Организация самостоятельных краеведческих работ при изучении биологии в разделе



Скачать 398.27 Kb.
страница1/2
Дата27.04.2016
Размер398.27 Kb.
  1   2


На правах рукописи
Савинова Екатерина Валерьевна
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ КРАЕВЕДЧЕСКИХ РАБОТ ПРИ ИЗУЧЕНИИ БИОЛОГИИ В РАЗДЕЛЕ «ЖИВОТНЫЕ»

Специальность 13.00.02 теория и методика обучения и воспитания

(биология, уровень общего образования)

АВТОРЕФЕРАТ


диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук

Астрахань

2010


Работа выполнена на кафедре зоологии ГОУ ВПО «Астраханский государственный университет»


Научный руководитель:

доктор педагогических наук, профессор

Семчук Надежда Михайловна


Официальные оппоненты:

доктор биологических наук, профессор

Закутнова Вера Ивановна

кандидат педагогических наук



Степанова Наталья Петровна


Ведущая организация:

Ставропольский государственный педагогический институт

Защита состоится «12» марта 2010 г. в 13.00 часов на заседании диссертационного совета ДМ 212.009.05 при Астраханском государственном университете по адресу: 414000, г. Астрахань, пл. Шаумяна, д.1., ауд. 101.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Астраханского государственного университета.
Текст автореферата размещен на официальном сайте Астраханского государственного университета: http:www.aspu.ru.

Автореферат разослан «___»_____________2010 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета С.З. Кенжалиева



Общая характеристика работы
Актуальность исследования. При современных темпах развития науки и техники, широкой информатизации общества очевидна необходимость постоянной, протекающей в течение всей жизни человека, образовательной работы. С возрастающей остротой встает обусловленная научно-техническим прогрессом задача постоянного обновления и углубления знаний, т.е. осуществление непрерывного образования. При этом самообразование является наиболее массовым способом постоянного повышения образовательного уровня всех членов общества. Социальный заказ общества школе определен тем, что в числе главных задач средней общеобразовательной школы названы вооружение учащихся глубокими и прочными знаниями основ наук, воспитание у них стремления к непрерывному совершенствованию своих знаний и умения самостоятельно пополнять их и применять на практике.

Стремление к самообразованию складывается у учащихся на основе совокупности различных мотивов, среди которых важную роль играет познавательный интерес к определенной области знаний.

Действенным направлением в решении задачи приобщения учащихся к самостоятельности и самообразованию является использование краеведческого материала, включение которого в уроки способствует раскрытию общих закономерностей изучаемых явлений и предоставляет возможности для непосредственного наблюдения, формирования взглядов и убеждений каждого школьника, для развития у учащихся интереса к знаниям, стремления к самостоятельному их расширению. Особые возможности для развития у школьников стремления к самообразованию дает материал о живой природе родного края, обладающий высоким аксиологическим потенциалом.

Однако в последнее время в связи с тем, что произошло значительное уменьшение часов на изучение биологии в учебном плане школы, возможности использования краеведческого материала сократились, мало внимания уделяется и организации самостоятельных работ учащихся, особенно длительных (исследовательские проекты).

Проблема развития самостоятельной познавательной деятельности школьников и организации самостоятельных работ при обучении освещена в исследованиях многих педагогов (Буряк В.К., Границкая А.С., Ерастов Н.П., Есипов Б.П., Ильина Т.А., Жеребятьева Л.Ф., Рабунский Е.С., Саталкин И.Н., Серкова Г.Г., Унт И.Э. и др.). Развитие самостоятельности школьников, их саморазвитие и самовоспитание в процессе обучения рассматривались в работах Агуреевой А.Е., Васильевой З.И., Войтенко Т.А., Вороняк В.Г., Громцевой А.К., Жаровой Л.Л., Крыловой Н.Г., Орлова В.И., Пидкасистого П.И., Портнова М.Л., Селевко Г.И., Файзуллина Р.Н. и др. Особого внимания заслуживает исследование Солоновича М.А., посвященное изучению школьного краеведения как средства формирования самостоятельности, хотя автор не рассматривает его применительно к биологии.

В исследованиях по методике преподавания биологии и в методических пособиях для учителей биологии (Л.П. Анастасова, Е.П. Бруновт, Н.М. Верзилин, Е.. Демьянков, И.Д. Зверев, В.М. Корсунская, Л.А. Луцкая, С.С. Молис, А.Н. Мягкова, В.Ф. Шалаев, К.П. Ягодовский и др.) уделялось достаточное внимание организации и содержанию самостоятельных работ учащихся по биологии, в том числе и на краеведческом материале. Проводились и специальные научные исследования (А.Е. Богоявленская, А.В. Кулев, А.Б. Мухамбетова, Н.В. Падалко, В.В. Пасечник, Н.П. Степанова, С.В. Суматохин, Д.И. Трайтак и др.), в которых научно обосновано и доказано положительное влияние самостоятельных работ по биологии на качество знаний, развитие мышления и воспитание школьников.

Вместе с тем проблема организации самостоятельных краеведческих работ при изучении биологии до конца не разрешена: не определены специфика, цели и задачи самостоятельных краеведческих работ в контексте современных требований, не разработана методика их организации при изучении биологии, способствующая развитию у школьников стремления к самообразованию.

В настоящее время в теории и практике обучения биологии сложились противоречия между объективной потребностью в формировании у школьников стремления к самообразованию и недостаточным его развитием в практике обучения; между аксиологическим потенциалом материала о живой природе родного края и его недостаточным использованием при изучении биологии из-за уменьшения количества часов на биологическое образование; между широким распространением современных информационных технологий и их недостаточным использованием при организации самостоятельных работ школьников по биологии; между потребностью учителей биологии в методических рекомендациях по организации самостоятельных краеведческих работ при изучении биологии и их отсутствием в практике школы. Названные противоречия определили проблему исследования, которая состоит в объективной необходимости создания научно обоснованной методики организации самостоятельных краеведческих работ при изучении биологии.



Цель исследования заключается в научном обосновании и разработке методики организации самостоятельных краеведческих работ при изучении биологии на примере раздела «Животные».

Объектом исследования является образовательный процесс по биологии в 7 классе.

Предметом исследования является методика организации самостоятельных краеведческих работ при изучении биологии на примере раздела «Животные».

Гипотеза исследования содержала предположение о том, что организация самостоятельных краеведческих работ при изучении биологии способствует развитию у школьников интереса к изучению биологии, стремления самостоятельно изучать природу родного края, стремления к самообразованию, если:

  • цели и задачи организации самостоятельных краеведческих работ определены с учетом современных требований к выпускнику школы;

  • научно обоснованы и учитываются критерии отбора краеведческого содержания и современные требования к организации самостоятельной краеведческой работы;

  • выявлены и соблюдаются в образовательном процессе этапы организации самостоятельных краеведческих работ, обеспечивающие мотивацию школьников к самостоятельной деятельности и ее результативность;

  • в уроки биологии включаются разнообразные виды самостоятельных краеведческих работ, позволяющие при их организации учитывать способности, склонности и желания учеников.

Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы нами определены следующие задачи исследования:

1. Провести сравнительно-исторический анализ становления и развития проблемы самостоятельной деятельности учащихся при изучении природы родного края.

2. Изучить современное состояние проблемы организации самостоятельных работ при изучении природы родного края, уточнить дефиниции основных категорий проводимого исследования; выявить специфику самостоятельных работ по биологии; определить психолого-педагогические аспекты организации самостоятельных работ школьников (подходы, принципы, требования к организации).

3. Выявить возможности организации самостоятельных краеведческих работ на примере раздела «Животные» и изучить практику школьного биологического образования по реализации этих возможностей.

4. Определить наиболее эффективные способы организации самостоятельной краеведческой работы школьников при изучении биологии (формы, методы, методические приемы).

5. Сконструировать модель организации самостоятельных краеведческих работ при изучении биологии, реализующую системный подход к организации самостоятельной деятельности школьников.

6. Разработать методику организации самостоятельных краеведческих работ при изучении раздела «Животные» и провести проверку ее эффективности в условиях педагогического эксперимента.

Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы исследования использовались следующие методы:

теоретические: анализ и синтез методической, педагогической и психологической литературы, учебно-программных и методических документов, сравнение и обобщение достижений отечественной и зарубежной педагогики, моделирование;

эмпирические: прямые и косвенные педагогические наблюдения, анкетирование, тестирование, контрольные срезы знаний, беседы, создание педагогических ситуаций, педагогический эксперимент;

статистические: математическая и статистическая обработка результатов эксперимента, графическое представление результатов эксперимента.

Теоретико-методологическую основу исследования составили положения личностно ориентированного (С.В. Алексеев, Е.В. Бондаревская, М.В. Богуславский, О.С. Газман, Э.Н. Гусинский, Е.И. Казакова, О.Е. Лебедев, Т.В. Машарова, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.), деятельностного (Н.В. Бордовская, А.М. Волков, П.А. Гальперин, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, З.Ф. Чехлова и др.), компетентностного (А.Г. Бермус, И.А. Зимняя, Т.В. Иванова, О.Е. Лебедев, А.В. Хуторской, Ф.Г. Ялалов и др.) подходов, исследования проблемы познавательной самостоятельной деятельности учащихся при обучении биологии (Е.П. Бруновт, Н.М. Верзилин, Е.Н. Демьянков, И.Д. Зверев, В.М. Корсунская, А.Н. Мягкова, Н.В. Падалко, В.В. Пасечник, Д.И. Трайтак, и др.).

Исследование проводилось в 2006-2009 гг. и включало 3 этапа.



На 1 этапе (2006 г.) изучалось состояние проблемы организации самостоятельных краеведческих работ при изучении биологии; проводился анализ психологической, педагогической и методической литературы; сформулированы теоретические позиции и разработана методика исследования, проведен констатирующий эксперимент.

На 2 этапе (2007-2009 гг.) были определены и обоснованы теоретические и методические основы организации самостоятельных краеведческих работ при изучении биологии; сконструирована модель и на ее основе разработана экспериментальная методика, проведен поисковый и формирующий эксперимент.

На 3 этапе (2009 г.) осуществлена статистическая обработка результатов опытно-экспериментальной работы, проведена систематизация и обобщение материала; оформлены результаты теоретического и экспериментального исследования, сформулированы выводы, оформлен текст диссертации.

Научная новизна исследования состоит в том, что уточнено понятие «самостоятельная краеведческая работа» и выявлены особенности самостоятельной краеведческой работы школьников в контексте современных требований, определяющие цель, задачи и способы их организации в образовательном процессе по биологии; с позиций психолого-педагогических подходов (личностно ориентированный, деятельностный, компетентностный, индивидуальный) и принципов (наглядности, доступности, сознательности и активности, научности, системности и последовательности, связи теории с практикой) определены требования к организации самостоятельных краеведческих работ при изучении биологии (критерии отбора краеведческого содержания, требования к этапности самостоятельных краеведческих работ, требования к инструкциям и рабочим руководствам); разработана система заданий для самостоятельной краеведческой работы школьников при изучении раздела «Животные» и методика их включения в образовательный процесс по биологии; выявлено влияние участия школьников в самостоятельной краеведческой работе на развитие у них стремления к самостоятельной познавательной деятельности по изучению природы родного края и стремления к самообразованию.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что оно вносит вклад в теорию самостоятельной познавательной деятельности школьников при изучении биологии: с учетом современных требований дополнена классификация самостоятельных работ по биологии; на основе личностно ориентированного, деятельностного, компетентностного, индивидуального подходов сконструирована модель методики организации самостоятельных краеведческих работ, включающая целевой, содержательный, организационно-процессуальный, результативно-диагностический компоненты и взаимосвязи между ними; определены взаимосвязанные этапы организации самостоятельных краеведческих работ при изучении биологии (подготовительный, основной, итоговый).

Практическая значимость исследования состоит в разработке и экспериментальной проверке эффективной методики организации самостоятельных краеведческих работ при изучении биологии, создающей условия для развития у школьников стремления к самообразованию, для развития интереса у учащихся к самостоятельному изучению природы родного края и стремления к самостоятельной познавательной деятельности. Создано и апробировано методическое оснащение: методические рекомендации по организации самостоятельных краеведческих работ при изучении биологии по разделу «Животные», комплекс заданий и инструкций для самостоятельной краеведческой работы.

Рекомендации по использованию научных результатов. Разработанная методика организации самостоятельных краеведческих работ в образовательном процессе по биологии может быть использована в практике школьного биологического образования, системе повышения квалификации учителей биологии, при обучении студентов-биологов педагогических вузов.

Достоверность выводов и результатов исследования обусловлена методологической обоснованностью исходных позиций и теоретических положений исследования; соответствием логики исследования его цели, задачам и предмету; рациональным сочетанием методов теоретического и эмпирического исследования; использованием объективных качественных и количественных показателей результативности образовательного процесса.

На защиту выносятся следующие положения исследования:

1. Самостоятельная краеведческая работа - активная познавательная деятельность по изучению флоры и фауны своего края, проводимая школьниками без непосредственного участия учителя, но под его руководством, которая служит средством повышения эффективности процесса обучения биологии и подготовки учащихся к самообразованию. Особенностями самостоятельной краеведческой работы в контексте современных требований являются: активный поиск дополнительного материала; модульное и информатизационное обучение; использование электронных средств обучения и системы Интернет; проектная деятельность; стремление к самообразованию. Целью самостоятельной краеведческой работы при изучении биологии является развитие у учащихся интереса к самостоятельному изучению природы родного края, выработка у них стремление к самостоятельной познавательной деятельности, развитие у учащихся стремления самообразованию.

2. Модель методики организации самостоятельных краеведческих работ изучении биологии, состоящая из взаимосвязанных и взаимозависимых компонентов: целевого, содержательного, организационно-процессуального и результативно-диагностического.

3. Методика организации самостоятельных краеведческих работ по биологии в разделе «Животные», включающая в себя цели и задачи организации самостоятельных краеведческих работ; дополнительный краеведческий материал, подобранный на основе критериев соответствия программному содержанию, интереса школьников к изучаемым фактам, явлениям и событиям, практической значимости, наличия межпредметных связей, исследовательского характера, реальности выполнения заданий, научности; этапы организации самостоятельных краеведческих работ (подготовительный - всесторонняя подготовка для организации работы, основной - выполнение учащимися работы, итоговый - проверка, подведение итогов и оценка проделанной работы); разнообразные виды самостоятельных краеведческих работ (с дополнительной литературой, на лабораторно-практических занятиях и экскурсиях, с использованием информационных технологий, по выполнению исследовательских, информационных, природоохранных, творческих проектов).

4. Положительные результаты, полученные в ходе внедрения и апробации экспериментальной методики организации самостоятельных краеведческих работ при изучении биологии, заключающиеся в развитии у школьников интереса к изучению биологии, стремления самостоятельно изучать природу родного края, стремления к самообразованию.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты исследования обсуждались на ежегодных итоговых научных конференциях Астраханского государственного университета (Астрахань, 2006, 2007, 2008), на городской педагогической научно-практической конференции «Достижение нового качества образования – требование XXI века: особенности содержания и организации УВП» (Астрахань, 2007), на городской педагогической научно-практической конференции «Инновационная деятельность в общеобразовательном учреждении как фактор развития муниципальной системы образования» (Астрахань, 2008), на Всероссийской научно-практической конференции «Современные проблемы естествознания и методики его преподавания» (Москва, 2008), на международной научно-практической конференции «Основные проблемы современной науки» (София, 2009), на международной научно-практической конференции «Dynamika naukowych badan-2009» (Варшава, 2009). По теме исследования опубликовано 11 статей, в том числе одна в научном издании, рекомендованном ВАК РФ («Образование и саморазвитие»).



Структура диссертации обусловлена логикой проведенного научного исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы. Текст диссертации иллюстрирован рисунками, схемами и таблицами.
Основное содержание диссертации
Во введении обоснована актуальность исследования, определены его объект, предмет, цель и задачи, сформулирована гипотеза, охарактеризованы методы исследования, представлена научная новизна, теоретическая и практическая значимость, содержатся данные об апробации результатов исследования.

В первой главе диссертации «Теоретические основы организации самостоятельных краеведческих работ при обучении биологии» представлен сравнительно-исторический анализ становления и развития проблемы самостоятельной деятельности учащихся при изучении природы родного края; проанализировано современное состояние проблемы организации самостоятельных работ при изучении природы родного края, уточнены дефиниции основных категорий проводимого исследования; выявлена специфика самостоятельных работ по биологии; определены психолого-педагогические аспекты организации самостоятельных работ школьников (подходы, принципы, требования к организации).

Проведенный сравнительно–исторический анализ показал, что в истории педагогики и методики естествознания обращалось серьезное внимание на формирование самостоятельной активной личности, на использование самостоятельной работы в процессе обучения, на развитие у детей тяги к самостоятельности, умения самостоятельно наблюдать, делать выводы, исследовать, развить у учащихся самостоятельное логическое мышление. В трудах К.Д. Ушинского на основе тесного взаимодействия педагогической науки с физиологией и психологией разработана теория самостоятельной деятельности.

В российской школе с момента зарождения курса естествознания методисты считали, что при изучении природы родного края важно использовать самостоятельные работы: составление отчетов после экскурсий, составление гербария или коллекции объектов природы.

Анализ методической литературы показал, что методические аспекты использования самостоятельных работ при изучении краеведческого материала были разработаны ведущими отечественными методистами уже в 20-60 годы ΧΧ века. Накопленный богатый опыт по организации самостоятельной работы школьников не потерял своего значения и в настоящее время и может быть адаптирован к практике современного школьного биологического образования.

Теоретический анализ современного состояния проблемы организации самостоятельных работ при изучении природы родного края позволил уточнить дефиниции понятий «краеведение», «самостоятельная работа», «самостоятельная краеведческая работа». Под самостоятельной краеведческой работой мы понимаем способ учебной работы, где учащимся предлагаются учебные задания по изучению флоры и фауны своего края и руководства для их выполнения; работа проводится без непосредственного участия учителя, но под его руководством; выполнение работы требует от учащегося умственного напряжения.

Цель самостоятельной краеведческой работы развить у учащихся интерес к самостоятельному изучению природы родного края, выработать у них стремление к самостоятельной познавательной деятельности, развить у учащихся наблюдательность, творческое мышление и стремление самообразованию.

Специфика самостоятельной работы при изучении природы родного края на современном этапе определяется следующими чертами: активный поиск дополнительного материала; модульное и информатизационное обучение; использование электронных средств обучения и системы Интернет; проектная деятельность; стремление к самообразованию.

Проведенный анализ позволил систематизировать виды самостоятельных работ учащихся по изучению природы родного края: самостоятельные работы с дополнительной литературой (составление тестов и кроссвордов, написание и защита рефератов, подготовка докладов для выступления на конференции, подготовка к семинару); самостоятельные работы на лабораторно-практических занятиях и экскурсиях (подготовка отчетов по проведенной экскурсии, сбор и составление коллекций, определение видового состава различных типов животных и отделов растений, изучение натурального раздаточного материала, подсчет, измерение, сравнение объектов, обработка природного материала, постановка опытов в лабораторных условиях); самостоятельные работы с использованием информационных технологий (подготовка и показ презентаций, поиск дополнительного материала в Интернете, участие в заочных электронных конференциях); самостоятельные работы по выполнению проектов.

После уточнения основных категорий исследования изучили психолого-педагогические аспекты организации самостоятельных работ школьников по биологии. Выявленные в ходе анализа психолого-педагогические подходы (личностно ориентированный, деятельностный, компетентностный, индивидуальный) определяют ведущие идеи исследования, а принципы (наглядности, доступности, сознательности и активности, научности, системности и последовательности, связи теории с практикой) - требования к организации самостоятельных краеведческих работ (требования к содержанию рабочего руководства, требования к организации самостоятельных работ, требования к составлению рабочего руководства).

Мы рассмотрели различные дидактические требования, которые педагоги и методисты считают необходимым соблюдать при организации самостоятельных работ с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся (повышенная возбудимость, специфическая избирательность внимания, способность к абстрактному мышлению, стремление к самостоятельности), и дополнили их следующими:

- для организации самостоятельных краеведческих работ необходимо применять наглядный материал, как натуральный, так и изобразительный, в качестве самостоятельного источника знаний для создания проблемных ситуаций;

- необходимо для самостоятельного изучения школьникам предлагать наиболее доступный местный материал, а так же определять посильность самостоятельных работ при его изучении с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;

- важно организовать активную познавательную деятельность школьников при изучении природы родного края (проведение исследований и наблюдений в природе, лабораториях и на пришкольном участке);

- только систематическое использование самостоятельных работ при изучении краеведения на уроках можно рассматривать как эффективный способ формирования у школьников навыков самостоятельного добывания знаний;

- в самостоятельные краеведческие работы необходимо включать проведение учащимися собственных исследований в природе, самостоятельный поиск информации в Интернете, а так же выполнение разного вида проектов;

- необходимо формировать у школьников мотивацию самостоятельной деятельности, одним из способов является показ практической значимости самостоятельного изучения природы родного края.

Во второй главе «Методические аспекты организации самостоятельных краеведческих работ школьников» приведен анализ содержания школьной программы и учебного материала учебника по биологии для выявления возможностей организации самостоятельных краеведческих работ на примере раздела «Животные», изучена практика школы и проведен анализ методической литературы по организации самостоятельных краеведческих работ при изучении биологии.

Для анализа мы выбрали программу, разработанную авторским коллективом под руководством В.В. Пасечника, и учебник по разделу «Биология. Животные», В.В. Латюшина и В.А. Шапкина.

При изучении животных пояснительная записка программы нацеливает учителя на формирование у школьников учебных приемов работы с учебником, книгой, натуральными объектами, экранными пособиями, что способствует дальнейшему развитию интереса к предмету, познавательной самостоятельности учащихся. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдении. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету. В основных требованиях к знаниям и умениям учащихся 7 класса указывается, что учащиеся должны уметь определять виды птиц и животных по следу, вести наблюдения за объектами живой природы, давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам, работать с учебной и научно-популярной литературой, составлять план, конспект, реферат.

В учебник включены элементы краеведения. В некоторых темах по окончании изучения систематической группы животных представлены задания для самостоятельного наблюдения за представителями местной фауны (дождевой червь, дафнии, циклопы, насекомые различных отрядов, обитающих в вашей местности). Всего учебник содержит 8 заданий, из них связанных с краеведением - 6 (75%). В конце каждого параграфа дана система вопросов, ориентированных не только на усвоение содержания федеральной части стандарта, но и на усвоения краеведческого материала. Однако их очень мало: из 365 вопросов учебника только 18 касаются краеведения (5%). Все это свидетельствует о том, что текст учебника и его методический аппарат содержит минимум краеведческого материала, а использование самостоятельных работ при его изучении не выделяют на уровень отдельной задачи.

Проведенное анкетирование учителей биологии показало, что большинство учителей не организуют самостоятельную краеведческую работу учащихся (60,9%), вместе с тем довольно много учителей (39,1%) организуют самостоятельную краеведческую работу учащихся при изучении раздела «Животные». Практически все учителя организуют самостоятельную работу с учебником (89,1%) и дополнительной литературой для написания докладов (89,1%), однако экскурсии проводят не все учителя (9,3%). Назвать другие виды самостоятельных краеведческих работ школьников учителя затруднялись. Большинство учителей (90,6%) не разрабатывают задания для самостоятельных краеведческих работ школьников, используют только те задания, которые имеются в методической литературе. Многие учителя (92,2%) используют Интернет для подготовки к урокам, но в то же время всего 7,8% учителей дают задания для учеников, связанные с использованием Интернет-ресурсов. Проектную деятельность не организуют 95,3% учителей, только 4,7% находят возможность организовать проектную деятельность с краеведческой тематикой.

Среди причин, не позволяющих широко использовать в учебном процессе самостоятельную краеведческую работу школьников, учителя назвали: необходимость предварительной подготовки и учителя, и учеников к такой работе (14,1%), большую затрату времени на организацию и проверку (18,8%), отсутствие методических разработок (76,6%).

Таким образом, проведенный на данном этапе нашего исследования анализ содержания тем «Класс Птицы» и «Класс Млекопитающие» и анализ практики школы показал широкие возможности для реализации использования самостоятельных работ при изучении краеведческого материала и подтвердил необходимость разработки методики организации самостоятельных краеведческих работ школьников.

Анализ методической литературы позволил выделить наиболее эффективные способы организации самостоятельной краеведческой работы школьников (формы, методы, методические приемы): беседа, доклады, составление кроссвордов, составление коллекций, проведение исследований в природе, составление отчетов, работа с учебником, работа в живом уголке, работа с натуральными объектами, решение познавательных задач, заполнение таблиц, индивидуально-групповая работа, уроки на природе, уроки в музее, модульное обучение, проектно-исследовательское обучение, полевые практики, учебно-исследовательские экспедиции.

В третьей главе «Экспериментальная методика организации самостоятельных краеведческих работ в разделе «Животные»» сформулированы концептуальные положения исследования, приведена сконструированная нами модель методики организации самостоятельных краеведческих работ при изучении биологии, описана экспериментальная методика, приведен анализ результатов педагогического эксперимента.

Результаты теоретического этапа исследования позволили сформулировать концептуальные положения, раскрывающие актуальность проблемы самостоятельной краеведческой работы, определение этого понятия и его специфику, критерии отбора дополнительного краеведческого материала, требования к организации и к инструкции для самостоятельной краеведческой работы, ее цель и задачи, этапы ее организации, виды самостоятельных краеведческих работ при изучении биологии, взаимосвязь диагностики и результатов самостоятельной краеведческой работы.

На основе этих концептуальных положений сконструировали модель методики организации самостоятельных краеведческих работ при изучении биологии, включающую ряд компонентов: целевой, содержательный, организационно-процессуальный и результативно-диагностический (схема 1). Теоретический базис модели представлен актуальностью проблемы организации самостоятельной краеведческой работы, уточненным определением этого понятия и его спецификой, а теоретические основы определяют критерии отбора дополнительного краеведческого материала, требования к организации самостоятельной краеведческой работы, требования к инструкции для самостоятельной краеведческой работы.

Целевой компонент описывает комплекс цели и задач (образовательных, воспитательных, развивающих) организации самостоятельных краеведческих работ при изучении биологии, определенных на основе социального заказа и специфики самостоятельных краеведческих работ на современном этапе.

Содержательный компонент включает в себя стандарт школьного биологического образования, учебную программу и учебник по биологии, а так же дополнительный краеведческий материал, для отбора которого ввели специальные критерии.

Организационно-процессуальный компонент раскрывает единство этапов организации самостоятельных краеведческих работ и самого процесса выполнения разных видов самостоятельных краеведческих работ школьниками.

Результативно-диагностический компонент модели включает в себя промежуточную и итоговую диагностику усвоения знаний о флоре и фауне родного края, развития интереса к изучению биологии, стремления к самостоятельной познавательной деятельности по изучению природы родного края, стремления к самообразованию, а так же результат самостоятельных краеведческих работ - развитие интереса к самостоятельному изучению природы родного края, стремления к самостоятельной познавательной деятельности и стремления к самообразованию.

В сконструированной нами модели все компоненты взаимосвязаны и взаимозависимы. Для того, чтобы определить цели и сформировать задачи, которые определяют целевой компонент, необходимо выделить теоретические основы исследуемой проблемы. В свою очередь целевой компонент связан с содержательным, так как при разработке методики необходимо учитывать обязательный комплекс биологических понятий по изучаемому материалу и избранный дополнительный биологический материал.

Схема 3.1

Модель организации самостоятельных краеведческих работ при изучении биологии

Социальный заказ:

воспитание у учащихся стремления к непрерывному совершенствованию своих знаний и умения самостоятельно пополнять их и применять на практике



Технологизация образования: информатизационное обучение, использование электронных средств обучения и системы Интернет

Изменение учебного плана:

уменьшение часов на биологию



Специфика самостоятельной краеведческой работы

Активный поиск дополнительного материала

Модульное и информатизационное обучение

Использование электронных средств и системы Интернет

Проектная деятельность

Стремление к самообразованию

  1   2


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница