Основная образовательная программа Москва 2012 Паспорт программы: Наименование программы



страница1/6
Дата30.04.2016
Размер0.89 Mb.
  1   2   3   4   5   6
Департамент образования города Москвы

Северное окружное управление образования

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №662

«Утверждаю» «Согласовано» «Рассмотрено»

Директор школы Управляющим на заседании

советом методического

______ Тимошенко Е.М. протокол № совета

«___» ____ 2012г. «___» ____ 2012г. «___» _____2012г.

Грищенко Н.Н. Шульгина И.Б.

____________ ____________



Начальное общее образование

Основная образовательная программа

Москва 2012



Паспорт программы:

Наименование программы

Начальное общее образование основная образовательная программа

  1. Основания для разработки программы

  • Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 №3266-1 (в редакции Федеральных законов от 13.01.1996г. № 12-ФЗ; от 16.11.1997г. № 144-ФЗ; от 07.08.2000г. № 122-ФЗ);

  • Конвенция о правах ребенка (принята Генеральной ассамблеей ООН 20 ноября 1989г.);

  • Национальная доктрина образования в Российской Федерации;

  • Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ МО и Н РФ №373 6 октября 2009г., зарегистрирован Минюстом России 22.12.2009, рег. № 17785);

  • Требования ФГОС НОО с изменениями, которые вносятся в ФГОС НОО, утвержденные приказом МО и Н РФ от 26 октября 2010г. № 1241;

  • Закон города Москвы от 10.03.2004г. № 14 «Об общем образовании в городе Москве», изменения к нему;

  • Типовое положение об образовательном учреждении (Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении» от 19.03.2001г. № 196 в редакции Постановления Правительства РФ от 23.12.2001г. № 919);

  • «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10» от 29.12.2010г. № 189;

  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации «О соблюдении Законодательства РФ при применении новых образовательных технологий в образовательных учреждениях» от 01.06.2001г. № 22-06-770;

  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях (Приказ МО и Н РФ от 24 декабря 2010г. №2080);

  • Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федерального учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждения Российской Федерации, реализующих программы общего образования» от 09.03.2004г. № 1312 (в редакции от 20 августа 2008 года № 241);

  • Государственная программа города Москвы на среднесрочный период (2012-2016 г.г.). Развитие образования города Москвы («Столичное образование»), утвержденная постановлением Правительства города Москвы от 24.09.2011г.;

  • Окружная программа развития образования в 2012-2016г.г. «Качество образования как фактор личностного развития и социализации детей и молодежи Северного административного округа города Москвы» (утверждено решением Коллегии Северного окружного управления образования Департамента образования города Москвы

15 декабря 2011года)

  • Устав ГБОУ СОШ № 662 (ОГРН 1027700460347, редакция № 3)

  • Образовательная программа начального общего образования (2009-2011)

  • Программа экспериментальной деятельности в рамках функционирования городской экспериментальной площадки (приказ ДО города Москвы № 636 от 12.09.11)

  1. Разработчик программы

Педагогический коллектив ГБОУ СОШ № 662, Директор ГБОУ СОШ

№ 662 Е.М. Тимошенко, заместитель директора по УВР Iступени обучения

Л.С. Гаврина; педагог-организатор, к.п.н.

И.Б. Шульгина.



  1. Исполнители программы

Педагогический коллектив, в том числе учителя начальных классов, педагоги дополнительного образования, психологическая служба ГБОУ СОШ № 662.

  1. Подпрограммы

  1. Программа городского оздоровительного летнего лагеряна базе ГБОУ СОШ

№ 662 «Москва – дом, открытый для нас»

  1. Этапы и сроки реализации программы.

Программа реализуется в один этап с 2012 по 2014 годы. Полное ресурсное обеспечение деятельности педагогического коллектива по внедрению ФГОС НОО, мониторинг и диагностика педагогического результата по основным целевым показателям программы.

  1. Цель программы.

Обеспечение соответствия качества начального общего образования требованиям федеральных государственных образовательных стандартов на основе внедрения компетентностного подхода.

  1. Основные задачи программы

  • Достижения обучающимися основных результатов образования;

  • Сформированности предметных и универсальных способов действий;

  • Сформированности системы опорных знаний, обеспечивающих возможность продолжения образования в средней школе;

  • Достижения каждым обучающимся индивидуального достижения прогресса в основных сферах личностного развития;

  • Сформированности нравственных эмоционально-ценностных ориентаций;

  • Развитие навыков осознанного отношения к своему здоровью, сформированность навыков здорового образа жизни;

  • Обеспечение логической взаимосвязь урочной и внеурочной видов деятельности как условия социализации обучающегося;

  • Внедрение системы оценки внеучебных достижений обучающихся;

  • Организация различных социальных практик для обучающихся, в том числе на основе самоуправления;

  • Обеспечение социализации личности на основе нравственных традиционных ценностей российского общества;

  • Создание педагогической среды, способствующей развитию культуры личности ученика и учителя;

  • Развитие системы психологического сопровождения процесса образования и психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося;

  • Создание единого информационного пространства для всех участников образовательного процесса через внедрение информационно-коммуникативных технологий в образование;

  • Создание условий для инновационной деятельности педагогического коллектива в рамках функционирующей экспериментальной площадки;

  • Развитие научно-методической базы образовательного процесса;

  • Установление взаимодействия с организациями социальной сферы (социальными партнерами)

  • Совершенствование материально-технической базы школы;

  • Развитие механизма общественного соуправленияобразовательным процессом.

  1. Основные мероприятия программы

8.1. Пояснительная записка.

8.1.1. Актуальность и обоснования

Программы.

8.1.2. Основные принципы построения Программы.

8.1.3. Планируемые результаты освоения обучающимисяПрограммы.

8.1.4. Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы.

8.2. Учебно-методическое обеспечение Программы.

8.2.1. Программа формирования универсальных учебных действий.

8.2.2. Программы по учебным предметам НОО (краткая характеристика).

8.2.3. Внеурочная деятельность НОО.

8.2.4. Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализацияНОО

8.2.5. Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.

8.3. Механизм реализации Программы.

8.3.1. Учебный план НОО.

8.3.2. План внеурочной деятельности НОО

8.3.3. Мероприятия по обеспечению индивидуальной коррекции освоения образовательной программы НОО обучающимися

8.4. Условия реализации Программы.

8.4.1. Кадровые условия реализации Программы.

8.4.2. Использование современных информационных и коммуникационных технологий, информационное обеспечение реализации Программы.

8.4.3. Материально-технические условия реализации Программы.

8.4.4. Финансовые условия реализации Программы.

8.4.5. Управление реализацией Программы.

8.4.6. Способы представления результатов реализации Программы.



1.Пояснительная записка

1.1. Актуальность и обоснование образовательной программы в условиях реализации компетентностного подхода в формировании образовательной среды начальной школы.

В современных условиях развития общества и образования важнейшими условиями успешности в социализации каждого члена общества являются его способность выстраивать социальные и экономические отношения, поддерживать свою конкурентоспособность. В соответствии с этим на первый план выходят такие качества личности, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения.

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» ориентирует общество на «формирование принципиально новой системы непрерывного образования, предполагающей постоянное обновление, индивидуализацию спроса, возможностей его удовлетворения». Поэтому необходимо учить личность, начиная со ступени начального общего образования, постоянно самостоятельно обновлять те знания и навыки, которые обеспечивают ее успешную учебную и внеучебную деятельность, формировать готовность осваивать требования основного и полного среднего общего образования, совершать в будущем обоснованный выбор своего жизненного пути и соответствующей способностям, общественным потребностям профессии.

Таким образом, следствием быстрого обновления знаний становится требование непрерывного образования на основе умения учиться. Сегодня происходит изменение парадигмы образования – от парадигмы знаний, умений и навыков к парадигме развития личности учащегося. Ключевой характеристикой такого образования становится не только передача знаний и технологий, но и формирование компетентностей.

«Компетентность – новое качество субъекта деятельности, проявляющееся в способности системного применения знаний, умений, ценностных установок и позволяющее успешно разрешать различные противоречия, проблемы, практические задачи в социальном, профессиональном и личностном контексте. Компетентность – объективный результат освоения компетенций конкретной личностью» (ФГОС, раздел 3 «Термины, определения, сокращения» стр.5)

Таким образом, в современном мире декларированное знание само по себе перестает быть ценностью. Существенным становится не то, что нового узнал учащийся, а тому чему он научился. Компетентностный подход обозначает необходимость развивать у учащегося способность к учению, умение обучаться в течении всей жизни, выбирать профессиональный путь. В настоящее время деятельность человека все в большей степени становится принципиально инновационной. Существенно сокращается значимость и сужается круг репродуктивной деятельности, связанной, как правило, с использованием профессиональных технологий, растет инновационная активность человека во всех областях его деятельности. Эти процессы и тенденции могут получить дальнейшее эффективное развитие только в условиях становления инновационной системы образования – системы, ориентированной на новые образовательные результаты. Среди содержательных ориентиров развития системы образования следует выделить так же социокультурные взаимодействие в гражданском обществе, т.е. необходимо обеспечить баланс интересов личности, семьи, общества и государства:



  1. Профессиональное сообщество озабочено набором знаний и умений по отдельным предметам;

  2. Семья ждет от образования возможностей личностного и карьерного успеха;

  3. Общество ставит вопрос о социальной мобильности и формировании модели адекватного социального поведения молодежи;

  4. Государство заинтересовано в воспитании ответственных и законопослушных граждан и в обеспечении безопасности

Все эти интересы согласованы в федеральных государственных образовательных стандартах.

Начальное образование выступает важнейшим средством самореализации и самоутверждения ребенка как субъекта, уже способного определить цель, смысл и ценность требований современной культуры к учебной, семейно-бытовой, досуговой деятельности человека. Формируемые на данной ступени компетенции обеспечивают не только дальнейшее развитие ребенка, но и активное восприятие и осмысление текущей повседневной жизни, получение удовлетворения от умелого проявления, приобретаемых в процессе взросления знаний и умений.



Актуальность программы заключается в том, что умение учиться, составляющее основу личностного развития учащегося, означает умение учиться познавать и преобразовывать мир, ставить проблемы, искать и находить новые решения, учиться сотрудничать с другими людьми на основе уважения и равноправия. Также, все выше изложенное подтверждает актуальность деятельности педагогического коллектива по реализации компетентностного подхода в формировании образовательной среды начальной школы на основе внедрения в практику федеральных государственных образовательных стандартов.

1.2. Основные принципы построения программы, направления деятельности педагогического коллектива, цель и задачи.

1.2.1 Основные принципы построения программы:

  • Гуманизация

ГУМАНИЗАЦИЯ — реализация принципа мировоззрения, в основе которого лежит уважение к людям, забота о них, убеждение в их больших возможностях к самосовершенствованию.Гуманизацияобразования направляется на подготовку гуманистической личности и исходит из признания самоценности человека, его прав на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей. В основе гуманизации образования - человеколюбие, признание за обучаемыми права на всестороннее развитие, создание для этого подлинно человеческих условий

  • Культуросообразность

Культуросообразность обучения - принцип образования, рассматривающий само образование как социальный институт с функцией культурного воспроизводства человека или воспроизводства культуры человека в обществе. Принцип "культуросообразностиозначает обучение в контексте культуры, ориентацию образования на характер и ценности культуры, на освоение ее достижений и ее воспроизводство, на принятие социокультурных норм и включение человека в их дальнейшее развитие.

  • целостность

Принцип целостности в образовании означает единство, полноту и общность целей образования, образовательного пространства.

  • вариантивность

Вариативность образования – один из основополагающих принципов и направление развития современной системы образования в России, предполагающий предоставления выбора нескольких вариантов развития образовательной траектории

  • индивидуализация

Индивидуализация – процесс  выделения человека  как относительно самостоятельного субъекта  в ходе исторического развития обществ, отношений; процесс дифференциации общих для данной социальной группы (класса,  социального слоя) жизненных условий и замены их все более специфическими

  • дифференциация

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ(выделение, разграничение) - реализуется через внедрение индивидуально-ориентированных моделей и технологий обучения, существенно расширяющих возможности развития школьников в социальной, интеллектуальной, художественной и биофизической сферах. Одним из условий повышения эффективности этих процессов является адекватный учёт индивидуальных психофизиологических особенностей обучающихся на всех этапах полного цикла обучения.

  • преемственность

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ—связь между явлениями в процессе развития в природе, обществе, познании, когда новое, сменяя старое, сохраняет в себе его некоторые элементы. В обществе означает передачу и усвоение социальных и культурных ценностей от поколения к поколению; в образовании – связь между различными этапами или ступенями обучения.

  • системность

Принцип системности — это принцип поиска и определения связей, целостности, сопоставления свойств, нахождения границ внутренней и внешней среды.

  • открытость

Свойство, характеризующееся наличием свободы распространения информации, откровенностью, правдивостью, доверчивостью.

  • творческая активность личности

Активность личности (от лат. activus – деятельный), деятельное отношение человека к миру, способность человека производить общественно значимые преобразования материальной и духовной среды на основе освоения общественно-исторического опыта человечества; проявляется в творческой деятельности, волевых актах, общении.

1.2.2.Основные направления деятельности педагогического коллектива

определяются требованиями:



  • к структуре образовательной программы;

  • к условиям реализации образовательной программы;

  • к результатам ее освоения.

Структура образовательной программы предполагает освоение школьниками обязательной части учебных программ и возможность занятий в творческих объединениях системы дополнительного образования, организованную внеурочную деятельность. Данная программа ориентируется на контингент учащихся и родителей, в том числе поликультурный контингент; учтены личностный и профессиональный потенциал родителей, школьные традиции внеклассной и воспитательной работы, возможности городской среды и социальных партнеров.

Программа опирается на инновационный опыт школы, являющейся городской экспериментальной площадкой по проблеме «Компетентностный подход в формировании образовательной среды начальной школы». Одним из приоритетов реализации данной основной образовательной программы является развитие информационных технологий и создание информационной образовательной среды.

Условия реализации основной образовательной программы включают в себе кадровые, материально-технические, научно-методические ресурсы. Структура основной образовательной программы (ООП) соответствует ФГОС.

ООП обеспечивает:


  • гарантию прав учащихся на образование (доступное и качественное);

  • оптимизацию образовательного процесса (оптимальные способы организации учебной деятельности и сотрудничества, познавательной, творческой, художественно-эстетической и коммуникативной деятельности);

  • эффективное использование современных технологий обучения;

  • обеспечение условий для самореализации, самоопределения личности и сохранения здоровья учащихся;

  • использование современного материально-технического обеспечения образовательного процесса;

  • информационное и психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса.

1.2.3.Цель программы:

Обеспечение соответствия качества начального общего образования требованиям федеральных государственных образовательных стандартов на основе внедрения компетентностного подхода.

Основные задачи программы:


  • создание условий для формирования личной успешности обучающихся;

  • обновление структуры учебно-воспитательного процесса с учетом перехода на обучение в соответствии с ФГОС всех классов начальной школы;

  • создание условий для достижения обучающимися основных результатов образования:

  • сформированности предметных и универсальных способов действий;

  • сформированности системы опорных знаний, обеспечивающих возможность продолжения образования в средней школе;

  • индивидуального достижения прогресса в основных сферах личностного развития каждым обучающимся;

  • сформированности нравственных эмоционально-ценностных ориентаций;

  • формирование и развитие навыков осознанного отношения к своему здоровью, сформированность навыков здорового образа жизни;

  • обеспечить логическую взаимосвязь урочной и внеурочной видов деятельности как условия социализации обучающегося;

  • внедрение системы оценки внеучебных достижений обучающихся;

  • организация различных социальных практик для обучающихся, в том числе на основе самоуправления;

  • обеспечение социализации личности на основе нравственных традиционных ценностей российского общества;

  • создание педагогической среды, способствующей развитию культуры личности ученика и учителя;

  • развитие системы психологического сопровождения процесса образования и психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося;

  • создание единого информационного пространства для всех участников образовательного процесса через внедрение информационно-коммуникативных технологий в образование;

  • создание условий для инновационной деятельности педагогического коллектива в рамках функционирующей экспериментальной площадки;

  • развитие научно-методической базы образовательного процесса;

  • установление взаимодействия с организациями социальной сферы (социальными партнерами)

  • совершенствование материально-технической базы школы;

  • развитие механизма общественного соуправленияобразовательным процессом.

1.3. Планируемые результаты освоения обучающимися программы

1.3.1.Планируемые результаты разработаны на основе требований к освоению основных образовательных программ и учитывают содержание базисного учебного плана, фундаментального ядра содержания общего образования, программы формирования универсальных учебных действий (УУД), системы оценки, а также потребности учащихся, родителей и общества. Планируемые результаты освоения основных образовательных программ (предметных программ начального общего образования) являются одним из механизмов выполнения требований, заложенных в федеральном государственном образовательном стандарте.

Планируемые результаты отражают уровень достижения обучающимися следующих основных результатов начального общего образования, сформулированных в требованиях стандарта:



  • формирование предметных и универсальных способов действий, а так же опорной системы знаний, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;

  • воспитание основ умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач;

  • индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции.

Планируемые результаты соответствуют основным подходам к разработке стандарта:

  • пониманию основного результата образования как индивидуального прогресса в основных сферах личностного развития, достигаемого путем освоения универсальных и предметных способов действий, ведущих идей и ключевых понятий; достижения на этой основе способности к развитию «компетентности обновлению компетенций»;

  • пониманию сущности учебного предмета и его специфики на основе системно-деятельностного подхода, согласно которому содержание и структура учебного предмета задают требования к организации учебной деятельности, в ходе которой учащиеся, совершая определенные, специфичные для данного учебного предмета действия, осваивают универсальные и предметные способы действий, ключевые понятия, теории, существенные свойства изучаемых объектов и отношения между ними;

  • пониманию основного результата образования как общественного договора, что предполагает дифференциацию и индивидуализацию учебного процесса, признание за учеником права выбора уровня освоения планируемых результатов.
  1   2   3   4   5   6


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница