Организатор инноваций в школе — кто он и каковы его обязанности? А. Мирошниченко



Скачать 76.31 Kb.
Дата29.04.2016
Размер76.31 Kb.
Организатор инноваций в школе — кто он и каковы его обязанности?
А. Мирошниченко, доктор педагогических наук, профессор, Л. Штыкова, кандидат педагогических наук, Глазовский государственный педагогический институт им. В.Г. Короленко

Первая половина ушедшего десятилетия ознаменовалась помимо многого и прочего и лавинообразным ростом учительских идей, получивших гордое название «педагогических инноваций». Первоначально все это радовало и трактовалось как успех школьных реформ. Учебные дисциплины переносились из класса в класс, объединялись, сокращались, дополнялись новомодными рыночными составляющими, захватывали области профессионального образования. Лишь позднее стало приходить осознание, что не каждая идея достойна немедленной апробации на детях, что уровень их образованности и здоровья — это очень дорогая цена за возможность самовыражения педагога. Понимание того, что академические свободы необходимо уравновешивать академической ответственностью. В то время появилась в школе новая административная должность — заместитель директора по науке, научно-методической работе, экспериментальной, исследовательской и т.п.
Уже само многообразие наименований говорило о возлагаемых на нового зама надеждах. Именно в сферу его профессиональной деятельности и должна была входить организация педагогических инноваций, от их первоначальной оценки до полноценного внедрения в деятельность образовательного учреждения и пропаганды полученных результатов. К сожалению, надежды оправдались не в полной мере. Слишком неподготовленной оказалась обычная «средняя» российская школа к полноценному осуществлению такой деятельности. Со временем лавина «громких» педагогических инноваций постепенно стала иссякать. Энтузиазм, увы, не вечен и тоже требует материальной поддержки. Остался тяжелый, не признаваемый государством учительский труд, который многолик по своей сущности, но консервативен по критериям гуманизма, методам и формам реализации. Осталась в ряде школ и должность заместителя директора по науке и пр., но ее функциональные обязанности сегодня настолько разноплановы и глобальны, что сомнительна сама возможность их полного выполнения. Чем же конкретно должен заниматься этот заместитель в школе? Подобную постановку вопроса подтвердил и опрос, проведенный среди руководителей школ ряда районов Удмуртии (127 опрошенных). Подавляющее число (87%) заявили, что человек, занимающийся организацией педагогических инноваций, в школе, безусловно, необходим, но вот конкретно определить круг его профессиональных обязанностей они не смогли.
Строим модель

Исходя из того, что организатор педагогических инноваций (именно так в дальнейшем будем определять эту многообразно именуемую административную должность) все-таки нужен, мы попытались определить сферу доступной ему и необходимой школе деятельности. Для этого целесообразным представлялось построение и анализ соответствующей модели. При ее построении был использован метод групповых экспертных оценок. Выбор метода определялся тем, что, во-первых, экспертная оценка имеет вероятностный характер и основывается на способности эксперта давать информацию-оценку в условиях неопределенности; во-вторых, обобщенное коллективное мнение более достоверно; в-третьих, процесс реализации метода проходит по определенному алгоритму. Алгоритм построения модели профессиональной деятельности организатора педагогических инноваций в школе включал следующие этапы: формирование рабочей группы; формирование банка экспертов и экспертной группы; разработка рабочей группой пробной модели профессиональной деятельности организатора педагогических инноваций; экспертиза пробной модели; обработка результатов экспертизы и построение модели; экспериментальная апробация модели инноваций и ее корректировка.

К потенциальным кандидатам в эксперты были отнесены работники школ, непосредственно связанные со сферой предполагаемой деятельности, — директора школ, их заместители, председатели учебно-методических объединений, учителя высшей и первой квалификационной категории. Для получения информации о кандидатах в эксперты использовалась анкета, позволившая определить коэффициенты самооценки, взаимных рекомендаций, анкетных данных, аргументированности и компетентности. Эксперты, для которых был рассчитан коэффициент компетентности, составили банк экспертов. Из их числа была сформирована экспертная группа. Всего в экспертизе участвовало 114 экспертов. Анализ, полученной в результате экспертизы модели, позволил сформулировать следующие выводы.

Деятельность организатора инноваций в школе осуществляется на трех иерархических уровнях школьного управления: 1. Организатор подчиняется директору, для которого он является советником, консультантом, аналитиком, экспертом. 2. Организатор педагогических инноваций взаимодействует с заместителями директора, обеспечивает межпредметную координацию, проводит исследования по обновлению содержания, организации, технологий обучения и воспитания. 3.Организатор педагогических инноваций взаимодействует с научно-методическим советом школы (или подобной структурой), школьными кафедрами (внутришкольными учебно-методическими объединениями), творческими объединениями учителей и учащихся, специализированными функциональными службами (психологической, медицинской, социально-педагогической и др.) и непосредственно с учителями школы, учащимися и их родителями.

Организатор педагогических инноваций также взаимодействует с территориальными и региональными органами управления образованием, учреждениями системы повышения квалификации учителей, педагогическими вузами и колледжами региона, научно-исследовательскими лабораториями, издательствами и иными организациями, входящими в сферу интересов школы.

Исходя из перечисленных уровней можно заключить, что сегодня для обычной «средней» школы вряд ли следует рассматривать организатора педагогических инноваций как заместителя директора. Исключение составляют лицеи, гимназии, школы с углубленным изучением предметов. Скорее он является руководителем структурного подразделения, например, отдела педагогической экспертизы педагогических инноваций.

Его профессиональная деятельность в школе предполагает: сбор, обработку, систематизацию, накопление и использование информации о педагогических инновациях; ресурсное обоснование и определение механизма практической реализации инновационных процессов; разработку проектов, программ, положений по реализации инновационных процессов и их оценку по определенным критериям; разработку системы контроля за ходом и результатами экспертизы и внедрения педагогических инноваций.
Конкретные действия

Исходя из базовых управленческих действий, конкретизируем профессиональную деятельность организатора педагогических инноваций в школе.



Организатор инноваций:

1. Анализирует: тенденции развития системы образования в населенном пункте, городе, районе, регионе и пр.; возможности педагогического коллектива в осуществлении педагогических инноваций; потребности учащихся и их родителей в образовательных услугах, требу-ющих педагогических инноваций в школе; результаты экспертизы и внедрения педагогических инноваций в школе и возможности пропаганды полученного опыта.

2. Прогнозирует: возможные влияния изменений, происходящих в системе образования и иных социальных системах (населенного пункта, города, региона и пр.) на школу; потребности школы в педагогических инновациях; последствия внедрения педагогических инноваций в школе.

3. Планирует график и сочетание внедряемых педагогических инноваций.

4. Организует: создание в школе структур, обеспечивающих экспертизу и внедрение инноваций; мероприятия по повышению профессиональной компетентности участников инновационной деятельности; сбор и накопление информации о значимых для школы педагогических инновациях; систему контроля за ходом экспертизы и внедрения педагогических инноваций.

5. Координирует: совместную деятельность участников инновационных процессов; взаимодействие работников школы и представителей сторонних организаций в ходе внедрения педагогических инноваций.

6. Контролирует: соответствие хода экспертизы и внедрения педагогических инноваций и их результатов программам, планам, критериям, нормам; стимулирование инновационной деятельности в школе.

Фрагмент карты оценивания профессиональной деятельности организатора педагогических инноваций


Критерии приема на работу и аттестация

Дальнейшая конкретизация содержания базовых управленческих действий позволяет не только четко определить профессиональные обязанности, но и сформулировать критерии для приема на работу и при аттестации. Так, например, на стр.39 приведен фрагмент карты оценивания профессиональной деятельности организатора педагогических инноваций. При аттестации производится коллективное оценивание. Ее (соответствующим баллом, по определенным критериям) оценивают учителя, руководство школы и сам аттестуемый. Такое обобщенное мнение, осуществляемое и интерпретируемое по определенному алгоритму, представляется более объективным, чем применяемые методики. При приеме на работу кандидат сам заполняет карту, сопоставляя свои возможности с необходимыми. По истечении испытательного срока — повторное оценивание, но уже коллективное, позволит выявить существующую динамику.

Отметим, что представленные в этой карте градации действий носят обобщенный характер. Их содержание, несомненно, должно варьироваться применительно к возможностям конкретного общеобразовательного учреждения. Дальнейшая конкретизация содержания базовых управленческих действий организатора педагогических инноваций возможна до описания технологии реализации включительно. Это позволяет разрабатывать программы их подготовки и самоподготовки.
* * *

Представленное исследование хоть и определяет, кто же такой организатор инноваций в школе, но является лишь минимальной частью необходимых исследований по управлению инновационными процессами. Действительно, сегодня далеко не каждая школа может позволить себе психолога, социального педагога, заместителя по науке, организатора инноваций и пр. Всем, кто непосредственно не стоит у доски, реально грозит сокращение. И объяснение вполне понятно — нет денег в регионе, городе, селе. Также вполне понятно, что Россия по своему интеллектуальному и материальному потенциалу не может вечно быть нищей. Пусть через пять, десять, пятнадцать лет, но российская экономика позволит учителю думать не только о хлебе насущном. И к последующему за этим росту педагогических инноваций необходимо целенаправленно готовиться, в первую очередь, решая кадровую проблему. Подготовка квалифицированных организаторов инноваций — задача не одного года. И решать ее необходимо сегодня, иначе опоздаем.



Журнал «Директор школы», № 7, 2003


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница