«Организация работы педагогического коллектива по повышению качества образования. Опыт, проблемы, перспективы повышения качества дополнительного образования и воспитывающей деятельности в образовательном учреждении»



Скачать 68.97 Kb.
Дата19.05.2016
Размер68.97 Kb.
«Организация работы педагогического коллектива по повышению качества образования. Опыт, проблемы, перспективы повышения качества дополнительного образования и воспитывающей деятельности в образовательном учреждении».
Современные реалии развития общества требуют выработки современных подходов к воспитанию детей и юношества на основе решения задач всестороннего развития личности, формирования стратегии активной жизнедеятельности, создания условий для самореализации и самоопределения.

Особое внимание уделяется формированию детской личности через накопленный опыт овладения социальными ценностями, формами и методами творческой деятельности, индивидуального самораскрытия.

Воспитание следует рассматривать как создание психолого-педагогических условий для жизни и деятельности детей, школьников, для их позитивной социализации, нравственного развития личности и индивидуальности в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, с учётом культурных традиций России, общечеловеческих ценностей, новой социально-экономической реальности. Обучение и воспитание осуществляется в социальных институтах, главные из которых – семья, детский сад, школа, общество в целом.

Воспитание молодого поколения должно быть системой. Воспитание как система предполагает, что каждый институт социализации – семья, детский сад, школа, общество – выполняет свою определённую функцию в деле воспитания, не дублирует при этом другие институты, а целесообразно взаимодействует с ними. Проблема воспитания в образовательном учреждении решается только во взаимодействии педагогов, психологов, родителей.

Актуальность проблемы формирования компетентностей московских школьников является важной задачей, входящей в число приоритетов современной школы, обеспечивающих повышение качества образования. Компетентностный подход отражает тенденции научного поиска в современной педагогической науке, направленность на построение новой модели образования, основные характеристики которой определены нормативными документами, связанными с модернизацией образования, находят воплощение в проекте «Государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения».

Ключевые компетенции характеризуют проявления социальной жизни человека в современном обществе. Это компетентности в сфере самостоятельной познавательной, гражданско-общественной, социально-трудовой, культурно-досуговой деятельности, в бытовой сфере и т.д.

Тема формирования ключевых компетентностей школьников, разработана в самые последние годы коллективом под руководством академика РАО И.А.Зимней. В этих работах рассматриваются следующие ключевые компетентности школьников:

– «компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанная на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации, в том числе внешкольных;

– компетентность в сфере гражданско-общественной деятельности, (выполнение ролей гражданина, избирателя, потребителя);

– компетентность в сфере социально-трудовой деятельности (в том числе умение анализировать ситуацию на рынке труда, оценивать собственные профессиональные возможности, ориентироваться в нормах и этике взаимоотношений, навыки самоорганизации);

– компетентность в бытовой сфере (включая аспекты собственного здоровья, семейного бытия и проч.);

– компетентность в сфере культурно - досуговой деятельности (включая выбор путей и способов использования свободного времени, культурно и духовно обогащающих личность)

Структура основных компетенций, разработанных в рамках этой концепции, выглядит следующим образом:

1. Компетенции, относящиеся к самому человеку как личности, субъекту деятельности, общения:

– компетенции здоровьесбережения: знание и соблюдение норм здорового образа жизни, знание опасности курения, алкоголизма, наркомании, СПИДа; знание и соблюдение правил личной гигиены, обихода; физическая культура человека, свобода и ответственность выбора образа жизни;

– компетенции ценностно-смысловой ориентации в Мире: ценности бытия, жизни; ценности культуры (живопись, литература, искусство, музыка), науки; производства; истории цивилизаций, собственной страны; религии;

– компетенции интеграции: структурирование знаний, ситуативно-адекватной актуализации знаний, расширения приращения накопленных знаний;

– компетенции гражданственности: знания и соблюдение прав и обязанностей гражданина; свобода и ответственность, уверенность в себе, собственное достоинство, гражданский долг; знание и гордость за символы государства (герб, флаг, гимн);

– компетенции самосовершенствования, саморегулирования, саморазвития, личностной и предметной рефлексии; смысл жизни; профессиональное развитие; языковое и речевое развитие; овладение культурой родного языка, владение иностранным языком.

2. Компетенции, относящиеся к социальному взаимодействию человека и социальной сферы

– компетенции социального взаимодействия: с обществом, общностью, коллективом, семьей, друзьями, партнерами, конфликты и их погашение, сотрудничество, толерантность, уважение и принятие Другого (раса, национальность, религия, статус, роль, пол), социальная мобильность;

– компетенции в общении: устном, письменном, диалог, монолог, восприятие текста; знание и соблюдение традиций, ритуала, этикета; деловая переписка; делопроизводство, бизнесс-язык; иноязычное общение, коммуникативные задачи и др.

3. Компетенции, относящиеся к деятельности человека

– компетенция познавательной деятельности: постановка и решение познавательных задач; нестандартные решения, проблемные ситуации – их создание и разрешение; продуктивное и репродуктивное познание, исследование, интеллектуальная деятельность;

– компетенции деятельности: игра, учение, труд; средства и способы деятельности: планирование, проектирование, моделирование, прогнозирование, исследовательская деятельность, ориентация в разных видах деятельности;

– компетенции информационных технологий: прием, переработка, выдача информации; преобразование информации и др.

Особое значение в перечне ключевых компетентностей школьников уделяется формированию социальных компетентностей, понимаемых как индивидуальный комплекс качеств характера, знаний, умений, навыков и социально-психологических характеристик, определяющий уровень взаимоотношений индивида и социума и позволяющий ему принять единственно верное решение в разных жизненных ситуациях. Эта линия обусловлена необходимостью ответа на вопрос о том, какими результатами полученного школьного образования выпускник школы может воспользоваться вне школы. Подчеркивается, что для обеспечения «отдаленного эффекта» школьного образования учащихся необходимо мотивировать на самостоятельный поиск путей решения различных проблем, предлагая при этом возможные способы действия и тщательно анализируя полученные результаты, как положительные, так и отрицательные.

Одним из направлений воспитательной деятельности образовательных учреждений является внедрение новых методов проектной деятельности обучающихся, в которых сочетается педагогическое, ученическое и классно – семейное проектирование, возможности основного, дополнительного образования и соуправления.

Одной из современных тенденций в деятельности общеобразовательных учреждений разных типов является значительное расширение дополнительного образования. Сегодня к этому есть целый ряд объективных и субъективных оснований:

– на развитие воспитания в целом и дополнительного образования, как одной из его составляющих, нацеливают организаторов общего образования нормативные документы;

– все больше педагогической наукой и практикой осознаются образовательные, социально-педагогические и воспитательные возможности дополнительного образования;

– активно развивается сама сфера дополнительного образования, все больше становясь полноценной составляющей процесса непрерывного образования человека.

Правильно организованная система дополнительного образования представляет собой ту благоприятную сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, что позволит, в конечном итоге, сделать более результативным и эффективным процесс базового обучения.

Реалии современной действительности делают актуальной проблему разработки современных программ воспитания школьников, что является объективно назревшей необходимостью в контексте процессов, связанных с переосмыслением воспитания как общегосударственной проблемы, усиления воспитывающей составляющей образовательного процесса.

Активно развиваются детские общественные объединения и ученическое самоуправление, играющие большую роль в формировании социально активной личности.

Активизировалось участие родительской общественности в решении проблем воспитания и социализации детей и подростков.

Первоочередной задачей является постоянное совершенствование содержания воспитательного процесса с учётом запросов современного общества, удовлетворения интересов и потребностей детей в личностном, воспитательном, творческом развитии.

Для решения существующих проблем каждому образовательному учреждению при планировании воспитательной работы необходимо учесть ряд приоритетных направлений, направленных на формирование компетентностей школьников и совершенствование организации воспитания. Это:

- активизация анализа и построения администрацией и педагогическими коллективами эффективных воспитательных систем классов и школ; активное включение инновационных технологий в воспитательный процесс;

- работа над воспитанием у детей духовно-нравственного воспитания в целом;

- выявление талантливых классных руководителей, раскрытие их творческого потенциала;

- развитие методов конкурсных социально-значимых проектов во всех формах воспитательной работы, начиная от классного проектирования до организации массовых мероприятий;

- использование образовательными учреждениями современных электронных технических средств и программ для создания банков данных по различным направлениям воспитания;

- обработка механизмов взаимодействия школы, семьи, детских и молодёжных организаций, работодателей, других социальных партнёров в области воспитания;

- разработка новых подходов к организации трудового воспитания и профессиональной ориентации учащихся;

- внедрение инновационных технологий в деятельность классных руководителей;



- создание единого воспитательного пространства микрорайона, округа, города на основе воспитательных систем образовательных учреждений.

- значительное расширение и правильная организация системы дополнительного образования, способствующая формированию познавательных потребностей и способностей каждого учащегося.


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница