочетающих в своей деятельности медицинскую и духовно-религиозную практику. Спецификой деятельности сестричеств милосердия по оказанию паллиативной помощи инкурабельным больным является органический синтез медицинской, социальной и социально-психологической терапии, высокая степень легитимности их социальной роли и статуса в системе паллиативной помощи, наличие ощутимого психотерапевтического эффекта не только в отношении пациентов и их родственников, но и самих сестер милосердия.

  5. Современная сестра милосердия – это, как правило, одно- или двухдетная замужняя женщина 40-50 лет, со средним уровнем материального достатка. В системе ценностей сестер милосердия ведущую роль занимают духовно-религиозные, ориентирующие на социальное служение. Гедонистические ценности не играют ощутимой роли в регуляции деятельности сестер милосердия. Иерархия мотивации сестер милосердия, оказывающих паллиативную помощь, представлена следующими группами мотивов: духовно-религиозные; нерелигиозные альтруистической направленности; стремление к профессионализации; материальный расчет. Выявленное сочетание социально-психологических характеристик способствует эффективному оказанию паллиативной помощи сестрами милосердия. Социальный портрет сестер милосердия в достаточно высокой степени комплиментарен содержанию и ценностным основаниям деятельности по оказанию паллиативной помощи и в этом качестве оказывает позитивное влияние на процесс ее институционализации. Однако устойчивость, ригидность характеристик социального портрета сестер милосердия может иметь и негативные последствия - способствовать маргинализации сестричеств и препятствовать привлечению в них новых участников.

  6. Институционализация паллиативной помощи сестер милосердия представляет собой ее интеграцию в систему здравоохранения в результате общественного признания, придания субъектам помощи официального статуса, установления стандартов качества и регламентации процедур. Анализ существующих тенденций развития паллиативной помощи сестер милосердия в рамках социального партнерства Русской Православной Церкви и государственных (муниципальных) учреждений здравоохранения позволяет предложить два прогнозных сценария. Перспективный предполагает активное использование финансовых, организационных и информационных механизмов стимулирования взаимодействия субъектов оказания паллиативной помощи. В дальнейшем его реализация приведет к выделению собственного вида профессиональной деятельности (новой специальности) в рамках профессии медицинской сестры, к устойчивому росту организаций сестер милосердия и дальнейшей их институционализации при поддержке органов государственной власти. Условием реализации этого сценария является эффективное использование ресурсов социального партнерства государства и Церкви при максимально широком вовлечении в процесс их взаимодействия других институтов и формировании системы общественного контроля. Инерционный сценарий предполагает сохранение административных, идеологических и коммуникативных барьеров во взаимодействии Русской Православной Церкви и государственных учреждений и органов здравоохранения, замыкание их на своих корпоративных интересах; уменьшение финансовой поддержки и снижение качества нормативно-правового и методического сопровождения деятельности сестричеств милосердия со стороны государства. В результате в социальном партнерстве получат преобладание формально-бюрократические тенденции; при этом сестричества милосердия будут продолжать свою деятельность, но их потенциал не будет полностью реализован.

Теоретическая и практическая значимость исследования.

Результаты, полученные в ходе диссертационного исследования, могут быть использованы при дальнейшем исследовании паллиативной помощи и организаций сестер милосердия в социально-медицинском, социально-психологическом и социально-философском направлениях. Перенесение проблемы оказания паллиативной помощи из медицинской сферы в социальную позволяет по-новому взглянуть на это явление, а также найти новые пути решения возникающих проблем. Поскольку ранее проблемы, связанные с паллиативной помощью, в социологической науке практически не рассматривались, введение категории «паллиативная помощь» в социологию имеет важное значение как в практическом плане (для организации сестричеств милосердия, оказывающих паллиативную помощь), так и в научном (для расширения междисциплинарных связей, институционализации нового направления исследований в социологии медицины, обоснования социальной функции паллиативной помощи в современном обществе). Полученные в диссертационном исследовании результаты могут быть использованы в процессе преподавания курсов «Социология социальной работы», «Социология медицины», «Социология духовной жизни», «Социология профессии», «Организация здравоохранения».



Апробация работы. Результаты исследования нашли отражение в 17 публикациях, в том числе, в 5 статьях в ведущих рецензируемых журналах, определенных списком ВАК; о результатах исследования докладывалось на IV Всероссийском социологическом конгрессе (Москва, 2011), XI Всероссийском социально-педагогического конгрессе (Москва, 2011), на годичных научных чтениях факультета социальной работы, педагогики и ювенологии (РГСУ, Москва, 2011), на XV Международной научно-практической конференции Гуманитарного университета (Екатеринбург, 2012), на II, III, IV Международной научной конференции «Социология религии в обществе позднего модерна» (Белгород 2012, 2013, 2014), I Международной заочной научно-практической конференции (Тамбов, 2015).

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих 6 параграфов (по 3 параграфа в каждой), заключения, списка источников и литературы и приложения.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница